Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Размещение вакансии в печатных СМИ.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Кто ваш клиент? В большинстве случаев это любой сотрудник вашей компании, уполномоченный принимать решения о найме новых работников и нуждающийся в вашей профессиональной помощи, компетентном совете и обязательно заинтересованный в результате. Как правило, это руководители разного уровня, от начальника отдела до генерального директора. Но в любом случае он ждет, что к нему отнесутся как к клиенту, а вы предоставите ему качественный сервис.
Обсуждение вакансии с линейным руководителем. Составление карты поиска. Кто-то предпочитает передавать описание вакансии в виде заполненного бланка (заявки), а кто-то кратко или подробно рассказывает о позиции устно. Во втором случае вам будет полезно и удобно составить свой собственный бланк заказа, куда вы сможете вносить информацию, полученную от руководителя. Составить свой собственный бланк для новой вакансии вам могут помочь следующие советы. 1.Узнайте об истории возникновения позиции. Как давно она вакантна? Почему? Обязательно уточните, насколько по-настоящему срочной является потребность в кандидате? Получено ли одобрение всех инстанций (головного офиса, управляющей компании, генерального директора)? 2.Соберите максимально полное описание позиции (название, должностные обязанности, сведения о структуре отдела и системе подчиненности), а также составьте полную картину компенсационного пакета. В каждой вакансии, даже если она кажется типовой и хорошо знакомой, может быть что-то новое и специальное. Никогда не занимайте позицию «профи», который все знает наперед, понимает с полуслова и не задает вопросы. Спрашивайте обо всем максимально подробно. Например: «Каков уровень возможной зарплаты на этой позиции? Если идеальный кандидат уже сейчас получает столько, может ли он рассчитывать на большее? Когда и с кем это нужно согласовать? От каких параметров это будет зависеть?» 3.Соберите наиболее полную информацию, которая поможет вам в процессе поиска. Какой опыт должен быть у идеального кандидата? Какое образование? Что желательно, а что абсолютно необходимо? Каким он должен быть человеком, чтобы успешнее вписаться в корпоративную культуру компании в целом и, в частности, конкретного отдела? Где сейчас может работать идеальный кандидат? В какой компании, какого профиля? В каком подразделении? На какой позиции? Кандидатов из каких конкретно компаний предпочел бы видеть линейный руководитель? Кандидатов из каких компаний или работающих на каких должностях рассматривать нежелательно? Возможно, линейный руководитель знает кого-нибудь конкретно, кто кажется ему наилучшим кандидатом? На основе ответов на эти и другие вопросы составьте максимально подробную карту поиска. Так называют план действий по выявлению потенциальных кандидатов. Прежде всего, в карту включают инструменты поиска, список компаний, в которых может работать нужный кандидат, и определяют временные рамки для каждого этапа работы. Например, если вы ищете торгового представителя, а ваша компания занимается производством и реализацией канцтоваров, то карта поиска будет прежде всего включать в себя поиск кандидатов в Интернете, размещение рекламных объявлений и, возможно, поиск по рекомендациям. Ведь информация о торговых представителях может появиться из самых неожиданных источников, но далеко не всегда целесообразно использовать более дорогие инструменты поиска. А вот другой пример — вы ищете юриста, специализирующегося на опросах защиты интеллектуальной собственности. Скорее всего, в данном случае, Интернет и объявления не дадут нужных результатов, и вы привлечете к работе профессиональное агентство, которое использует прямой поиск. В зависимости от выбранной технологии вы определите и сроки поиска, которые впоследствии будете контролировать. 4. Узнайте все о возможных перспективах позиции. Вы предлагаете вашим кандидатам не место работы, не должность и даже не зарплату, а новые возможности. И вам предстоит донести это до кандидатов. 5.Обязательно попросите линейного руководителя рассказать о предыдущем сотруднике на этой позиции, если таковой имелся, о его сильных и слабых сторонах. Это поможет сформировать портрет кандидата и избежать некоторых ошибок. 6. Попросите линейного руководителя составить несколько специальных вопросов (оптимально три-пять), которые позволят получить первичное представление о профессиональной квалификации кандидатов. Попросите дать вам правильные ответы на эти вопросы. 7. Договоритесь с линейным руководителем о порядке интервьюирования кандидатов и обратной связи. Очень полезно, особенно если вы работаете в компании недавно, либо впервые занимаетесь поиском сотрудника на сложную позицию, проводить интервью вместе с линейным руководителем. Как только карта поиска составлена и согласована с вашим внутренним клиентом, а бланк заявки заполнен, можно приступать к поиску кандидатов. Пример бланка заказа находится в Приложении 2. Чем более детальную и подробную информацию вы соберете, тем больше ваши шансы на нахождение и привлечение достойного кандидата. Привлечение и мотивация кандидатов на работу в определенной компании стало поистине темой номер один на современном рынке труда в России. Благоприятные условия развития экономики привели к явному дисбалансу в соотношении «спрос — предложение» в сторону спроса на высококвалифицированный персонал, который в разы превышает количество профессионалов, готовых рассматривать предложения. Кандидаты чувствуют это и демонстрируют повышенную избирательность, зачастую неоправданно завышая свои ожидания. Далее мы будем неоднократно возвращаться к теме мотивации кандидатов на всех стадиях работы с ними.
Рис. 2. Получение заказа. Составление карты поиска
ГЛАВА 3. ПОИСК И ОТБОР КАНДИДАТОВ
3.1. Цели поиска и отбора кандидатов 3.2. Инструменты поиска, преимущества и недостатки 3.3. Собственная база данных 3.4.Поиск в СМИ и Интернете 3.5. Прямой поиск 3.6.Взаимодействие с кадровыми агентствами 3.7.Посещение конференций и выставок как инструмент поиска кандидатов 3.8. Межрегиональный поиск 3.9. Отбор кандидатов по резюме
Поиск и отбор построены по противоположным законам. Цель поиска — максимально расширить круг потенциальных кандидатов. Цель отбора — сузить этот круг до необходимого числа наиболее подходящих кандидатов. Рис. 3. Поиск и отбор кандидата
Поиск кандидатов Основными инструментами поиска для рекрутера являются: собственная база данных о потенциальных кандидатах, Интернет, СМИ, прямой поиск, поиск через рекомендации и поиск через профессиональное агентство по подбору персонала. Со временем вы наверняка сможете вспомнить конкретных кандидатов, с которыми встречались ранее, и тем самым ускорите свой новый поиск. Вы можете также обратиться к коллегам или знакомым, являющимся экспертами в искомой области. Зачастую и сам линейный руководитель, будучи профессионалом в своей сфере, подскажет вам имена потенциальных кандидатов либо компании, в которых такой человек может работать. С кем-то из потенциальных кандидатов вы можете познакомиться на публичных мероприятиях.
Рис. 4. Инструменты поиска
Рассмотрим плюсы и минусы каждого инструмента поиска. Однако опыт свидетельствует о том, что наилучший результат получается при одновременном использовании всех инструментов, если это возможно и целесообразно для каждой конкретной вакансии. В рамках данной темы мы с не затрагиваем технологию работы с вузами и программы по привлечению выпускников. Это особая технология, ей можно посвятить отдельную главу.
Таблица 1
Преимущества и недостатки различных инструментов поиска
1. Собственная база данных Прошли те времена, когда база данных кандидатов представляла собой запертую в тумбочке рекрутера папку с анкетами на бумажных носителях. Современная база данных потенциальных кандидатов даже в небольшой компании — это электронный инструмент для получения, хранения, поиска и использования данных. В собственной базе данных кандидатов рекрутеру рекомендуется иметь как минимум следующие блоки: - дата и источник поступления резюме; фамилия, имя, отчество кандидата; дата рождения; - контактная информация (телефоны, адрес, e-mail); - собственное резюме кандидата; - комментарии по результатам телефонных и личных интервью; - результаты проверки рекомендаций (и/или рекомендательные письма); - отметки о дате и результате интервью с линейным руководителем с указанием фамилии последнего и позиции, которую обсуждали с кандидатом. Желательно, чтобы база данных обладала такими возможностями, как: - поиск нужного кандидата по фамилии, профессии и ключевому слову; при больших объемах информации полезно также иметь возможность поиска по городу проживания, телефону или e-mail; - классификация кандидатов по нужным вам параметрам (профессии, специализации, городу проживания); - одновременная работа нескольких пользователей, находящихся в разных офисах/городах; - разноуровневая система допуска или права изменения информации, что важно для соблюдения единых стандартов и соблюдения конфиденциальности. Адаптированная под нужды каждой конкретной компании, любая база должна прежде всего быть удобна в работе и гарантировать сохранность данных. Ведь с вступлением в силу в январе 2007 года закона «О персональных данных» вы несете ответственность за информацию о каждом конкретном человеке. Закон обязывает заручиться его согласием на хранение и использование данных, что можно сделать при личной встрече, предложив потенциальному кандидату подписать письмо, образец которого находится в Приложении 3. 2. Поиск в СМИ и Интернете Поиск через объявления в СМИ можно условно разделить на две части: - размещение вакансий с целью привлечения кандидатов, -поиск резюме, размещенных кандидатами в открытых источниках. Как правило, оба процесса неразрывно связаны и начинаются с того, что вы возьмете описание позиции, согласованное с вашим внутренним клиентом, и решите, какую информацию из него можно опубликовать в объявлении, а какую — использовать для определения соответствия кандидата требованиям к позиции. Размещение вакансии в печатных СМИ. При выборе СМИ необходимо учитывать следующие факторы: - читательскую аудиторию; - тип и уровень вакансии; - способ и место распространения издания; - тираж и популярность издания; - ваш предыдущий опыт с этим изданием (анализ откликов). Например, для публикации объявления о поиске директора по маркетингу в известную иностранную компанию, работающую в Москве, возможно, подойдет англоязычная газета, распространяемая в солидных бизнес-центрах. А для поиска, например, инженера по холодильному оборудованию для предприятия, расположенного в Подмосковье, скорее всего, эффективным может оказаться местное издание, по возможности — отраслевой направленности, пусть с ограниченным тиражом, зато охватывающее потенциальную целевую аудиторию. При написании текста вакансии необходимо придерживаться единого корпоративного стандарта. Технологически почти нет никакой разницы в подготовке описания вакансии для размещения в электронных или печатных СМИ. Текст вакансии должен содержать следующие пункты: 1) логотип и контактную информацию; 2) информацию о компании (с указанием названия или без); 3) название позиции (если основной текст вакансии написан на русском языке, то и название необходимо писать по-русски); 4) основные обязанности; 5) основные требования к кандидатам; 6) компенсационный пакет (указывать ли зарплату, в каждой компании решается индивидуально: этим можно как привлечь целевую аудиторию, так и потерять часть потенциальных кандидатов). Прочтите текст вакансии и представьте себя на месте целевой аудитории. Откликнулись бы вы сами на это объявление?! Для этого полезно представить себе механизм воздействия рекламы на вашу потенциальную целевую аудиторию.
Рис. 5. Механизм воздействия рекламного объявления о вакансии на целевую аудиторию
Работа с откликами на объявления Многолетняя статистика свидетельствует о невысокой эффективности рекламных объявлений по сравнению с другими методами поиска, особенно в современной ситуации на рынке труда. Очень многие из откликнувшихся игнорируют основные требования к вакансии или вообще не вчитываются в текст. Однако бывают исключения, особенно если ваша компания имеет славную историю и привлекательный бренд. Объявления от таких работодателей получают более высокий процент качественных откликов. Существует также определенная категория потенциальных кандидатов, которые откликаются только в тех случаях, когда убеждены в 100%-ном соответствии своего опыта требованиям, указанным в объявлении. Рекомендуется резюме кандидатов, откликнувшихся на объявление, классифицировать по изданию, дате, профессиям и хранить в базе данных.
2.2. Поиск резюме в открытых источниках (Интернете) Поиск резюме в Интернете можно условно разделить на следующие виды: - поиск по сайтам специализированных кадровых интернет-ресурсов; - поиск через общие поисковые сайты, справочные системы, содержащие ссылки на требуемую специализированную область; - поиск через специализированные ресурсы, специфичные для каждой индустрии — так называемые отраслевые сайты; - поиск через сайты профессиональных контактов (и социальные сети). В любом случае при поиске в сети вы должны сосредоточиться прежде всего на искомом функционале, а не на каких-то формальных или биографических требованиях. Например, если вы ищете менеджера по продажам холодильного оборудования, то в первую очередь нужно задавать поиск по предметной области — «холодильное оборудование», а потом ограничивать информацию функциональной областью «продажи», поскольку среди потенциальных кандидатов могут быть сервисные инженеры или сотрудники, вовлеченные в производственный процесс. Само слово «менеджер», вероятно, в данном случае можно проигнорировать, так как оно имеет слишком широкое толкование и в итоге не несет смысловой нагрузки. Необходимо четко представлять те компании, в которых могут работать потенциальные кандидаты. В начале поиска бывает полезно составить список и выделять кандидатов, имеющих опыт работы именно в таких компаниях. Интернет не только помогает искать резюме, но и является неоценимым источником информации о бизнесе и рынках в различных городах и странах. Поэтому полезно изучить специализированные сайты, хорошо в них ориентироваться, ежедневно просматривать новости, в том числе вашей индустрии, чтобы быть в курсе важных событий и знать ключевых игроков вашей отрасли. 3. Прямой поиск Прямым поиском в рекрутменте обычно называют непосредственный выход по инициативе рекрутера (хедхантера) на целевых кандидатов в целевых компаниях как результат тщательного анализа соответствующей индустрии и определения зон поиска. Необходимость в прямом поиске возникает при работе над вакансиями разного уровня. Исторически считалось, что этот инструмент — атрибут работы хедхантеров, пользующихся им при поиске руководителей высшего звена. Однако на современном рынке труда этот метод применяется значительно шире, чем раньше: при работе над сложными, редкими позициями среднего и высокого уровня, но не только. Без прямого поиска трудно найти кандидатов в узкой профессиональной нише, когда на рынке всего три или пять таких специалистов, которые к тому же не ищут работу и не рассылают резюме. При обострившейся борьбе за таланты, когда усилия компаний обоснованно направлены на удержание ценных специалистов, многие люди не реагируют на объявления о вакансиях — у них нет необходимости проявлять активность в поиске новой работы.
Прямой поиск — один из самых сложных инструментов рекрутера, требующий специального обучения и высокой квалификации. Иногда в начале работы над вакансией кажется, что ее можно закрыть более простыми методами, однако когда размещение объявлений, поиск в Интернете и собственной базе данных не дают результата, наступает необходимость заняться прямым поиском. Порой функциональные руководители охотно переманивают кандидатов лично, не привлекая своих рекрутеров или агентства, что технологически не является прямым поиском как таковым. Скорее это контакт по рекомендации или по знакомству — ведь собственная профессиональная деятельность и сложившийся круг общения позволяют менеджерам знать лучших специалистов в своей области. В солидных компаниях не принято самостоятельно заниматься хедхантингом по причине репутационных рисков. Например, если возникает интерес к кандидату из компании-конкурента, то далеко не всегда представителю клиента бывает удобно туда звонить, поэтому компании предпочитают доверить прямой поиск профессиональным хедхантерам и агенств или рекрутерам. Чем может быть полезно агентство? Квалифицированный рекрутер проведет по вашему заказу все технологические операции прямого поиска, в том числе такие как: - анализ рынка и определение зоны поиска; - сбор информации и рекомендаций от экспертов рынка; - формирование списка целевых компаний и должностей; - сбор информации о кандидатах, работающих в различных компаниях; - составление списков имен для холодных звонков; - выход на потенциальных кандидатов; - презентация компании и позиции (по согласованию с вами как с клиентом); - работа с мотивацией кандидата, выявление и преодоление возражений; - диагностика кандидата: выяснение профессионального опыта кандидата и его анализ с точки зрения потребностей клиента и предоставление вам соответствующей информации; - установление отношений, достижение определенных договоренностей в рамках конкретных сроков, получение обратной связи; - подготовка в установленные сроки отчета для клиента по согласованному формату; - рекомендации по взаимодействию клиента и кандидата либо советы по изменению стратегии поиска. 4. Взаимодействие с кадровыми агентствами Когда стоит воспользоваться услугами агентства по подбору персонала? Можно выделить следующие ситуации, в которых компании необходима помощь профессиональных рекрутеров: - в компании нет внутреннего рекрутера; - планируется масштабный найм персонала, который невозможно и/или невыгодно осуществлять исключительно собственными силами; - планируется нанять большое количество сотрудников в сжатые сроки; - есть необходимость в услугах, которые невозможно предоставить собственными силами (исследование заработных плат, тестирование, оценка персонала); - необходимо найти человека на узкоспециальную, сложную или редкую позицию; - необходим поиск в другом городе (или межрегиональный поиск); - необходима консультация профессионалов на рынке труда (например, при выходе компании на новый рынок, в новую страну, во время старта нового проекта и т.п.). Выбор провайдера Определитесь, для каких целей вам требуются услуги кадрового агентства, изучите внутренние политики и процедуры вашей компании, а затем сформулируйте критерии для выбора провайдера. Многие фирмы основывают свой выбор на следующих параметрах: - длительность работы компании на рынке кадровых услуг; - рекомендации и отзывы клиентов; - известность бренда; - наличие подтвержденной специализированной экспертизы в той или иной области (индустрии, профессии, рынке, городе, стране); - наличие офиса в определенном регионе либо возможность производить там удаленный поиск; - контрактные условия (цена, гарантии, сроки, и др.); - статус корпоративного провайдера, одобренного головным офисом; - успешный личный опыт работы с данной компанией в качестве кандидата. В некоторых компаниях принято выбирать провайдера путем организации тендера, в других это решение принимается директором по персоналу или генеральным директором. В качестве примера ситуации, в которой целесообразно воспользоваться услугами кадрового агентства, мы подробнее остановимся на межрегиональном поиске. Обсуждение условий сотрудничества с агентством При обсуждении условий сотрудничества для вас могут быть важными многочисленные параметры, и ключевые из них следующие: 1) Суть услуги.Убедитесь, что в договоре прописано, что конкретно агентство обязуется для вас сделать, чтобы ожидания обеих сторон соответствовали реалиям. 2) Вознаграждение за услуги и порядок расчетов.Как правило, компании, предоставляющие сопоставимый по уровню сервис, работают в близких ценовых категориях. Сравните предложение агентства с вашим бюджетом, с предложениями других провайдеров. При длительной и успешной истории сотрудничества агентства предлагают своим ключевым клиентам разнообразные скидки. Не бойтесь обсуждать вопрос о предоплате — ведь предоплата налагает на провайдера значительно более ощутимые обязательства по достижению результата, чем при оплате по факту. Убедитесь, что сроки оплаты и другие финансовые моменты одобрены вашей бухгалтерией, а правовые аспекты — вашими юристами. 3) Гарантии.Как правило, рекрутинговые компании гарантируют однократную бесплатную замену кандидата в течение 90-100 дней, при особых обстоятельствах — до 180 дней (например, при поиске на позицию уровня генерального директора или вице-президента). Многие хедхантеры декларируют готовность нести гарантийные обязательства до одного года, но и гонорар у них значительно выше, а предоплата — обязательное условие для начала работы. 4) Этические принципы, конфиденциальность.Убедитесь, что агентство гарантирует непереманивание трудоустроенных им кандидатов. Проверьте контракт на наличие положения о конфиденциальности информации. Будьте готовы к встречным гарантиям агентству — что в течение определенного периода представленный кандидат будет считаться кандидатом именно этого агентства, что оплата будет произведена своевременно, и др.
5. Посещение конференций и выставок как инструмент поиска кандидатов. Посещая различные публичные мероприятия (выставки, конференции), рекрутер должен стремиться получить информацию о рынке, на котором представлена его компания, о перспективах развития и новых игроках. Это поможет вам не только осуществлять эффективный поиск кандидатов, но и улучшить коммуникацию с линейными менеджерами. Вы пополните свой багаж знаний продуктов и услуг, обогатите профессиональный словарь, познакомитесь с интересными людьми, установите новые важные контакты. Полезно участвовать не только в конференциях на профильную для вас тему - о работе с персоналом, но и в мероприятиях, посвященных событиям в вашей отрасли. Конечно, далеко не всегда возможно в ходе таких мероприятий общаться с собеседниками как с потенциальными кандидатами: участники выставок и конференций преследуют другие цели — все они представляют свои компании, продукты и услуги. Поэтому, если такой инструмент поиска для вас интересен, ставьте своей целью знакомство с представителями нужных профессий, к которым впоследствии вы сможете обратиться за советом. Важно подготовиться к выставке: ознакомиться со списком участников и схемой расположения экспозиций, определить потенциально интересные темы для обсуждения, иметь представление о продукции или услугах данной отрасли. Очень полезно приобрести каталог мероприятия и другие информационные материалы. Если выставка очень крупная либо конференция весьма представительная, самое эффективное — отправиться туда вместе с вашим линейным менеджером. Эксперты советуют не посещать выставки в первый и последний день их работы — слишком много суеты, кто-то еще не приехал, а кто-то уже уехал. Если ваша компания спонсирует конференцию либо представлена докладчиками, вам будет вдвойне интересно послушать своих коллег и обсудить темы, затронутые в выступлении, с другими участниками. В некоторых компаниях существуют определенные правила и процедуры, касающиеся представительской и публичной деятельности, например, общаться с представителями прессы может только PR-менеджер, а на конференциях — выступать только руководитель профильного подразделения. Уточните, какие правила приняты именно в вашей компании, и по возможности посещайте публичные мероприятия. 6. Поиск по рекомендациям Поиск по рекомендациям описан в пункте «Получение рекомендаций» (см. главу 4 «Телефонное интервью»). 7. Межрегиональный поиск Межрегиональным называют поиск персонала, соответствующего требованиям клиента, на всей территории страны или нескольких стран с целью релокации в заданный регион и трудоустройства в компанию. На современном рынке труда тема межрегионального поиска становится все более актуальной. Причин тому несколько, и в числе прочего — экспансия крупных компаний в регионы, порой сильно отличающиеся друг от друга по своему социально-экономическому положению. Кроме того, уровень жизни в регионах по сравнению со столицей заметно растет, и население мигрирует не только в крупные города, но и в малые. Наконец, в недалеком будущем мы прогнозируем ощутимую нехватку квалифицированных кадров, в том числе управленцев всех уровней, как результат демографического спада 1990-х годов. Когда же компании имеет смысл воспользоваться услугами агентства, которое может помочь с межрегиональным поиском? Вот несколько примеров. - Компания абсолютно уверена в необходимости данного сотрудника для развития бизнеса. - Требуется руководитель высшего звена или редкий специалист узкого профиля. - Самостоятельный поиск кандидата на данную позицию в регионе ведения бизнеса не дал результатов. - В компании нет внутреннего кандидата на данную позицию. - Ценность сотрудника для компании, без сомнений, окупает затраты на поиск и релокацию кандидата. Специфика межрегионального поиска в нашей стране состоит в том, что средний класс в России (по сравнению с европейским и американским) в меньшей степени склонен к смене места проживания без вынужденных причин. А если кандидат серьезно рассматривает переезд, он ожидает предложение с компенсацией на порядок выше рыночной цены в заданном регионе. Поэтому и работодателю, и кандидату необходимо серьезно взвесить все факторы и риски, сопровождающие решение о релокации, а именно: - переезд сотрудника (и членов его семьи) к месту работы; - аренда жилья для сотрудника и его семьи; - медицинское страхование сотрудника и членов его семьи; - трудоустройство взрослых членов семьи сотрудника; - устройство детей (перевод в детский сад, школу); - оценка перспектив региона, компании, сотрудника, членов его семьи. Работодатель должен осознавать, что на этапе принятия предложения, переезда к месту работы и в начале работы кандидат и члены его семьи находятся в стрессовой ситуации, и кандидат может изменить решение под влиянием самых различных факторов. Некоторые из них очевидны и прогнозируемы заранее, например: - отказ одного из членов семьи на любом этапе, в том числе в дороге или на новом месте; - при первом посещении места работы кандидату показали «потемкинские деревни», и реальность по сравнению с его ожиданиями оказалась более прозаической; - кандидат осознает, что вознаграждение, о котором он договорился с работодателем, не приносит удовлетворения в связи с иным уровнем расходов в новом регионе проживания. Соответственно, задача работодателя — на всех этапах предварительной работы с кандидатом тщательно изучать эти зоны риска и постоянно поддерживать с ним контакт, отслеживая малейшие изменения его мотивации и своевременно развеивая опасения. Однако есть и трудно-предсказуемые факторы, например: - климат, экологическая обстановка в новом регионе проживания оказывают влияние на здоровье и самочувствие кандидата или членов его семьи; - в данном регионе совершенно иной характер ведения бизнеса (его криминализация, необходимость лоббирования чьих-то интересов, участия в политике и пр.), и он неприемлем для кандидата на руководящую позицию. И работодатель, и кандидат, и кадровое агентство должны максимально реалистично оценивать все составляющие релокации, открыто обсуждать возможные и даже гипотетические риски и вместе принимать сбалансированное решение.
