Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятиенаукиинаучногомировоззрения.




Термин«мировоззрение»(отнем.Weltanschauung)появилсявнемец­койфилософскойлитературенарубежеXVIII-XIXвв.ивскоребылпозаим­ствовандругимиязыками.Позже,вовторойполовинеXIXв.,этопонятиесталоупотреблятьсявообщекаксинонимслова«философия».Термин«мировоззрение»сталтогдавесьмапопулярным.Обществоосознало,чтовсвязисбурнымразвитиемнаукназреланеобходимостьвнекоемнауч­номсинтезе,вобобщениинаучныхдостиженийввидекакой-тоединой,связной,логическинепротиворечивойсистемызнания—научногомировоз­зрения.Существовалоидругоепониманиепонятия«Weltanschauung»,внетеоретическое;сэтойточкизрениямировоззрение—совокупностьценност­ныхиэмоциональныхустановокчеловека,егоцельноепереживаниемираисвоегоместавнем.Такойтрактовкипридерживалисьте,ктонеразделялестественно-научныестандартыиидеалыпознания.Например,В.Дильтейписал,что«последнимкорнем»мировоззренияявляетсясамажизнь.

Сегодняпонятие«мировоззрение»включаетвсебяиценностно-эмоцио­нальные,икогнитивно-теоретическиемоменты.Подмировоззрениемпони­маютобобщённую,интегральнуюсистему(илидажепростосовокуп­ность)взглядовчеловеканамиринасвоёместовмире,котораявключаетразличныепредставления—социально-политические,религиозные,эти­ческие,эстетическиеидр.Вобщемслучаемировоззрениепредставляетсобойнетолькосовокупностьзнаний,ноиопределённоеэмоциональноеотношение,атакжеопределённыежеланияистремления,т.е.включаетиволевуюсоставляющую.Мировоззрениевструктуреубежденийчелове­кавыполняетинтегрально-ориентирующуюфункцию,выражаяпредстав­ленияотносительносмыслаегожизни,горизонтаеговозможностейице­лей.Считается,чтомировоззрение—достаточноцельноеобразование;однакоономожетинебытьцельным,анаоборот,являтьсяфрагментар­ным,противоречивым,разорванным.Можноговоритьомировоззренииприменительноксубъектамразличныхуровней(например,говорятомиро­воззрениитойилиинойэпохи,социальнойгруппыилиполитическойпартии,отдельногочеловека).

Чтокасаетсясоотношенияпонятий«мировоззрение»и«философия»,тоонидостаточноблизкипосмыслу,иихиногдаотождествляют.Однакоболеераспространённымявляетсяпредставлениеотом,чтотермин«миро­воззрение»ширепосвоемузначению,чем«философия».Философия—непростомировоззрение,амировоззрениеосознанное,выраженноеврацио­нальнойформеивтойилиинойстепениобоснованное,поддержанноека­кой-либосистемойаргументов.

Термин«научноемировоззрение»,несмотрянасвоюширокуюупотребимость,многозначен.Соднойстороны,егоможнопониматькакмировоззре­ниесамойнауки,т.е.кактусистемувзглядов,котораяизначальноприсущасамойнаучнойдеятельностииявляетсяконститутивной,фундаментальнойдлянее(т.е.теоретическийфоннауки;см.§2.1).Сдругойстороныкакми­ровоззрение,использующееимеющиесянаучныерезультаты,т.е.каксисте­муинтерпретациинаучныхданных,каксовокупностьпредставлений,основанныхнанаучномзнании.Новидно,чтоивпервом,ивовторомсмыс­летерминанесуществуеткакого-нибудьединогомировоззрениянауки,по­сколькусаманаука,какмывидели,во-первых,динамичнаиоткрыта,ионапостояннотрансформируетимеющеесязнание;во-вторых,наукаполе­мична,сотрясаемавнутреннимидискуссиями,онавыдвигаетразличныеальтернативныеточкизрения,пересматриваетдажесвоибазовыеценно­стииметодологическиеориентиры.Крометого,важнопонимать,чтознание,общепризнанноевнауке,допускаетсовершенноразличныефило­софскиеинтерпретации.

Инымисловами,неследуетзабывать,чтоответнавопрос«какуюкар­тинумирадаютнамсовременныенаучныерезультаты?»являетсяфило­софским.Ответнанегопредполагаеттуилиинуюинтерпретацию,при­чёмразныеинтерпретациивзависимостиотисходныхпозициймогутпоройзначительнорасходитьсямеждусобой.УжеИ.Кантпоказал,чтонауч­наядеятельность—этопостояннорасширяющийся,незаконченныйопыт,иэкстраполяцияэтогоопытанамирвцелом,обобщениеиунифицирую­щееоформлениеданныхэтогоопытапредставляютсобойдеятельность,принципиальновыходящуюзапределыдостигнутогознания.Приведёмпример.Когдаговорятнечтовроде«какпоказываетнаука,вмиренетсверхъестественныхявлений»,тонасамомделеведьрассуждаюттак,какбудтонаукаужеизучилавесьмирирасширениеопытазакончено.Наса­момделенауканепоказываетэто,алишьпредполагаетвкачествеусловиясвоейдеятельности;ведьеёрегулятивомявляетсястремлениеобъяснитькакможнобольшевтерминахестественныхявлений.Поэтомуодниитеженаучныерезультатымогутбытьфилософскиистолкованыпо-разному.Так,успешноепродвижениенаукиможнорассматриватькакпостоянноедоказательствотого,чтомирисчерпываетсяестественнымипроцессами;ноикакто,чтонаукаумеетизучатьтолькоестественныепроцессы,систе­матическиигнорируяилидискредитируясвидетельстваонадприродномбытии;икакто,чтонасегодняшнийденьнаукаизучилалишьнекоторые(нодалеконевсе)естественныепроцессы,такчтоонапоканеможетсудитьоначалахмиракакоестественныхилисверхъестественных;икакто,чтовопросоначалахмиравстрогомсмыслесловавненаучен,относитсяксугубометафизическойпроблематике.

Структуранаучногознания.

Наука–этоформадуховнойдеятельностилюдей,направленнаянапроизводствознанийоприроде,обществеиосамомпознании,имеющаянепосредственнойцельюпостижениеистиныиоткрытиеобъективныхзаконовнаосновеобобщенияреальныхфактоввихвзаимосвязи,длятогочтобыпредвидетьтенденцииразвитиядействительностииспособствоватьеёизменению.

Структуранаучногознания:

а)Субъектнауки-ключевойееэлемент:отдельныйисследователь,научноесообщество,научныйколлективит.п..вконечномсчете-обществовцелом.

б)Объект(предмет,предметнаяобласть),т.е.то,чтоименноизучаетданнаянаукаилинаучнаядисциплина.

Иначеговоря,этовсето,начтонаправленамысльисследователя,все,чтоможетбытьописано,воспринято,названо,выраженовмышленииит.п.

в)Системаметодовиприемов,характерныхдляданнойнаукиилинаучнойдисциплиныиобусловленныхсвоеобразиемихпредметов.(См.обэтомгл.V).

г)Свойспецифический,именнодлянихязык-какестественный,такиискусственный(знаки,символы,математическиеуравнения,химическиеформулыит.п.).

Приином"срезе"научногопознаниявнемследуетразличатьтакиеэлементыегоструктуры:а)фактическийматериал,почерпнутыйизэмпирическогоопыта;б)результатыпервоначальногоконцептуальногоегообобщениявпонятияхидругихабстракциях;в)основанныенафактахпроблемыинаучныепредположения(гипотезы);г)"вырастающие"изнихзаконы,принципыитеории,картинымира;д)философскиеустановки(основания);е)социокультурные,ценностныеимировоззренческиеосновы;ж)методы,идеалыинормынаучногопознания,егоэталоны,регулятивыиимперативы;з)стильмышленияинекоторыедругиеэлементы(например,внерациональные).

НАУКА-особая,профессионально-организованнаяпознавательнаядеятельность,направленнаянаполучениеновогознания.Свойства:объектнаяпредметность,общезначимость,обоснованность,определенность,точность,проверяемость,воспроизводимостьпредметазнания,объективнаяистинность,полезность.Историческоемногообразиеформнауки:древняявосточнаяпреднаука,античнаянаука,средневековаянаука,новоевропейскаянаука:классическую,неклассическую,постнеклассическую.Этитипынаукиотличаютсядруготдруганетолькосвоимпредметнымсодержаниемидисциплинарнымобъемом,ноисвоимиоснованиями.Прианализесовременнойнаукиможновыделить4классанаук,различныхпорядупараметров:логико-математические,естественно-научные,инженерно-техническиеитехнологические,социально-гуманитарные.

Существуетпроблемаклассификациидисциплин.

Попредметуиметодупознания:естественные,технические,математические,общественные(соц.,гум.)Дальнейшеечленение:естественныенауки:механика,физика,химия,геология,биологияидругие,каждаяизкоторыхподразделяетсянацелыйрядотдельныхнаучныхдисциплин.Гуманитарныенауки:история,археология,экономическаятеория,политология,культурология,экономическаягеография,социология,искусствоведениеит.п.

Теоретическийуровеньсуществуетнесампосебе,аопираетсянаданныеэмпирическогоуровня.

Эмпирическоепознаниеникогданеможетбытьсведенотолькокчистойчувственности.Дажепервичныйслойэмпирическихзнаний–данныенаблюдений–представляютсобойсложноепереплетениечувственногоирационального.Онопредполагаеттакжеформированиенаосноведанныхнаблюденияособоготипазнаний–научногофакта.Научныйфактвозникаеткакрезультаточеньсложнойрациональнойобработкиданныхнаблюдений.

Втеоретическимзнаниимытакжесталкиваемсяспереплетениемчувственногоирационального.Формырациональногопознания(понятия,суждения,умозаключения)доминируютвпроцессетеоретическогоосвоениядействительности.Ноприпостроениитеориииспользуютсятакжеинаглядныемодельныепредставления.

Такимобразомтеориявсегдасодержитчувственно-наглядныекомпоненты.Можноговоритьлишьотом,чтонанизшихуровняхэмпирическогопознаниядоминируетчувственное,анатеоретическомуровне–рациональное.

Эмпирическийитеоретическийуровнизнанияотличаютсяпо:

а)Предмету.Эмпирическоеитеоретическоеисследованиямогутпознаватьоднуитужеобъективнуюреальностьноеевидение,еепредставление,будутдаватьсяпо-разному.Эмпирическаяявляетсярезультатоминдуктивногообобщенияопытаипредставляетсобойвероятностно-истинноезнание.

Теоретическийжезакон–этовсегдазнаниедостоверное.

б)Средствам.Эмпирическоеисследованиебазируетсянанепосредственномпрактическомвзаимодействииисследователясизучаемымобъектом.Онпредполагаетосуществлениенаблюденийиэкспериментальнуюдеятельность.

Натеоретическомуровнеобъектможетизучатьсятолькоопосредованно,вмысленномэксперименте.Задачейтеоретическогоисследованияявляетсяпознаниесущностивчистомвиде.

Эмпирическиеобъекты–абстракции,наделенныепризнаками,которыеможнообнаружитьвреальномобъекте,ноненаоборот.

Теоретическиеобъекты–наделенынетолькотемипризнаками,которыемыможемобнаружитьвреальномвзаимодействииреальныхобъектов,ноипризнаками,которыхнетниуодногореальногообъекта(материальнаяточка–тело,лишенноеразмераисосредоточившеевсебевсюмассу).

в)Методам.–реальныйэкспериментиреальноенаблюдение.Важнуюрольтакжеиграютметодыэмпирическогоописания.

Методытеоретическогоисследования–идеализация(методпостроенияидеализированногообъекта);мысленныйэкспериментсидеализированнымиобъектами;методыпостроениятеории(восхождениеотабстрактногокконкретному,гипотетико-духовныйметод);методылогическогоиисторическогоисследований.

Способомвыраженияэмпирическогоитеоретическогознанияявляетсяязыкнауки.Методологиянаучногопознанияисследуетязыклишьвтоймере,вкакойонявляетсясредствомвыражения,фиксации,переработки,передачиихранениянаучныхзнаний,научнойинформации.Сметодологическойточкизренияязыкрассматриваетсякакзнаковаясистема,аегоэлементы-какзнакиособогорода.

Язык,используемыйвнаучномпознании,определяетсякакискусственный,которыйбазируетсянаестественном,житейскомязыке.Искусственныйотличаетсяотжитейскогоспециальныхтерминами,специальнымиправиламиобразованиясложныхязыковыхвыражений.Потребностьвточномиадекватномязыкеудовлетворяласьвходеразвитиянекоторыхнаукпутемсозданияопределеннойтерминологии,научнойноменклатуры(химияидр.).Втакихязыкахнетолькозаданыисходныесимволы(алфавитязыка),ночеткоиявносформулированыправилапостроенияосмысленныхвыражений,правилапреобразованияоднихвыражений(формул)вдругие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...