Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №7. Философия познания




Занятие 7/1. Лекция:

«Философское учение о познании»

Время– 2 часа

Цели занятия:

1. Дать знания об основных положениях философской гносеологии.

2. Сформировать устойчивое представление о диалектике познавательного процесса, его основных уровнях, формах и методах.

3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

 

 Вопросы лекции:

1. Гносеология: содержание и основная проблематика.

2. Диалектика как система принципов, законов и категорий

 

  Методические рекомендации:

При изучении содержания первого вопроса лекции опираться на следующие узловые моменты:

· гносеология – знание о знании.

· проблема познания в истории философии.

· отличие философии от других наук, изучающих познание

– цель познания – истинное знание.

– социокультурный аспект.

· структурные элементы познания:

 а) эмпирический уровень

 б) рациональный уровень

· формы чувственного познания:

– ощущение

– восприятие

– представление

– эмоции

· формы рационального познания:

– понятие

– суждение

– умозаключение

· методы познавательной деятельности:

а) эмпирические

б) рациональные

· определение и сущность знания

· виды знания

· соотношение знания и информации

· знание и практика

· знание и вера в истории философии и сегодня

Проблема истины в философии

· плюрализм взглядов на проблему истины

· сущность современной трактовки истины

· содержание концепций истины:

– корреспонденции;

– когеренции;

– прагматичности

· качественная градация истины:

– абсолютная;

– относительная

· философское содержание проблемы абсолютной истины.

· проблема критериев истины

· антиподы истины и их нравственный аспект

· онтологическое, аксиологическое и праксеологическое наполнение истины

Гносеологическая часть основного вопроса философии.

· сущность агностицизма.

· философская история агностицизма (Протагор, Пиррон, Д. Юнг, И. Кант, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и др.).

· проблема методов в гносеологии Нового времени, противостояние эмпиризма и рационализма, индуктивного и дедуктивного знания, споры о пределах познания.

· основные концепции и направления агностицизма:

– сенсуализм;

– интуитивизм;

– релятивизм;

– конвенционализм;

– скептицизм;

– символизм и др.

· перспективы соперничества агностицизма и гносеологического оптимизма

Научное познание

· критерии научного познания:

– верификация;

– фальсификация

· общелогические методы познания:

– анализ;

– синтез;

– абстрагирование;

– обобщение;

– аналогия;

– индукция;

– дедукция;

– моделирование.

· понятие формы научного знания:

а) научный факт

б) научная проблема

в) научная гипотеза

г) научная теория

· методы эмпирического исследования:

– наблюдение;

– описание;

– сравнение;

– эксперимент.

· методы теоретического исследования:

– формализация;

– аксиоматический метод;

– гипотетико-дедуктивный метод.

· общенаучные методы исследования:

– восхождения от абстрактного к конкретному;

– исторический;

– логический

При изучении содержания второго вопроса «Диалектика как система принципов, законов и категорий» обратить внимание на следующее:

Диалектика - наука о всеобщем развитии и всеобщей взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира.

· Законы диалектики – раскрывают идею, ход развития мира и его явлений:

– Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития)

– Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (процесс развития)

– Закон отрицания отрицания (результат развития)

· Принципы (т.е. основополагающие идеи) диалектики:

1) всеобщего развития;

2) всеобщей связи бытия;

3) противоречивости бытия;

4) системности;

5) историзма;

6) детерминизма.

· Категории (основополагающие понятия) диалектики:

– развитие;

– связь;

– противоположность;

– противоречие;

– мера;

– скачок;

– количество и качество;

– случайность и необходимость;

– возможность и действительность;

– причина и следствие;

– часть и целое;

– единичное, особенное, общее;

– форма и содержание;

– сущность и явление;

– свобода и ответственность, свобода и необходимость

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные формы рационального познания?

2. Каковы методы эмпирического познания?

3. В чем сущность проблемы истины?

4. Почему истина – процесс?

5. В чем различие между гносеологическими оптимистами и агностиками?

6. В чем гносеологическая сущность кантовской «вещи в себе»?

7. В чем отличия научного познания от других его видов?

8. Перечислите критерии научного познания.

9. Что такое метод познания?

10. Какие приемы мыслительной деятельности вам известны?

11. Как взаимосвязаны формы научного знания с этапами научного исследования?

12. Почему специалисту МЧС важно знать теорию познавательной деятельности?

13. Покажите механизм развития с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

14. Как характеризуется направленность развития в законе отрицания отрицания?

15. Каково соотношение категорий «причина» и «следствие»?

16. Покажите различие между необходимостью и случайностью.

17. Охарактеризуйте категории «возможность» и «действительность».

 

Литература:

1. История и философия науки (философия науки): учебное пособие/ Под ред.: Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...