Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 6. Философское учение о бытии




Занятие 6/1. Лекция:

«Бытие как философская проблема»

 Время– 2 часа

Цели занятия:

1. Формирование знаний о сущности онтологических проблем в истории и современности.

2. Научиться соотносить плюралистические позиции объяснения материального и духовного мира.

3. Формирование навыков онтологического анализа общественных явлений

 

 Вопросы лекции:

1. Содержание философских категорий: бытие, материя, сознание

2. Философская картина мира.

Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующее:

Бытие

– Средневековая философия – «бытие» - это все сущее идеальное и материальное.

– Философия Нового времени - «бытие» - это реальность, противостоящая идеальному.

– Декарт - Лейбниц - «бытие» - это то, что человек делает и в чем существует.

Гегель – «бытие» - это взаимодействие, это идея, воплощенная в деятельности человека.

· содержательные аспекты предшествующие и способствующие пониманию категории бытия:

– мир реально существует;

– мир (природа, общество, человек) существует в единстве;

– мир предзадан его осознанию человеком

· многообразие способов и форм бытия:

– актуальное и потенциальное бытие;

– бытие духовного и бытие материального;

– единение материального и духовного, объективного и субъективного в человеческом бытии

 Основные формы бытия:

· материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объёмом плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

· социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Детерминизм(лат. determinare - определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений бытия.

Индетерминизм (лат. in- не....) философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений бытия.

· специфика бытия человека (я – бытие) в различных философских школах:

- в «философии жизни» В. Дильтея;

- в экзистенциальной философии;

- в религиозной философии;

- в концепциях Б. Рассела и К.Поппера;

- в философской прозе М. Булгакова.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Подходы к понятию «материя»:

ü материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а вне иные бытийный формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

ü объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) первичного идеального (абсолютного) духа независимо от всего сущего;

ü субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

ü позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

· Аристотель: «А под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенное сущее».

· Новое время - материя бесконечное многообразие чувственно воспринимаемых свойств

· К. Гельвеций (1715- 1771): «под материей следует понимать лишь совокупность свойств, присущих всем телам"

· В.И. Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Пять основных форм движения материи (Ф. Энгельс (1820-1895)):

– механическая,

– физическая,

– химическая,

– биологическая,

– социальная.

Структурные уровни материи:

– субмикроэлементарный (физический вакуум);

– микроэлементарный;

– ядерный;

– атомный;

– молекулярный;

– макроскопический;

– космический

Атрибуты и формы существования материи:

– движение и его формы;

– пространство;

– время

Свойства материи (и движения):

– объективность;

– несотворимость;

– неуничтожимость;

– универсальность

Сознание – высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Концепции сознания:

ü объективно-идеалистическая-сознание не зависит от мозга и определяется духовными трансцендентными факторами;

ü вульгарно-материалистическая-мышление и сознание по аналогии желчи, вырабатываемой печенью;

ü феноменологическаясознание как совокупность феноменов, определяющих степень участия «Я» в понимании и познании себя и окружающего мира;

ü реалистическая - выделяет четыре группы факторов, обусловливающих содержание сознания:.

1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно – чувственных и понятийных образов;

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности;

3. Духовный мир личности, опыт жизни и переживаний;

4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих физиологических функций сознания.

· человек как своеобразная природная и общественная реальность, носитель особого способа взаимодействия с миром - сознания

· структура сознания:

а) познание и его результат – знание

(роль мышления, воображения и интуиции в получении знаний)

б) оценка, переживание;

в) чувства и эмоции;

г) воля;

д) самосознание.

· общественная природа сознания:

– значение совместной деятельности и труда в возникновении феномена сознания.

Формы общественного сознания:

· философия;

· религия;

· наука;

· право;

· мораль;

· идеология;

· общественная психология;

· искусство и др.

– сознание и бессознательное (фрейдизм и неофрейдизм)

– проявление бессознательного в человеческой жизни:

· сновидения;

· сомнамбулизм;

· невменяемость;

· инстинкты;

· «автоматизмы»

· интуиция.

– проблемы измененных состояний сознания (К. Кастанеда);

– сущность и особенности общественного сознания:

– бытие объективированного духовного.

Самосознание:

· самопознание;

· самооценка;

· аутоконтроль.

При изучении второго вопроса лекции «     Философская картина мира» уяснить:

– понятие: «картина мира» - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира

– Философская картина мира - системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, включая самого человека.

– философская картина мира осмысливает мироздание в онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном аспектах.

– философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.

– методологическая функция философии в интерпретации и прогнозировании научных и иных представлений о мироустройстве

– соотношение: «философская картина мира – научная картина мира»

– соотношение: «философская картина мира – религиозная картина мира»

– научная картина мира как форма систематизации научного знания об окружающей реальной действительности

– генезис и развитие представлений о мироустройстве

– миф – религия – философия – наука

– «кризис естествознания» и философский (диалектический) способ его разрешения

– мировоззренческая функция философского знания в формировании адекватного представления о мире

Вопросы для самоконтроля:

1. Что отражает философская категория «бытие»?

2. Каковы элементы бытия как системы?

3. Охарактеризуйте место человека в этой системе?

4. Что отражает философская категория «материя»?

5. Почему сознание общественно по своей природе?

6. Как вы понимаете активную характеристику сознания?

7. Что является условиями возникновения и развития сознания?

8. Каково значение двойной направленности сознания – на внешний мир и на внутренний мир?

9. Каковы связь и различия между научной, религиозной и философской иллюстрацией мироздания?

10. В чем сущность методологической функции философии в объяснении устройства мира?

11. Назовите особенности современного представления о материи?

12. Что такое социальная материя?

13. Перечислите общие характеристики материи и движения?

14. Дайте определение пространства и времени.

Литература:

1. История и философия науки (философия науки): учебное пособие/ Под ред.: Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...