Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 5/2. Лекция:

«Пробуждение национального самосознания в русской философии: западники и славянофилы»

Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Показать самобытность русской философии, ее особое место в мировой культуре.

2. Раскрыть возможности отечественной философской классики, как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности.

3. Способствовать развитию у обучаемых чувства гордости за принадлежность к российской нации.

Вопросы лекции:

1. Взгляды западников и славянофилов на будущее России

2. Идеалистическая и материалистическая традиции в русской философской мысли

Методические рекомендации:

По первому вопросууяснить следующее:

· XIX век - это век становления и развития оригинальной отечественной философской культуры, век «философского пробуждения» России

· Пробуждается национальное самосознание, ярким свидетельством чего стала борьба «западничества» и «славянофильства».

· Западники: (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.):

– права гражданина - главная ценность (не замечали стеснительности социальной организации)

– общество не столько ограничивает личность, сколько способствует ее развитию, восполняя ее недостаточность

– особая значимость политико-правовой свободы личности

· Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.):

– главное - права человека (принижали достоинства и преимущества развитой социальной организации).

– социальная организация Запада с ее устоявшимся правовым порядком есть внешнее препятствие для развития индивидуальной свободы.

– основное внимание религиозно-нравственной стороне жизни личности

– Западная Европа с ее односторонним интеллектуализмом далека от воплощения христианского идеала жизни.

· Идеалы западничества и славянофильства предельно сближаются в признании особенности исторической миссии России. Но если западники утверждают необходимость европейского пути России, то славянофилы - необходимость ее самобытного развития.

При рассмотрении второго учебного вопроса«Идеалистическая и материалистическая традиции в русской философской мысли» обратите внимание на ряд особенностей творчества великих русских мыслителей:

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - создатель первой в истории русской философии целостной системы - философии всеединства

· Центральные категории его философии: Истина, Красота, Добро (образы Всеединого, находящие проявление соответственно в гносеологии, эстетике, этике).

· Исторический процесс - совместное действие Бога и Человека ради общей цели - Богочеловечества. В мире осуществляется и реализуется божественный замысел - Царство Добра. Инструментами его осуществления являются Истина и Красота.

· Основное содержание философии всеединства Вл. Соловьева:

– идея единства совершенной связи всего;

– идея единства совершенного человечества, связуемого всем;

– главная задача мироотношения: установить связь между несовершенной действительностью и действительным совершенством (осуществить идеально сущее как реально должное)

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – один из основателей экзистенциализма, оказавший (среди отечественных мыслителей) наиболее ощутимое влияние на развитие современной западноевропейской философии.

· Бог есть дух, который реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни.

· Истина о Боге может быть выражена только в паре суждений противоречащих друг другу. Божество может раскрыть себя только символически.

«Философия свободы» Николая Бердяева основана на выделении трех видов свободы:

– первичная иррациональная свобода

– рациональная (исполнение морального долга)

– свобода, проникнутая любовью Бога.

· «Бог - создатель является всемогущим над бы­тием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой».

· Свобода первична по отношению к добру и злу (обусловлива­ет возможность как добра, так и зла).

·  Действия какого-либо существа, обладающего сво­бодной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны.

· Свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло.

· Зло по­является тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпаде­нию от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога.

Персонализм Николая Бердяева

· Общество, нация, государство не являются лично­стями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человека и его долг защи­щать свою духовную свободу против государства и обще­ства.

Религиозное реформаторство: Л.Н. Толстой (1828-1910), представители «нового религиозного сознания»

· Неудовлетворенность привычными представлениями о Боге как всемогущем Абсолюте, всецело определяющем бытие мира и человека, не оставляющем места для человеческого творчества и свободы, предписывающем лишь беспрекословное послушание и покорность.

Представители западничества:

В.Г. Белинский (1810-1848)

– Природа - гармоническое, прекрасное целое, восходящее по ступеням совершенства к человеку (эстетический гуманизм).

– Личность обладает безусловной ценностью, которая не может быть принесена в жертву «разумному» историческому процессу.

– Все живое – результат борьбы: то, что утверждается без борьбы – мертво.

А.И. Герцен (1812-1870)

– Необходимо преодолеть дуализм теории и практики (способ преодоления - деяние, субъект деяния - личность).

– Сама по себе действительность неразумна, но она становится разумной через деятельность человека.

– В историческом развитии нет планомерности («В истории все - импровизация, все - воля...»).

– Предшествующие исторические формации не смогли достичь гармонии: античность пренебрегала личностью, средневековье – социальностью.

– Современный Запад индивидуалистичен, и в стихии индивидуализма произошла «замена лиц массами».

– Для России возможен особый путь, «русский социализм», смысл и назначение которого состоит в том, чтобы гармонично сочетать интерес личности и общества.

Реализм и радикализм как линии развития западничества

· Реализм - философское направление, признающее объективное, т.е. независимое от субъекта, существование наличной действительности.

· Радикализм - философское направление, признающее необходимость решительных мер по преобразованию общества.

 Основные течения радикализма:революционный демократизм, народничество, русский марксизм

Революционный демократизм. (Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Д.И. Писарев (1840-1868).

– Направленность философских учений определяется общественно-политическим положением философа. Философы всегда писали под влиянием политических убеждений, и потому философия всегда была политически партийной.

– Человек - природное существо, полностью подчиненное действию законов природы: психические состояния производны от физиологических

– «Свобода воли» - бессмыслица: воля находится в причинном ряду. Ее причина - мысль, которая сама есть продукт природных и общественных состояний человека

– Общественное развитие определяется обстоятельствами экономической жизни.

Народничество.(П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1824-1904)

– Наука опирается на идею необходимости, мораль - на идею свободы.

– В социальном познании не существует безоценочной истины (истина оценивается человеком по критериям необходимости, возможности и желательности).

– Личность - не только главная движущая сила истории, но и мерило общественного прогресса.

– Идеалом общественного развития является «персоналистический социализм», при котором личность не поглощается обществом, хотя и служит общим целям и идеалам.

Русский марксизм:(Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924).

 Новаторство Ленина в философии:

· Отошел от классического детерминизма Маркса и Энгельса, в свете которого основной упор делался на объективности общественного развития (сконцентрировал внимание на выявлении роли и значения субъективного фактора в истории)

Русский анархизм: М.А. Бакунин (1814-1876)

– «Истина не теория, но дело, сама жизнь...».

– Разрушение - не самоцель, а средство к установлению безгосударственного общественного строя на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций.

– Русский народ - безгосударственный народ и ему нужно помочь разбить оковы чуждой ему, исторически отжившей государственности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы философско-мировоззренческие основы полемики западников и славянофилов?

2. Какую роль в развитии отечественной философской мысли сыграли представители реализма и радикализма середины XIX века?

3. Раскройте основное содержание социально-философских взглядов народников.

4. Что представляет собой религиозное реформаторство?

5. Каковы основные особенности русского анархизма?

6. В чем особенность философских воззрений Вл. Соловьева и Н. Бердяева?

 

 Литература:

1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. Л., 1989.

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

3. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1990.

4. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010.

5. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010.

6. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

8. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1993.

9. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. 

10. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

11. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

12. Хрестоматия по истории философии: в 3 т. М., 1998-2001.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...