ОТБОР КАНДИДАТОВ Отбор кандидатов по резюме Процесс отбора начинается с сопоставления информации, которую кандидат дал о себе в резюме, с критериями, согласованными с линейным руководителем. В классическом рекрутменте этот процесс называется «matching» (сопоставление). Умение видеть и выявлять соответствия развивается прямо пропорционально вашему опыту. Очень важно понимать, кого в конечном счете наймет линейный руководитель, а не кого он хочет нанять. У вас должно быть очень четкое понимание того, каковы минимальная квалификация и «программа максимум», необходимые для выполнения данной работы. Оба — и линейный руководитель, и кандидат — имеют свои требования и приоритеты. Некоторые из них — абсолютно обязательные, другие — желательные, и вам очень важно знать, каким критериям необходимо строго соответствовать, а в отношении каких возможен компромисс. Например: линейный руководитель обозначил требование к знанию английского языка главным бухгалтером. В некоторых отраслях (например, строительстве, страховании) таких людей крайне мало. Допустим, кандидат в резюме указал, что владеет английским «на среднем уровне». Что сделает рекрутер? Осознает, что данная формулировка нуждается в уточнении. Проверит реальный уровень владения языком по телефону или лично. Посоветуется с линейным руководителем о соответствии реального уровня знаний кандидата потребностям бизнеса и требованиям к позиции. Уточнит у линейного руководителя возможность рассмотрения профессионально сильных кандидатов с недостаточным уровнем знания английского. Однако необходимо помнить, что на стадии отбора по резюме мы не сможем оценить и сопоставить информацию о личности кандидата, в том числе учесть важный фактор, влияющий на решение обеих сторон, — так называемую «химию». Порой после интервью мы слышим от нашего клиента или кандидата: «Не знаю, чем конкретно, но этот человек мне не нравится». Возможно, за этим кроются какие-то объективные причины, но вполне вероятно, что между двумя людьми просто не произошла положительная «химическая реакция». Будьте осторожны, отвергая кандидата на основании сведений из резюме, - у вас слишком мало информации. Распространенные ошибочные предположения, которые делают рекрутеры в процессе совмещения информации о кандидате на основании резюме и требований к позиции: 1. Линейный руководитель наймет только того человека, которого говорит, что наймет, так бывает далеко не всегда. 2. Линейный руководитель наймет только того, чья квалификация полностью совпадает с описанием. 3. Зарплата не может быть пересмотрена. 4. Кандидат должен обязательно быть из той же отрасли. 5. Кандидат должен иметь определенный опыт работы. 6. Кандидат должен иметь определенное образование. 7. Кандидат должен быть строго определенного возраста/пола (риск дискриминации). Если на этих основаниях вы отвергнете кандидата, руководствуясь лишь информацией из его резюме, то рискуете потерять достойного специалиста, а конкуренты вашей компании могут приобрести ценного сотрудника. Анализ информации из резюме Параллельно с сопоставлением требований к позиции и резюме кандидата необходимо тщательно изучить изложенную в нем информацию, обращая внимание на следующие моменты (факторы потенциальных рисков).
Таблица 2 Факторы потенциальных рисков резюме
ГЛАВА 4. ТЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ
4.1. Цели телефонного интервью 4.2. Правила рекрутингового звонка 4.3. Презентация компании и обсуждаемой позиции 4.4.Квалификационные вопросы 4.5. Правила работы с возражениями
Цели и возможные результаты телефонного интервью Готовясь к телефонному интервью с кандидатом, нужно поставить перед собой определенные цели, чтобы разговор завершился результативно. По ходу беседы цели могут корректироваться и меняться в зависимости от ответов кандидата. Что мы можем получить в результате телефонного интервью? - Приглашение на личное интервью к вам в компанию для обсуждения определенной позиции. - Приглашение обсудить другую позицию. - Резюме нового кандидата для вашей базы данных. - Рекомендации на других потенциальных кандидатов. - Обновление информации о кандидате на будущее. - Информацию о рынке, возможность посоветоваться. - Возможность рассказать о своей компании, сформировав ее позитивный имидж в глазах кандидата. Ваша главная цель — пригласить потенциально интересных кандидатов, не упустив тех из них, кто, может быть, «недотягивает» по формальным признакам, и при этом не тратить время на неподходящих. Полезно ставить перед собой максимум целей, чтобы любой разговор был результативным. Например, если не достигнута основная цель — приглашение на личное интервью, то, возможно, вы получите рекомендации либо совет, куда обратиться за информацией о новых кандидатах.
Таблица 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |