Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическая мысль эпохи Возрождения




В XII—XIII вв. в Западной Европе расширяются экономи­ческие связи между странами, ослабляется феодальная замк­нутость, растут города, где развиваются ремесла и торговля. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкре­пить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII вв. берет на себя схоласти­ка, которая задается целью примирить веру и разум, рели­гию и науку. В области школы и просвещения она привела к заучиванию учащимися готовых определений., часто из­ложенных в вопросно-ответной форме, к отказу от самостоя­тельного мышления.

К XII в. относится появление педагогических сочинений, по вопросам образования и воспитания, основоположником диалектической схоластики, блестящим лектором был Пьер Абеляр(1079-1142). Основное его сочинение называется «Да и нет». Он стремился обосновать религиозные догмы на основе разума и настаивал на изучении наследия прошлого. Основная форма общения и обучения по Абеляру - беседы во время прогулок и диспуты. Главный ответчик - учитель, уче­ники учатся на его ответах. Он считал, что сомнение в форме диалога позволяло ученикам задавать учителю любые вопро­сы. От учителя требовалось терпение в общении.

Особый вклад в развитие школы и педагогической мыс­ли внесла эпоха. Возрождения, переходная от Средневековья


к Новому времени. Колыбелью европейского Возрождения ста­ла Италия. Именно в этой стране античные идеалы получили наибольшее развитие. Поставив человека в центр своего миро­воззрения, гуманисты связывали прогресс общества с его целе­направленным воспитанием. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения значительно опережала педагогическую практи­ку, сохранявшую религиозную дня Средневековья форму.

Гуманистическим идеалом был человек образованный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нрав­ственности, физически развитый и душевно стойкий. По­нимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обра­тить внимание на физическое воспитание, которое подраз­умевало не только гимнастические упражнения и военную подготовку, но и закаливание организма, активные виды от­дыха (игры, танцы). В основу гуманистического образования были положены знание древних языков и изучение антично­го культурного наследия.

Образец обучения и всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых известных учебных заведений была итальянская шко­ла «Дом радости», открытая Витторино де Фелътре(1378— 1446). В ней обучались мальчики и девочки разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. В со­держание образования вошли классические языки и литера­тура, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества учащихся, большое значение в школе придавалось играм и физическому воспитанию.

В, де Фельтре стремился выявить индивидуальные осо­бенности учеников и высоко ценил пример в воспитании. Новым методом при обучении грамоте было использование подвижных букв. В «Доме радости» учащиеся познавали мир путем созерцания природы, вещей и явлений. В своей школе итальянский философ ввел самоуправление и способные бед­ные дети учились бесплатно.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения осо­бое место занимает Томмазо Кампанелла(1568-1639), ко-


46


Лекция 2. Школа и педагогическая мысль з Средние века


 


торый провел более 30 лет в тюрьме за свои прогрессивные убеждения. Там им был написан ряд трактатов, в том числе «Город Солнца», где представлена модель общества будущего и система воспитания детей. По мнению Кампанеллы, воспи­тание должно полностью носить общественный характер, де­вочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до треть­его года дети учатся говорить и учат азбуку (за ними присмат­ривают четыре старца)- Затем - обучение гимнастике, мета­нию диска, бегу; детей водят в мастерские с целью выявить их наклонности. С 7 до 10 лет добавляются естественные нау­ки, с 10 лет - математика и медицина- Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города в виде картин (животные, рас­тения, геометрические фигуры, орудия труда и т. д.). Дети участвуют в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, работают вместе со взрослыми. Все воспитываются в духе религии и могут вы­бирать любую конфессию.

Идеал гуманистического воспитания изобразил француз­ский писатель Франсуа Рабле (1494-1553) в романе «Гар-гантюа и Пантагрюэль». Критикуя пороки средневекового воспитания, он выступал за продуманный режим дня ребен­ка, многостороннее образование, развивающее самостоятель­ное мышление и творческую активность. По мнению Ф. Раб­ле, основными направлениями воспитания являются: физи­ческое (бег, борьба, плавание, верховая езда, прыжки и т.д.); эстетическое (пение, занятия музыкой на нескольких инстру­ментах); нравственное (религия и труд). Ф. Рабле пропаган­дировал активные методы обучения: экскурсию в природу и мастерские, сбор растений, наблюдение за звездами, разви­вающие игры, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхожде­ния того, что подавалось на стол»), свободное обсуждение про­читанного.

Выдающимся представителем эпохи Возрождения был ан­глийский мыслитель Томас Мор (1478 -1535). Свои взгляды на образование и воспитание он изложил в книге «Утопия»,


 

47

3- Педагогическая мысль эпохи Возрождения

рассказывающей о вымышленном государстве. Он выступал за всеобщее равное, общественное воспитание и первоначаль­ное обучение, причем учатся не только дети, но и взрослые. Преподавание ведется на родном языке. Основные предме­ты--это чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, естествознание, теоретическое земледелие.

Т. Мор считал необходимым, чтобы умственное воспитание ребенка соединялось с его трудовым обучением, так как важ­нейшая духовная потребность творческой личности — это по­требность в труде как средстве самореализации. Важное место он отводил непрерывности образования, т. е. получению обра­зования в течение всей жизни. И задача общества — обеспечить большой объем свободного времени и создать определенные средства для самообразования (богатые публичные библио­теки, музеи, лектории). Т. Мор подчеркивал, что о богатстве общества можно судить по богатству свободного времени.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес ученый и писатель Эразм Роттердамский (1469—1536). Впервые в мировой педагогике он показал воспитание как З'ниверсалъное явление, вне которого невозможно развитие ребенка. В своих педагогических трактатах «О первоначаль­ном воспитании детей», «Метод обучения», «О благовоспитан­ности детей», «Похвала глупости» он писал о сочетании антич­ной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов; об активности воспитанника; о необходимости как можно раньше распознать склонности и способности ребенка, опираться на них, потому что человек легче схватывает то, к чему предрасположен от природы.

Он резко выступал против жестокости средневековой шко­лы, назвал ее «пыточной камерой» и писал, что в процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый таг в обучении есть любовь к учителю». Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, сделав оговорку, что жен­щинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в малом объеме естественнонаучные знания.


48    ___________ Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века

Ярким представителем французского Возрождения был Мишель Монтень(1533-1592). который в своем основном трехтомном труде «Опыты» рассматривал человека как наи­высшую ценность. Он резко критиковал схоластическую сис­тему обучения. Основной порок существовавшей в его время школы он видел в господстве вербализма, буквоедства, запо­минания слов вместо изучения сущности вещей. По мнению Монтеня, образование должно прежде всего развивать ум уча­щихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мыс­ли и критическому отношению к любым взглядам и авторите­там. Программа образования, по его мнению, должна включать физику, геометрию, историю и другие предметы. Выступая за развивающий характер обучения, Монтень основными прин­ципами считал наглядность, связь обучения с жизнью, опору на собственные суждения ученика. Он подчеркивал, что раз­вивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений с детьми, а для этого оно должно осуществляться без наказаний, принуждения и насилия.

Европейскую славу снискал Хосе Луис Вивес(1492— 1540). Он родился в Валенсии, но большую часть жизни про­вел за пределами Испании. Известен как автор ряда педаго­гических трактатов и наставник дочери английского короля Генриха VII. Вивес полагал, что необходимо гибко отнестись к педагогической античной традиции, считал весьма эффек­тивным сократовский метод обучения путем бесед. Его глав­ный педагогический труд «О порче нравов». В этом и других сочинениях («О преподавании наук», «Воспитание христиан­ской женщины») Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственности, ряд дидак­тических проблем. Школьное обучение он ставил на первый план в сравнении с домашним воспитанием. В отношении ребенка предлагал сочетать «кротость» и «строгость» с преоб­ладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось им без учета природных особенностей детей. Вивес выступал за образование для женщин. Организация процесса обучения связывалась с необходимостью проникновения в закономер­ности познания.


 

49

Реформация м ее политика в области образования и воспитания

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на разви­тие школы и педагогики. Однако они не могли быть реализова­ны в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.

Подводя итоги развития школы и педагогики в Средние века, следует отметить, что от этой эпохи были унаследованы этические идеалы, идея народного образования, интерес к гу­манитарному знанию, организационная структура системы образования (различные типы школ, университет), фунда­ментальные принципы образования и воспитания, получив­шие развитие в последующем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...