Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 3/2. Семинар:

«Философия мысль эпохи Средневековья»

 Время – 2 часа.

Цели семинара:

1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции.

2. Раскрыть возможности философской классики как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности.

3. Показать специфику религиозного миропонимания и познакомить обучающихся с основными христианскими идеями в философском контексте

4. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала.

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:

Основные черты и особенности средневековой философии.

– общая характеристика средневековой философии;

– принципиальные особенности средневекового стиля мышления, его отличия от античного;

– возникновение и этапы развития средневековой философии;

– отличия патристики и схоластики

Патристика. Основные положения философско-религиозного учения Августина

– суть «патристики»;

– решение проблемы мира и человека отцами Церкви;

– проблема искупительной миссия Христа;

– основные идеи Августина, решение проблемы предопределения;

– суть идеи движения «от града земного к граду божьему».

Схоластика как тип средневековой философии. Ф. Аквинский.

– круг проблем средневековой схоластики;

– проблема соотношения веры и разума в познании, и путь ее решения Фомой Аквинским;

– суть проблемы «теодицеи», способы оправдания Бога перед лицом мирового зла;

– решение проблемы соотношения человеческой свободы и божественного предопределения;

– рациональные способы доказательства бытия Бога предложенные Фомой Аквинским;

– суть проблемы «универсалий»;

– правомерность оценки средневековой философии как «служанки богословия».

Задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара.

3. Составить словарь ключевых терминов:  «патристика», «схоластика», «креационизм», «провиденциализм», «экзегетика», «монотеизм», «откровение», «вера», «номинализм», «реализм», «теодицея».

4. В каждой учебной группе подготовить:

        Доклад: «Соотношение веры и разума как основная проблема философии Средневековья»

 Фиксированные выступления:

1. Проблема человека в средневековой философии» (В качестве основного источника рекомендуется работа Августина «О Граде Божьем»).

2. Способы доказательства бытия Бога в работе Ф. Аквинского «Сумма теологии».

Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар.

 

Литература:

Смотри литературу к лекции 3.1

Тема №4. Становление и развитие философии Нового и

Новейшего времени.

 

Занятие 4/1 Лекция:

«Становление философии Нового Времени»

Время – 2 часа.

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с основными направлениями развития западноевропейской философии периода Ренессанса и Нового Времени.

2. Дать характеристику гуманизма как сущностной черты эпохи Ренессанса и рационализма как основы философии Нового Времени.

3. Показать особое значение идей новоевропейского времени для дальнейшего развития философии.

 

Вопросы лекции:

1. Возрождение как предпосылка идей Нового времени.

2. Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

3. Социально-философская проблематика Нового времени.

                                                     

    Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса лекции важно осмыслить наиболее общие черты философии Возрождения:

– широкое использование античного культурного и философского наследия;

– антропоцентризм (человек, а не Бог – центр мира);

– многообразие художественных форм изложения философских взглядов;

– гуманизм (человек – свободное существо, творец самого себя и окружающего мира);

– тесная связь с развитием естествознания;

– критика средневековой схоластики и религии.

Среди основных направлений и рассматриваемой проблематики в философии Возрождения можно выделить:

· Философский гуманизм;

– человек – продукт реализации возможностей собственного разума (Д.Алигьери);

– человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире (Ф. Петрарка);

– вера в безграничные возможности человека и его разума (Л. Валла).

· Социально-политическое направление (Н.Макиавелли);

– особая организация – государство создается для обуздания низменной натуры человека, его эгоистических интересов;

– сила государства основана на праве, строго отделяющем правовые установления от предписаний религии;

– высшим законом политики является благополучие и могущество государства, отсюда для достижение данной цели пригодны все средства (подкуп, вероломство, убийство и т.д.);

– мудрость государя состоит в том, чтобы искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх;

– государь ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь граждан.

· Социально-утопическое направление;

– обоснование общественного устройства на основе идей социальной справедливости и равенства при отсутствии всякой частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

– совместное и обязательное участие всех граждан в производительном труде, а его результаты являются собственностью всего общества (Т. Кампанелла);

– выборы всех должностных лиц (Т. Мор, Т. Кампанелла);

– равные права и обязанности мужчин и женщин (Т.Мор);

– жители верят в Бога, существует полная веротерпимость (Т.Мор);

· Философия природы (натурфилософия). На смену средневековому теизму приходит пантеизм («Бог во всем, Бог сливается с природой, природа обожествляется»).

– Вселенная и Бог одно целое, не существует Бога отдельно от Вселенной (Н.Кузанский);

– Земля не является центром Вселенной, тем самым отвергается господство геоцентризма (Н. Коперник);

– Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоцентризм), Космос бесконечен, его процессы объяснимы (Г.Галилей);

– Вселенная не имеет центра, она состоит из множества галактик, число миров в ней бесконечно, она несотворима и неуничтожима (Дж. Бруно).

При изучении второго вопроса«Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм» необходимо обратить внимание на следующие характерные для философии Нового Времени особенности:

· ориентация на опытную науку, основу которой составляют наблюдение и эксперимент;

· в центре философского осмысления:

– пути и способы получения научного знания о мире;

– проблема единой, но многообразной субстанции;

– разработка методологии познавательного процесса и анализ его пределов;

– природа рассматривается как сложный механизм;

– антропологическая проблематика: человек рассматривается как инициативный и деятельный работник;

– разумное общественное устройство и пути его достижения.

Эмпиризм и рационализм Нового времени представлен выдающимися мыслителями:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпирической философии Нового Времени, опытно-индуктивной методологии познания.

– цель науки – не обоснование Бога, не знание ради знания, а открытия, способные улучшить жизнь людей;

«знание – сила», но действительной силой оно становится только тогда, когда оно истинно;

– опыт играет в научном познании ведущую роль, различаются два его вида:

–  плодоносный - нацеленный на принесение непосредственной пользы человеку;

– светоносный – ориентированный на познание законов явлений и свойств вещей;

– истинный индуктивный метод состоит в умственной переработке материала, который доставляет нам опыт;

– необходимо избавиться от причин человеческих заблуждений или препятствий («идолов») на пути познания.

Рене Декарт (1596-1650) – родоначальник рационалистическойфилософии Нового Времени, дедуктивной методологии познания.

– опыт вторичен, он направляется умом;

– исходным началом философии является мышление;

– только мышление обладает подлинной достоверностью («Я мыслю, следовательно, существую»);

– основным источником и критерием истинности знания является разум;

– основа познания – интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения;

– духовная субстанция имеет врожденные идеи (идея Бога, числа, фигуры);

– с помощью разума и дедуктивного метода можно логически вывести все знание о мире.

Джон Локк (1632-1704) – создатель новоевропейской сенсуалистической гносеологии.

– всякое знание происходит из чувственного восприятия внешнего мира;

– в уме человека нет никаких прирожденных ему идей;

– единственным источником всех идей может быть только чувственный опыт;

– существует два вида источника (опыта) наших идей;

– в основе внешнего опыта лежат – ощущения, а внутреннего – рефлексия нашего ума, рассматривающего внутренние состояния и деятельность души;

– посредством ощущений человек воспринимает качества вещей;

– первичные (реальные) качества – это качества, принадлежащие самим предметам;

– вторичные качества это качества, которые не находятся в самих вещах (идея цвета, звука, вкуса и т.д.).

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - представитель рационалистической философии Нового времени.

– чувства представляют собой низшую ступень познания; 

– истинное знание всегда основано на разуме;

– интеллектуальная интуиция – вершина достоверного знания;

– свобода выражается в поведении, основанном на познании необходимости.

Таким образом, философия Нового времени – это совокупность философских направлений, которых объединяла общая нацеленность на познание природы и человека, выработка методологии научного познания.

При рассмотрении третьего вопроса лекции «Социально-философская проблематика Нового времени» необходимо обратить внимание на анализ следующих социально-философских проблем:

– разработка теории «общественного договора», которая объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизованного существования (Т.Гоббс);

– первостепенными задачами государства являются сохранение свободы и собственности, издание законов, наказание нарушителей права и защита граждан от внешних нападений (Д.Локк);

– общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, науки и образования (Ж.-Ж.Руссо);

– восприятие религии и церкви как воплощение невежества и мракобесия, тормоза прогрессивного развития общества (Ф.Вольтер);

– человек рассматривается как природно-социальное существо способное к бесконечному развитию и совершенствованию (Д.Дидро);

– личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения должен сочетаться с интересом общественным (К.Гельвеций);

– человек рождается от природы ни добрым, ни злым, он становится таковым в лишь в обществе (П.Гольбах);

– для совершенствования нравов людей необходимо, в первую очередь, изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения и институты, устроить мир по-человечески (К.Гельвеций);

– общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков (Ж. Ламетри);

– разумность и цивилизованность будущего общества связывается с «просвещенным монархом» (Ш.Монтескье);

– частная собственность делает людей неравными, порождает зависть, вражду и конфликты между ними (Ж.-Ж.Руссо);

– новое общество следует создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми (Д.Дидро).

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные черты философской мысли эпохи Возрождения?

2. Дайте содержательную характеристику основных направлений философии Возрождения.

3. Сформулируйте основные проблемы философии Нового Времени?

4. Раскройте содержание философских взглядов Ф.Бэкона и Дж.Локка как основных представителей эмпиризма.

5. В чем заключается философский смысл позиции рационализма?

6. Дайте общую характеристику философских взглядов Р.Декарта и Б.Спинозы.

7. Назовите основных представителей Нового времени, исследовавших социально-философскую проблематику.

8. Каково содержание основных социально-философских проблем Нового времени?

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

4. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

5. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 473.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...