Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 6. Философское учение о бытии
Занятие 6/1. Лекция: «Бытие как философская проблема» Время– 2 часа Цели занятия: 1. Формирование знаний о сущности онтологических проблем в истории и современности. 2. Научиться соотносить плюралистические позиции объяснения материального и духовного мира. 3. Формирование навыков онтологического анализа общественных явлений
Вопросы лекции: 1. Содержание философских категорий: бытие, материя, сознание 2. Философская картина мира. Методические рекомендации: При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующее: Бытие – Средневековая философия – «бытие» - это все сущее идеальное и материальное. – Философия Нового времени - «бытие» - это реальность, противостоящая идеальному. – Декарт - Лейбниц - «бытие» - это то, что человек делает и в чем существует. Гегель – «бытие» - это взаимодействие, это идея, воплощенная в деятельности человека. · содержательные аспекты предшествующие и способствующие пониманию категории бытия: – мир реально существует; – мир (природа, общество, человек) существует в единстве; – мир предзадан его осознанию человеком · многообразие способов и форм бытия: – актуальное и потенциальное бытие; – бытие духовного и бытие материального; – единение материального и духовного, объективного и субъективного в человеческом бытии Основные формы бытия: · материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объёмом плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; · идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; · человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; · социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Детерминизм(лат. determinare - определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений бытия. Индетерминизм (лат. in- не....) философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений бытия. · специфика бытия человека (я – бытие) в различных философских школах: - в «философии жизни» В. Дильтея; - в экзистенциальной философии; - в религиозной философии; - в концепциях Б. Рассела и К.Поппера; - в философской прозе М. Булгакова. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Подходы к понятию «материя»: ü материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а вне иные бытийный формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие; ü объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) первичного идеального (абсолютного) духа независимо от всего сущего; ü субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; ü позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. · Аристотель: «А под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенное сущее». · Новое время - материя бесконечное многообразие чувственно воспринимаемых свойств · К. Гельвеций (1715- 1771): «под материей следует понимать лишь совокупность свойств, присущих всем телам" · В.И. Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Пять основных форм движения материи (Ф. Энгельс (1820-1895)): – механическая, – физическая, – химическая, – биологическая, – социальная. Структурные уровни материи: – субмикроэлементарный (физический вакуум); – микроэлементарный; – ядерный; – атомный; – молекулярный; – макроскопический; – космический Атрибуты и формы существования материи: – движение и его формы; – пространство; – время Свойства материи (и движения): – объективность; – несотворимость; – неуничтожимость; – универсальность Сознание – высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Концепции сознания: ü объективно-идеалистическая-сознание не зависит от мозга и определяется духовными трансцендентными факторами; ü вульгарно-материалистическая-мышление и сознание по аналогии желчи, вырабатываемой печенью; ü феноменологическая–сознание как совокупность феноменов, определяющих степень участия «Я» в понимании и познании себя и окружающего мира; ü реалистическая - выделяет четыре группы факторов, обусловливающих содержание сознания:. 1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно – чувственных и понятийных образов; 2. Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности; 3. Духовный мир личности, опыт жизни и переживаний; 4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих физиологических функций сознания. · человек как своеобразная природная и общественная реальность, носитель особого способа взаимодействия с миром - сознания · структура сознания: а) познание и его результат – знание (роль мышления, воображения и интуиции в получении знаний) б) оценка, переживание; в) чувства и эмоции; г) воля; д) самосознание. · общественная природа сознания: – значение совместной деятельности и труда в возникновении феномена сознания. Формы общественного сознания: · философия; · религия; · наука; · право; · мораль; · идеология; · общественная психология; · искусство и др. – сознание и бессознательное (фрейдизм и неофрейдизм) – проявление бессознательного в человеческой жизни: · сновидения; · сомнамбулизм; · невменяемость; · инстинкты; · «автоматизмы» · интуиция. – проблемы измененных состояний сознания (К. Кастанеда); – сущность и особенности общественного сознания: – бытие объективированного духовного. Самосознание: · самопознание; · самооценка; · аутоконтроль. При изучении второго вопроса лекции « Философская картина мира» уяснить: – понятие: «картина мира» - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира – Философская картина мира - системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, включая самого человека. – философская картина мира осмысливает мироздание в онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном аспектах. – философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. – методологическая функция философии в интерпретации и прогнозировании научных и иных представлений о мироустройстве – соотношение: «философская картина мира – научная картина мира» – соотношение: «философская картина мира – религиозная картина мира» – научная картина мира как форма систематизации научного знания об окружающей реальной действительности – генезис и развитие представлений о мироустройстве – миф – религия – философия – наука – «кризис естествознания» и философский (диалектический) способ его разрешения – мировоззренческая функция философского знания в формировании адекватного представления о мире Вопросы для самоконтроля: 1. Что отражает философская категория «бытие»? 2. Каковы элементы бытия как системы? 3. Охарактеризуйте место человека в этой системе? 4. Что отражает философская категория «материя»? 5. Почему сознание общественно по своей природе? 6. Как вы понимаете активную характеристику сознания? 7. Что является условиями возникновения и развития сознания? 8. Каково значение двойной направленности сознания – на внешний мир и на внутренний мир? 9. Каковы связь и различия между научной, религиозной и философской иллюстрацией мироздания? 10. В чем сущность методологической функции философии в объяснении устройства мира? 11. Назовите особенности современного представления о материи? 12. Что такое социальная материя? 13. Перечислите общие характеристики материи и движения? 14. Дайте определение пространства и времени. Литература: 1. История и философия науки (философия науки): учебное пособие/ Под ред.: Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. 2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с. 3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с. Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |