Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Области, требующие более глубокого исследования при обсуждении опыта работы
1. Причины выбора именно этой работы. 2. Возложенные на кандидата обязанности и качество их выполнения. 3. Поставленные перед кандидатом задачи и его оценка результатов своей работы. 4. Аспекты работы, которые, по мнению кандидата, требуют наибольшего внимания и усилий. 5. Трудности в работе, с которыми сталкивался кандидат, и как он их преодолевал. 6. Пристрастия и антипатии, причины удовлетворенности и неудовлетворенности работой. 7. Примеры конкретных достижений в работе. 8. Причины ухода или рассмотрения новых предложений (также могут затрагиваться при обсуждении мотивации). Этому вопросу необходимо уделять повышенное внимание при обсуждении и предыдущих мест работы: как говорят опытные рекрутеры, «поведение в прошлом прогнозирует мотивацию в будущем». Если человек менял два предыдущих места работы исключительно ради денег, велика вероятность того, что и в нынешней ситуации его главным мотиватором будет материальный фактор. Особое внимание отдельным областям может быть уделено в соответствии с требованиями вашего клиента. Например, вы заранее условились, что профессиональную квалификацию кандидата линейный руководитель будет оценивать лично. Вас же он просил больше сконцентрироваться на его личностных качествах и мотивации — соответственно, эти вопросы и будут превалировать в вашей беседе. Обычно после обсуждения последнего места работы обсуждаются все места работы кандидата в хронологическом порядке, и каждый раз выясняются причины ухода. Однако в зависимости от ваших целей и специфики опыта кандидата можно отслеживать смену мест его работы в обратном порядке, заканчивая последним местом. 3. Мотивация Мотивация — один из ключевых параметров оценки кандидата. Верно поняв его мотивацию, вы сможете более точно интерпретировать поведение человека в прошлом и прогнозировать будущие поступки. Как уже описано в главе 4 «Телефонное интервью», вопросы о мотивации начинаются со слова «почему?». У каждого человека есть индивидуальные мотивирующие факторы. То, что важно для одного кандидата, имеет второстепенное значение для другого. Ваша задача, не задавая наводящих вопросов, выяснить мотивацию каждого конкретного собеседника. Это может быть желание более быстрого карьерного роста, расширение зоны ответственности, смена непосредственного руководителя, а может, и переезд компании в отдаленный район. Как правило, рекрутеры настороженно воспринимают чисто денежную мотивацию — это знак того, что человек вскоре снова легко снимется с места» ради очередной прибавки к зарплате, оборот, позитивно воспринимается желание кандидата расширять зону своей ответственности, развивать специализацию, приобретать новый опыт и знания и др. 4. Критерии при выборе нового места работы Приоритеты каждый человек расставляет по-своему, но, как правило, для многих людей важны следующие факторы: 1. Название позиции, обязанности, уровень ответственности. 2. Карьерный и профессиональный рост. 3. Коллектив и непосредственный руководитель. 4. Желание работать самостоятельно либо в команде. 5. Зарплата и льготы. 6. Имидж и репутация компании, продукция. 7. Чувство защищенности, комфорта, условия труда. 8. Место расположения, время в пути, командировки, режим работы. Обратите внимание на то, в каком порядке кандидат располагает важные для него критерии. Старайтесь избегать наводящих вопросов («будет ли для вас важен карьерный рост?»), кандидат должен самостоятельно расставить приоритеты и прокомментировать свой выбор. Совпадают ли приоритеты кандидата с тем, чего от него ожидает и что может ему предложить ваша компания? Серьезные противоречия необходимо немедленно прояснить. Например, по телефону собеседник озвучил свою готовность к ненормированному рабочему дню, но в ходе личной беседы стало ясно, что его возможности перерабатывать и даже сама трактовка термина «ненормированный рабочий день» сильно отличаются от режима работы, характерного для обсуждаемой позиции. Необходимо честно рассказать кандидату о реальном положении дел и вместе с ним решить, готовы ли обе стороны к сотрудничеству с учетом вскрывшихся обстоятельств. Если для вас важно уточнить, хочет ли или может ли кандидат работать сверхурочно, посменно, ездить в командировки или сменить место жительства, можно задать следующие вопросы: «Как часто вы готовы ездить в командировки?», «Какие личные обстоятельства могут помешать вам сменить место жительства?», «В какие части страны вам не хотелось бы переезжать?», «Как отнесется ваша семья к переезду в N?», «С кем из близких вы советовались, принимая предложение о работе, на которой 80% времени вы будете проводить в командировках?» 5. Зарплатные ожидания Разговор о нынешней и ожидаемой зарплате и соцпакете рекомендуется вести в конце интервью, когда контакт с собеседником налажен, а возможное напряжение снято. Полезно начинать эту часть беседы с уточнения данных, которые вы обсудили с кандидатом по телефону. Практика подтверждает, что как минимум в 50% случаев вы обнаруживаете отличия. Либо вы не совсем правильно поняли кандидата по телефону, либо он чего-то не договорил, либо изменил ожидания в свете требований к конкретной позиции. Бывает всякое, поэтому в ходе личного интервью необходимо тщательно обсудить все нюансы и точные цифры как нынешней, так и ожидаемой кандидатом компенсации. Это поможет предотвратить недоразумения, которые могут возникнуть в будущем. 6. Личные вопросы. Занятия в свободное время Занятия в свободное время, хобби и интересы кандидата могут предоставить дополнительную информацию о его способностях, мотивации и личности. Следует иметь в виду, что хобби могут вступать в потенциальный конфликт с основной трудовой деятельностью и поэтому требуют дополнительного исследования. К примеру, работа в общественной организации может свидетельствовать об организаторских способностях и общительности, а увлечение парашютным спортом —о склонности к риску. Частная жизнь Ситуация в семье и отношения с близкими могут повлиять как на решение кандидата принять предложение о работе, так и на качество ее выполнения впоследствии. Поэтому крайне важно убедиться в том, что характер предполагаемой работы не вступает в противоречие со стилем жизни, отношениями с друзьями и родственниками. Особенно внимательно к мнению семьи и близких стоит отнестись при обсуждении с кандидатом вопросов переезда, переработок, частых командировок. Иногда разговор о друзьях или отношениях с родственниками дает весьма ценную информацию о личности кандидата, стиле его общения, жизненных приоритетах, стрессоустойчивости и других качествах и навыках. Все вопросы, касающиеся личной жизни кандидата, нужно задавать в высшей степени аккуратно и корректно, чтобы случайно не обидеть человека. Здоровье Беседуя с кандидатом на эту тему, можно осведомиться об общем состоянии здоровья, уделяя внимание тем аспектам, которые потенциально могли бы повлиять на способность выполнять работу. Вопросы о состоянии здоровья достаточно редко обсуждается на интервью, но если работа подразумевает физическую нагрузку, то они становятся очень важными. Даже если кандидат должен будет предоставить справку о состоянии здоровья, прежде чем ему сделают предложение о работе, лучше предупредить возможные проблемы на раннем этапе. Например, обсуждая работу, связанную с большой нагрузкой на глаза при использовании компьютера, стоит поинтересоваться возможной индивидуальной непереносимостью и рисками для зрения, особенно если кандидат носит очки. 7. Рассказ о позиции и получение обратной связи от кандидата Проводя интервью, в определенный момент вы принимаете решение рассказать кандидату о позиции и вашей компании, а также ответить на его вопросы. Оптимальный вариант — это делать после обсуждения его опыта, чтобы избежать осознанного или неосознанного стремления «подстроить» свой опыт под вакансию. Профессиональный рекрутер постарается создать у собеседника максимально позитивное впечатление о позиции и потенциальном руководителе, опишет достижения компании, особенности ее корпоративной культуры и расскажет о коллективе. Будьте особенно точны и корректны, описывая перспективы данной позиции и меру ответственности в настоящий момент, руководствуясь вашими договоренностями с линейным руководителем. Расскажите о том, кто будет подчиняться данному человеку, перед кем он будет отчитываться или с кем постоянно взаимодействовать. Предложите кандидату задать свои вопросы и давайте продуманные ответы. Наличие у кандидата вопросов и их характер отражает его мотивацию и понимание сказанного вами. Убедитесь по окончании обсуждения, что у собеседника сложилось действительно верное впечатление о планах вашей компании, позиции, требованиях и перспективах. Полезным бывает в случае подтверждения кандидатом интереса к позиции попросить его резюмировать: что конкретно кажется ему привлекательным и какой видится будущая работа. Это поможет убедиться в адекватности взаимных ожиданий и подтвердить взаимопонимание. 8. История поиска работы. Альтернативные и контрпредложения Для того чтобы в самый неподходящий момент избежать возможных неприятных сюрпризов, необходимо выяснить у кандидата, какие еще варианты он рассматривает, на какой стадии находятся переговоры, и попросить его проранжировать возможные предложения о работе по отношению к позиции в вашей компании. Полезными могут быть следующие вопросы: 1. Как давно вы ищете работу? Какими методами? Какие вакансии рассматривали? Если кандидат не ищет работу, а был специально найден прямым поиском и приглашен на беседу, ни в коем случае нельзя формулировать вопрос именно так. Лучше спросить: ради каких профессиональных возможностей вы бы сейчас ушли из своей компании? 2. Каковы были результаты интервью? 3. Были ли у вас какие-нибудь предложения? Если да, расскажите о них поподробнее. (Иногда кандидат готов называть других потенциальных работодателей, а иногда может дать лишь общую характеристику.) Почему вы не приняли это предложение? Что вам в нем нравилось, а что смущало? 4. Какие еще предложения вы рассматриваете в настоящее время? В какие сроки вы должны дать ответ? Узнав о том, какие предложения рассматривает кандидат, и услышав его мнение о них, вы можете оценить реалистичность и привлекательность заказа, над которым работаете в настоящее время, в глазах кандидата, а также спрогнозировать вероятность принятия кандидатом предложения от вашей компании. На этом этапе вы также должны обсудить с кандидатом возможность контрпредложения от нынешнего работодателя, спросив, как высоко он оценивает вероятность того, что, в случае если он решит уволиться, ему будет сделано контрпредложение, и попросить его рассказать о том, как он поступит в этой ситуации. Можно предложить кандидату представить себе, в чем именно это предложение будет заключаться, чтобы заставить его остаться на прежнем месте работы. На этом этапе очень важно еще раз обсудить вместе с кандидатом те причины, по которым он готов рассматривать предложения, — к этому вопросу можно будет вернуться, если ему действительно сделают контрпредложение. Подробнее о его профилактике рассказано в пункте «Контрпредложение» (см. главу 8 «Ловушки для кандидата и рекрутера»).
Завершение интервью Окончание интервью не менее значимо, чем его начало. Кандидат должен уйти с позитивными чувствами по отношению к вам и к вашей компании. У него должно остаться ощущение, что он был выслушан, что его опыт интересен, и обязательно получить от вас обратную связь, пусть даже промежуточную. Самая типичная жалоба кандидатов — на то, что рекрутер не дает ему обратную связь после интервью.
Рис. 9. Варианты завершения интерьвью
Позитивное завершение интервью Если по результатам интервью вы уверены, что будете представлять кандидата своему внутреннему клиенту, то вам необходимо: 1) обозначить факт представления резюме кандидата линейному менеджеру и примерный период ожидания ответа; 2) кратко рассказать о том, чего следует ожидать от следующего интервью; 3) если кандидат представлен агентством, предложить ему, либо общаться с вами, но держать агентство в курсе, либо осуществлять обратную связь через агентство; 4) уточнить контакты и временные предпочтения кандидата; 5) если для вас это приемлемо, предложить кандидату звонить вам в случае возникновения вопросов; 6) если в ходе завершения интервью у вас есть сомнения в интересе кандидата к данной позиции, это шанс еще раз обсудить с ним, в чем заключается этот интерес, обговорить детали и ответить на вопросы. Отказ как завершение интервью Будьте честны, если вы уверены, что не станете представлять кандидата линейному руководителю. Обоснуйте отказ профессиональной или технической причиной, неожиданным препятствием или несоответствием требованиям внутреннего клиента, объяснив, что эти обстоятельства выяснились только в ходе интервью, а во время предварительного телефонного разговора были неочевидны. Полезно сразу же обозначить следующие шаги — если линейный менеджер снизит жесткие требования (например, к уровню английского языка) либо возникнет новая вакансия без этих ограничений, вы сообщите об этом кандидату. Если вы обнаруживаете несоответствие по каким-то сугубо личностным параметрам, нельзя говорить ничего обидного для человека, лучше сказать что-то нейтральное. С пониманием воспринимается ссылка на то, что уже признал в качестве недостатка сам кандидат. Например: «Как вы сами упомянули, столь долгий перерыв в использовании английского языка может поставить вас в невыгодное положение по сравнению с другими кандидатами». Важно подчеркнуть ценность встречи и поблагодарить кандидата за время, обозначив возможное сотрудничество в будущем. Пауза как завершение интервью Паузу по результатам интервью может взять как рекрутер, так и кандидат. Будьте честны в отношении недостатков и еще раз резюмируйте достоинства и достижения кандидата. Откровенно поделитесь своими сомнениями и объясните, по какой причине вы берете время на принятие решения и его согласование с линейным руководителем. 1. Подведите итоги. Если кандидат сам берет время на раздумья, уточните: почему, как надолго и над чем конкретно он будет размышлять. Ваша задача — усугубить или развеять его сомнения в зависимости от ваших впечатлений. 2. Если вы сами хотите взять паузу, вам необходимо: — обозначить техническую, а не личностную причину, и объяснить длительность паузы; — сослаться на требования внутреннего клиента и пообещать уточнить, возможно ли их изменить; — привести в качестве довода то, что кандидат сам признал как недостаточный опыт, и убедиться, что он понимает, почему это стало для вас причиной взять паузу. Никогда не обещайте того, что не сможете выполнить, но если обещаете — выполняйте. Относитесь к кандидату так, как вы хотели бы, чтобы интервьюер относился к вам. В любом случае при завершении интервью убедитесь, что кандидат правильно вас понял.
Процесс принятия решения Для того чтобы выбрать любой из описанных выше вариантов завершения интервью, вам необходимо подвести итоги встречи, сопоставить полученную информацию и ваши наблюдения с требованиями клиента и принять решение: представлять ли кандидата линейному руководителю. Основные параметры, которые рекомендуется принять в расчет в первую очередь, — это соответствие профессионального опыта, личностных качеств и мотивации кандидата требованиям вашего клиента. Конечно, можно увеличить количество параметров, но это повлечет за собой усложнение процесса принятия решения, при этом не обязательно сделает его более эффективным. В предлагаемой таблице 5 рассматриваются типовые комбинации упомянутых трех параметров. Ниже дан комментарий о вариантах действий в каждом случае.
Таблица 5 Типовые комбинации параметров кандидата
1.По результатам интервью у вас нет сомнений ни по одному из параметров, и вы будете представлять кандидата линейному руководителю. 2. По результатам интервью у вас больше сомнений, чем уверенности в профессиональном опыте, личностных качествах и мотивации кандидата. Вы уверены, что ответите ему отказом. 3. Кандидат производит впечатление сильного профессионала, и он очень заинтересован в позиции, предлагаемой вашей компанией. Вас смущают некоторые личностные аспекты. Стоит посоветоваться с линейным руководителем, представив ему кандидата. 4. Кандидат — прекрасный человек, и он очень заинтересован в работе в вашей компании. Вас смущает явная нехватка профессионального опыта. Решение зависит от специфики и уровня позиции — на стартовые должности такого кандидата скорее всего рассмотрят, на профессиональные — большой вопрос. Обсудите с линейным руководителем. 5. У кандидата убедительный профессиональный опыт, он приятный человек, однако не проявляет заинтересованности в смене работы в целом либо в работе именно в вашей компании. Представьте кандидата линейному руководителю и обсудите возможности повысить интерес кандидата к работе в вашей компании на обсуждаемой или иной позиции. 6. У кандидата неубедительный профессиональный опыт, нет явной мотивации, хотя человек приятный. Вряд ли стоит тратить время линейного руководителя, хотя для стартовых позиций возможны исключения — если проявится мотивация. 7. Кандидат — сильный профессионал, но не проявляет заинтересованности в работе в вашей компании, личностно вряд ли впишется в коллектив. Стоит упомянуть о нем в беседе с линейным руководителем. Если ваше первое впечатление о личности кандидата было ошибочным либо у него появился интерес к позиции, он может быть рассмотрен. 8. У кандидата нет ни профессионального опыта, ни личностных качеств, необходимых для сотрудника на данной позиции. Однако человек очень хочет работать в вашей компании. Вряд ли стоит тратить время линейного руководителя. Однако, возможно, кандидат подойдет под другую вакансию в вашей компании? Сопоставляя свои впечатления и принимая решение, будьте реалистичны в оценке своих сил и навыков. Если ваши сомнения в большей степени относятся к профессиональной сфере, попросите линейного руководителя проверить квалификацию кандидата. Если есть сомнения в мотивации, спросите себя, все ли вопросы вы задали, чтобы составить верное впечатление о том, что движет кандидатом. Наконец, воспользуйтесь применяющимися в вашей компании профессиональными или психологическими тестами, которые могут подтвердить или опровергнуть возникшие сомнения. В рамках данной главы не рассматриваются такие методы оценки при подборе персонала, как профессиональные и психологические тесты, ролевые игры и др. Безусловно, это весьма полезные вспомогательные источники информации, необходимой для принятия окончательного решения. Главное, что стоит отметить, — любой тест должен прежде всего быть адекватен поставленной задаче и давать информацию о конкретных параметрах личности или опыта кандидата применительно к позиции, на которую он рассматривается. Например, тестировать скорость машинописи или навыки письменного перевода, безусловно, необходимо при подборе на административные позиции, но совершенно бессмысленно проверять эти навыки у инженера. Тест, оценивающий лидерские качества и менеджерский потенциал, будет уместен при подборе руководителей разного уровня, но бесполезен при массовом найме кассиров.
Типы интервью Классификация интервью по типам может быть весьма полезной для теоретической подготовки рекрутера на этапе «первичного накопления» знаний по профессии. Однако следует признать, что разделение интервью по типам — во многом условное. Наилучший результат достигается путем комбинирования различных техник, типов и элементов интервью. Таким образом, вы выбираете наиболее оптимальные вопросы, формат и структуру беседы о конкретной позиции в определенных времениых, географических и ресурсных условиях. Прокомментируем самые распространенные типы интервью, их особенности, преимущества и недостатки. Теоретики и практики рекрутмента выделяют следующие типы интервью. 1. Биографическое интервью Чаще всего биографическое интервью, которое по своей сути сродни анкетированию, включает в себя такие темы, как: • опыт работы; • образование и дополнительные курсы; • занятия в свободное время; • личные/семейные обстоятельства; • здоровье; • Цели и планы на будущее.
Примеры соответствующих вопросов приведены в Приложении 5.
2. Критериальное интервью Главная цель критериального интервью состоит в том, чтобы кандидат привел примеры поведения,которые соответствуют критериям позиции. Ряд вопросов, которые нужно будет задать всем кандидатам для уточнения их соответствия критериям позиции, следует сформулировать до интервью и согласовать с вашим внутренним клиентом. Эти заранее заготовленные вопросы должны гармонично сочетаться с остальными уточняющими вопросами, которые будут вытекать из ответов кандидата. При заблаговременной подготовке вопросов, а также при оценке ответов кандидата необходимо учитывать следующее: 1) были ли у кандидата возможности продемонстрировать качества и навыки, соответствующие тому или иному критерию; 2) может ли он привести конкретные примеры, в которых раскрывается интересующая нас характеристика; 3) как кандидат сам оценивает наличие и проявление у себя данной характеристики. Это можно сделать, обсуждая с ним его сильные и слабые стороны, интересы, какими сторонами своего характера кандидат удовлетворен, а какими — нет; 4) как кандидат оценивает себя по интересующему нас параметру в сравнении с другими людьми (названными им самим); 5) как другие оценивают самого кандидата по данному параметру; 6) есть ли у кандидата конкретные знания в данной области для подтверждения квалификации по обсуждаемому параметру. По своей структуре критериальное интервью может быть аналогично биографическому интервью. Такой метод проведения критериального интервью особенно рекомендуется для первой встречи с внешним кандидатом. Интервьюер может провести некое критериальное исследование по различным темам, охваченным в интервью (работа, образование, свободное время) или провести первую половину интервью с упором на биографические данные, а вторую половину посвятить исследованию по конкретному критерию. Для второго интервью и внутренних интервью типична следующая структура критериального интервью: а) вступление.Здесь важно заострить внимание кандидата на том, что целью интервью будет выяснение конкретной информации по определенным фактам, а не более подробный разговор по его резюме; б) общая информация.Прежде чем более углубленно исследовать отдельные моменты, можно задать общий вопрос: «Расскажите о своих обязанностях на настоящем месте работы»; в) выяснение каждого критерия.Все критерии должны быть выяснены по очереди, и в каждом следует искать доказательства опыта кандидата в данной области, начиная от образования/дополнительного обучения и занятий в свободное время и заканчивая опытом работы. Цель заключается в том, чтобы получить по каждому критерию более чем одно доказательство и искать не только положительный, но и отрицательный опыт, например: «Приведите примеры, когда вам не удавалось убедить кого-то в правильности вашей точки зрения»; г) суммирование сказанного кандидатом после обсуждения каждого критерия.Прежде чем переходить к другой теме, интервьюеру следует кратко просуммировать комментарии кандидата по данному критерию. Примеры вопросов критериального интервью по конкретному критерию Критерий: планирование и организация 1. Опыт: «Расскажите о вашем опыте в разработке и планировании проектов». 2. Специфический опыт: «Опишите, пожалуйста, как вы рассчитывали бюджет этого проекта». 3. Самооценка: «Оцените свои сильные стороны как разработчика», «А в чем ваши слабые стороны?» 4. Сравнение с другими: «Как бы вы себя оценили, сравнив со своими коллегами в этой компании?» 5. Оценка: «Как и кем в последний год оценивались ваши организаторские способности?» 6. Знания: «Как вы думаете, какие критерии можно назвать главными при выполнении проекта?» Критерий: принятие решения 1. Опыт: «Какие решения вы уполномочены принимать на настоящем месте работы?» 2. Специфический опыт: «Опишите, пожалуйста, как вы пришли к решению о необходимости организации производства в городе N?» 3. Самооценка: «Оглядываясь назад, приняли бы вы такое же решение? Что вы вынесли для себя из описанной ситуации?» 4. Сравнение с другими: «Как бы вы оценили себя, сравнив с господином А по этому аспекту вашей работы?» 5. Оценка: «Как руководство реагировало на принятые вами решения? А подчиненные?» 6. Знания: «Как вы думаете, какие стадии можно назвать главными при принятии подобного решения?» Критерий: навыки общения 1. Опыт: «Какие аспекты вашей работы требуют от вас общения с людьми?» 2. Специфический опыт: «Опишите, пожалуйста, какие взаимоотношения вы установили с господином А». 3. Самооценка: «Как вы реагировали, когда люди разговаривали с вами грубо?» 4. Сравнение с другими: «Как бы вы оценили свои отношения с вашим руководителем, сравнив их с отношениями между ним и другими сотрудниками?» 5. Оценка: «Как оценивают ваши сильные/слабые стороны ваши клиенты?» «А коллеги?», «А подчиненные?», «А начальство?» 6. Знания: «Как вы думаете, как убедить скептически настроенного клиента выбрать вашу компанию в качестве поставщика?» Первый вопрос в каждом случае почти всегда открытый, что позволяет опытному рекрутеру достаточно легко определить, какие аспекты необходимо исследовать глубже.
3. Интервью, основанное на компетенциях В основе интервью такого типа лежат компетенции, выделенные линейным руководителем как абсолютно необходимые для выполнения работы. В отличие от критериального интервью, позволяющего оценить поведенческие характеристики, интервью, основанное на компетенциях, как правило, позволяет выявить их в прошлом опыте кандидата, его знаниях, навыках и умениях, в его ценностных установках. Вопросы, которые используются в этом типе интервью, чаще всего — открытые, они начинаются обычно с формулировок: «Опишите, пожалуйста...» Важно, чтобы в ответах содержалось описание прошлого опыта, а не гипотетическое представление о том, как бы кандидат стал действовать, окажись он в той или иной ситуации. Пример 1: «Опишите, как вам удавалось расставлять приоритеты в роли ассистента менеджеров в таком большом отделе? Как вы успевали помогать всем своим коллегам?», А НЕ: «Если бы вам пришлось работать ассистентом нескольких менеджеров, как бы вы расставляли приоритеты..?» Пример 2: «Опишите ситуацию, когда ваш супервайзер отказывался принимать какие-то ваши предложения или идеи. Почему он это делал? И как вам удалось изменить его позицию?», А НЕ: «Представьте себе ситуацию...» В интервью, основанном на компетенциях, логика вопросов выглядит следующим образом: 1) описание ситуации из прошлого или настоящего опыта работы; 2) задача: чего хотел добиться или достичь кандидат в этой ситуации; 3) какие действия предпринял для решения поставленной задачи; 4) с какими трудностями столкнулся; 5) каков был результат и каковы последствия его действий; 6) чему он научился и какие сделал выводы на будущее.
4. Свободное интервью (Начинается с фразы «Расскажите мне о себе...») Интервью этого типа дает возможность кандидату рассказывать в свободной манере о своей работе, жизни, достижениях. Высокопрофессиональные интервьюеры используют этот подход, проводя отбор кандидатов на некоторые руководящие позиции, но интервьюер с небольшим опытом отбора и проведения интервью не сможет извлечь из общего потока ключевую информацию. Серьезным минусом такого подхода является необходимость более жесткого контроля собеседника, иначе интервью займет много времени и не всегда даст нужный результат.
5. Стрессовое интервью Рекрутер или линейный руководитель редко изначально выбирают этот тип интервью. Оно может быть полезным в том случае, если вы интервьюируете кандидата на позицию, где требуется повышенная стрессоустойчивость. В таком интервью необходимо, чтобы кандидат реагировал быстро, игнорируя стресс. К примеру, интервьюер может попросить кандидата отвечать на поставленные вопросы в течение пяти секунд либо задавать ему провокационные вопросы («Неужели вы сможете выполнить такой план продаж?»). Иногда используют элементы такого интервью, когда чувствуют, что кандидат неадекватен. Во время стрессового интервью следует очень щепетильно выбирать вопросы сугубо личного порядка — о семейном положении, детях, здоровье. Обязательным условием применения стрессовой тактики является соответствующий опыт интервьюера, иначе граница между таким интервью и неуважением к собеседнику может стереться, что приведет к этическим проблемам. В других случаях кандидат может перехватить инициативу и начать в стрессовой манере интервьюировать вас. В итоге никто не извлечет пользы из такого «общения».
6. Case-интервью, или ситуационное интервью Объектом оценки такого интервью могут быть умения и навыки, обучаемость, стрессоустойчивость, ценности и мотивация кандидата. Суть такого интервью можно выразить просьбой «продемонстрируйте», чтобы создать имитацию рабочих задач, или «расскажите, каким было бы ваше поведение в следующей ситуации...». Интервьюер описывает ситуацию, требующую действий или принятия решений, или просит кандидата оценить действия/решения кого-то в описываемой ситуации. Предлагаемый case должен быть адекватен уровню позиции (так, директора по продажам можно попросить составить список конкурентных преимуществ для дилеров, занимающихся продажами автомобилей, а торгового представителя — продать вам этот автомобиль). Вы можете предложить кандидату оценить чьи-либо действия, проверяя его этические установки, например: «Менеджер по закупкам, выбирая между двумя равными поставщиками, останавливает свой выбор на том, кто готов предложить лично ему какую-либо выгоду. Как вы оцените действия этого менеджера?». Среди рекрутеров, подбирающих торговых представителей, очень популярна такая просьба к кандидату: «Продайте мне эту ручку (блокнот, стол и т. п.)». 7. Структурированное интервью (по шаблону) («Пожалуйста, ответьте мне на следующие вопросы...») Здесь необходимо заметить, что «неструктурированных» интервью в принципе не должно быть, — при любом типе беседы вы придерживаетесь определенной структуры. Интервью, которое иногда называют структурированным, правильнее называть «интервью по шаблону». В таком интервью вы задаете всем кандидатам на позицию одни и те же вопросы в одном и том же порядке и обязательно записываете ответы на них. Интервью по шаблону очень полезно проводить в тех случаях, когда приходится просматривать много кандидатов на одну позицию. Эта техника помогает вам по окончании процесса интервью сравнить кандидатов по основным критериям, основываясь на их ответах. К сожалению, не все техники интервью позволяют расшифровать суть ответов и оставляют порой нераскрытой значительную часть информации о кандидате. Если какие-либо ответы показались вам недостаточно информативными или вы не получили внятного ответа на вопрос в целом, задайте новые вопросы на ту же тему, сформулировав их иначе. Попросите кандидата разъяснить, что он имел в виду, более развернуто изложить факты и привести примеры. Ни в коем случае не удовлетворяйтесь непонятным или неполным ответом. Порой начинающие рекрутеры стесняются задать уточняющий вопрос или переспросить впервые услышанный термин из боязни показаться непрофессиональными. Не стоит этого опасаться — кандидаты, как правило, охотно помогают собеседнику разобраться в премудростях своей профессии, им приятно, когда их внимательно слушают и чему-то у них учатся. А вот сделав вид, что некая тема вам хорошо знакома, вы рискуете попасть впросак в ходе беседы с профессионалом. В этом случае ваш авторитет в глазах кандидата пострадает значительно сильнее. Помните, что ваша задача — контролировать процесс интервью, задавать уточняющие вопросы, воодушевляя кандидата предоставлять вам информацию для анализа и принятия решения по результатам собеседования.
Таблица 6 Типы вопросов на интервью
Хорошее интервью начинается с хороших вопросов. Важно избегать вопросов, на которые кандидат может дать социально желательный ответ. В ходе любого выбранного вами типа интервью можно использовать различные типы вопросов. Успешные интервьюеры с помощью одних вопросов уточняют определенную нужную им информацию, а с помощью других подбадривают кандидата говорить более открыто и свободно о своем опыте и ожиданиях. Типы вопросов и возможности их использования описаны ниже. Типы вопросов на интервью Открытые вопросы На эти вопросы кандидат отвечает развернуто, сообщая дополнительную информацию о себе, а не просто с чем-то соглашается или что-то отрицает. Открытые вопросы чаще всего начинаются со слов «кто?», «какой?», «когда?», «где?», «почему?», «зачем?» или «как?». Открытые вопросы типа «расскажите мне о ...» используются для начала разговора на новую тему, чтобы кандидат поподробнее на ней остановился. Однако мы не рекомендуем злоупотреблять открытыми вопросами слишком общего характера, например «расскажите о своем профессиональном опыте». Особенно непродуктивным такой вопрос будет, если он обращен к кандидатам с солидным трудовым стажем, — человек либо начнет добросовестно рассказывать вам о своем профессиональном пути начиная со студенческих времен, либо, заподозрив в вас неопытного интервьюера, перехватит инициативу: «Давайте я расскажу именно об этом периоде, о работе именно в этой компании». Поэтому лучше всего задавать открытые конкретные вопросы, например: «Где вы приобрели опыт финансового моделирования?», «В каких компаниях вам довелось работать вахтовым методом?» и по ходу беседы самому задавать уточняющие вопросы. Исследовательские вопросы Этот тип вопросов, в отличие от открытых, рассчитан на получение гораздо более глубокой и содержательной информации. Исследовательские вопросы следует использовать, чтобы выяснить конкретные детали и сконцентрировать внимание кандидата на определенных моментах. Чаще всего по форме они выглядят как открытые, но, по сути, направлены на выяснение конкретной информации. Исследовательские вопросы могут выглядеть как поддержка и одобрение, например: «Это очень интересно, расскажите поподробнее», как поощрение к дальнейшему рассказу: «А что произошло потом?», либо как уточнение: «А какими конкретно были ваши обязанности в отделе?». Примеры исследовательских вопросов «И тогда я решил, что пора менять место работы». ВОПРОС: «А почему вы так решили?» «У меня были некоторые проблемы с руководителем». ВОПРОС: «Какие именно?» «Я чувствую в себе организаторские способности, у меня хорошо получается работать с людьми». ВОПРОС: «А в чем конкретно это выражается?», «Приведите, пожалуйста, пример». Интервью нужно построить так, чтобы, переходя от открытых вопросов к исследовательским и далее, рекрутер в конце концов получил максимально точное подтверждение опыта кандидата в определенной области или какую-то ценную информацию. Если открытые вопросы не сочетать с исследовательскими, это приведет к тому, что вы будете обладать большим количеством информации о кандидате в целом, но не знать о нем ничего определенного. Переход от общих вопросов к более конкретным называется «принципом воронки». Например:
Рис. 10. Принцип воронки
Сопоставительные вопросы Это наиболее экономные по форме вопросы, позволяющие интервьюеру уточнить ключевые различия между теми или иными обязанностями кандидата, его навыками и пр. Они также строятся в форме открытых вопросов. Примеры сопоставительных вопросов «Какие операции вы выполняли сами, а какие были автоматизированы?» «Чем отличаются ваши обязанности на настоящем месте работы от ваших обязанностей на предыдущем месте?»
Закрытые вопросы Это вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Чаще всего они начинаются со слов: «Раньше вы..?», «Сейчас вы..?». Такие вопросы могут быть полезными для подтверждения конкретных фактов и уточнения определенной информации, в особенности, если от кандидата тяжело добиться четких ответов. Например: «Был ли у вас опыт прямых продаж?», «Вы когда-нибудь проводили презентацию перед большой аудиторией?». Однако не следует использовать закрытые вопросы слишком часто, так как они позволяют получить слишком ограниченную информацию. Особенно следует их избегать, если интервьюеру необходимо найти доказательства проблем или трудностей, с которыми сталкивался кандидат. В таких случаях лучше задавать открытые вопросы, например: «Какие проблемы были у вас с этим проектом?», чем «Были ли у вас проблемы с этим проектом?» Как правило, после закрытого вопроса мы задаем уточняющий, используя закрытый вопрос, чтобы перейти к новой теме либо взять паузу, во время которой можно подумать о том, как сформулировать следующий вопрос. Анкетные вопросы «Кому вы подчинялись?», «По каким предметам у вас былисамые высокие оценки?», «Назовите дату вашего рождения» - это специфический тип закрытых вопросов. Они позволяют получить точную и ясную информацию, но слишком частое их использование приведет к тому, что интервью превратится в допрос, а это может обескуражить кандидата, в особенности если ответы на эти вопросы уже содержались в его резюме. Как любил повторять один опытный психолог, «интервью — и так порой не слишком приятная процедура для кандидата, и без нужды усугублять это ощущение не стоит». Вопросы, которых следует избегать Гипотетические вопросы Задавать кандидату вопросы о гипотетической ситуации, например: «Что бы вы сделали, столкнувшись с трудным клиентом?» — частый и довольно неэффективный способ, используемый в ходе интервью для получения информации о возможном поведении кандидата на будущей работе. Кандидат будет стараться дать тот ответ, который, по его мнению, от него ждут, а не тот, который ему ближе. Кроме тех случаев, когда гипотетический вопрос задается всем кандидатам, их ответы записываются, а затем сравниваются с заранее подготовленным шаблоном (см. подпункт 6 «Case-интервью, или ситуационное интервью», пункт «Типы интервью», глава 5 «Личное интервью»), такой тип вопросов — не самый результативный. В некоторых случаях, когда интервьюера может интересовать способность кандидата рассуждать вслух или быстро и аргументированно отвечать на гипотетические вопросы, возможно, они окажутся полезными. В последнее время такой тип вопросов довольно часто используется для диагностики возможного контрпредложения (см. пункт «Контрпредложение», глава 8 «Ловушки для кандидата и рекрутера»). Наводящие вопросы Это вопросы, содержащие в себе ответы или предположения, — они наводят кандидата на единственно подходящий ответ. К примеру: «Как вы думаете, насколько для руководителя важно умение общаться?» или «Нравилось ли вам учиться в университете?». Ответ на такой вопрос, скорее всего, будет предвзятым, и таких вопросов следует по возможности избегать. Ответы именно на такого рода вопросы впоследствии меняются — если вы задали их в телефонном разговоре, будьте готовы к тому, что при личной беседе кандидат может изменить свое мнение. Вопросы, предполагающие выбор Вопросы, предлагающие кандидату два или более вариантов ответа, в большинстве случаев тоже неэффективны. К примеру: «Вы ушли с работы из-за низкой зарплаты или вам просто надоело?» Вопрос такого типа неэффективен, потому что ответы, предложенные интервьюером, редко исчерпывают возможные варианты. Такие вопросы оставляют кандидату ограниченные возможности выбора, но иногда могут быть полезны для выяснения очень конкретной информации. Например, при уточнении готовности кандидата к переезду рекрутер может спросить: «При прочих равных условиях для вас предпочтительнее работать в Москве или Петербурге?» Сдвоенные вопросы Соединение двух вопросов в одном, например: «Как вы думаете, что было причиной этой проблемы, и какие ее решения вы рассматривали?», может запутать кандидата, поэтому вопросы такого типа считаются неэффективными. Попробуйте их использовать сами, а потом проанализируйте результат — в большинстве случаев один из вопросов останется без ответа, и вам все равно придется снова его задать. Длинные вопросы Вопросы в любом случае должны быть краткими, емкими и касаться самого главного. Длинные вопросы интервьюера могут привести к тому, что он будет говорить не меньше, — если не больше, — чем кандидат, а кандидату окажется непросто выявить суть вопроса. Двусмысленные вопросы Интервьюеру следует задавать максимально ясные и недвусмысленные вопросы, за исключением тех случаев, когда таким способом он хочет получить от кандидата определенную информацию или проверить его понимание сложившейся обстановки. Примером двусмысленных вопросов могут быть такие: «Расскажите мне о вашей ситуации» или «Каковы ваши личные планы на будущее?». «Лирические» вопросы В целом все вопросы, кроме тех, которые должны расслаблять и располагать к разговору, направлены на получение информации, необходимой для сопоставления с требованиями к позиции и выяснения квалификации кандидата. К примеру, если его спрашивают о том, какое у него хобби, интересуется ли он театром или что думает по поводу только что вышедшей картины, то это вряд ли имеет отношение к предлагаемой позиции. Однако искренние ответы на такие вопросы помогут интервьюеру составить представление о личности кандидата, его мотивации. Критикующие вопросы Интервьюеру не следует задавать вопросы, в которых заложено критическое отношение к кандидату, так как это может расстроить его или вызвать агрессивную защитную реакцию. Лучше спросить: «Как вы добились таких высоких результатов продаж?», чем «Судя по всему, своих высоких результатов вы добились с большим трудом, — видимо, продажи вам даются нелегко». Или вместо того чтобы сделать замечание: «Вы написали, что свободно владеете английским языком, а не смогли ответить на мой вопрос!», тактично сказать: «Да, чувствуется, что у вас была сильная база, но нужно ее освежить». Дискриминирующие вопросы Дискриминационных по своей природе вопросов, например, о том, как женщины-кандидаты собираются решать проблемы, связанные с детьми, также следует избегать. Однако порой бывает крайне важно выяснить персональную информацию о кандидате, находящуюся буквально на грани с дискриминацией, и здесь рекрутер непременно должен проявить тактичность. Вопросы о возрасте, семейном положении и наличии детей лучше задавать ближе к концу беседы, когда контакт уже налажен и кандидат охотно делится информацией. Вопросы такого рода нужно стараться задавать нейтральным тоном, чтобы собеседник не усмотрел специального интереса или дискриминации. Например, вопрос о возрасте можно задать в такой форме: «Пожалуйста, сообщите полную дату вашего рождения, так как наша база данных воспринимает только полную информацию». Проверка знания английского языка Обычно кандидат сам определяет свой уровень английского языка в резюме или беседе. Но рекрутеру обязательно следует выяснить, что он подразумевает под такими понятиями, как fluent, good, conversational, average, passive, technical, basic (свободный, хороший, разговорный, средний, пассивный, технический, базовый). Порой люди завышают или занижают самооценку либо вкладывают в то же самое понятие иной смысл, чем вы. Невзирая на самооценку кандидата, вы обязательно должны составить собственное мнение о его уровне владения языком. Если вы уверенно владеете английским или другим иностранным языком, проверить его уровень у кандидата несложно: просто поговорите с ним по телефону или в ходе личного интервью. Самое эффективное — следовать заранее намеченному плану беседы, а в нужный момент, предупредив кандидата и заручившись его согласием, перейти на английский. Таким образом, вы сможете сэкономить время, проконтролировать общий ход интервью, а также послушать высказывания кандидата как на профессиональные, так и на личные темы на иностранном языке. Порой знания профессиональной терминологии и бытовой лексики сильно разнятся. На что необходимо обращать внимание во время беседы на иностранном языке? - Охотно ли, бегло ли говорит кандидат либо это требует от него напряженных усилий, - Богатство/бедность лексики. - Грамматику. - Понимание сказанного собеседником. - Богатство интонаций либо монотонность. - Акцент/произношение. Если для вас затруднительно самому поговорить с кандидатом на английском, можно воспользоваться вопросами, ответы на которые помогут вам создать чуть более точное представление об уровне владения им иностранным языком, хотя и не дадут полной картины. Например, показательной бывает реакция на вопрос «Пройдете ли вы интервью с экспатом?». Человек тут же представляет себя беседующим с иностранцем и порой меняет самооценку, озвученную ранее. Очень популярна и полезна условная шкала от 0 до 10, где 0—это незнание языка, а 10— уровень носителя. Предложите кандидату оценить себя и по возможности сравните его мнение с собственной оценкой — вы получите информацию не только об уровне владения английским, но и о личности, самооценке человека. Если в силу требований к позиции необходимо проверить и навыки письма/перевода, можно воспользоваться специальными тестами, предложить перевести текст, связанный с тематикой предлагаемой работы, либо дать кандидату иное задание по требованию вашего внутреннего клиента. Что еще может помочь при оценке уровня английского? Если кандидат не более года назад сдавал официальный экзамен TOEFL или IELTS, поинтересуйтесь его результатами. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |