Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реформация и ее политика в области образования и воспитания
В XVI в. в Западной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви, которое охватило не только высшее общество, но и распространялось на остальные слои населения. Ведущим принципом Реформации был принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом. Как и Возрождение, новое движение стремилось поставить в центр воспитания человеческую личность, приобщить к национальной культуре и языку, поощряло светскую образованность. Реформация, направленная против средневековой католической церкви, требовала перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей. Внутри реформациоиного движения наметились два направления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии во главе с Мартином Лютером, и крестьянское, возглавляемое революционно настроенным Томасом Мюнцером, которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения эксплуатации и частной собственности. В целях распространения своего религиозного учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных 50 Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние еека заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчало усвоение знаний. Обязательная начальная школа была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Однако уровень знаний, который она обеспечивала, был крайне низким, так как основная доля учебного времени отводилось религиозному воспитанию. Она решала простейшую задачу - научить читать и понимать Библию. Перед средней школой стояла более серьезная задача -подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества, готовых служить интересам протестантства. Идеи для реорганизации школьного дела деятели Реформации черпали из практики обучения и воспитания так называемых «братских общин». Они представляли собой формально светские организации, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, совместное питание и работу, проповедовали идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в распространении образования. Принятое в общинах воспитание включало умение коллективно работать и уважение к физическому труду. Лидер радикального течения Реформации в Германии Томас Мюнцер(1490—1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Имея в виду создание новой школы, Т, Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования. Необходимость и важность гуманистического образования в духе Возрождения признавал Мартин Лютер(1483—1546). Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как писал М, Лютер, каждый для спасения души должен прочесть и осмыслить Библию. По его мнению, полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр.. Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате «О желательности посылать детей в школу» (1530) Лютер оставлял за властями
•1 Реформация и ее политика в области образования и воспитания право принуждать родителей еженедельно на один-два часа отправлять детей учиться. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке, перевод которого был сделан самим Лютером. Последователь Лютера Филипп Меланхтон (1497-1560), названный впоследствии наставником Германии, известен не только как теоретик, но и как практик, образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Меланхтон видел цель полноценного образования в приобретении научного мышления и красноречия. Он предложил метод, который предусматривал краткий курс грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить классическая литература. Меланхтон немало сделал для того, чтобы практически осуществить свои идеи. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, которые получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Он выступал за равное обучение для мальчиков и девочек. Женщина должна обучаться, чтобы стать хорошей матерью и дать правильное образование своим детям. Обязательными учебными предметами он считал родной язык, историю, математику, пение. Основу образованности видел в знании древних языков. Изданный Меланхтоном в 1528 г. учебный план для средней школы «Евангелический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера» предусматривал разделение детей на классы, вытеснение латынью родного языка, изучение грамматики, римской поэтики и классической прозы, обязательное знание закона Божьего, пение. Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом
Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века в 1558 г, в Страсбурге, Она базировалась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики, но доминирование религиозно-политической направленности учебно-воспитательного процесса делало ее крайне ограниченной. 5. Иезуитская система воспитания в период Контрреформации Римско-католическая церковь увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский Вселенский Собор (1545-1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Основатель ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола(1491—1556) полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добиться через всеохватывающую просветительскую деятельность, поэтому главными способами борьбы с ересью, как написано в «законах» ордена, назывались проповедъ, исповедь и воспитание. Бо многом от иезуитов идут традиции жестокой централизации и-регламентации школьного дела. Генерал ордена назначал ректоров коллежей, которым в свою очередь подчинялись преподаватели и надзиратели учебных заведений. Каждые три года ему подавался каталог с поименным указателем состава учащихся и преподавателей. Иезуиты сочетали реакционные педагогические установки и сравнительно эффективные приемы и методы обучения и воспитания. Значительное число учебных заведений св. Лойолы были интернатами. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и полностью перешли под влияние ордена. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три способа действий: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Ребенок должен понять, что любой его проступок будет известен и наказан. 5. Иезуитская система воспитания в период Контрреформации 53 В коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики упражнялись в гимнастике, верховой езде, плавании, фехтовании. Школьные помещения были простор-ными, чистыми, хорошо освещенными. Учеников ограждали от перегрузок. -Занятия в классах продолжались не более 5 часов ежедневно. Учебный год был коротким — 180 дней и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочитали мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». В коллежах процветали нездоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство. Школьные уставы объявляли «центром образования» религию. В программу коллежа, рассчитанную на 5 лет обучения, входили латинский и греческий языки, античная литература, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания. Программа распределялась по двум основным циклам: младшие «грамматические классы» и старшие «классы риторики». Древние языки и литературу осваивали усердно, читая античных авторов, особенно Цицерона. Произведения античной литературы использовались в основном в качестве текстов для упражнения в красноречии. Программы по истории и географии были оторваны от национальной почвы. Ученикам преподносились преимущественно сведения из древней истории. Иезуиты исходили из убеждения, что знание национальной истории служит на, погибель тому, кто ее изучает. Правда, в конце XVII в. в преподавании истории и географии произошли известные перемены, в частности стали использоваться географические карты с учетом тогдашних открытий. Однако, в сущности, иезуиты всегда были противниками обновления содержания образования. Лишь в конце XVII в. в коллежах стали давать сколь-нибудь серьезные естественнонаучные знания. До этого природа оставалась для учеников «закрытой книгой». Основные черты методики обучения и воспитания иезуитов: * жесткая регламентация деятельности учителей и учащихся;
Лекция 2- Школа и педагогическая мысль в Средние века •религиозные практики: участие в богослужениях, духов •подача материала небольшими дозами; •наглядность обучения; •использование методов стимулирования: поощрения — •элементы самоуправления: школьный «магистрат», разборки поведения на собраниях; взаимная слежка и доносительство; «академии» (прообразы школьных кружков). Методика обучения была тщательно продумана. Учебный день начинался с повторения материала предыдущего урока, учебная неделя — с повторения усвоенного на предыдущей неделе. Новый учебный год открывался обзором пройденного в предыдущем гаду. Начало занятий в «классах риторики» предварялось кратким повторением программы «грамматических классов». Девизом служил лозунг «Важнее основательность, чем объем знаний». Излюбленным дидактическим приемом являлись разного рода соревнования пар, групп, младших и старших классов. Резюме. Специфика философско-педагогических воззрений в Средние века определялась двумя факторами: христианством и античной традицией. Носителями христианской педагогики были служители католической церкви, и именно церковные школы (кафедральные и монастырские) были преобладающими учебно-воспитательными учреждениями в средневековой Европе. Обучали в них по программе семи свободных искусств, включавших низшую (тривиум) и высшую (квадриум) части. Сословное семейно-домашнее воспитание было представлено системой рыцарского воспитания, где сочетались послушание и личная: свобода. Презрительное отношение к книжной учебе отразилось в программе семи рыцарских добродетелей. 5 Иезуитская система воспитания в период Контрреформации 55 С XI по XV в. образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ возникли городские, программа которых носила прикладной характер. Важной вехой в развитии образования стало создание университетов, имевших наднациональный, демократический характер и противопоставивших схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Идеал духовно и физически развитой личности наполнился новым конкретно-историческим содержанием в трудах гуманистов эпохи Возрождения. Педагогическая триада этого периода включала: классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание. В XVI в. борьба против римско-католической церкви вылилась в общественное движение Реформации. В центр воспитания ставилась человеческая личность, необходимость приобщения молодежи к национальной культуре, языку и традициям. Борьбу за сохранение влияния церкви возглавил орден иезуитов, предложивший свою систему воспитания, направленную на развитие индивидуальных способностей, честолюбия и духа соперничества. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Расскажите о влиянии церковной культуры на развитие обра 2. Охарактеризуйте систему рыцарского воспитания. 3. Назовите первые европейские университеты. На каких прин 4. Проанализируйте главные идеи педагогов-гуманистов. 5. В чем проявилось влияние Реформации на образование и вос 6. Дайте характеристику иезуитской системы воспитания. 1. Изменения в организации образования е XVil-XVIII вв. 57
» .^_l -VL-^Г If I \J |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |