Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебн. д-сть как ведущая. Структура учеб.д-сти: мотивация, уч. задача, уч. операция, контроль, оценка.
Вед.д-сть в млад. школьн. возрасте — учебная д-сть. Ее хар-ки: результативность, обязательность, произвольность. Основы учебн. д-сти закладываются именно в первые годы обуч-ия. Учебн. д-сть должна строиться с учетом возрастн. возможностей детей и должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний. Структура учебной д-сти (по Д.Б. Эльконину): 1. Мотивация.Мотивы учения: • познавательные (направленные на овлад. знаниями, способами получения знаний, приемами самост. работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосоверш-ния); • социальные (ответственность, понимание соц. значимости учения, стремление занять опред. позицию в отношениях с окруж-ми, получить их одобрение); • узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу. 2. Учебная задача.(т.е. система заданий, при выполнении которых реб-ок осваивает наиболее общие способы действий). 3. Учебные операции.(это изменения учеб-го материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.) 4. Контроль. (это указание на то, правильно ли ученик осущ-ет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебн. д-сти реб-ок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю). 5. Оценка.(определение того, достигли ученик результата или нет.)
Понятие «психол. готовность» к школьн. обучению. Анализ сущ-щих подходов к определению готовности реб-ка к школе. Под психолог.готовностью к школ. обучению понимается необходимый и достаточный уровень психич. развития реб-ка для освоения школьн. учебн. программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обуч-ия попадала в «зону ближайшего развития» реб-ка. Психолог.готовность к школе включает в себя следующ. параметры психич. развития: 1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. У реб-ка должен существовать познават. интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. 2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требов. учителя. 3) определ. уровень интеллект.развития, подразумевающий владение реб-ком простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет чел-ку сравнивать различ.предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. 4) Хорошее развитие фонематического слуха.Под фонематич. слухом понимается способность чел-ка слышать отдельн. фонемы, или звуки в слове.
Условия формир. реалистичн. самооценки в средн. детстве. Школьн. оценка непосред-но влияет на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечн-ми и троеч-ми, хорошими и средн. учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответ-щих качеств. Оценка успеваемости в начале школьн. обучения, по существу, явл. оценкой личности в целом и определяет соц. статус ребенка. У отличников складывается завыш. самооц-ка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематич. неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Для развит.у детей адекватной самооц-ки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психолог. комфорта и поддержки. Учителя, отличающ-ся высоким проф. мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу уч-ков, но и донести свои положит.ожидания до каждого ученика, создать положит. эмоц. фон при любой, даже низкой оценке.
Влияние семьи на психо-соц. развитие в средн. детстве (развод род-лей, неполн. семьи, смешан.семьи). Большое значение имеют стиль семейн. восп-ния, принятые в семье ценности. Дети с завыш. самооц-кой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завыш. сам-кой, внимание к личности реб-ка сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизит.наказаниям и охотно хвалят, когда реб-к того заслуживает. Дети с пониженной само-кой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия род-лей к детям и друг к другу.
Отношения со сверстн. и соц. компетентность в период средн. детства. Кризис отрочества. Новообразования возраста. Дружеск отнош-я в период сред.детства, как правило, принимают форму обладания «лучшими друзьями»; позже появляются групповые друж. отношения. Почти все дети имеют односторонние друж. отношения; взаимность присутствует далеко не во всех этих отношениях. Группы сверстников управляются групповыми нормами; в группах сверс-ов некоторые дети явл. лидерами, а некоторые — ведомыми. В группах свер-ков есть популярные и непопул. дети; популярность и статус в группе свер-ков опред-ся многочисл-ми хар-ками реб-ка и его поведения. Существование «своих» и «чужих» закладывает основу для предубеждений и дискриминации. Давление группы свер-ков, принуждающее соблюдать групповые нормы, в течение средн. детства повышается, друж. отношения между представителями разных этнич. групп обычно прекращаются и чаще всего начинается рост предубеждений. Кризис отрочества (предподростковый) – в 9-11 лет - кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. 1. Мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции, исчерпана: учеба превратилась в одну из обязанностей, прежние мотивы учения (одобрение) не действуют. 2. Симптомы: отриц. отношение к школе и к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебн. задания, конфликты с учит-ми. 3. Перед реб-м встают новые задачи, проблемы, кот.он вынужден решать: проверка себя и сравнение с другими; новые условия обучения (классная система, разные учителя). 4. Психол. содержание кризиса: размышления о себе как личности, пределах своих возможностей; идёт ориентировка на свои качества и умения как основное условие решения любых задач. 5. Наблюд-ся стремление к нарочитой взрослости. Вероятность попасть в «плохие» компании, заиметь плохие «взрослые» привычки (сигареты, выпивка) из-за желания казаться взрослым. 6. Ведущая д-сть – общение со сверстниками.
Проблемы психич. развития в младш. школьном возрасте. Проблемы:• трудности освоения учебн. дея-сти (несформированность мотивов учения; произвольная регуляция поведения; синдром дефицита внимания и гиперактивности);• сложности адаптации к новой соц. ситуации;• эмоц. неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контр.работ, тревожность, плохое настроение, физич. наказания со стороны род-лей, несоответствие ожиданиям род-лей);• низкая самооценка. Факторы, определ-щие проблемы психич. развития в млад.школ возрасте: • физич. здоровье; • особенности школы как института обр-ния (требования, содержание, хар-р образов-ной среды, включая психолог. климат, безопасность); • первый учитель (его концепция, профессионализм, личностные особенности, проф. установки); • психолог. готовность к обучению; • семейная ситуация (состав семьи, взаимоотношения, матер. положение, стиль восп-ния и т. п.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |