Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение первых европейскихуниверситетов




Важным событием в развитии средневекового образова­ния стало открытие университетов, которые утверждались как духовными, так и светскими властями. Города боролись за право открыть в своих стенах университет, поскольку его появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Сам термин «universitas» имел несколь­ко значений: первоначально - целостность, совокупность, общность, позже — товарищество, гильдия, цех.

По средневековым понятиям только в корпорации (гиль­дии, цехе) горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире. Первые университеты были за­висимы от власти католической церкви, шхшжу все члены корпорации долго именовались «клириками.», т. е. теми, кто непосредственно организационно входит в церковную орга­низацию.

Зависимость университетских учреждений от церкви ока­зывала и положительной влияние на их развитие. Папа не только давал разрешение и «грамоту» на открытие универси­тета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйствен­ную деятельность учебных заведений. В конфликтах универ­ситетов и местных властей Римский папа почти всегда был на стороне университетов, что способствовало все большей их экономической и административной автономии. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему орга­низации университетов и выдачи ученых степеней, что спо­собствовало их высокому авторитету, благодаря чему эти сте­пени пользовались общеевропейским значением. Кроме того,


42                        Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние еека

преподавание и методология знания во всех университетах были единообразны.

Следует отметить, что университеты были не единствен­ной формой высшего образования. Существовали и разви­вались также частные городские школы с компетентными преподавателями, ничем не уступавшими университетским профессорам. Однако благодаря унификации и универсаль­ности первые университеты становятся ключевыми системо­образующими структурами средневековой науки.

Первым в Западной Европе был основан университет в городе Болонья. Возникшая еще в XI в. высшая правовая го­родская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088 г, получи­ла статус университета. Б ней читались лекции по римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в Солер-но, Парижский университет (1200), Кембриджский (1209), Пражский, основанный Карлом IV в апреле 1348 г., Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были об­разцами для подражания и формирования з'ниверситетов в других странах.

Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а препо­даватели, которые сами были студентами старших курсов.

Средневековые университеты имели четыре факультета: артистический (свободных искусств), теологический, медицин­ский и юридический. Среди факультетов существовала тради­ционная иерархия. Приоритетное положение занимал теоло­гический, за ним следовали юридический, медицинский, что соответствовало значимости отраслей знания в средневековом обществе. Артистический факультет часто играл роль подгото­вительного для поступления на другие факультеты.

Полное систематическое изложение учебного предмета по программе, которое проводилось в определенные часы, на­зывалось «lectio». Эти лекции делились на ординарные (обя­зательные) и экстраординарные (дополнительные). Для ор­динарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчктан-


 

43

2. Возникновение первых европейских университетов

ные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 18 до 22 часов). Лекции продолжались 1—2 часа. Перед началом преподаватель де­лал краткое вступление, в котором определял характер ра­боты над книгой и не гнушался саморекламой. Главная за­дача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить раз­личные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Правила запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно заниматься с текстом. Книги же в то время были очень дорогие, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собствен-ные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом по­мещении или у себя дома. Болонские профессора одними из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV в. города начали создавать общественные здания для аудито­рий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), на­званная так потому, что студенты сидели на полу на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство университета придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный П. Абеляром метод «за и против», «да и нет». Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров


44


Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века


3. Педагогическая мысль эпохи Возрождения


45


 


 


все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжест­венным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно». Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления, однако диспуты нередко перерастали в рукопашные схватки между участниками.

Несмотря на все свои недостатки, средневековый универ­ситет все же давал возможность получить неплохое образова­ние. К концу XIV в, в Европе насчитывалось 26 университе­тов, а спустя столетие их численность достигла 63.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...