Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений -(налоговые проступки)
Особой разновидностью юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выступает административная ответственность. Основными характерными особенностями применения административных мер воздействия за нарушения законодательства о налогах и сборах являются следующие: — административная ответственность применяется относительно составов противоправных деяний, не представляющих высокой степени общественной опасности. Противоправные деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, называются административными проступками (правонарушениями). Деяния, содержащие признаки составов нарушений законодательства о налогах и сборах, но представ- 450 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах ляющие высокую степень опасности для общества, относятся к преступлениям и преследуются в порядке уголовного производства; —- ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, представляет собой следствие противоправного (в нарушение норм налогового права) действия или бездействия граждан или должностных лиц. В правоотношениях по применению административной ответственности всегда на одной стороне выступают публично-правовые субъекты — налоговые органы, ФСЭНП, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, налагаются только органами (должностными лицами) государства, уполномоченными выступать от его имени в налоговых правоотношениях; — родовым объектом административных правонарушений в налоговой сфере выступают фискальные интересы государства (Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований); — объективная сторона налоговых деликтов характеризуется формальным признаком, поскольку законодатель не ставит в зависимость наложение административного штрафа от образования вредных последствий для отношений налоговой сферы. Наказуемым в административном порядке является сам факт совершения противоправного деяния, признаки которого предусмотрены КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами. Нарушением законодательства о налогах и сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налоговым проступком), следует считать посягающее на установленный порядок управления в налоговой сфере, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлены меры административной ответственности. Основными характерными чертами нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных, являются: общественная опасность (вредность); проти- Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 451 воправность; виновность; наказуемость в соответствии с административным законодательством. -' Состав административного проступка, посягающего на отношения налоговой сферы, аналогичен составу налогового правонарушения и выражается в виде совокупности объективных и субъективных критериев. Объективными элементами со^ става налогового деликта являются: объект правонарушения — фискальные интересы государства; объективная сторона — противоправные деяния лица, выразившиеся в конкретных действиях либо бездействии, игнорировании правовых норм. Субъективные критерии состава налогового деликта образуют: субъект правонарушения — гражданин или должностное лицо; субъективная сторона — психическое отношение лица к содеянному им нарушению законодательства о налогах и сборах, т. е. вина, которая выражается в форме умысла или неосторожности. Роль административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выражается в ее функциях. В отличие от административной ответственности как целостного правового института, ответственность за налоговые проступки выполняет только альтернативную и ограничительную функции. Альтернативная функция обусловлена публичной природой фискальных интересов государства. Налоговые проступки причиняют государству имущественный вред. Следовательно, государство заинтересовано не столько в наказании виновных лиц, сколько в восстановлении нормального режима поступлений денежных средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Поэтому административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не сопряжена с применением к виновным лицам специальных карательных методов в виде физического или психического принуждения. Ограничительная функция ответственности за налоговые проступки выражается в создании посредством правового регулирования предпосылок для ограничения вредных последствий от правонарушения. Относительно нарушений законодательства о налогах и сборах ограничительными мерами являются Штрафы. 452 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах Предупредительная (превентивная) и правозащитная функции ответственности за налоговые проступки несвойственны. Субъектом административной ответственности за налоговые деликты может быть гражданин или должностное лицо. По общему правилу административной ответственности подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин может быть привлечен к ответственности за налоговые деликты только в случае, если он достиг к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Относительно составов налоговых деликтов, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, субъектный состав является усеченным. Согласно примечанию к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная за нарушения законодательства о налогах и сборах ст. 15.4—15.9 и 15.11 Кодекса, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Преобладающим субъектом ответственности за совершение налоговых деликтов является должностное лицо, что обусловлено спецификой регулируемых отношений в сфере управления. Должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом признается лицо, обладающее одним из следующих признаков: — постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти; — наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него; — выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 453 Применительно к правовому институту административной ответственности в качестве должностных лиц рассматриваются также руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением органи-* зационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Субъектный состав налоговых деликтов служит наиболее ярким признаком, отличающим нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, от налоговых правонарушений. При малозначительности совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки административного