Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Переход от новорожд. к младенчеству. «Компл. оживления»




Возр. псих.как отрасль совр. психол. науки: предмет, задачи, осн. пон. Взаим. с др. науками.

Возр. психология - это область знаний, акцентирующая внимание на псих.особенностях детей разн. возраста (Немов).

Возр. псих. -это отрасль псих. науки, изуч. факты и закономерности разв. чел-ка, возр. динамику его психики. (по Кочермазовой).

Предмет возр. псих-и - это возр. периоды разв-ия, причины и механизмы перехода от одного возр. периода к др., общие закономерности и тенденции, темп и направленность психич. развития в онтогенезе.

Задачи возр. псих.: 1. Теоретические. (- изучение движущих сил, источников и механизмов психич. разв-я на протяж. жизн. пути чел-ка; - переодизация психич. развития в онтогенезе; - изуч. воз.особенностей и закономерн. протекания психич. процессов; - исследов. возр. развития личности). 2. Практические. (определение возр. норм психич. ф-ций, выявление психол. ресурсов и творч. потенциала ч-ка; - созд. службы сист. контроля за ходом психич. развития; - возр. и клиническая диагностика; - выявл. ф-ций психол. сопровождения помощи в кризисные периоды жизни ч-ка; - наиболее оптим-ая организация уч.-образовательного процесса.)

Ключев. понятия возр. психологии - понятие развития.

Развитие - это проц. перехода от одного сост. в др. более совершенное, переход от старого качественного сост-я к новому качеств.сост-ю, от простого к сложному, переход от кол-ва к качеству.

Развитие психики - законом. изменение психич. процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований.

Рост - это колич-ный аспект процессов развития, это колич-ные изменения, а развитие - это качеств.преобразование.

Созревание - это психофизиолог. процесс последовательных возр. изменений в ЦНС и др. системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психич. ф-ций и накладывающий опред. ограничения.

Возр. псих.связана с философией, медициной и соц. науками.

Связь с общ.психологией в том, что использ. система общих понятий. Общ.псих-я даёт представления о психике ч-ка, о её процессах.

Связь с псих-ей личности, т.е. псих-я личности рассматривает самооценку, мотивацию и т.д. Возр. псих.отвечает за то, на каком периоде это проявляется.

Связь с пед. психологией: изучает пед. восп-ние субъекта в процессе целенаправл. воздействия педагога, а возр. псих.интересуют как протекает развитие в разнообразн. социокульт. ситуациях.

Связь с соц. психологией, которая даёт возможн. проследить зависимость развития поведения реб-ка от специфики тех кругов, в которые он входит.

 

 

Психич. развитие ч-ка - цели, области, факторы, закономерн. и механизмы процесса разв.

Особенности процесса разв-я: - тенденция к качеств.изменению и переходу на более соверш. уровни функционирования; - необратимость развития; - обязат-ое сочетание, включение элементов прогресса и регресса; - неравномерность развития; - переход стадий развития в уровни; - тенденция к устойчивости.

Виды психич. разв-я: - Филогенетический (филогенез); - Онтогенетический (онтогенез); - Функциональная (функциалгенез).

Переодизация (по Полякову): 1) младенч-во - от 0 до 1 года; 2) раннее детство - 1-3 года; 3) дошк. возр. - 3-6,7 лет; 4) младш. школьн. возрю -6,7 - 11,12 лет; - отрочество - 11,12 - 15,17; 6) юность - 15,17 - 19,20 лет; 7) ранняя взрослость, молодость - 19, 20 - 25,40; 8) средн. взросл. - 25,40 - 55, 60; - поздн. взрослость, старость - 55,60 лет.

Развитие происходит в 3х областях: 1. Физическая (Включ. рост и изменение тела чел-ка). 2. Когнитивные.(Включ. умственные способности и психич. процессы). 3. Психо-социальная. (Развитие личности и межличн. отношений).

Развитие чел-ка обладает направленностью, кот.задаётся целями психич. развития: - Осознание и пережив.чел-ком своей отдельности, социализация ребёнка и формир. высших психич. ф-ций. - Отделение от родительской семьи, автономия в поведении. - Самоактуализация. - Освоение форм и ценности кул-ры.

Факторы психич. развития - это ведущие детерминанты развития чел-ка: 1. Наследственность (свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индив. развития вцелом). 2. Среда (это окруж-щие чел-ка обществ., матер.и духовные условия его существ-ния, влияние на формир-е интеллекта и его личности). 3. Активность. (выражается в подражаемых, исполнительских и самост. действиях).

Закономерности психич. развития: - Неравномерность (неодинаковость, непостоянство в разв. отдельн. психич. ф-ций, процессов). - Гетерохронность (разнообразность, несовпадение во времени фаз развития отдельн. органов и ф-ций). - Настойчивость (проявл-ся в кризисах развития). - Сензитивность (выделяются периоды повышения восприимчивости психич. ф-ций к внешним воздействиям). - Кумулятивность (результат развития на каждой предшедствующей стадии определ. образом трансформируясь). - Девергентность (это дифференциация и повышение разнообразия психич. процессов.)

 

 

Эколог.модель чел-го развития. Истор. анализ понятия «детство».

По Бронфенбреннеру, экол. среда развития реб-ка сост. из 4х словно вложенных одна в др. систем, кот.обычно графически изображают в виде колец: 1. Микросистема - семья реб-ка. 2. Мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания. 3. Экзосистема - взрослые соц. орг-ции. 4. Макросистема - культ-е обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

 Микросистема. Личность реб-ка формирует его семья, род-кие установки и атмосфера семьи.

Мезосистема влияет на разв. реб-ка не напрямую, а в паре с микросистемой. На отнош. род-лей и детей влияют взаимоотнош-я малыша с воспит-ми, учителями.

Экзосистема. (место раб.род-лей, соц. службы и отделы здравоохранения) Гибкий график работы, оплачив. отпуск мамы и отца, больнич. лист для род-лей в случае забол-я детей — это то, чем экосистема может посодействовать род-ям в воспит-и детей.

Макросистема. Ели в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за реб-ом, то реб-к будет расти в условиях нехватки матер внимания.

В ходе истории непрерывно росло обогащение матер.и дух. кул-ы человеч-ва, но за это же время новорожд. ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и совр. европейца, можно предпол., что новорожд. совр. чел-ка ни в чем существенном не отлич. от новорожд-го, жившего десятки тысяч лет назад.

Детство - период, продолж-ся от новорож-сти до полной соц., психол, зрелости; это период становления ребенка полноц. членом чел-го общ-ва. Продолж-сть детства находится в прямой зависимости от уровня матер.и дух. кул-ры общ-ва.

Исторически понятие детства связывается не с биолог.состоянием незрелости, а с определенным соц. статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм д-сти.

 

Переход от новорожд. к младенчеству. «Компл. оживления»

«Комплекс оживления» появл. между 2-3 месяцами.

«Комп. ожив.» рассматрив. как основное психолог.новообразование периода новорождённости и его появление указыв. на окончание данного периода и начало младенчества.

Психол. критерий «ком.оживл.» - окончание новорождённости.

Физиолог.критерий - появление зрительного и слухов. сосредоточения.

Биолог. критерий «комп. ожив.» включ. те элементы из которых в дальнейшем будут формир-ся двигат. механизмы (т.е. хватание, речь и др. движения).

«Комп. ожив.» включ. 3 компонента: 1. Улыбка (появл. на 1ой нед. 2го мес.). 2. Вокализация (реб-к гулит, гукает, вскрикивает). 3. Двигат. реакции, оживление. (реб-к может сносить глаза в сторону взрослого, поверн. голову, движ-я рук и ног).

«Ком. ожив.» проходит 3 стадии: 1) Улыбка (смех появл. 8-12 нед); 2) Улыбка + гуление (появл. в конце 2го мес.); 3) Улыбка + вокализация + двиг. оживление. (появл. к 3м мес.).

Своевременное появление и хорошая выраженность - это свидетельство психич. развития младенца. Отсутств. «ком. ожив.» или его пародоксальность свидетельствует об отклонении психич. разв. младенца.

Принцип объективности в научн. исследов.-и  и в исслед. возр. развития. Экспер-ный план исследования. Выбор эксп-го плана для изуч. изменения, происх-щих с течением времени (логит. план, метод попер.срезов, когортно-последдоват. план).

Принцип объективности проявл. в следующем: - Выводы, полученные в исслед-нии не зависят от личных особенностей и престрастий исследователя и отражает объективные особенности, закономерности, факты онтогенетического разв. чел-ка. - Выводы объективно значимы для психич. развития индивида, содержательны. - Выводы основаны на использовании методики методов адекватных предмету исследования. - Выводы явл. результатом интерпритации фактов в соответствии с конкретной системой, в рамках кот.выполняется исследование. - Выводы направлены на решение конкр. задач и имеют опред. область применения в научн. исследованиях и на практике.

Эксперемент. план исследования (по Полякову) - выбор исследователем остановки испытуемых и методов измерения и анализа данных при исследов-и психич. развития, позвол-щий упорядочить сбор данных и структурировать получаемую инф-цию.

Существует 3 различн. экспер. плана или метода изучения изменений происх-щих с течением времени и помог-щие учёным находить ответы.

1. Лонгитюдный план (метод продол. срезов). Предполаг. изучение одних и тех же индивидуумов в разн. моменты их жизни. Измерения повтор-ся через значительные промежутки времении сравн-ся с данными, получ. на предыдущих этапах.

  2. Метод поперечн. срезов - это метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюд-ся и сравн-ся с одним или неск. выборками др. возростн. групп.

3. Комбинированные планы - это объеденение методов продол. и попер.срезов в одном исследовании (когортно-исследов. план.)

 

Осн. методы орг-ции исследования разв. чел-ка: наблюдение, эксперемент, тесты, анализ индив. случаев, методики самоотч., проективные методики.

1. Наблюдение. Хар-ся: - собираются факты реального поведения реб-ка (в естеств. условиях); - объект исследо. предстаёт перед наблюдателем в целостном контексте ситуации и взаимосвязи отд. его проявлений; - возможно наблюдение особенности взаимоотнош. с др. людьми.

Эффективность наблюдения зависит от способности спец-ста выделить изучаемое качество, свойство, от умения соотносить эмперич. данные с теоретич-ми, отражающими развитие реб-ка, от организации наблюдения.

2. Эксперемент. Метод кот.позволяет целенаправленно воплотить в жизни то или иное явление.

Разновидн. эксперемента: констатирующий. формирующий. В констатир. определ уровень и особен. развития, присущи у детей в наст.время. Формир-щий эксперемент благодаря созданию спец. условий позволяет проследить динамику развития опред. психич. ф-ций.

3. Тестирование. Тесты - это стандартизированное задание, предназ-ое для выявл. тех или иных характеристик психич. развития.

Возможности тестов: - возможность опред-ния среднестат-кой нормы развития; - возможности провести сравн-ные тесты; - возможность одноврем-го сбора больш. объёма материала и обследования больш. кол-ва людей; - не нужна спец. подготовка.

4. Анализ индив. случаев. Направлен на изуч. индивидуальностей, может представлять собой интервью, наблюдение или их сочетание. Для исследования таких методов могут отбирать неординарных людей.

5. Методика самоотчёта. Интервью, разнообр. формы отчётов и опросников, в кот.исследователь задаёт вопрос с целью выявл. мнений и типичных поведений опрашиваемого.

6. Проективные методики. В проективных тестах испытуемым предлагается картинка, задача, кот.содержит элементы неопределённости, а испытуемые должны решать эту историю, описать картинку или найти решение в сложившейся сит-ции. Предполагается, что люди будут проицировать на сложившуюся сит-цию свои  чувства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...