Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономический потенциал организации и его составляющие




 

Экономический потенциал организации формируется совокупностью ресурсов под воздействием различных факторов. Составляющие экономического потенциала:

• Ресурсный потенциал

• Трудовой потенциал

• Научный, научно-технический и инновационный потенциал

• Инвестиционный потенциал

• Внешнеэкономический потенциал и др.

Экономический потенциал организации – совокупность ресурсов и способность работников полноценно удовлетворять спрос на услуги и товары при высоком качестве обслуживания и эффективном использовании ресурсов в целях получения прибыли, достаточной для нормального развития организации в условиях рынка.

Модель экономического потенциала организации:

Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал

Экономический потенциал выступает в 2-х формах:

• Натурально-вещественной (основные фонды, оборотные фонды, фонды обращения и трудовые ресурсы);

• Стоимостной – стоимостная оценка производственных ресурсов (основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов).

 

Хозяйственный механизм организации, его элементы

 

Хозяйственный механизм субъекта хозяйствования – это совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения его эффективности.

Хозяйственный механизм гостиниц и ресторанов представляет собой совокупность форм, методов, инструментов хозяйствования, посредством которых осуществляется деятельность по предоставлению услуг размещения и питания и достигаются высокие конечные результаты.

Требования к хозяйственному механизму организации:

• ориентация всех элементов на эффективность всего субъекта;

• обеспечение самостоятельности и самоокупаемости каждой структурной единицы;

• инновационность всех элементов и составных частей;

• учет интересов и создание побудительных мотивов для участия всех заинтересованных сторон в деятельности субъекта хозяйствования.

Структура хозяйственного механизма организаций включает следующие основные звенья:

• хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании;

• планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности;

• хозрасчетное стимулирование;

• оргструктура управления..

 

 

Тема 1.2 Анализ и планирование показателей хозяйственной деятельности предприятий гостеприимства

 

Виды, принципы и методы планирования деятельности

 

Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел организации.

Виды планирования:

• по уровням управления: на макроуровне, мезоуровне, микроуровне;

• по характеру: директивное и индикативное.по степени охвата конкретных сторон деятельности: общее и частичное.

• по длительности временного интервала: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

• по целям достижения: стратегическое, тактическое, оперативное.

К основным принципам планирования в индустрии гостеприимства относятся:гибкость (адаптивность);непрерывность; вариантность;целенаправленность;оптимальность;комплексность;научность.

Методы планирования представляют собой совокупность приемов, инструментов, средств изучения экономических процессов, разработки и обоснования планов.Наиболее распространены на всех уровнях планирования методы: балансовый, нормативный,факторный, экстраполяции, интерполяции, ЭММ.

 

Разделы и показатели планов хозяйственной деятельности.

 

Планы хоз. деятельности организаций гостерпиимства являются составной частью планов развития отраслей и планов социально-экономического развития государства. Особенности планирования деятельности этих организаций в современных условиях:

– они носят индикативный характер;

– составляют основу плановой системы;

– основными показателями становятся качественные конечные показатели субъектов хозяйствования.

Разработка прогнозов в стране осуществляется в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ».Исходя из него система прогнозов РБ включает:

• Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития РБ на 15 лет (долгосрочное);

• Программу социально-экономического развития РБ на 5 лет (среднесрочное)

• Годовой прогноз социально-экономического развития РБ (краткосрочное).

Организации гостинично-ресторанного бизнеса прогнозы и планы деятельности разрабатывают самостоятельно. При этом учитывается спрос, наличие ресурсов, возможности и необходимость получении я определенного результата. Состав показателей планов определяется организацией самостоятельно.

Основой для прогнозирования и планирования в настоящее время является Постановление Минэкономики РБ от 30.10.2006г. № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год». В торговле действует соответствующий отраслевой документ, утвержденный Минторгом 29.09.2005г. № 106 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов государственных организаций, находящихся в ведении Министерства торговли, хозяйственных обществ, акции, доли в уставных фондах которых переданы Министерству торговли».

Независимо от формы собственности и хозяйствования рекомендуется всем организациям включать в систему планов следующие показатели:

• общий объем выручки и товарооборота;

• структура выручки по видам, структурным подразделениям,

• Норматив общего объема запасов сырья, материалов и товаров;

• Расчет товарного обеспечения;

• для внешнеторговых организаций дополнительно объем внешнеторгового оборота, в т.ч. экспорта, импорта и по видам;

• план развития МТБ;

• План доходов (по всем видам),

• план расходов,

• план прибыли;

• финансовый план;

• план социального развития (включая план по труду).

 

Формирование системы целей в процессе планирования деятельности организации.

 

Целевая направленность предприятия выражается в двух параметрах: миссии и целях.

• Миссия — это сформулированная в сжатом виде концепция деятельности данного предприятия, показывающая, для чего оно существует и как намеревается осуществлять свою деятельность.

• Цели — это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность.

Требования к целям: Реальность;Конкретность и измеримость;Множественность и иерархичность.

В зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, избранной миссии, ситуации на рынке каждое предприятие формирует собственную систему целей. Можно указать ряд наиболее общих направлений установления целей с соответствующими каждой цели показателями.

 

 

Роль экономического анализа в планировании деятельности

 

Основную роль в процессе планирования играет анализ.Экономический анализ (греч. – “разбор, раздробка”) обеспечивает комплексное изучение состояния и развития хозяйственной деятельности предприятий путем разложения исследуемого объекта на составные части, рассмотрения его отдельных сторон и свойств, способ решения вопроса от следствий к началам, от действий к причинам. На практике широко применяется вместе с синтез-методом изучения явления в его целостности, единстве и взаимной связи составляющих частей.

Экономическая диагностика, опираясь на материалы экономического анализа, выступает обоснованием принимаемых решений по регулированию процесса и разработки целенаправленных планов. Кроме того, результаты экономической диагностики используются для определения направлений углубленного последующего анализа, в особенности при формировании стратегических аспектов хозяйствования.

Виды, методы, приемы анализа см. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов п.2.4.

 

Внутрифирменное планирование. Бизнес-планирование как составная часть процесса планирования.

 

Процесс планирования отличается в зависимости от масштабов организации, времени планирования др. Но наиболее универсально выделяют ряд этапов планирования:

– Анализ ситуации на рынке, в отрасли, в организации;

– Планирование целей (результатов)

– Планирование средств, необходимых для достижения целей (альтернатив)

– Принятие решений (выбор альтернатив исходя из возможностей)

– Планирование реализации (конкретных мероприятий, сроков, исполнителей)

– Контроль (по критерию эффективности для организации в целом, а не отдельного показателя или стороны).

Внутрифирменное планирование определяют как выявление перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, действий для их достижения.

Система внутрифирменного планирования предполагает распределение плановых работ по уровням компетенции: стратегическое планирование находится в ведении высшего руководства,оперативное планирование находится в ведении функционального руководства. Это разграничение планов представляет собой разграничение на стратегическое и текущее планирование.

Бизнес-планирование в настоящее время стало одним из обязательных элементов внутрифирменного планирования. Выделяют виды бизнес-планов:

– бизнес-план инвестиционных проектов,

– бизнес-план вновь создаваемых предприятий,

– бизнес-план развития предприятия,

– бизнес-план для получения кредитных ресурсов,

– бизнес-план финансового оздоровления

При составлении бизнес-плана следует придерживаться некоторых основополагающих принципов:

• он не должен предусматривать кардинальных изменений положения предприятия на рынке и в отрасли,

• он должен быть пессимистичен в оценке условий и факторов;

• бизнес-план должен быть универсальным;

• прогноз составляется с учетом специфики деятельности организации;

• формируется на основании достоверных исходных данных;

• исходные и выходные данные, заложенные в прогнозе, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления;

• шаг отображения информации в таблицах прогноза развития, принимается равным одному году.

Процесс бизнес-планирования можно разбить на этапы:

• определяют цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация бизнес-плана;

• выявляются источники получения информации и подбирается все необходимое;

• очерчивается круг пользователей бизнес-плана, от чего зависит степень глубины проработки и представления отдельных вопросов;

• определяется структура бизнес-плана, перечень разделов;

• сбор информации для составления бизнес-плана, отдельных разделов, в т.ч. с привлечением узких специалистов в отраслях;

• непосредственно написание и оформление бизнес-плана;

• представление и защита у заинтересованных сторон.

При разработке прогноза развития рекомендуется использовать преимущественно методы, характерные для активного прогноза, который исходит из необходимости преодоления негативных тенденций и достижения стратегических целей.

В соответствии с Рекомендациями в состав прогноза развития коммерческой организации входят: титульный лист, содержание, описательная часть прогноза развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

• Описательная часть прогноза развития коммерческой организации состоит из следующих основных разделов:

• Резюме;

• Оценка текущего состояния организации;

• Определение факторов и условий эффективного развития организации;

• Обоснование целей и задач, определение важнейших направлений, ориентиров и параметров экономического роста;

• Определение мер обеспечения достижения целевых параметров развития;

• Инвестиционный и инновационный план;

• Энергосбережение;

• Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...