Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хронолог-кий, функцион., социолог-кий и психо-соц. подод к поним. феномена поздних лет. Теория старения. Теория «разобществления».




Теории старения: 1. Биолог.теории старения. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть явл. базовыми, сущностными биолог.свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая челзка. 2. «Программированное» старение. Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедея-сти, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции.

Теория разобществления. Представители утверждают неизбежность ограничения коммуникаций стареющего чел-ка с др. людьми социума. С выходом на пенсию утрачиваются прежние соц. роли, снижается доход, ухудшается здоровье. Пожилой человек переживает утрату и отдаление близких людей, друзей. Сужается круг его интересов. Постепенное разрушение соц. связей, снижение поступающей инф-ции, падение активности ускоряют процесс старения.

5 типов приспособления ч-ка к старости:

1. Конструктивная установка, когда ч-к внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоц. контактами с окружающими, критичен в отнош. самого себя, полон юмора и терпимости в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его проф. карьеру, оптим-ски относится к жизни, рассматривает смерть как естеств. явление, не выражая отчаяния и сожалений.

2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Не имеют высоких жизн. стремлений и легко оставляют проф. занятия. Семейн. среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутр. гармонии, поэтому они не страдают от эмоц. неуравновешенности и стрессов.

3. Защитная установка характерна для самодостаточных людей, поглощенных проф. д-тью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собств. мнение, не любят говорить о своих проблемах.

4. Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и предъявляют массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, обществу в целом. Они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастн. издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

5. Установка враждебности, но направленная на самого себя, хар-на лицам с отриц. жизн. балансом, кот.избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, напротив, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовл-ная потребность в любви и сочувствии явл. поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматр-ся ими как освобождение от страданий.

Соц.-псих. типы старости (по И.С. Кону): 1) активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуж. отдых, продолжают участвовать в общ. жизни, в восп-нии молодежи и так далее, живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности; 2) второй тип хар-тся тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них не было времени: самообраз-ем, отдыхом, развлечениями и т.д.. 3) третий тип, который преимуществеено составляют женщины, находят главное приложение своих сил в семье. 4) четвертый тип – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собств. здоровье.

Особ-сти личности стар.чел-ка: сужение интересов, эмоц. неуст., эгоцентризм, недов. к людям, треб-сть, обид-сть и т.д.

 Для периода поздней взрослости хар-ны специф-ские изменения в эмоц. сфере. Как правило, это неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервн. возбуждение) чел-ка, со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах.

Исследования ученых Калифорн-го унив-та показали, что люди, обладающие эмоц. и психол. устойчивостью и активностью в 30 лет, сохраняют жизн. энергию и в 70 лет. Те же, кто был подвержен депрессиям, страхам, комплексу неполноценности в молодости, остаются такими же до конца дней.

Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах: мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты хар-ра, более свойств.женщ-м, в то время как пож. женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции склонности пожилых людей к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и сниж. способности справляться со сложными ситуациями.

Набл-ся сужение круга интересов за счет выполнения проф. привязанностей. В общении с окруж-ми уже преобладают разговоры на быт.темы, обсуждение телеᴨередач, семейных событий, усᴨȇхов или неудач детей и внуков.

Взаимоотн. пож. людей с институтом своих взр. детей. Полож. показатели возраста: жизн. мудрость, баз-ся на опыте, потр. в перед.накопл. опыта.

Как правило, чел-к в возрасте 60 лет и старше имеет взрос. детей, имеющих свои семьи, то есть этот чел-к одновременно и родитель, и бабушка или дедушка. Одна из проблем развития пожил.чел-ка состоит в том, что он отказывается от своего индивид. жизн. пути и полностью погружается в жизнь своих детей и внуков. На деле это выглядит так, что режим жизни подчинен интересам детей, все время занимают их проблемы и жизнеустройство, сужается круг общения со сверстниками и т. п.

Ситуация «опустошенного гнезда». Психол. содержание проблемы заключ. в том, что возникает противоречие между сложившимся образом жизни, который включает общение с молодым поколением в семье, образ жизни, при котором много времени занимала забота о детях и внуках, и необходимостью изменить, освоить новый образ жизни. А в этой новой жизни оказывается очень много свобод.времени, нет ориентиров на других, пусть и близких людей.

 Мудрость — это экспертная система знаний чел-ка, ориентированная на практ. сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

 Большинство исследователей сходится на том, что мудрость — это когнитивное свойство чел-ка, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью чел-ка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...