Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 8/2. Лекция:

«Смысл и направленность развития истории»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с современным философским пониманием смысла и направленности развития истории.

2. Раскрыть многообразие философских подходов к определению основных критериев общественного прогресса.

3. Выявить единство и различия формационного и цивилизационного подходов как способов анализа развития человеческой истории.

Вопросы лекции:

1. Проблема общественного прогресса и его критериев.

2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

 

  Методические рекомендации:

Вопросы смысла и направленности жизнедеятельности людей тесно связаны с проблемами общественного прогресса. Философски осмыслить общество - значит поставить и решить наиболее сложные его проблемы, объяснить источники, движущие силы и направленность его развития.

При рассмотрении первого вопроса лекции важным представляется анализ основных идей к пониманию общественного прогресса в истории философской мысли:

– человечество постоянно и непрерывно совершенствуется (Лукреций Кар);

– сведение общественного прогресса к прогрессу человеческого разума (А.Тюрго);

– при всей неравномерности развития разных стран и народов, мировая история представляет собой единый развивающийся процесс (И.Гердер);

– общественный прогресс определяется исключительно степенью свободы человека (И.Кант);

– развитие человечества не совершается без борьбы, существовали и периоды регресса (Г.Гегель);

– идея прогресса имеет в своей основе религиозное обоснование (Н.Бердяев).

· Общественный прогресс представляет собой переход от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным ее формам, включая поступательное развитие всей мировой истории.

К наиболее важным существенным признакам общественного прогресса следует отнести:

– поступательное, положительное продвижение жизнедеятельности людей во времени и пространстве в соответствии со смыслом жизни, их потребностями и интересами;

– совокупность позитивных качественных изменений в социальной жизни людей и их культуре;

– подготавливается всем ходом развития человеческой истории;

– являясь универсальным законом развития общества, прогресс не имеет прямолинейной направленности, он всегда гибок и многообразен;

– может проявляться в различных формах развития общества (эволюционной или в революционный);

– социальный прогресс часто достигается ценой жизни сотен тысяч людей;

– соотносится с регрессом как деструктивным социальным развитием.

Одним из важнейших вопросов является выявление основных критериев общественного прогресса и требованиях, предъявляемых к ним.

Среди основных требований, предъявляемых к критерию общественного прогресса можно выделить:

– объективность;

– научность;

– единство объективного и субъективного;

– всеобщий характер действия.

Существует весьма широкий спектр подходов к определению основных критериев общественного прогресса. Основаниями для их выделения служит многообразие важнейших сторон социальной жизни: экономика, политика, право, наука, мораль, религия и др.

Среди основных частных критериев общественного прогресса сегодня выделяются:

– уровень развития производительных сил;

– состояние демократизма, политических прав и свобод граждан;

– уровень развития и использования научных знаний в интересах человека;

– уровень развитости и значимости моральных норм;

– правовой статус личности и уровень его реализации;

– уровень развития религиозного сознания.

Представляется, что данные частные критерии играют достаточно важную роль в жизни социума, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Существует острая необходимость в выработке общефилософского критерия общественного прогресса, где определяющим является положение человека в социуме, степень развития его духовных и физических сил, удовлетворение многообразных потребностей и интересов.

В рамках общефилософского критерия наиболее важными сторонами жизни человека в социуме являются:

– реальное положение человека в обществе;

– его политико-правовой статус;

– состояние демократизма и гуманизации отношений в обществе;

– реальная степень свободы (светской и религиозной);

– уровень и качество жизни;

– уровень образованности и воспитанности;

– особая значимость норм морали как регуляторов общественной жизни;

– состояние научных знаний и открытий и их использование во благо человека;

– наличие свободного времени;

– возможность и полнота удовлетворения потребностей и интересов.

При рассмотрении второго вопроса лекции «Формационный и цивилизационный подход к развитию общества» важно обратить внимание обучаемых на то, что из всего многообразия подходов, объясняющих развитие общества наиболее содержательными и актуальными являются формационная и цивилизационная концепции.

Создателями формационной концепции общественного развития были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Основу их теории составляет материалистическое понимание истории:

а) решающее значение в развитии общества принадлежит экономическому фактору (материальному производству);

б) основой для периодизации всемирной истории выступают производственные отношения, определяющими из которых выступают отношения собственности;

в) в научный оборот вводится категория общественно-экономическая формация, которая отражает конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, функционирующий и развивающийся в соответствии с объективными законами;

г) в структуре общественно-экономической формации выделяется базис и надстройка: где базис – это совокупность производственных отношений, а надстройка – это возникающие на основе базиса и соответствующие ему идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты;

д) развитие человеческой истории представляется как естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и до коммунистической.

При анализе цивилизационной концепции важно осмыслить, что категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь в середине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственных структур, в условиях наличия высокой степени разделения труда.

Содержание понятия «цивилизация» определяется достаточно многообразно:

· цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной;

· под цивилизацией также понимают такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными, когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе;

· цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками.

Автором цивилизационной концепции развития истории по праву является  А. Тойнби (1889-1975). Основное содержание его концепции можно свести к следующим исходным положениям:

– исторический процесс представляет собой совокупность локальных, замкнутых цивилизаций развивающихся на своей собственной основе;

– неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания;

– рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, существование которых зависит всецело от природных условий;

– существует четыре основные фазы становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад);

– возникновение цивилизации так же как и ее дальнейший прогресс определяется способностью людей давать адекватные ответы на «вызовы» природного или социального характера;

– необходимое условие сохранение цивилизации – ее духовное единство на основе приобщения к вселенской религии.

В рамках социально-философского анализа данной проблемы особый интерес представляет установление содержательной характеристики цивилизации как особой, специфической формы самореализации социальной общности, а также выявление и объяснение сущности цивилизации как социально-исторической целостности.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика философского понимания смысла и направленности развития истории?

2. Раскройте многообразие подходов в понимании идеи общественного прогресса в истории философской мысли.

3. Каково содержание частных критериев общественного прогресса?

4. Общефилософский критерий общественного прогресса и его содержание.

5. Формационная концепция и ее вклад объяснение процесса развития человеческой истории?

6. Цивилизационная концепция А. Тойнби и ее исходные положения.

7. В чем состоит единство и различия формационного и цивилизационного подходов к анализу развития общества?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

3. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...