Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы, средства и формы организации воспитательного процесса




Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Классификация, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

- методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;

- методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;

- методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. В основу классификации воспитательных средств положен канал психологического влияния на человека:

– аудиальный (лат. «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и т. д.;

– визуальный (лат. «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись и т. д.);

– кинестический (гр. «кине» – движение и «эсте» – чутье, ощущение) – ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения и т. д.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Их классификация по различным основаниям:

- по количеству и составу участников: индивидуальные, парные, микрогрупповые, групповые, коллективные, массовые;

- по продолжительности во времени: урок, спаренное занятие, укороченное занятие («пятиминутки», «разминки»), мероприятие произвольной длительности;

- по месту проведения: классные, внеклассные (школьные), внешкольные;

- по степени сложности: простые, составные, комплексные;

- по принадлежности к направлениям содержания воспитания учащихся;

- основные, сопутствующие и вспомогательные;

- формы организации обучения и формы организации воспитательной работы.

Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения на примере темы «Юридическая ответственность»

Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - завершающий этап учебного процесса. Задачи контроля:

1) выявление уровня усвоения, объема, глубины и действенности усвоенного предметного содержания;

2) получение информации о характере учеб. деятельности учащегося, об уровне самостоятельности и активности, учащегося в учеб. процессе;

3) определение эффективности применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения.

Формы контроля в процессе производственного обучения на примере темы «Юридическая ответственность»:

При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи.

При групповом контроле группа временно делится на несколько подгрупп и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные.

При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала.

Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения темы «Юридическая ответственность»:

1. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами которой являются:

- обращение с вопросом ко всей группе,

- конструирование ответа, - рецензирование ответа,

- оценка ответа и ее обоснование,

- постановка вопросов ученику самими учащимися,

- взаимопроверка, - самопроверка.

2 Практическая работа. Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на швейной машине но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, составления последовательности обработки узла одежды и т.д.

3 Тест. Возможные виды тестов:

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них учащийся выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа. Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...