Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие системы налогов и сборов
Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории Российской Федерации. В настоящее время налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов. Согласно ст. 12—15 НК РФ в систему налогов и сборов входят: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам1. Ранее Закон РСФСР от 27 марта 1991 г. «Об основах налоговой системы Российской Федерации»2 оперировал понятием «налоговая система», которая определялась как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке» (ст. 2), т. е. фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды включались в налоговую систему. Придание всем указанным платежам налогового характера основывалось на отсутствии различий в понимании налога, сбора, пошлины, а также других платежей, которые одинаково рассматривались как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2). Налоговые платежи, по сути, включали как непосредственно налоговые доходы, так и неналоговые доходы. Таким образом, Закон устанавливал понимание налоговой систе- 1 Статья 13 НК РФ относит к федеральным налогам и сборам взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Однако в соответствии с гл. 24 НК РФ установлен единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), а также медицинскую помощь и выступающий, по сути, аналогом взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. 2 Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 527. Глава 3. Правовые основы системы налогов и сборов 59 мы в широком смысле, объединяя в ней всю совокупность бюджетных доходов. Нормативное разграничение налоговых и неналоговых платежей было закреплено в БК РФ, принятом 31 июля 1998 г. Так, Кодекс содержит ст. 41 «Виды доходов бюджетов», в которой закреплено положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам отнесены предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (п. 2 ст. 41). Отсылка к налоговому законодательству РФ влечет необходимость обращения к НК РФ с целью определения сущности платежей, входящих в налоговые доходы бюджета. Это особо подчеркивает важность параллельного развития налоговой и бюджетной отраслей законодательства, несогласованность которых может затруднять решение вопроса об элементном составе налоговой системы. НК РФ определяет штраф как денежное взыскание, являющееся налоговой санкцией (ст. 114), а пеней признает денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние, чем установлено законодательством о налогах и сборах, сроки (ст. 75). Более того, ст. 282 БК РФ наложение штрафа и начисление пени называет в числе мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Понятие налога и сбора содержит ст. 8 НК РФ, которая определяет их в качестве обязательных платежей. Это свидетельствует о том, что в настоящее время термином «налоговые платежи» охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей — налоги и сборы. Таким образом, в узком смысле налоговая система представляет собой систему налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговая система понимается как целостное единство входящих в нее налогов и сборов. Специфика налоговой системы заключается в особенностях каждого из составляющих ее эле- 60 Раздел I. Теоретические основы налогового права ментов •— налогов и сборов, а также в характере взаимосвязи между ними. Отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом — с внешней социально-экономической средой. Налоговая система РФ имеет трехуровневое построение со следующим элементным составом: верхний уровень — федеральные налоги и сборы; средний — региональные налоги и сборы; нижний — местные налоги и сборы. Для России как федеративного государства наиболее важны взаимосвязи налогов и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной властей посредством наделения их налоговой компетенцией. Иерархическая трехуровневая система налогов и сборов должна предусматривать четкое разделение компетенции органов власти каждого уровня в налоговых отношениях. Однако именно в федеративном государстве система налогов и сборов потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме разделения налоговой базы и прав по собиранию налогов и сборов на своей территории между Федерацией и ее субъектами. Существует три принципиально различных подхода к разделению налоговых поступлений (компетенций) между уровнями. При первом подходе каждый уровень — федеральный, региональный и местный — имеет собственные («непересекающиеся») налоги, которые вводятся соответствующими органами власти и полностью поступают в соответствующие бюджеты. Второй подход предусматривает соединение в одном налоге ставок, устанавливаемых органами власти и управления различных уровней (как правило, при введении вышестоящими органами определенных предельных ставок). При третьем подходе поступления от одних и тех же общегосударственных налогов распределяются в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы. В мировой практике, как правило, в чистом виде ни один из вариантов не применяется, а используются комбинации нескольких форм. Налоговая система РФ складывается под влиянием разных социально-политических, экономических и финансовых усло- Глава 3. Правовые основы системы налогов и сборов 61 вий. В каждом государстве существуют свои виды налоговых систем, поскольку они складывались под воздействием различных влияний. Иногда налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их структуре, ставкам, налоговой базе, налоговым льготам и т. д. Наиболее отличающейся от налоговой системы РФ является налоговая система США, поскольку развитие налоговой сферы здесь базируется на принципе полной налоговой автономии штатов. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и реализуют свою налоговую политику, при этом виды и размеры налогов и пороговые суммы налогообложения в тех или иных штатах значительно различаются между собой. США являются примером формирования практически самостоятельных налоговых систем федерального и регионального уровней. В истории развития российской налоговой системы существовал период, когда субъекты Федерации обладали безграничной налоговой самостоятельностью1, что привело к введению в субъектах Федерации дополнительных, сверх предусмотренных в Законе РФ об основах налоговой системы налогов. По сути, введение огромного неконтролируемого количества дополнительных налогов свидетельствовало об отсутствии единой налоговой системы государства и существовании множества автономно функционирующих региональных налоговых систем. Субъекты Федерации не смогли разумно использовать налоговые полномочия, что привело впоследствии к их существенному ограничению. Основной причиной этого являлось недостаточно четкое нормативно-правовое регулирование налоговых отношений в государстве. Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность налогов и сборов, сложившихся в данном государстве под воздей- 1 Пункт 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» (Российская газета. 1994. 6 янв.) устанавливал, что дополнительные налоги и сборы в субъектах Федерации, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Федерации. 62 Раздел I. Теоретические основы налогового права Глава 3. Правовые основы системы налогов и сборов 63 ствием социально-политических, экономических и финансовых условий. Налоговую систему государства характеризуют экономические и политико-правовые показатели. К числу важнейших экономических показателей системы налогов и сборов относятся соотношение прямого и косвенного налогообложения, уровень налогообложения (налоговый гнет), динамика налоговых платежей и др. Основные политико-правовые показатели налоговой системы составляют соотношение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в налоговой сфере, приоритеты налогово-правовой политики и др. Универсальным'показателем налоговой системы государства, генерирующим в себе все остальные ее характеристики, являются принципы, на которых строится система налогов и сборов в государстве. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |