Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды налогов и способы их классификации




В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громозд­ка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку пред­полагает собственную правовую конструкцию и занимает стро­го определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.

Выяснение местоположения каждого налога в финансовой «системе координат» способствует точному установлению меха­низма его установления и введения, определению уровня бюд­жета, в который зачисляется каждый налог, круга плательщи­ков и перечня объектов, с которых взимается платеж. Посред­ством деления на различные виды налоги объединяются в отдельные группы, позволяющие более детально определить их юридическую сущность. Точное установление вида налога спо­собствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных обра­зований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика.

Выявлению видовой сущности налога способствует класси­фикация, проведенная по систематизированным критериям.

Видовое многообразие налогов предполагает их классифика­цию по различным основаниям. 1. В зависимости от плательщика:

а) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскивае­мые только с налогоплательщиков-организаций (налог на до­бавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организа-

Глава 2. Понятие и роль налогов

49

ции, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев орга­низации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все ор­ганизации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;

б) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимае­мые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или дарения, и др.);

в) общие налоги для физических лиц и организаций — обяза­тельные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогопла­тельщиков независимо от их организационно-правового стату­са. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

2. В зависимости от формы обложения:

а) прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимае­мые в процессе приобретения материальных благ, определяе­мые размером объекта обложения и уплачиваемые производи­телем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.). Прямые налоги подразделяются на:

— личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учи­тывающие финансовую состоятельность плательщика (напри­мер, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (до­ход) организаций);

— реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных нало­гов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (на­пример, налог на вмененный доход, налог на операции с цен­ными бумагами, земельный налог);

б) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в про­цессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уп­лачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стои­мость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являю-

3 - 10264 Крохина

50

Раздел I. Теоретические основы налогового права

щийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика — один из основ­ных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

3. По территориальному уровню:

а) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в дей­ствие федеральным органом представительной власти — Госу­дарственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Фе­дерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны уста­навливаться непосредственно1 НК РФ (например, налог на до­ходы от капитала, экологический налог, акцизы);

б) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательны­ми) органами государственной власти субъектов РФ и обяза­тельные к уплате только на территории соответствующего субъ­екта РФ (например, налог на имущество организаций, транс­портный налог, налог на недвижимость);

в) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соот­ветствующего муниципального образования (например, земель­ный налог, налог на рекламу, налог на наследование или даре­ние).

4. В зависимости от канала поступления:

а) государственные — налоги, полностью зачисляемые в го­сударственные бюджеты;

б) местные —- налоги, полностью зачисляемые в муници­пальные бюджеты;

в) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюд­жетами различных уровней по определенным квотам;

г) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

5. В зависимости от характера использования:

а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они

Глава 2. Понятие и роль налогов

51

расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взи­маемых в Российской Федерации;

б) целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предна­значенные для финансирования конкретно-определенных ме­роприятий (например, земельный налог).                     ^ ,

6. В зависимости от периодичности взимания:

а) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение опре­деленного периода при совершении конкретных действий (на­пример, налог на наследование или дарение);

б) регулярные — налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы фи­зических лиц, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов не явля­ются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юри­дической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литера­туре налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...