Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформация и ее политика в области образования и воспитания




В XVI в. в Западной Европе развернулось широкое общест­венное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви, которое охватило не только высшее общество, но и распространялось на осталь­ные слои населения. Ведущим принципом Реформации был принцип индивидуальности человека, несущего личную от­ветственность перед Богом. Как и Возрождение, новое движе­ние стремилось поставить в центр воспитания человеческую личность, приобщить к национальной культуре и языку, по­ощряло светскую образованность.

Реформация, направленная против средневековой като­лической церкви, требовала перестройки религиозного созна­ния масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи вы­ступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей.

Внутри реформациоиного движения наметились два на­правления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии во главе с Мартином Лютером, и крестьянское, возглавляе­мое революционно настроенным Томасом Мюнцером, кото­рое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения эксплуатации и частной собственности.

В целях распространения своего религиозного учения дея­тели Реформации широко развернули организацию учебных


50                                 Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние еека

заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчало усвоение знаний. Обяза­тельная начальная школа была шагом вперед в осуществле­нии всеобщей грамотности. Однако уровень знаний, который она обеспечивала, был крайне низким, так как основная доля учебного времени отводилось религиозному воспитанию. Она решала простейшую задачу - научить читать и понимать Биб­лию. Перед средней школой стояла более серьезная задача -подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества, готовых служить интересам протестантства. Идеи для реорганизации школьного дела деятели Рефор­мации черпали из практики обучения и воспитания так на­зываемых «братских общин». Они представляли собой фор­мально светские организации, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, совместное питание и работу, проповедовали идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в распростране­нии образования. Принятое в общинах воспитание включа­ло умение коллективно работать и уважение к физическому труду.

Лидер радикального течения Реформации в Германии То­мас Мюнцер(1490—1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Имея в виду создание новой школы, Т, Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного об­разования.

Необходимость и важность гуманистического образования в духе Возрождения признавал Мартин Лютер(1483—1546). Он был инициатором учреждения светскими властями про­тестантских школ (послание 1524 г.). Как писал М, Лютер, каждый для спасения души должен прочесть и осмыслить Библию. По его мнению, полноценного образования была до­стойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр.. Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате «О желательности по­сылать детей в школу» (1530) Лютер оставлял за властями


 

51

•1 Реформация и ее политика в области образования и воспитания

право принуждать родителей еженедельно на один-два часа отправлять детей учиться. Основным учебным пособием на­родной школы объявлялся Катехизис на немецком языке, перевод которого был сделан самим Лютером.

Последователь Лютера Филипп Меланхтон (1497-1560), названный впоследствии наставником Германии, известен не только как теоретик, но и как практик, образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрож­дения и педагогических установок протестантизма. Мелан­хтон видел цель полноценного образования в приобретении научного мышления и красноречия. Он предложил метод, который предусматривал краткий курс грамматики, интен­сивное чтение, сопровождающееся различными упражнени­ями: составлением писем, переводами, диспутами, индиви­дуальными выступлениями. В программу обучения, по убеж­дению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить классическая литература.

Меланхтон немало сделал для того, чтобы практически осуществить свои идеи. Им написаны учебники по диалек­тике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, которые получили широкое распространение в протестант­ских учебных заведениях. Он выступал за равное обучение для мальчиков и девочек. Женщина должна обучаться, что­бы стать хорошей матерью и дать правильное образование своим детям. Обязательными учебными предметами он счи­тал родной язык, историю, математику, пение. Основу обра­зованности видел в знании древних языков.

Изданный Меланхтоном в 1528 г. учебный план для сред­ней школы «Евангелический церковный и школьный поря­док, с предисловием доктора Мартина Лютера» предусматри­вал разделение детей на классы, вытеснение латынью родно­го языка, изучение грамматики, римской поэтики и класси­ческой прозы, обязательное знание закона Божьего, пение.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном евро­пейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом


52

Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века

в 1558 г, в Страсбурге, Она базировалась на трех принци­пах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики, но доминирование религиозно-политической направленности учебно-воспитательного про­цесса делало ее крайне ограниченной.

5. Иезуитская система воспитания в период Контрре­формации

Римско-католическая церковь увидела в Реформации угро­зу своему влиянию. Тридентский Вселенский Собор (1545-1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Основатель ор­дена иезуитов, хорошо образованный испанский религиоз­ный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола(1491—1556) полагал, что успеха в отстаиваемом им деле можно добить­ся через всеохватывающую просветительскую деятельность, поэтому главными способами борьбы с ересью, как написано в «законах» ордена, назывались проповедъ, исповедь и вос­питание. Бо многом от иезуитов идут традиции жестокой централизации и-регламентации школьного дела. Генерал ордена назначал ректоров коллежей, которым в свою очередь подчинялись преподаватели и надзиратели учебных заведе­ний. Каждые три года ему подавался каталог с поименным указателем состава учащихся и преподавателей.

Иезуиты сочетали реакционные педагогические установ­ки и сравнительно эффективные приемы и методы обуче­ния и воспитания. Значительное число учебных заведений св. Лойолы были интернатами. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и полностью перешли под влияние ордена. Главным принципом жизни в интер­нате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три способа дей­ствий: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бо­яться. Ребенок должен понять, что любой его проступок будет известен и наказан.


5. Иезуитская система воспитания в период Контрреформации 53

В коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики упражнялись в гимнастике, верховой езде, плавании, фехтовании. Школьные помещения были простор-ными, чистыми, хорошо освещенными. Учеников ограждали от перегрузок. -Занятия в классах продолжались не более 5 ча­сов ежедневно. Учебный год был коротким — 180 дней и пре­рывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочитали мягкое обращение с ученика­ми, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». В коллежах процветали не­здоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство.

Школьные уставы объявляли «центром образования» ре­лигию. В программу коллежа, рассчитанную на 5 лет обуче­ния, входили латинский и греческий языки, античная лите­ратура, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания. Программа распре­делялась по двум основным циклам: младшие «грамматичес­кие классы» и старшие «классы риторики».

Древние языки и литературу осваивали усердно, читая античных авторов, особенно Цицерона. Произведения антич­ной литературы использовались в основном в качестве текс­тов для упражнения в красноречии. Программы по истории и географии были оторваны от национальной почвы. Учени­кам преподносились преимущественно сведения из древней истории. Иезуиты исходили из убеждения, что знание нацио­нальной истории служит на, погибель тому, кто ее изучает. Правда, в конце XVII в. в преподавании истории и географии произошли известные перемены, в частности стали исполь­зоваться географические карты с учетом тогдашних откры­тий. Однако, в сущности, иезуиты всегда были противниками обновления содержания образования. Лишь в конце XVII в. в коллежах стали давать сколь-нибудь серьезные естествен­нонаучные знания. До этого природа оставалась для учени­ков «закрытой книгой». Основные черты методики обучения и воспитания иезуитов:

* жесткая регламентация деятельности учителей и уча­щихся;


54

Лекция 2- Школа и педагогическая мысль в Средние века

•религиозные практики: участие в богослужениях, духов­
ное руководство;

•подача материала небольшими дозами;

•наглядность обучения;

•использование методов стимулирования: поощрения —
соревнование в учебе и поведении между классами, от­
дельными учениками; конкурсы сочинений; похвальные
листы, доски почета, почетные скамьи для отличивших­
ся; наказания — «скамьи позора», «ослиные уши» для про­
винившихся и неуспевающих;

•элементы самоуправления: школьный «магистрат», раз­борки поведения на собраниях; взаимная слежка и доно­сительство; «академии» (прообразы школьных кружков). Методика обучения была тщательно продумана. Учебный день начинался с повторения материала предыдущего урока, учебная неделя — с повторения усвоенного на предыдущей неделе. Новый учебный год открывался обзором пройденного в предыдущем гаду. Начало занятий в «классах риторики» предварялось кратким повторением программы «граммати­ческих классов». Девизом служил лозунг «Важнее основа­тельность, чем объем знаний». Излюбленным дидактическим приемом являлись разного рода соревнования пар, групп, младших и старших классов.

Резюме. Специфика философско-педагогических воззре­ний в Средние века определялась двумя факторами: христи­анством и античной традицией. Носителями христианской педагогики были служители католической церкви, и имен­но церковные школы (кафедральные и монастырские) были преобладающими учебно-воспитательными учреждениями в средневековой Европе. Обучали в них по программе семи сво­бодных искусств, включавших низшую (тривиум) и высшую (квадриум) части.

Сословное семейно-домашнее воспитание было представ­лено системой рыцарского воспитания, где сочетались послу­шание и личная: свобода. Презрительное отношение к книж­ной учебе отразилось в программе семи рыцарских доброде­телей.


5 Иезуитская система воспитания в период Контрреформации   55

С XI по XV в. образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ возникли городские, программа которых носила прикладной характер.

Важной вехой в развитии образования стало создание уни­верситетов, имевших наднациональный, демократический характер и противопоставивших схоластике деятельную ин­теллектуальную жизнь.

Идеал духовно и физически развитой личности наполнил­ся новым конкретно-историческим содержанием в трудах гу­манистов эпохи Возрождения. Педагогическая триада этого периода включала: классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание.

В XVI в. борьба против римско-католической церкви вы­лилась в общественное движение Реформации. В центр вос­питания ставилась человеческая личность, необходимость приобщения молодежи к национальной культуре, языку и традициям.

Борьбу за сохранение влияния церкви возглавил орден иезуитов, предложивший свою систему воспитания, направ­ленную на развитие индивидуальных способностей, честолю­бия и духа соперничества.













Вопросы и задания для самоконтроля

1.Расскажите о влиянии церковной культуры на развитие обра­
зования в Средние века.

2. Охарактеризуйте систему рыцарского воспитания.

3. Назовите первые европейские университеты. На каких прин­
ципах они основывались и какие имели факультеты?

4. Проанализируйте главные идеи педагогов-гуманистов.

5. В чем проявилось влияние Реформации на образование и вос­
питание ?

6. Дайте характеристику иезуитской системы воспитания.


1. Изменения в организации образования е XVil-XVIII вв.


57


 


 


» .^_l -VL-^Г If I \J










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...