Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация составов налоговых правонарушений




Видовое многообразие налоговых правонарушений предпо­лагает классификацию их составов по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от степени общественной опасно­сти составы налоговых правонарушений подразделяются на три вида: основной (простой), квалифицированный и привиле­гированный.

Основным (простым) является состав налогового правонару­шения, содержащий минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков, всегда имеющих ме­сто при совершении какого-либо конкретного вида налогового правонарушения. Простой состав налогового правонарушения не предполагает и не требует дополнительных признаков, по­вышающих или понижающих уровень общественной опасности 'противоправного деяния. Так, к простому составу налоговых Правонарушений относятся: нарушение налогоплательщиком Установленного срока подачи заявления о постановке на учет в

368   Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

налоговом органе; нарушение налогоплательщиком установ­ленного срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке; непред­ставление налогоплательщиком или его законным представите­лем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; грубое нарушение организацией правил учета доходов,.расхо­дов и объектов налогообложения, совершенное в течение одно­го налогового периода; неуплата или неполная уплата сумм на­лога в результате занижения налогооблагаемой базы или непра­вильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым ор­ганом; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Кроме названных, НК РФ содержит и иные составы налого­вых правонарушений, степень общественной опасности кото­рых позволяет отнести их к основным (простым) составам.

Квалифицированным является состав налогового правонару­шения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, повышающие уровень об­щественной опасности содеянного для нормального функцио­нирования налогового законодательства. Например, дополни­тельные признаки противоправных действий или бездействия необходимы для установления следующих составов: нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи за­явления о постановке на учет в налоговом органе более чем на 90 дней; непредставление налогоплательщиком налоговой дек­ларации в налоговый орган в течение более 180 дней по исте­чении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации; грубое нарушение ор­ганизацией правил учета доходов, расходов и объектов налого­обложения, совершенное в течение более одного налогового периода; грубое нарушение организацией правил учета дохо­дов, расходов и объектов налогообложения, повлекшие зани­жение налоговой базы; умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправо­мерных действий (бездействия); повторное неправомерное со­общение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, кото-

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений          369

рые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить нало­говому органу.

Привилегированным является состав налогового правонару­шения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень об­щественной опасности содеянного в сфере нормального функ*>. ционирования налогового законодательства. Учитывая высокую значимость соблюдения налоговой дисциплины, законодатель почти не дифференцирует ответственность за налоговые право­нарушения в сторону ее снижения.

Вторым критерием для классификации составов налоговых правонарушений выступают особенности конструкции их объек­тивной стороны. В зависимости от того, учитываются ли при привлечении правонарушителя к налоговой ответственности последствия совершенных им противоправных деяний, налого­вые правонарушения подразделяются на материальные и фор­мальные.

За совершение налогового правонарушения с материальным составом ответственность может наступить только при нали­чии негативных последствий, образовавшихся в результате действия (бездействия) правообязанного лица. Квалифицируя налоговое правонарушение с материальным составом, обяза­тельно необходимо устанавливать причинную связь между со­вершенными деяниями и наступлением негативных общест­венно опасных последствий. Отсутствие причинной связи ис­ключает привлечение к налоговой ответственности. Например, к налоговым правонарушениям с материальным составом от­носятся: ведение деятельности организацией или индивидуаль­ным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе; нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке; непредставление налогоплательщиком в срок до 180 дней налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; неправомерное неперечисление (неполное перечисле­ние) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком реше­ния налогового органа о приостановлении операций по счетам

13- 10264Крохина

370   Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах

налогоплательщика или налогового агента; неисполнение бан­ком решения о взыскании налога, сбора или пени.

За совершение налогового правонарушения с формальным со­ставом для привлечения виновного к ответственности доста­точно самого факта совершения деяния, наличие (или отсутст­вие) негативных последствий не учитывается. Так, налоговыми правонарушениями с формальным составом можно считать та­кие деяния, как неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (без­действия); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки; дача экспертом за­ведомо ложного заключения, а также иные правонарушения, предусмотренные гл. 16 и 18 НК РФ.

Третьим критерием классификации составов налоговых пра­вонарушений выступает форма совершения противоправного дея­ния. В зависимости от наличия действий или бездействия в объективной стороне налогового правонарушения выделяют налоговые правонарушения, совершенные:

— в результате действия налогоплательщика, налогового агента или иных лиц;

— в результате бездействия налогоплательщика, налогового агента или иных лиц;

— в результате совокупности действий и бездействия — нало­говые правонарушения с так называемой «смешанной» объек­тивной стороной. Например, «смешанными» составами следует считать неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисле­ния налога, подлежащего уплате в связи с перемещением това­ров через таможенную границу Российской Федерации; ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринима­телем без постановки на учет в налоговом органе.

Четвертым критерием классификации налоговых правона­рушений является непосредственный объект состава этих право­нарушений. В данной группе выделяются правонарушения, по­сягающие на:

материальные фискальные права государства, т. е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством обще-

Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений

371

ственные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие на­лога;

процессуальные фискальные права государства, т. е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством обще­ственные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщи­ков, производство налогового контроля, осуществление произ--водства по делам о налоговых правонарушениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...