Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 4/3. Лекция:

«Философия марксизма»

 Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Ознакомить обучающихся с основными идеями марксистской философии

2. Показать особую роль марксизма для дальнейшего развития философского знания, его определяющее значение для важнейших событий ХХ века, истории России.

Вопросы лекции:

1. Предпосылки и источники формирования философии марксизма

2. Диалектико-материалистическое понимание исторического процесса

Методические рекомендации:

По первому вопросу уяснить следующее:

Марксистская философия начинает свое развитие со второй половины ХIХ века. Основными ее представителями являются немецкие философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).

Социальные предпосылки марксизма в своем содержании отражали изменения, которые происходили в жизни мирового сообщества и проявлялись в следующем:

· возникновении социально-классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом;

· кризисе буржуазной идеологии ХVII – ХVIII вв., в которой будущее человечества изображалось единством свободы, равенства и братства, всеобщим благополучием капиталистического общества. В действительности же интересы капитала и труда оказались противоположными;

· в социальном статусе буржуазии, которая, став политическим лидером, превращается из движущей революционной силы в консервативную.

Естественно-научные предпосылки были обусловлены величайшими открытиями в науке в 30–50-е гг. ХIХ в., способствовавшими преодолению метафизического взгляда на природу и показывавшими ее диалектический характер:

· создана клеточная теория строения растений и животных, представившая их морфологическое и генетическое единство;

· открыт закон сохранения и превращения энергии, установивший ее константность и переход из одной формы в другую;

· открытие Ч. Дарвина в естествознании, объяснившее, что виды живых организмов изменчивы, а не постоянны.

Возникновение марксизма было обусловлено также теоретическими предпосылками, т.е. состоянием развития предшествовавшей общественной мысли, главными из которых являются:

· распространение материалистической философии (особенно атеистическо-материалистической концепции Л. Фейербаха);

· немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах);

· английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо);

· идеи утопического общества всеобщего равенства (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Идейным источником марксизма является философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Взяв за основу философскую идеалистическую систему Гегеля, в частности, диалектику, Маркс и Энгельс переработали ее на материалистических принципах. Они считали великой заслугой Гегеля разработку им диалектики, где впервые явления природные, исторические и духовного порядка представлялись в виде единого процесса. Виды бытия беспрерывно развиваются, изменяются, преобразовываются, имеют в своем движении внешние и внутренние взаимосвязи. Однако, взяв за основу идеалистическую диалектику Гегеля, марксисты, по выражению Ф. Энгельса, поставили ее «с головы на ноги», т.е. на материалистическую основу.

 

По второму вопросу «Диалектико-материалистическое понимание исторического процесса» учесть следующие основные положения:

Марксисты переработали диалектику Г. Гегеля и предложили диалектический метод, основанный на материалистическом решении первой стороны основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Самосознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство индивида отражать себя и окружающий мир. Сознание идеально, но «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»[5].

К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм и основанный на нем материалистический метод. Диалектический материализм базируется на следующих положениях:

· движение является атрибутом материи и рассматривается как «изменение вообще»;

· в самой природе заложен внутренний механизм, который включает в себя как перспективу развития неорганического мира до разумного человека, так и деградацию, упрощение «естественного» развития;

· любые изменения в природе и обществе подчиняются действию законов диалектики: основных – закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания, а также неосновных законов, выраженных парными категориями.

Диалектические идеи философии марксизма отразились и в гносеологии. Сам процесс познания они определяли как активное и целенаправленное взаимодействие субъекта с объектом. Познание представляет собой диалектический процесс нахождения истины. Истина является процессом восхождения от относительной истины до истины абсолютной, которая выступает гносеологическим идеалом, а относительная истина представляет собой достоверное знание о какой-либо части познаваемой объективной действительности.

Практика в философии марксизма выступает критерием познания, движущей силой и целью познания.

В центре внимания марксистской философии оказалась и проблема истории, которая также приобрела диалектико-материалистический характер и получила название исторический материализм. Его основными категориями являются производственные отношения и производительные силы.

Производственные отношения - объективные, не зависящие от воли людей отношения между работодателем и нанимателем, возникающие в процессе материального производства, продажи работниками собственного труда и распределения материальных благ; они образуют базис общественно-экономической формации.

Производительные силы, которые непосредственно создают материальный базис общества, включают людей с их знаниями, умениями и навыками, а также средства производства: орудия труда и вспомогательные элементы труда.

Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ общества. Способ производства определяет характер (тип) общественно-экономической формации, под которой понимается исторически обусловленный тип социальной системы, включающий базис (производственные отношения), надстройку, семью и науку (кроме первобытно-общинной формации).

В развитии общества марксизм выделял следующие общественно-экономические формации: а) первобытно-общинную, которая характеризуется низким уровнем развития как производительных сил, так и производственных отношений; б) рабовладельческую, в которой вся власть сосредоточена в руках рабовладельцев и рабы полностью от них зависят; в) феодальную – основана на власти владельцев земли, в руках которых оказалась крупная земельная собственность и которые используют труд зависимых от них крестьян; г) капиталистическую – в которой экономика основана на промышленном производств и труде наемных рабочих; д) коммунистическую (с первой фазой социализма), определяемую идеальным обществом будущего, в котором нет частной собственности и эксплуатации, нет государства, а основой существования и развития являются свободный человек и свободный труд.

Таким образом, материалистическое понимание истории детерминируется уровнем развития экономики, производственными отношениями и производительными силами, которые и определяют ход развития общества, его историю.

К. Маркс и Ф. Энгельс на основе материалистического понимания истории открыли общесоциологические законы, основным из которых является закон определяющей роли способа производства в общественном развитии. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[6]. Содержание закона заключается в том, что производственные отношения определят другие общественные отношения, а материальные потребности людей детерминируют развитие производительных сил общества. Характер данного закона обусловлен тем, что именно способ производства материальных благ определяет условия тех или иных преобразований во всех сферах жизни общества: духовной, социальной и политико-правовой.

Другим общесоциологическим законом является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. «В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил»[7]. Производственные отношения должны соответствовать характеру рабовладельческих, феодальных, капиталистических и иных типов производительных сил, а также уровню их совершенства.

Содержание закона выражает объективную зависимость исторических форм общественной организации материального производства от качества и масштаба использования производительных сил. Суть его состоит в том, что если производительные силы отстают в своем качественно-количественном развитии, то это неизбежно приведет к деградации производственных отношений.

Рассматривая сущность человека, К. Маркс определял ее как совокупность общественных отношений: «… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[8], в первую очередь отношений материальных, производственных, которые детерминируют все остальные. К существенным признакам понятия «человек» следует отнести способность осмысленной целесообразной трудовой деятельности и умение создавать орудия труда.

Человек отличается от других живых существ активной творческой способностью преобразовывать окружающий мир и себя. Но в то же время индивид – это биологическое существо, генетически связанное с живым миром. Биологическая природа человека является естественной. Определяющей выступает социальная характеристика человека как личности. Маркс считал, что человек может проявить свою творческую активность только в коллективе, где происходит его саморазвитие и определяется ценность его личностных качеств по отношению к окружающим людям и обществу в целом.

Заслуживают внимания и военно-философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса, которые считали, что генезис войн и армий обусловлен частной собственностью, противоборством экономических интересов господствующих классов и государств.

В первобытном обществе, где отсутствовала частная собственность, были вооруженные столкновения племен, в котором принимало участие все племя, а не специально обученная для ведения войн армия, кроме того, не было специального оружия для ведения боевых действий. Эти столкновения были обусловлены объективной необходимостью выживания племен.

Война и армия историчны и закономерно возникают в период разложения родового строя и становления рабовладельческого общества, классово-антагонистического. Возникновение войны как социально-политического явления и армии как средства крайнего классового насилия и главного орудия войны государства является неизбежным и закономерным, так как продиктовано отношениями собственности.

В настоящее время классический марксизм переосмысливается в соответствии с другими направлениями мировой философии и новыми экономическими и социально-политическими условиями XXI в.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные предпосылки и источники развития философии марксизма.

2. В чем заключается новаторство в философии К. Маркса и Ф. Энгельса?

3. Объясните сущность диалектико-материалистического метода и определите области его применения.

4. В чем состояла сущность диалектико-материалистического понимания истории?

Литература

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...