правонарушения, виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности. Решение об освобождении от мер административного воздействия за совершение налогового деликта принимается соответственно судьей, налоговым органом, таможенным органом, органом ФСЭНП или органом государственного внебюджетного фонда. Основным наказанием за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, является административный штраф. Административный штраф представляет собой денежное взыскание и применительно к сфере налоговых деликтов выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) или сумме неуплаченных налогов (сборов), подлежащих уплате на момент окончания или пресечения противоправного деяния. Если штраф за совершение налогового проступка исчисляется на основе суммы неуплаченных налогов (сборов), то его размер не может превышать трехкратного размера налоговой недоимки. При назначении административного наказания за нарушения законодательства о налогах и сборах учитываются характер совершенного деяния, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. 454 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах Кодекс об административных правонарушениях содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность: — раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; — предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; — совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; — совершение административного правонарушения несовершеннолетним; — совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. В отличие от обстоятельств, смягчающих административную ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Также не могут учитываться в качестве отягчающих обстоятельства, если аналогичные юридические факты одновременно являются квалифицирующими признаками налогового деликта. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: — продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; — повторное совершение однородного административного правонарушения одним и тем же лицом в течение одного календарного года; — вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; — совершение административного правонарушения группой лиц; — совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; Глава 17. Хлрактеристикаинь|,о,аруц,,ний законодательства 455
ЦИЮ, ИСПОЛНИТЬ налоговую Обя-чпннп^, ™ upiciHHJd рой и был взыскан штраф °бЯЗаННОСТЬ> за неисполнение кото-При совершении гражданином или должностным лицом не-однократного нарушения законодательства о налогах и сборах ВЗЫ Г М K&W совершенное пр вон - К°АП Р° предусматривает возмож- Давность привлечения гражданина или должностного лица к административной ответствен ногти ^ х, ^"^^"ю лица к год со дня совершения на^шен^з^оноп" ПреВЫШаТЬ °ДИН и сборах "'ФУшения законодательства о налогах Большинство составов налоговых деликтов имеют признаки -™^^ Составы нарушений законодательства о налогах и сборах содержатся в гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценны" бумаг» КоАГТ РФ Согласно названному Кодексу посягающими на фискаль- про- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 15.3 КоАП РФ которая содержит два состава налоговых деликтов Первый заключается в нарушении установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда Второй состав правонарушения характеризуется обязательным нГичи ем квалифицирующего признака в виде деятельности налогоплательщика, осуществляемой им без постановки на налоговый учет в предусмотренный срок. Субъектом рассматривае- 456 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах мых деликтов может быть должностное лицо, деяние которого, квалифицируемое по п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ, наказывается штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ, квалифицируемое по п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ, наказывается штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Данное деяние признается противоправным на основании ст. 15.4 КоАП РФ и выражается в нарушении установленного НК РФ срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Ответственность за подобное игнорирование требований налогового законодательства несут должностные лица, на которых налагается штраф в размере от 10 до 20 МРОТ. Нарушение сроков представления налоговой декларации, Ответственность за рассматриваемое правонарушение установлена ст. 15.5 КоАП РФ. Объективная сторона этого налогового деликта выражается в несоблюдении (в сторону увеличения) установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Мерой ответственности за данное правонарушение является штраф, налагаемый на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Налоговые проступки, квалифицируемые как непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрены ст. 15.6 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушений, описанных в п. 1 данной статьи, выражается в невыполнении налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанности по представлению в налоговый орган, таможенный орган либо орган государственного внебюджетного фонда сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Диспозиция п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает три способа совершения этого налогового проступка. Первый заключается в непредставлении соответствующих сведений. Второй способ выражается в отказе налогоплательщика от представле- Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 457 ния сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Третий способ — это представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Субъектами данного налогового проступка могут быть граждане и должностные лица. Объективная сторона п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ характеризует^ ся аналогичными элементами. Второй пункт рассматриваемой статьи является специальным по отношению к первому, поскольку содержит квалифицирующий признак в виде особых субъектов налогового деликта. На основании п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде несут должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практик~>й, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, а также нотариусы и должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия. Совершение налогового проступка, квалифицируемого по п. 1 ст. 15.6 КоАП, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ. Налоговый проступок, содержащий признаки состава правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, наказывается штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ. До принятия нового КоАП РФ ответственность физических лиц за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, устанавливалась п. 3 ст. 126 НК РФ. Согласно ранее действовавшей норме НК РФ противоправные деяния физического лица, выразившиеся в отказе представить по запросу налогового органа документы, а равно в ином уклонении от предоставления таких документов либо в предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями влекли взыскание штрафа в размере 458 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах 500 руб. Санкция за совершение данного налогового проступка, предусмотренная КоАП РФ, мягче, что соответствует принципу действия нормативного акта во времени. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 15.7 КоАП РФ. Объективная сторона налогового деликта, предусмотренного п. 1 рассматриваемой статьи, выражается в открытии банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда. Объективной стороной налогового проступка, квалифицируемого по п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ, является нарушение банком или иной кредитной организацией запрета на открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Субъектами рассматриваемых налоговых деликтов являются должностные лица, неправомерные деяния которых, содержащие признаки правонарушения, установленного п. 1 ст. 15.7 КоАП РФ, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. На должностных лиц, совершивших налоговый проступок, квалифицируемый по п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ, налагается штраф в размере от 20 до 30 МРОТ. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). Названное деяние является неправомерным на основании ст. 15.8 КоАП РФ. Объективная сторона выражается в нарушении банком или иной кредитной организацией установленного законодательством о налогах и сборах срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд). Субъектами данного налогового деликта являются должностные лица, неправомерные деяния которых, содержащие Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 459 признаки состава ст. 15.8 КоАП РФ, влекут наложение штрафа ; в размере от 40 до 50 МРОТ. I Неисполнение банком решения о приостановлении операций по { счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового | агента. Ответственность за подобное правонарушение установ-'i': лена ст. 15.9 КоАП РФ. Объективная сторона выражается B*fct>-;! вершении банком или иной кредитной организацией противоправных действий по осуществлению таких расходных операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц, которые не связаны с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд). Обязательным признаком, позволяющим квалифицировать действия банка или иной кредитной организации в качестве противоправных на основании рассматриваемой статьи, является наличие у названных субъектов решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам. Нарушение банком или иной кредитной организацией запрета на осуществление операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Названное деяние отнесено к числу налоговых деликтов ст. 15.11 КоАП РФ. Объективная сторона выражается в нарушении действующего законодательства, повлекшего грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов. I Рассматриваемая статья содержит примечание, разъясняю- | щее, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерско- I го учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: а) искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем 460 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах на 10%; б) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Должностные лица, допустившие ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности с грубым нарушением установленных правил, несут ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин. Непосредственное влияние на соблюдение налоговой дисциплины оказывают расчетные отношения, поэтому к числу налоговых деликтов относятся продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин. Ранее нормы, охраняющие налоговые отношения от неправомерных посягательств, содержались в Законе РФ от 18 июня 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2001 г.) «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». После введения в действие с 1 июля 2002 г. нового КоАП РФ нормы ст. 7 названного Закона были кодифицированы. Ответственность за подобное нарушение законодательства установлена ст. 14.5 КоАП РФ. Объективная сторона рассматриваемого налогового деликта выражается в совершении действий, нарушающих порядок продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Субъектами данного правонарушения могут быть организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы либо оказывающие услуги, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Ответственность за осуществление деятельности без применения контрольно-кассовых машин носит штрафной характер, а ее размер зависит от правового статуса нарушителя. На граждан штраф налагается в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ. До вступления в силу нового КоАП РФ ответственность за совершение налоговых проступков устанавливалась также Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Co- Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 461 гласно ч. 2 ст. 11 названного Закона противоправными явля-1 лись деяния, посягающие на осуществление сотрудниками налоговой полиции следующих полномочий: — беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые няттого-плателыциками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; — в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований; — проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; — вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции; — получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации; — использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объе- г 462 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах динениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении. Субъектами налоговых деликтов, посягавших на реализацию сотрудниками налоговой полиции предоставленных им прав, были руководители и должностные лица предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также физические лица. Ответственность за совершение названных налоговых проступков не дифференцировалась по каким-либо основаниям, поскольку не устанавливались критерии соотношения совершенного деяния и наступления вредных последствий. Следствием формальности рассматриваемых налоговых деликтов являлось и то, что санкция применялась независимо от правового статуса правонарушителя и ограничение верхней границы штрафа было одинаково для всех составов налоговых деликтов, предусмотренных ст. 11 Закона о налоговой полиции. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах предусматривалась и Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации». В соответствии с п. 12 ст. 7 названного Закона противоправными признавались деяния, посягающие как на фискальные интересы государства, так и на порядок осуществления налоговыми органами своих полномочий. Самостоятельные составы налоговых проступков образовывали действия или бездействие должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, повлекшие: сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения; отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов; непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в, бюджет. Совершение названных деяний влекло наложение штрафа на каждого виновного в размере от 2 до 5 МРОТ. Повторное совершение в течение года аналогичных Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 463 противоправных деяний наказывалось штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ. Налоговыми проступками являлись также: нарушение гражданами законодательства о предпринимательской деятельности или занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имелось специальное запрещение; отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного по-* рядка; непредставление или несвоевременное представление деклараций о доходах либо включение в декларацию искаженных данных. Совершение деяний, содержащих признаки названных правонарушений, влекло наложение штрафа в размере от 2 до 5 МРОТ. Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, наказывались штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ. Кроме названных составов правонарушений, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предусматривал ответственность за невыполнение требований налоговых органов и их должностных лиц, связанных с реализаций следующих прав: — получать от любых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан справки, документы и копии с них, необходимые для правильного налогообложения; — обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов; — относительно лиц, отказавшихся допустить сотрудника налогового органа к обследованию помещений, определять облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении налогоплательщиком доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью; — требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, других обязательных платежах и законодательства о предпринимательской деятельности; — приостанавливать операции предприятий, организаций, учреждений, а также граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях. 464 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах Субъектами названных налоговых проступков могли быть руководители и иные должностные лица предприятий, учреждений, организаций, а также физические лица. Санкция за нарушение перечисленных норм ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» носила штрафной характер и исчислялась в размере от 2,5 до 5 МРОТ. Анализ норм административного законодательства, устанавливающих ответственность за нарушения порядка управления в налоговой сфере, показывает отсутствие систематизации и четких критериев административной ответственности за налоговые деликты. До введения в действие нового КоАП РФ некоторые составы налоговых деликтов были включены в тексты федеральных тематических законов, что значительно осложняло выяснение вопроса об отраслевой принадлежности тех или иных нарушений законодательства о налогах и сборах. Однако кодификация административно-правовых норм не сняла эту проблему. Ни административным, ни налоговым законодательством не установлены критерии, согласно которым правоприменителю возможно квалифицировать противоправное деяние в качестве административного проступка или налогового правонарушения. Названные проблемы перешли из ранее действовавшего КоАП РФ и соответствующих федеральных законов и не решены в полной мере новым КоАП РФ. Но вряд ли административное законодательство способно должным образом регулировать ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. Можно привести несколько аргументов в защиту этого тезиса, в частности, о нецелесообразности отрывать форму охранительных правоотношений от их материального содержания (НК РФ). Действительно, все нормы КоАП РФ, посвященные ответственности за налоговые деликты, содержат отсылочные нормы к законодательству о налогах и сборах. Многие составы налоговых деликтов, содержащиеся в КоАП РФ, дублируют соответствующие нормы НК РФ, при этом применяются к ограниченному кругу субъектов. Учитывая однородность объекта всех противоправных деяний в сфере фискальных прав и интересов государства, представляется целесообразным систематизировать составы право- Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 465 нарушений законодательства о налогах и сборах в рамках одного нормативного акта, посвященного регулированию именно налоговых отношений, — НК РФ. § 2. Налоговые преступления ^. В составе преступлений в сфере экономической деятельности налоговые преступления выделяются в обособленную группу на основе признаков, которые отражают специфику жизнедеятельности (в данном случае — сферы налогообложения) общества, в которой они совершаются. К числу этих признаков относятся: особый субъектный состав налоговых правоотношений (налоговые органы, органы ФСЭНП, налоговые агенты и налогоплательщики); специфический объект — отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты1. Исходя из общих правовых посылок, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления (налоговое преступление), можно определить как виновно совершенное в сфере налогообложения опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В УК РФ содержатся четыре специальные статьи, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства, являющиеся собственно налоговыми преступлениями, — это ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов физического лица», ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», ст. 199' «Неисполнение обязанностей страхового агента» и ст. 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Кроме того, в нем имеется также ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей», которая наряду с другими деяниями определяет в качестве уголовно наказуемого деяния умышленное занижение размеров платежей за землю, и ст. 173 «Лжепредпринимательство», предусматри- 1 Подробнее об этом см.: Кучеров И. И. Преступления в сфере налогообложения: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 7. 16- 10264Крохина 466 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах вающая ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе с целью освобождения от налогов. Помимо этих псевдоналоговых преступлений выделяются и «акцизные», которые предусмотрены ст. 327' «Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок». Несмотря на свою новизну, группа уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, по многим параметрам продолжает подвергаться серьезной критике. Специалисты указывают на низкий технический уровень соответствующих текстов, их противоречивость, неполноту и непоследовательность. В частности, отмечается их системная противоречивость, техническое несовершенство, коллизионность с нормами административного и финансового права1. С подобной оценкой можно согласиться, так как практика свидетельствует о том, что проблемы их применения из-за имеющихся конструктивных недостатков в большинстве своем сохранились. Фактически, являясь бланкетными, они, тем не менее, в ряде моментов плохо сочетаются с соответствующими положениями налогового законодательства. Важнейшее значение для уяснения того, какие же противоправные деяния в налоговой сфере являются уголовно наказуемыми, имеет исследование их объективной стороны. Поэтому следует подробно рассмотреть именно эту, внешнюю сторону преступлений, связанных с налогообложением, которая, как известно, включает в себя такие обязательные признаки, как само противоправное деяние, выражающееся в действии или бездействии, общественно опасное последствие, причинную связь между деянием и наступившими последствиями. К числу же необязательных признаков, которые имеют значение для правильной квалификации, относятся время и способ соверше- 1 См.: Аброськина А. Е. Пути совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с налоговыми преступлениями // Сотрудничество России и США в борьбе с новыми видами экономических преступлений. М., 1998. С. 57. Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 467 ния преступления. Конкретные способы уклонения от уплаты налогов как представляющие несомненный интерес будут рассмотрены отдельно в следующем параграфе. Диспозиция ст. 198 УК РФ предусматривает прежде всего такие формы уклонения физического лица от уплаты налога, как непредставление декларации о доходах в случаях, когда й®~ дача декларации является обязательной, и включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Перечисление в тексте статьи указанных способов, по всей видимости, вызвано необходимостью хотя бы частично раскрыть содержание термина «уклонение», так как соответствующее определение в налоговом законодательстве отсутствует. По нашему же мнению, термин «уклонение» указывает именно на стремление преступника избежать уплаты налогов полностью или частично посредством различных тщательно скрываемых или открытых противоправных (запрещенных уголовным законом) действий, которые заключают в себе обман налоговых органов (оставление их в неведении) относительно объектов налогообложения. Поэтому наряду с обозначенными в тексте наказуемыми признаются и иные формы уклонения от уплаты • налогов и (или) сборов. Каждая такая форма, по сути, представляет собой самостоятельный состав преступления. Действующим законодательством (гл. 23 НК РФ) отдельные категории физических лиц, например индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, обязываются к предоставлению декларации о доходах, полученных в календарном году, которая представляет собой заявление установленного образца, заполненное налогоплательщиком. В этом заявлении отражаются сведения об источниках доходов, их размере, а также о предположительном размере дохода на следующий год. По общему правилу заполненная гражданином декларация сдается в соответствующие территориальные налоговые органы по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым. Неподача декларации о доходах в указанные выше сроки и образует первую форму уклонения от уплаты налога. Расходы, понесенные налогоплательщиком, принимаются налоговыми органами во внимание лишь в тех случаях, когда они связаны с получением доходов. Например, подлежащий 468 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах налогообложению доход гражданина-предпринимателя определяется как разность между полученным им валовым доходом и документально подтвержденными расходами. Из содержания п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» следует, что в данном случае под расходами следует понимать понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы. Следует учитывать, что незначительные неточности, допущенные налогоплательщиком при составлении декларации, а также непродолжительную задержку с ее подачей не следует рассматривать в качестве признаков преступления. Общий размер налогов, не уплаченных в результате уклонения, должен рассчитываться на основе их сложения за определенный налогооблагаемый период. Если сумма неуплаченных налогов составит более 200 МРОТ, то можно говорить об уклонении от уплаты налогов в крупном размере, если более 500 МРОТ — в особо крупном размере. Данная статья УК РФ имеет и другой квалифицирующий признак, касающийся субъекта преступления, — судимость. Перейдем к рассмотрению объективной стороны ст. 199 УК РФ, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Ее первая часть относит к числу уголовно наказуемых деяний уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты иных сборов с организации, совершенное в крупном размере. В соответствии с действующим законодательством организации-налогоплательщики обязаны уплачивать достаточно большое число налогов и сборов. К их числу относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество предприятий и некоторые другие обязательные платежи. Следует отметить, что элементы налогообложения (объект, база, период, ставка, льготы, порядок исчисления и упла- Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 469 ты) могут существенно различаться в зависимости от вида налога. Для квалификации не имеет значения, является ли налог или иной обязательный сбор федеральным, региональным или местным. Однако для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы общая сумма неуплаченных налогов~яв<-лялась крупной, т. е. превышала 1000 МРОТ, или особо крупной - 5000 МРОТ (ч. 2 ст. 199 УК РФ). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 в этой связи отмечается, что по смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает 1000 МРОТ по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов. К числу основных обязанностей налогоплательщика-организации, неразрывно связанных с исчислением и уплатой налогов, согласно ст. 23 НК РФ относятся: ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; обеспечение сохранности в течение трех лет данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы. В ст. 54 НК РФ определено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода самостоятельно (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) на основе данных регистров бухгалтерского учета или на основе иных документально подтвержденных данных, связанных с налогообложением. В соответствии с общим порядком организация обязана вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Очевидно, что при правильной постановке бухгалтерского учета существенно снижаются возможности совершения преступных действий, направленных на уклонение от уплаты на- 470 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах логов. Ведение же бухгалтерского учета с грубыми нарушениями, внесение в отчеты о финансово-хозяйственной деятельности не соответствующих действительности сведений, а также представление документов, не отражающих истинный размер объектов налогообложения, существенно затрудняют контроль со стороны налоговых органов за своевременностью и полнотой уплаты налогов. Это, в свою очередь, позволяет недобросовестному налогоплательщику занизить размер подлежащих уплате налогов или полностью избежать налоговых обязанностей. Тем не менее присутствие в диспозиции ст. 199 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указания на то, что уклонение от уплаты налогов с организации может быть совершено путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, представляется не совсем удачным. Ведь следует учесть, что к числу основных задач бухгалтерского учета, согласно ст. 1 Закона от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», обеспечение интересов налогообложения не относится. В первую очередь пользователями бухгалтерского учета являются: руководители, учредители организации, собственники ее имущества, инвесторы, кредиторы, органы статистики, органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (для государственных и муниципальных предприятий). Идея законодателя в данном случае понятна, налицо также стремление помочь правоохранительным органам в правоприменении. Однако основываются они на игнорировании различий, имеющих место между бухгалтерским и налоговым учетом, которое в значительной степени вызвано тем, что исходная база и того и другого учета едина — это данные первичного учета. В этой связи справедливо отмечается, что в вопросе соотношения налоговых и бухгалтерских положений российская хозяйственная система стала первоначально строиться, исходя из их правовой равнозначности, на приоритетности бухгалтерского регулирования перед налоговым, в вопросах постановки и ведения учета и отчетности. Анализ действующего налогового и учетного законодательства однозначно свидетельствует о том, что налоговый учет, предназначенный для определения размера налоговых обязательств, превращается в самостоятельную отрасль налогообложения со Глава 17. Характеристика иных нарушений законодательства 471 своими правилами и принципами1. Подтверждением этому также является введение в НК РФ главы «Налоговая отчетность», в которой упоминается лишь налоговая декларация, а не бухгалтерский баланс. Уже сейчас имеют место ситуации, когда налоговые платежи рассчитываются без участия показателей бухгалтерского учета, например государственная пошли^ на, сбор на содержание милиции, плата за воду и некоторые другие2. В теории налоговый учет определяется как система сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика3. Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что под уклонением от уплаты налогов (сборов) следует понимать такие незаконные действия, которые направлены на уменьшение налоговых обязанностей организации или полное от них освобождение посредством формирования ложного представления об объектах налогообложения у налоговых органов и заключаюют-ся в представлении последним документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, содержащих недостоверные сведения. При этом преступление может совершаться в форме как действия, так и бездействия. В первом случае имеют место внесение в документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, заведомо ложных сведений, поправок, исправлений, подчисток, искажающих их истинное содержание, либо их подмена. Во втором — преступление совершается путем неотражения в этих документах коммерческих операций или истинных результатов финансово-хозяйственной деятельности. Не следует рассматривать в качестве признака преступления наличие в представленных налоговым органам документах неточностей, описок, исправлений, арифметических ошибок. В этом случае имеют место так называемые налоговые ошибки, причиной которых, как правило, является отсутствие налоговой информа- 1 См.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Демешева Е. В. Налоговый учет: Анализ взаимодействия и противоречий налогообложения и бухгалтерского учета. М., 1997. С. 6—8. 2 Там же. С. 50. 3 См.: Дмитриенко Т. М., Чаадаев С. Г. Судебная (правовая) бухгалтерия: Учебник. М., 1998. С. 47. 472 Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах ции, неверная трактовка нормативных актов по налогообложению'. Эти нарушения налогового законодательства характеризуются повышенной общественной опасностью, поэтому наказываются более строго по сравнению с прочими. Максимальное наказание за преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ, предусмотрено в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а ст. 199 УК РФ — до семи лет. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 403. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |