Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проектирование целей в процессе профессионального обучения на примере дисциплины «Теория государства и права»Стр 1 из 16Следующая ⇒
Педагогика - это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу. К вопросам изучения педагогики относится: изучение процесса развития и становления личности; влияние сущности и закономерностей развития на воспитание; формирование целей воспитания; исследование, накопление и усовершенствование методов воспитания. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». В педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Образование – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. В зависимости от полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности образование подразделяется на основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское.
№2.1. Методика профессионального обучения как область педагогических знаний, учебный предмет и нормативный способ деятельности педагога Методика профессионального обучения (МПО) - научная область инструментальных знаний в профессиональной педагогике о конструировании и применении средств регуляции обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. Объектом исследования МПО является образовательный процесс в профессиональном учебном заведении, предметом - закономерности образовательной деятельности педагога по управлению процессом овладения знаниями, умениями и навыками обучающимися в той или иной области профессиональной деятельности. Задачи МПО заключаются в том, чтобы на основе: изучения явлений обучения данной учебной дисциплины раскрывать между ними закономерности и связи; познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподавание) и учебно-познавательной деятельности обучающихся (учение). Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. Содержание учебного предмета вырабатывается в ходе исторического развития образования, хотя, естественно, доля личного вклада отдельного педагога в ее решение присутствует. Нормативный способ деятельности педагога - обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия, способ деятельности. Нормативный способ деятельности выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности). Нормативный способ деятельности педагога позволяет выделить следующие действия (соответствующие основным этапам урока): организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление нового материала, задание на дом. Отдельные действия могут выходить из структуры урока.
№1 2.Процесс обучения, его сущность, функции, принципы обучения. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятель-ти учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Функции процесса обучения: Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков. Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности. Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся. Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. К ним относятся: Принцип сознательности и активности. В его основе лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Принцип наглядности. Заключается в привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. 2.2.Учебно-методическое обеспечение производственного обучения специальности СПО «Правоохранительная деятельность» Основными целями системы среднего профессионального образования (СПО) являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т.е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности. Важное место в методической работе отводится вопросам комплексного методического обеспечения государственных образовательных стандартов СПО, которые предусматривают разработку учебно-методических комплексов специальностей, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий. Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, т. е. включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения специальности СПО «Правоохранительная деятельность» включает: - нормативный комплект специальности «Правоохранительная деятельность»; - учебно-методические комплексы дисциплин по специальности «Правоохранительная деятельность»; - учебно-методический комплект учебной и производственной практики по специальности «Правоохранительная деятельность»; - комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование» по специальности «Правоохранительная деятельность»; - комплект «Итоговая аттестация» по специальности «Правоохранительная деятельность»; - комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» по специальности «Правоохранительная деятельность»; - комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по специальности «Правоохранительная деятельность».
№1. 3. Методы, средства и организационные формы обучения Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп: - методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала. - методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. - методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы. - методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия. - методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: - Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.) - Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) - Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD и т.п.) - Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) - Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) - Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.) - Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) - Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.) Организационные формы обучения - целенаправленные, четко организованные, содержательно насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия учителя и учащихся. Самые распространенные формы - классно-урочная система для среднего образования и лекционно-семинарская - для высшего образования. Также выделяют - индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). Проектирование целей в процессе профессионального обучения на примере дисциплины «Теория государства и права» Цели учебной дисциплины: - Усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях. - Получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права. - Уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности. Задачи учебной дисциплины: - Формирование у студентов системы знаний об основных категориях и понятиях теории государства и права, а также об основных закономерностях происхождения, развития и функционирования государства и права. - Изучение современных концепций государства и права. - Формирование в ходе обучения у студентов ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности. - Освоение студентами основных правил работы с законодательством, его толкования и применения. - Развитие умения осмысливать политико-правовые явления и процессы, ориентироваться в политико-правовой сфере. - Развитие профессиональных качеств на основе уяснения ценности права и законности, в том числе противодействующих деформации правового сознания. - Содействовать развитию мировоззрения студентов. - Помочь студентам выработать умение ориентироваться в нормативных источниках, регулирующих трудовые отношения, отношения по социальной защите. - Закрепить способности аналитической работы в процессе изучения учебного материала.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |