Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика системы образования в Евроле в Средние века




В 476 г. ослабленная внутренними противоречиями Рим­ская империя пала под натиском германских племен. С этого момента начинается новый этап историко-культурного раз­вития Западной .Европы, именуемый Средневековьем.

Средние века в Западной Европе подразделяют на три периода:

1.V — X вв. — раннее Средневековье;

2. XI — XIV вв. — развитое Средневековье:

3. XV—XVI вв.—позднее Средневековье, переходящее в эпо­
ху Возрождения.

При формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм наиболее явно выделяются христианское мировоззрение и образ жизни, а также рим­ский идеал императорской государственности. Решающее влияние на весь историко-культурный процесс средневековой Европы оказала унаследованная от Римской империи хри­стианская религия в ее западной разновидности, известной с 1054 г. под назва.нием «католицизм». В русле этой идеологии и происходит развитие всей западноевропейской культуры,


 

37

1. Характеристика системы образования в Европе в Средние века

включая обучение и воспитание. Это находит свое отражение и в новом взгляде на человека. Он объявляется «венцом тво­рения», созданным по образу и подобию божьему. Христиан­ство выделяет в природе человека два начала - тело и душу. Истинная суть человеческой жизни, по мнению средневеко­вых богословов, заключается в безоговорочном подчинении телесного начала духовному- И на смену символу античной кз^льтуры - всесторонне развитой личности — приходит образ человека-аскета.

Воспитание и обз^чение носило сословный характер. Основ­ными сословиями в Средние века были: духовенство, феода­лы, купцы и ремесленники.

Преемниками античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V—XV вв. церковные школы высту­пали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они яв­лялись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения были: Библия, богослов­ская литература и сочинения «отцов церкви». В средневеко­вой Европе сложились три основных типа церковных школ: приходские, монастырские и епископальные (кафедральные). Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духо­венства. Они были доступны прежде всего высшим сослови­ям средневекового общества.

Приходские школы были самыми распространенными. Они размещались в доме священника или в церковной сто­рожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, за не­большую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее орга­низованным.

Монастырские школы создавались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы раздели­лись на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали об­разованные монахи. Монастырские школы были снабжены


39

38                                 Лекция 2. Школа и педагогическая мысль в Средние века

рукописными книгами, В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, астро­номия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались, при церковных центрах местопребывания главы епархии. Со­держание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных школах сверх этого — арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпугье). Наиболее из­вестными были школы в Сен-Жермене (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле (Германия) и ряде других городов.

Обучение в церковных школах повышенного уровня пре­подавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций(480-524). Он объеди­нил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадрум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «.три­виумом» (третьим путем) — грамматикой, риторикой, диалек­тикой — составил семь свободных искусств, впоследствии по­ложенных в основу всего средневекового образования.

Преподавание всех предметов было проникнуто религией: цель грамматики — научить читать и понимать священное писание; риторики - составлять и произносить церковные проповеди; философии (диалектики) - спорить с еретиками; астрономии—уметь вычислять пасху. Поскольку языком цер­ковных книг и богослужения была латынь, то писать и чи­тать учили на непонятном детям латинском языке.

Методы обучения основывались на зазубривании и раз­витии механической памяти. Самым распространенным был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обяза­тельному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Грамматика являлась главным учебным предметом. Резуль­тат такого обучения (по словам гуманистов); «Туго набитые, но плохо организованные головы».


1. Характеристика системы образования в Европе в Средние еека

Эти школы имели основную цель: подготовить служите­лей церкви (духовенства).

По-иному было организовано воспитание светских феода­лов - «господ земли и крестьян». Главным для средневеково­го рыцаря была выработка военно-физических умений, кре­постнической морали и благочестия. Содержание рыцарско­го воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение читать и писать стихи. Чтение и письмо не являлись для рыцаря обязатель­ными, многие из них были неграмотны.

До 7 лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу и выполнял обязанности пажа на женской половине при су­пруге сюзерена. С 14 до 21 года юноша становился оруженос­цем феодала (сюзерена) и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал хозяина на охоте, участвовал в ры­царских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские про­фессиональные умения, знание этикета и религиозные дог­мы. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыца­ри. Юношу благословляли освященным мечом.

Младшие сыновья феодала оставались дома, упражня­лись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана религии, реже — чтению и письму. Некоторые из них отправ­лялись в монастыри либо ко дворцу епископа.

Образование девушек знатного происхождения осущест­влялось в женских монастырях, где они проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произ­ведения латинских авторов.

На протяжении Средних веков рыцарское сословие посте­пенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарско­го воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идея эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

В XI—XV вв. система школьного образования средневеко­вой Европы несколько видоизменяется. Роса' городов, урбани-


41

40                                 Лекция 2, Школа и педагогическая мысль в Средние зека

зация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Флоренции, Милане, Любеке, Гамбур­ге и т. д.

Многие городские школы были организованы по инициа­тиве магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Пре­подавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамма­тики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или свя­щеннослужителем .

Городские школы рождались также из системы ученичест­ва. Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготов­ку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествозна­ния). Обучение в этих школах велось на родном и латршском языках. Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для де­тей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Возникают учебные заведения и для девочек, но повсе­местного распространения они не получают, а основным ис­точником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контро­лем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоиз­меняли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от по­добной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

В XIV—XV вв, появляются светские .учебные заведения — коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. До середины


2. Возникновение первых европейских университетов

XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих сло­ев. В дальнейшим они становятся местом учебных занятий; существуя при университетах. Школяры жили на подаяние-Размещались в непристойных местах города с высоким уров­нем преступности. Позже коллегии превратились в землячест­ва университетов и колледжи — учебные заведения общего образования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...