Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 4/2. Лекция:

«Немецкая классическая философия: основные идеи и представители»

    Время - 2 часа                                    

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с немецкой философской классикой.

2. Дать содержательную характеристику философии И.Канта, Ф.Гегеля и

Л.Фейербаха.

3. Показать особое значение идей немецкой классической философии для дальнейшего развития философской мысли.

Вопросы лекции:

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Философия И.Канта и Г.Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса лекции важно осмыслить содержание общих черт и особенностей немецкой классической философии.

Понятие «классический» (от лат. сlassicus) означает первоначальный, образцовый. Классическую философию можно охарактеризовать как совершенную, признанную образцовой.

Классическая немецкая философия явилась продолжением прогрессивных традиций философии раннего Нового времени. Ее основу составляла:

– вера в могущество разума, в способность человека с его помощью познать и изменить мир, преобразив тем самым общественную жизнь;

– признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;

– вера в гуманность человека и его способность найти решение социальных проблем с позиций гуманизма;

– признание основной задачей философии раскрытие закономерностей функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе.

Каждый из немецких философов классического периода создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, хотя вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

– достаточная развитость, полнота и глубина разработки всех основных разделов философского знания, рассматриваемых философских проблем;

– высокая степень доказательности, определение предмета философии, благодаря чему немецкая философская классика приобрела признаки науки;

– признание за философией самостоятельного духовного авторитета, выполняющую роль критической совести и «души культуры»;

– отношение к философии как специальной системе философских дисциплин;

– разработка целостной концепции диалектики, рассмотрение явлений материальной и духовной действительности во взаимной связи, изменении и развитии;

– связь с другими науками и практикой, особенно тесная связь с искусством, религией, политикой, моралью, правом;

– развитый понятийный категориальный аппарат.

При рассмотрении второго вопроса лекции «Философия И. Канта и Г. Гегеля» необходимо уяснить содержание философских концепций указанных мыслителей.

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии.

– способ познания мира определяется субъектом;

– дуалистическое разделение действительности на два одновременно существующих мира: мир «вещей в себе» и мир «вещей для нас»;

– мир «вещей в себе» – невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность, трансцендентный мир;

– мир «вещей для нас» – совокупность познаваемых чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания: трансцендентальный мир;

– обоснование трех ступеней познания: чувственное познание как реализация способности человека к ощущениям; рассудочное познание, воплощающее способность к понятийному мышлению; разумное познание как реализация способности человека делать (формулировать) умозаключения;

– Кант разделяет процесс познания (сфера «чистого разума») и воплощение образов сознания на практике (сфера «практического разума»);

– сфера «чистого разума» формируется на способностях человека чувствовать и рассуждать, а сфера «практического разума» – это собственно разум;

– доопытный (априорный) характер в сфере рассудка имеют у Канта такие категории как: пространство, время, количество, качество, субстанция, возможность, необходимость, существование;

– идеи практического разума как условные требования (повеления) должны соотноситься с императивами практического действия, которые он обобщенно называет категорическим императивом;

– подобно тому, как пространственно-временные представления и категории являются границами человеческого знания о мире, так идеи Бога, свобода и категорический императив есть границы человеческой практики.

Георг Гегель (1770-1831) - развивал идеи объективного идеализма.

– ничто истинно не существует, кроме целого, поэтому единственной истиной для философии является целое;

– целое в гегелевской терминологии называется Абсолютом, абсолютной идеей (поскольку это мысль, мыслящая самое себя);

– отдельные вещи интересуют философию только в своей истинной ипостаси как проявления абсолютной идеи;

– развитие абсолютной идеи приводит к ее воплощению в природе, затем в человеке и обществе, а в последующем – в сознании;

– разработал три основных закона развития абсолютной идеи – закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания;

– основные законы диалектики он дополняет «неосновными» законами развития: закон причинно-следственной связи, закон связи содержания и формы, необходимости и случайности, сущности и явления и др.;

– разработал диалектический метод рассмотрения всех явлений и процессов в их всеобщей связи и взаимообусловленности;

– во всемирно-историческом процессе, согласно гегелевской логике, господствуют два положения – а) идея примата целого и б) всеохватывающая разумность – всесильная рациональная необходимость, закон. Поэтому историю общества выражают два начала: государство и смысл истории.

При рассмотрении третьего вопроса лекции «Антропологический материализм Л. Фейербаха» необходимо уяснить следующее:

Людвиг Фейербах (1804-1872) – основатель антропологического материализма.

– критика объективного идеализма Гегеля и отстаивание материалистического взгляда на природу;

– характерной чертой натурфилософии Фейербаха был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с природой;

– природа должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого она наделила чувствами и разумом;

– основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное, а мыслить – значит связывать одно показание органов чувств с другим;

– связь идеализма с религией заключается, по его мнению, в отрыве мышления от бытия, в превращении идей в самостоятельные сущности;

– критика религии на основе глубокого анализа ее происхождения и сущности;

– утверждение высокой роли интеллекта человека, особенно нравственных начал в жизни людей;

– философия морали, человеческой любви должны заменить религию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы общие характерные черты немецкой классической философии?

2. Сформулируйте основные проблемы немецкой классической философии?

3. В чем заключается сущность кантовского переворота в философии?

4. В чем смыл философской системы Г.Гегеля как представителя объективного идеализма?

5. В чем, с точки зрения Гегеля, состоит смысл и цель исторического процесса?

6. В чем состоит смысл антропологического материализма Л.Фейербаха?

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...