Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА № 5. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Занятие 5/1. Лекция: «Становление и основные этапы развития русской философской мысли» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Показать самобытность русской философии, ее особое место в мировой культуре. 2. Способствовать развитию у обучающихся патриотизма, чувства гордости за принадлежность к российской нации и ее культуре. Вопросы лекции: 1. Особенности отечественной философии 2. Основные этапы развития философской мысли России Методические рекомендации: По первому вопросуучесть следующие основные положения: Важнейшие характеристики русской философской мысли: · идея соборности, сочетания единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям · смысложизненная направленность, поиск смысла исторического процесса и места в нем человека (предназначение России состоит не в том, чтобы быть самым богатым государством, а в том, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ») · этическая составляющая, присущая русским философам в решении проблем метафизики и гносеологии (цельная истина раскрывается только цельному человеку) · доверие мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и его царством (наряду с интеллектуальной интуицией, нравственным и эстетическим опытом) · софийность, вера в наличие прекрасной «мировой души», Софии (отсюда - космологический характер осмысления христианства) По второму вопросу«Основные этапы развития философской мысли России» уяснить следующее: В развитии русской философии можно выделить следующие этапы: 1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Филофей). 2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли. 3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии. 4. После 1922 года - философия русского зарубежья. Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати»: · богословско-историческая концепция, обосновывающая включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света · автор размышляет о различии двух мировоззрений через анализ понятий «закон» и «благодать»: иудаизм – религия закона, религия одного народа, а христианство – религия благодати, учение, открытое всему человечеству. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея «Москва – третий Рим», согласно которой после падения Рима и Константинополя («второго Рима»), центр мировой истории перемещается в Россию – единственную носительницу «истинно христианского духа». В конце ХV в. возник знаменитый спор между иосифлянами («стяжатели») во главе с Иосифом Волоцким и заволжскими старцами («нестяжатели») во главе с Нилом Сорским. Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры. Иосифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. В этом споре победили иосифляне. Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в («Русское Просвещение»). В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли. Михайло Васильевич Ломоносов (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма. · «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части» · доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - «первый философ на Руси в точном смысле слова» (В.В. Зеньковский). · первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно-христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души. Русские просветители второй половины XVIII века: А.Н. Радищев (1749 - 1802) - автор «Путешествия из Петербурга в Москву» · признание реальности материи, ее независимости от познающего субъекта · весь живой и неживой мир состоит из единого вещества · отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое равенство людей · исторический процесс как последовательная смена циклов через борьбу равенства и неравенства · прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума». · обосновал идею перевоплощения души в более совершенную материальную оболочку после смерти предыдущей Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается своеобразие русской философии, каковы ее характерные черты? 2. Раскройте содержание понятия «соборность». 3. Что понимает под законом и благодатью Илларион? 4. В чем противоречие иосифлян и нестяжателей? 5. В чем сущность концепции «Москва – третий Рим»? 6. Кого В. Зеньковский назвал первым русским философом? Литература: 1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1989. 2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 3. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2-х т. Л., 1990. 4. История русской философии в СССР: В 5 т. М., 1968. 5. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. 6. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. 7. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. 8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 9. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010 10. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1993. 11. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 12. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |