Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 5/3. Семинар:

 ««Русская идея»: проблема историко-культурной самобытности России»

 Время – 2 часа.

Цели семинара:

1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции.

2. Раскрыть возможности отечественной философской классики, как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности.

3. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала.

4. Привить обучающимся навыки устных выступлений по гуманитарным проблемам.

5. Способствовать развитию у обучающихся чувства гордости за принадлежность к российской нации.

    Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:

Характерные черты особенности отечественной философии.

– онтологизм русской мысли, стремление к интуитивизму и художественно-эстетическому освоению мира

– место антропологической и социально-этической проблематики в русской философии

– решение проблемы соотношения личного и общественного

– суть персоналистической установки, отличие персонализма от индивидуализма

Проблема самобытности русского пути: западники и славянофилы.

– социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения «западничества» и «славянофильства»

– суть духовного раскола на «западничество» и «славянофильство» 

– «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, суть поставленной в нём проблемы

– основные идеи славянофилов.

– исторические судьбы западничества и славянофильства

Социальная и антропологическая проблематика в русской философии XIX века.

Философские основы анархизма, революционного демократизма и народничества:

– сущность взглядов М.А. Бакунина, их философские источники;

– западничество как идейное основание воззрений революционных демократов (реализм и радикализм);

– «русский социализм» А.И. Герцена,

– антропологические взгляды Н.Г. Чернышевского;

– проблема личности в учениях П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского;

– феномен русского марксизма, его разновидности и их основные представители.

 Философские идеи В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева:

– творчество Владимира Соловьева как выражение характерных особенностей русской религиозной философии;

– историософские взгляды Вл. Соловьева, «русская идея»;

– экзистенциализм Николая Бердяева, проблема свободы в его творчестве

– особенности социальной этики Н.А. Бердяева.

Философия русского космизма:

– истоки русского космизма, основные идеи Н.Ф. Федорова;

– философские взгляды К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского;

– учение В.И. Вернадского о ноосфере.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается своеобразие русской философии, каковы ее характерные черты?

2. Каковы философско-мировоззренческие основы полемики западников и славянофилов?

3. Какую роль в развитии отечественной философской мысли сыграли представители реализма и радикализма середины XIX века?

4. Основное содержание социально-философских взглядов народников

5. Что представляет собой религиозное реформаторство?

6. Каковы основные разновидности русского марксизма?

7. В чем особенности философских воззрений В. Соловьева и Н. Бердяева?

Задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара.

3. В каждой учебной группе подготовить:

Доклад:«Смысл войны в концепции Владимира Соловьева»

Фиксированное выступление:

«Философическое письмо» П.Я. Чаадаева: основные идеи»

4. Составить словарь ключевых терминов: «онтологизм», «интуитивизм», «символизм»,  «панморализм», «соборность», «софийность», «славянофильство», «западничество», «всеединство», «философия общего дела», «евразийство», «космизм», «народничество», «почвенничество», «Москва – Третий Рим», «русская идея», «нестяжатели», «иосифляне», «естественное право». «богочеловечество», «персонализм», «русский социализм», «радикализм», «новое религиозное сознание»  

 Примечание.Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар.

Литература:

См. литературу к лекциям по теме 5.

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ КАК ЕДИНСТВО ОНТОЛОГИИ И

ГНОСЕОЛОГИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...