Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение первых европейскихуниверситетов
Важным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов, которые утверждались как духовными, так и светскими властями. Города боролись за право открыть в своих стенах университет, поскольку его появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Сам термин «universitas» имел несколько значений: первоначально - целостность, совокупность, общность, позже — товарищество, гильдия, цех. По средневековым понятиям только в корпорации (гильдии, цехе) горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире. Первые университеты были зависимы от власти католической церкви, шхшжу все члены корпорации долго именовались «клириками.», т. е. теми, кто непосредственно организационно входит в церковную организацию. Зависимость университетских учреждений от церкви оказывала и положительной влияние на их развитие. Папа не только давал разрешение и «грамоту» на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Римский папа почти всегда был на стороне университетов, что способствовало все большей их экономической и административной автономии. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему организации университетов и выдачи ученых степеней, что способствовало их высокому авторитету, благодаря чему эти степени пользовались общеевропейским значением. Кроме того, 42 Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние еека преподавание и методология знания во всех университетах были единообразны. Следует отметить, что университеты были не единственной формой высшего образования. Существовали и развивались также частные городские школы с компетентными преподавателями, ничем не уступавшими университетским профессорам. Однако благодаря унификации и универсальности первые университеты становятся ключевыми системообразующими структурами средневековой науки. Первым в Западной Европе был основан университет в городе Болонья. Возникшая еще в XI в. высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088 г, получила статус университета. Б ней читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Солер-но, Парижский университет (1200), Кембриджский (1209), Пражский, основанный Карлом IV в апреле 1348 г., Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были образцами для подражания и формирования з'ниверситетов в других странах. Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые сами были студентами старших курсов. Средневековые университеты имели четыре факультета: артистический (свободных искусств), теологический, медицинский и юридический. Среди факультетов существовала традиционная иерархия. Приоритетное положение занимал теологический, за ним следовали юридический, медицинский, что соответствовало значимости отраслей знания в средневековом обществе. Артистический факультет часто играл роль подготовительного для поступления на другие факультеты. Полное систематическое изложение учебного предмета по программе, которое проводилось в определенные часы, называлось «lectio». Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчктан-
2. Возникновение первых европейских университетов ные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 18 до 22 часов). Лекции продолжались 1—2 часа. Перед началом преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Правила запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно заниматься с текстом. Книги же в то время были очень дорогие, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собствен-ные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одними из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV в. города начали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство университета придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный П. Абеляром метод «за и против», «да и нет». Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров 44 Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века 3. Педагогическая мысль эпохи Возрождения 45
все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно». Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления, однако диспуты нередко перерастали в рукопашные схватки между участниками. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. К концу XIV в, в Европе насчитывалось 26 университетов, а спустя столетие их численность достигла 63. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |