Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятиенаукиинаучногомировоззрения.
Термин«мировоззрение»(отнем.Weltanschauung)появилсявнемецкойфилософскойлитературенарубежеXVIII-XIXвв.ивскоребылпозаимствовандругимиязыками.Позже,вовторойполовинеXIXв.,этопонятиесталоупотреблятьсявообщекаксинонимслова«философия».Термин«мировоззрение»сталтогдавесьмапопулярным.Обществоосознало,чтовсвязисбурнымразвитиемнаукназреланеобходимостьвнекоемнаучномсинтезе,вобобщениинаучныхдостиженийввидекакой-тоединой,связной,логическинепротиворечивойсистемызнания—научногомировоззрения.Существовалоидругоепониманиепонятия«Weltanschauung»,внетеоретическое;сэтойточкизрениямировоззрение—совокупностьценностныхиэмоциональныхустановокчеловека,егоцельноепереживаниемираисвоегоместавнем.Такойтрактовкипридерживалисьте,ктонеразделялестественно-научныестандартыиидеалыпознания.Например,В.Дильтейписал,что«последнимкорнем»мировоззренияявляетсясамажизнь. Сегодняпонятие«мировоззрение»включаетвсебяиценностно-эмоциональные,икогнитивно-теоретическиемоменты.Подмировоззрениемпонимаютобобщённую,интегральнуюсистему(илидажепростосовокупность)взглядовчеловеканамиринасвоёместовмире,котораявключаетразличныепредставления—социально-политические,религиозные,этические,эстетическиеидр.Вобщемслучаемировоззрениепредставляетсобойнетолькосовокупностьзнаний,ноиопределённоеэмоциональноеотношение,атакжеопределённыежеланияистремления,т.е.включаетиволевуюсоставляющую.Мировоззрениевструктуреубежденийчеловекавыполняетинтегрально-ориентирующуюфункцию,выражаяпредставленияотносительносмыслаегожизни,горизонтаеговозможностейицелей.Считается,чтомировоззрение—достаточноцельноеобразование;однакоономожетинебытьцельным,анаоборот,являтьсяфрагментарным,противоречивым,разорванным.Можноговоритьомировоззренииприменительноксубъектамразличныхуровней(например,говорятомировоззрениитойилиинойэпохи,социальнойгруппыилиполитическойпартии,отдельногочеловека). Чтокасаетсясоотношенияпонятий«мировоззрение»и«философия»,тоонидостаточноблизкипосмыслу,иихиногдаотождествляют.Однакоболеераспространённымявляетсяпредставлениеотом,чтотермин«мировоззрение»ширепосвоемузначению,чем«философия».Философия—непростомировоззрение,амировоззрениеосознанное,выраженноеврациональнойформеивтойилиинойстепениобоснованное,поддержанноекакой-либосистемойаргументов. Термин«научноемировоззрение»,несмотрянасвоюширокуюупотребимость,многозначен.Соднойстороны,егоможнопониматькакмировоззрениесамойнауки,т.е.кактусистемувзглядов,котораяизначальноприсущасамойнаучнойдеятельностииявляетсяконститутивной,фундаментальнойдлянее(т.е.теоретическийфоннауки;см.§2.1).Сдругойстороныкакмировоззрение,использующееимеющиесянаучныерезультаты,т.е.каксистемуинтерпретациинаучныхданных,каксовокупностьпредставлений,основанныхнанаучномзнании.Новидно,чтоивпервом,ивовторомсмыслетерминанесуществуеткакого-нибудьединогомировоззрениянауки,посколькусаманаука,какмывидели,во-первых,динамичнаиоткрыта,ионапостояннотрансформируетимеющеесязнание;во-вторых,наукаполемична,сотрясаемавнутреннимидискуссиями,онавыдвигаетразличныеальтернативныеточкизрения,пересматриваетдажесвоибазовыеценностииметодологическиеориентиры.Крометого,важнопонимать,чтознание,общепризнанноевнауке,допускаетсовершенноразличныефилософскиеинтерпретации. Инымисловами,неследуетзабывать,чтоответнавопрос«какуюкартинумирадаютнамсовременныенаучныерезультаты?»являетсяфилософским.Ответнанегопредполагаеттуилиинуюинтерпретацию,причёмразныеинтерпретациивзависимостиотисходныхпозициймогутпоройзначительнорасходитьсямеждусобой.УжеИ.Кантпоказал,чтонаучнаядеятельность—этопостояннорасширяющийся,незаконченныйопыт,иэкстраполяцияэтогоопытанамирвцелом,обобщениеиунифицирующееоформлениеданныхэтогоопытапредставляютсобойдеятельность,принципиальновыходящуюзапределыдостигнутогознания.Приведёмпример.Когдаговорятнечтовроде«какпоказываетнаука,вмиренетсверхъестественныхявлений»,тонасамомделеведьрассуждаюттак,какбудтонаукаужеизучилавесьмирирасширениеопытазакончено.Насамомделенауканепоказываетэто,алишьпредполагаетвкачествеусловиясвоейдеятельности;ведьеёрегулятивомявляетсястремлениеобъяснитькакможнобольшевтерминахестественныхявлений.Поэтомуодниитеженаучныерезультатымогутбытьфилософскиистолкованыпо-разному.Так,успешноепродвижениенаукиможнорассматриватькакпостоянноедоказательствотого,чтомирисчерпываетсяестественнымипроцессами;ноикакто,чтонаукаумеетизучатьтолькоестественныепроцессы,систематическиигнорируяилидискредитируясвидетельстваонадприродномбытии;икакто,чтонасегодняшнийденьнаукаизучилалишьнекоторые(нодалеконевсе)естественныепроцессы,такчтоонапоканеможетсудитьоначалахмиракакоестественныхилисверхъестественных;икакто,чтовопросоначалахмиравстрогомсмыслесловавненаучен,относитсяксугубометафизическойпроблематике. Структуранаучногознания. Наука–этоформадуховнойдеятельностилюдей,направленнаянапроизводствознанийоприроде,обществеиосамомпознании,имеющаянепосредственнойцельюпостижениеистиныиоткрытиеобъективныхзаконовнаосновеобобщенияреальныхфактоввихвзаимосвязи,длятогочтобыпредвидетьтенденцииразвитиядействительностииспособствоватьеёизменению. Структуранаучногознания: а)Субъектнауки-ключевойееэлемент:отдельныйисследователь,научноесообщество,научныйколлективит.п..вконечномсчете-обществовцелом. б)Объект(предмет,предметнаяобласть),т.е.то,чтоименноизучаетданнаянаукаилинаучнаядисциплина. Иначеговоря,этовсето,начтонаправленамысльисследователя,все,чтоможетбытьописано,воспринято,названо,выраженовмышленииит.п. в)Системаметодовиприемов,характерныхдляданнойнаукиилинаучнойдисциплиныиобусловленныхсвоеобразиемихпредметов.(См.обэтомгл.V). г)Свойспецифический,именнодлянихязык-какестественный,такиискусственный(знаки,символы,математическиеуравнения,химическиеформулыит.п.). Приином"срезе"научногопознаниявнемследуетразличатьтакиеэлементыегоструктуры:а)фактическийматериал,почерпнутыйизэмпирическогоопыта;б)результатыпервоначальногоконцептуальногоегообобщениявпонятияхидругихабстракциях;в)основанныенафактахпроблемыинаучныепредположения(гипотезы);г)"вырастающие"изнихзаконы,принципыитеории,картинымира;д)философскиеустановки(основания);е)социокультурные,ценностныеимировоззренческиеосновы;ж)методы,идеалыинормынаучногопознания,егоэталоны,регулятивыиимперативы;з)стильмышленияинекоторыедругиеэлементы(например,внерациональные). НАУКА-особая,профессионально-организованнаяпознавательнаядеятельность,направленнаянаполучениеновогознания.Свойства:объектнаяпредметность,общезначимость,обоснованность,определенность,точность,проверяемость,воспроизводимостьпредметазнания,объективнаяистинность,полезность.Историческоемногообразиеформнауки:древняявосточнаяпреднаука,античнаянаука,средневековаянаука,новоевропейскаянаука:классическую,неклассическую,постнеклассическую.Этитипынаукиотличаютсядруготдруганетолькосвоимпредметнымсодержаниемидисциплинарнымобъемом,ноисвоимиоснованиями.Прианализесовременнойнаукиможновыделить4классанаук,различныхпорядупараметров:логико-математические,естественно-научные,инженерно-техническиеитехнологические,социально-гуманитарные. Существуетпроблемаклассификациидисциплин. Попредметуиметодупознания:естественные,технические,математические,общественные(соц.,гум.)Дальнейшеечленение:естественныенауки:механика,физика,химия,геология,биологияидругие,каждаяизкоторыхподразделяетсянацелыйрядотдельныхнаучныхдисциплин.Гуманитарныенауки:история,археология,экономическаятеория,политология,культурология,экономическаягеография,социология,искусствоведениеит.п. Теоретическийуровеньсуществуетнесампосебе,аопираетсянаданныеэмпирическогоуровня. Эмпирическоепознаниеникогданеможетбытьсведенотолькокчистойчувственности.Дажепервичныйслойэмпирическихзнаний–данныенаблюдений–представляютсобойсложноепереплетениечувственногоирационального.Онопредполагаеттакжеформированиенаосноведанныхнаблюденияособоготипазнаний–научногофакта.Научныйфактвозникаеткакрезультаточеньсложнойрациональнойобработкиданныхнаблюдений. Втеоретическимзнаниимытакжесталкиваемсяспереплетениемчувственногоирационального.Формырациональногопознания(понятия,суждения,умозаключения)доминируютвпроцессетеоретическогоосвоениядействительности.Ноприпостроениитеориииспользуютсятакжеинаглядныемодельныепредставления. Такимобразомтеориявсегдасодержитчувственно-наглядныекомпоненты.Можноговоритьлишьотом,чтонанизшихуровняхэмпирическогопознаниядоминируетчувственное,анатеоретическомуровне–рациональное. Эмпирическийитеоретическийуровнизнанияотличаютсяпо: а)Предмету.Эмпирическоеитеоретическоеисследованиямогутпознаватьоднуитужеобъективнуюреальностьноеевидение,еепредставление,будутдаватьсяпо-разному.Эмпирическаяявляетсярезультатоминдуктивногообобщенияопытаипредставляетсобойвероятностно-истинноезнание. Теоретическийжезакон–этовсегдазнаниедостоверное. б)Средствам.Эмпирическоеисследованиебазируетсянанепосредственномпрактическомвзаимодействииисследователясизучаемымобъектом.Онпредполагаетосуществлениенаблюденийиэкспериментальнуюдеятельность. Натеоретическомуровнеобъектможетизучатьсятолькоопосредованно,вмысленномэксперименте.Задачейтеоретическогоисследованияявляетсяпознаниесущностивчистомвиде. Эмпирическиеобъекты–абстракции,наделенныепризнаками,которыеможнообнаружитьвреальномобъекте,ноненаоборот. Теоретическиеобъекты–наделенынетолькотемипризнаками,которыемыможемобнаружитьвреальномвзаимодействииреальныхобъектов,ноипризнаками,которыхнетниуодногореальногообъекта(материальнаяточка–тело,лишенноеразмераисосредоточившеевсебевсюмассу). в)Методам.–реальныйэкспериментиреальноенаблюдение.Важнуюрольтакжеиграютметодыэмпирическогоописания. Методытеоретическогоисследования–идеализация(методпостроенияидеализированногообъекта);мысленныйэкспериментсидеализированнымиобъектами;методыпостроениятеории(восхождениеотабстрактногокконкретному,гипотетико-духовныйметод);методылогическогоиисторическогоисследований. Способомвыраженияэмпирическогоитеоретическогознанияявляетсяязыкнауки.Методологиянаучногопознанияисследуетязыклишьвтоймере,вкакойонявляетсясредствомвыражения,фиксации,переработки,передачиихранениянаучныхзнаний,научнойинформации.Сметодологическойточкизренияязыкрассматриваетсякакзнаковаясистема,аегоэлементы-какзнакиособогорода. Язык,используемыйвнаучномпознании,определяетсякакискусственный,которыйбазируетсянаестественном,житейскомязыке.Искусственныйотличаетсяотжитейскогоспециальныхтерминами,специальнымиправиламиобразованиясложныхязыковыхвыражений.Потребностьвточномиадекватномязыкеудовлетворяласьвходеразвитиянекоторыхнаукпутемсозданияопределеннойтерминологии,научнойноменклатуры(химияидр.).Втакихязыкахнетолькозаданыисходныесимволы(алфавитязыка),ночеткоиявносформулированыправилапостроенияосмысленныхвыражений,правилапреобразованияоднихвыражений(формул)вдругие. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |