Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА № 5. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ




Занятие 5/1. Лекция:

«Становление и основные этапы развития русской философской мысли»

Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Показать самобытность русской философии, ее особое место в мировой культуре.

2. Способствовать развитию у обучающихся патриотизма, чувства гордости за принадлежность к российской нации и ее культуре.

Вопросы лекции:

1. Особенности отечественной философии

2. Основные этапы развития философской мысли России

Методические рекомендации:

По первому вопросуучесть следующие основные положения:

Важнейшие характеристики русской философской мысли:

· идея соборности, сочета­ния единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям

· смысложизненная направленность, поиск смысла исторического процесса и места в нем человека (предназначение России состоит не в том, чтобы быть самым богатым государством, а в том, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ»)

· этическая составляющая, присущая русским философам в решении проблем метафизики и гносеологии (цельная исти­на раскрывается только цельному человеку)

· доверие мистическому рели­гиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и его царством (наряду с интеллектуальной интуицией, нравственным и эстетиче­ским опытом)

· софийность, вера в наличие прекрасной «мировой души», Софии (отсюда - космологический харак­тер осмысления христи­анства)

По второму вопросу«Основные этапы развития философской мысли России» уяснить следующее:

В развитии русской философии можно выделить следующие этапы:

1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Филофей).

2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.

4. После 1922 года - философия русского зарубежья.

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати»:

· богословско-историческая концепция, обосновывающая включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света

· автор размышляет о различии двух мировоззрений через анализ понятий «закон» и «благодать»: иудаизм – религия закона, религия одного народа, а христианство – религия благодати, учение, открытое всему человечеству.

Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея «Москва – третий Рим», согласно которой после падения Рима и Константинополя («второго Рима»), центр мировой истории перемещается в Россию – единственную носительницу «истинно христианского духа».

В конце ХV в. возник знаменитый спор между иосифлянами («стяжатели») во главе с Иосифом Волоцким и заволжскими старцами («нестяжатели») во главе с Нилом Сорским.

Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры. Иосифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью. В этом споре победили иосифляне.

Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в («Русское Просвещение»). В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

Михайло Васильевич Ломоносов (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма.

· «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части»

· доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - «первый философ на Руси в точном смысле слова» (В.В. Зеньковский).

· первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно-христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.

Русские просветители второй половины XVIII века:

А.Н. Радищев (1749 - 1802) - автор «Путешествия из Петербурга в Москву»

· признание реальности материи, ее независимости от познающего субъекта

· весь живой и неживой мир состоит из единого вещества

· отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое равенство людей

· исторический процесс как последовательная смена циклов через борьбу равенства и неравенства

· прогресс в обществе связан с «шествием человеческого разума».

· обосновал идею перевоплощения души в более совершенную материальную оболочку после смерти предыдущей

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается своеобразие русской философии, каковы ее характерные черты?

2. Раскройте содержание понятия «соборность».

3. Что понимает под законом и благодатью Илларион?

4. В чем противоречие иосифлян и нестяжателей?

5. В чем сущность концепции «Москва – третий Рим»?

6. Кого В. Зеньковский назвал первым русским философом?

Литература:

1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1989.

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

3. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2-х т. Л., 1990.

4. История русской философии в СССР: В 5 т. М., 1968.

5. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010.

6. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010.

7. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

9. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010

10. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1993.

11. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

12. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...