Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика системы образования в Евроле в Средние века
В 476 г. ослабленная внутренними противоречиями Римская империя пала под натиском германских племен. С этого момента начинается новый этап историко-культурного развития Западной .Европы, именуемый Средневековьем. Средние века в Западной Европе подразделяют на три периода: 1.V — X вв. — раннее Средневековье; 2. XI — XIV вв. — развитое Средневековье: 3. XV—XVI вв.—позднее Средневековье, переходящее в эпо При формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм наиболее явно выделяются христианское мировоззрение и образ жизни, а также римский идеал императорской государственности. Решающее влияние на весь историко-культурный процесс средневековой Европы оказала унаследованная от Римской империи христианская религия в ее западной разновидности, известной с 1054 г. под назва.нием «католицизм». В русле этой идеологии и происходит развитие всей западноевропейской культуры,
1. Характеристика системы образования в Европе в Средние века включая обучение и воспитание. Это находит свое отражение и в новом взгляде на человека. Он объявляется «венцом творения», созданным по образу и подобию божьему. Христианство выделяет в природе человека два начала - тело и душу. Истинная суть человеческой жизни, по мнению средневековых богословов, заключается в безоговорочном подчинении телесного начала духовному- И на смену символу античной кз^льтуры - всесторонне развитой личности — приходит образ человека-аскета. Воспитание и обз^чение носило сословный характер. Основными сословиями в Средние века были: духовенство, феодалы, купцы и ремесленники. Преемниками античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V—XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения были: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: приходские, монастырские и епископальные (кафедральные). Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны прежде всего высшим сословиям средневекового общества. Приходские школы были самыми распространенными. Они размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным. Монастырские школы создавались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были снабжены
38 Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века рукописными книгами, В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Епископальные (кафедральные) школы открывались, при церковных центрах местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных школах сверх этого — арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпугье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле (Германия) и ряде других городов. Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций(480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадрум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «.тривиумом» (третьим путем) — грамматикой, риторикой, диалектикой — составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования. Преподавание всех предметов было проникнуто религией: цель грамматики — научить читать и понимать священное писание; риторики - составлять и произносить церковные проповеди; философии (диалектики) - спорить с еретиками; астрономии—уметь вычислять пасху. Поскольку языком церковных книг и богослужения была латынь, то писать и читать учили на непонятном детям латинском языке. Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Грамматика являлась главным учебным предметом. Результат такого обучения (по словам гуманистов); «Туго набитые, но плохо организованные головы». 1. Характеристика системы образования в Европе в Средние еека Эти школы имели основную цель: подготовить служителей церкви (духовенства). По-иному было организовано воспитание светских феодалов - «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение читать и писать стихи. Чтение и письмо не являлись для рыцаря обязательными, многие из них были неграмотны. До 7 лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена. С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем феодала (сюзерена) и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал хозяина на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана религии, реже — чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко дворцу епископа. Образование девушек знатного происхождения осуществлялось в женских монастырях, где они проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов. На протяжении Средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идея эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения. В XI—XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Роса' городов, урбани-
40 Лекция 2, Школа и педагогическая мысль в Средние зека зация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Флоренции, Милане, Любеке, Гамбурге и т. д. Многие городские школы были организованы по инициативе магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем . Городские школы рождались также из системы ученичества. Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латршском языках. Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов. Возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри. Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ. В XIV—XV вв, появляются светские .учебные заведения — коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. До середины 2. Возникновение первых европейских университетов XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшим они становятся местом учебных занятий; существуя при университетах. Школяры жили на подаяние-Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи — учебные заведения общего образования. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |