Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когнитивные теории развития. Учение Ж.Пиаже об интелект. развитии.




Когнитивное направление возн-ло в 60-е г. в США.

Особенности когнит. теории: - Люди понимаются как активные существа (субъекты). - Развитие понимается как процесс эволюции мыслит.структур или способов обработки инф-ции. Изучается познават. сфера чел-ка. - Изучается стадиальное изменение структуры интелекта.

Ж.Пиаже занимался изуч. структуры интеллекта.

Согласно Пиаже важно выявлять сами процессы мышления.

Интеллект - это инструмент приспособления организма к окруж. миру.

Знание добывается не из субъективных состояний и не из самого объекта, а из процесса взаимодейсвия субъекта с объектом.

Реб-к как и взрослый имеет опред схемы действий. У младенца они простые, и очень сложные у подростка.

Для того, чтобы решать проблемы испол-ся 2 механизма:

1. Ассимиляция. (это процесс включения новой инф-ции в соответствии с уже имеющимися схемами интелекта. Инф-ция уподобляется структуре интелекта).

2. Аккомодация. (это акт изменения мыслит. структур при несоответствии новой инф-ции об объекте наличным схемам, когда они уже готовы для этого изменения).

В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объеденены и их сочетание даёт адаптацию.

Завершает адаптацию установление равновесия, т.е. гомеостаз - когда требования среды с одной стороны и схемы действий, кот.реб-к владеет с другой, приходит в соответствие.

Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже: 1. Сенсомоторная стадия (0 - 1.5/2 года). 2. Дооперационная стадия (2-7 лет). 3. Стадия конкретных операций (7 - 11/12 лет). 4. Стадия формальных операций (11/12 - 14/15 лет).

 

Кризис 3-х лет и его псих.сущность.

 Кризис 3х лет - это граница между ранним и дошк. возрастом.

Выготский описыв. 7 характеристик кризиса 3х лет:

1. Негативизм. Реб-к даёт негат. реакцию не на само действие, кот.он отказ. выполнять, а на требование и на просьбу взрослого. Реб-к не делает что-то только потому, что это предложил ему опред. взрослый чел-к. Главный мотив действия - сделать наоборот.

2. Упрямство. Это реакция реб-ка, кот.настаивает на чём-то не потому, что уму это очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением счит.

3. Строптивость. Реб-к стремится настоять на своих желаниях и не доволен всем, что ему предлагают и делают другие.

4. Своеволие. Это гипертрофированная тенденция к самостоятельности. Т.е. реб-к хочет решать всё сам и делать всё сам.

5. Протест - бунт. Постоянные конфликты с род-ми. Состояние войны со взрослыми.

6. Деспотизм. Реб-к проявляет свою власть над окруж-ми его взрослыми. Может проявится ревность, если несколько детей.

7. Обесценивание. Что раньше было интнтересно и дорого начинает обесцен-ся, следовательно меняется отношение к себе и к др. людям.

Понятие нравств. развития у Л. Колберга. Стадии формир-ния моральн. суждений.

Теория Лоуренса Колберга предполаг. существование универс-х этапов нравств. становления. Исследуя чел-кие реакции на ряд мор-х дилемм, Колберг установил, что существенным для нравств. развития явл. не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению. 

Согласно Колбергу, сущ. два фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к др.: 1. Неравновесное состояние: реб-к сталкивается с моральн. проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно род-й. 2. Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способ-сть рассматривать проблемы с точки зрения др. людей.

Колберг выдел.следующие уровни нравств. развития:

1. Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и мор-й кодекс взрос.людей. 2. Конвенционный уровень: дети считают, что общ-ые правила и ожидания др. людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. 3. Постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании этич. принципов.

Кольберг пришел к выводу, что в развитии мор-го суждения существ.б стадий:  1) Ориентация на наказание (подчинение правилам, чтоб избежать наказания). 2) Ор-ция на вознаграждение (подчин. с целью получить вознагр-ние). 3) Ор-ция типа «я хорош. мальчик/девочка» (подчинение с целью избеж. неодобр. других). 4) Ор-ция на авторитет (придеож-ся законов и соц. правил, чтобы избежать осужд-я авторитетами). 5)Ор-ция на соц. соглашения (действия по принципам, широко признаваемым важным для общ-го благополучие). 6) Ор-ция на этич. принципы (действия согласно самостоятельно выбранным этич. принципам, обычно ценящим справедливость, достоинство и равенство).

 

Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. Две группы ведущих деятельностей (по Д.Б.Эльконину).

 

Теория периодизации психич. развития детей Эльконина основ.на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутр. изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности реб-ка.

Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития можно разделить на этапы, включающие в себя периоды детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие три этапа:

1) дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет); 2) младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет); 3) средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет).

Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов:

1.Младенчество: от рождения до 1 года. 2. Раннее детство: от 1 года до 3 лет. 3. Млад.и сред. дошк. возраст : от 3 до 4-5 лет. 4. Стар.дошк. возраст: от 4-5 до 6-7 лет. 5. Млад.школ. возраст: от 6-7 до 10-11 лет. 6. Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет. 7. Ранний юнош. возраст: от 13-14 до 16-17 лет.

Каждый из этих возр. периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов об-ния и восп-ния.

 

Л.С. Выготский о стадиальности развития. Возрастная периодизация.

 

Для Л.С.Выготского развитие - это, прежде всего

возник-ние нового. Стадии развития хар-ся воз-ми

новообразованиями - качествами или свойствами, кот.не было раньше в готовом виде. Источником развития явл. соц. среда.

Л.С.Выготский установил 4 осн. закона детского развития: 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни реб-ка определ-ся тем, какое место он занимает в циклах развития. 2.Неравномерность. Разные стороны личности, в том числе психич. ф-ции, развив-ся неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе, поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к колич-ным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии реб-ка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыд. этапе, отмирает или преобразуется.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...