Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы, средства и формы организации воспитательного процесса
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике. Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Классификация, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на: - методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.; - методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; - методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание. Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. В основу классификации воспитательных средств положен канал психологического влияния на человека: – аудиальный (лат. «ауди» – слух) – слово, музыка, песня, стихи и т. д.; – визуальный (лат. «виз» – видеть, зрение) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись и т. д.); – кинестический (гр. «кине» – движение и «эсте» – чутье, ощущение) – ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения и т. д. Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Их классификация по различным основаниям: - по количеству и составу участников: индивидуальные, парные, микрогрупповые, групповые, коллективные, массовые; - по продолжительности во времени: урок, спаренное занятие, укороченное занятие («пятиминутки», «разминки»), мероприятие произвольной длительности; - по месту проведения: классные, внеклассные (школьные), внешкольные; - по степени сложности: простые, составные, комплексные; - по принадлежности к направлениям содержания воспитания учащихся; - основные, сопутствующие и вспомогательные; - формы организации обучения и формы организации воспитательной работы. Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения на примере темы «Юридическая ответственность» Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - завершающий этап учебного процесса. Задачи контроля: 1) выявление уровня усвоения, объема, глубины и действенности усвоенного предметного содержания; 2) получение информации о характере учеб. деятельности учащегося, об уровне самостоятельности и активности, учащегося в учеб. процессе; 3) определение эффективности применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения. Формы контроля в процессе производственного обучения на примере темы «Юридическая ответственность»: При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. При групповом контроле группа временно делится на несколько подгрупп и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала. Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения темы «Юридическая ответственность»: 1. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами которой являются: - обращение с вопросом ко всей группе, - конструирование ответа, - рецензирование ответа, - оценка ответа и ее обоснование, - постановка вопросов ученику самими учащимися, - взаимопроверка, - самопроверка. 2 Практическая работа. Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на швейной машине но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, составления последовательности обработки узла одежды и т.д. 3 Тест. Возможные виды тестов: Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них учащийся выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа. Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |