Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наукаифилософия:проблемасоотношения.




Наука–этосферачеловеческойдеятельности,функциейкоторойявляетсятеоретическаясхематизацияивыработкаобъективныхзнанийодействительности;отраслькультуры,котораясуществоваланеувсехнародовиневовсевремена.

Философияявляетсяучениемобобщихпринципахбытия,познанияиотношенийчеловекаимира.

Прирассмотрениивопросаовзаимоотношениинаукиифилософииимеется,покрайнеймере,триаспектаегоинтерпретации:

–являетсялифилософиянаукой;

–взаимодействиефилософииичастных(конкретных)наук;

–соотношениефилософииивненаучногознания.Научногохарактерафилософиинельзяотрицать,она–наукаовсеобщем,свободнаяиуниверсальнаяобластьчеловеческогознания,постоянныйпоискнового.

Взаимодействиефилософииичастных(конкретных)наук–конкретныенаукиимеютсобственныйпредметисследования,своиметодыизаконы,свойуровеньобобщениязнания,уфилософиижепредметоманализаявляютсяобобщениячастныхнаук,т.е.философияимеетделосболеевысоким,вторичнымуровнемобобщения.Приэтомуровеньпервичныйприводиткформулированиюзаконовконкретныхнаук,азадачауровнявторичного–выявлениеболееобщихзакономерностейитенденций.

Философиясамаоказываетвоздействиенаразвитиечастныхнаук,анетолькоиспытываетвлияниесихстороны.Этовоздействиеможетбытькакположительным,такиотрицательным.

Влияниефилософииосуществляетсячерезмировоззрение,котороетакилииначевоздействует:

–напервоначальныепозицииученого;

–егоотношениекмируипознанию;

–наегоотношениекнеобходимостиразвитиятойилиинойконкретнойобластизнания(например,ядернойфизики,геннойинженерииит.п.).

Философияивненаучноезнание.Вненаучноезнаниеможноразделить:

–назаблуждения,связанныесисследованиямилюдей,убежденных,чтоонисоздаютподлиннуюнауку,вкоторуювходяттакие«науки»,какастрология,оккультные«науки»,магия,колдовствоит.д.;

отношениефилософииипаранауки,некоторыеавторыпризываютиспользоватьлюбыеучения,вплотьдомистики,магии,суеверий,астрологииит.д.,лишьбыониоказывалитерапевтическоевоздействиенасовременноебольноеобщество.Онивыступаютзабеспредельныймировоззренческийплюрализм.Необходимосказать,чтонаиболеевеликовлияниепаранаукиименновкритическиемоментыразвитияобщества,потомучтопаранаукадействительновыполняетнекоторуюпсихотерапевтическуюфункцию,служитопределеннымсредствомадаптациикжизнивпериодсоциальнойииндивидуальнойнестабильности.

Внаукеразличают:

эмпирическийуровеньисследования–направляетсянанепосредственноизучаемыйобъектиреализуетсяпосредствомэкспериментаинаблюдения;

теоретическийуровеньисследования–сконцентрированвокругобобщающихидей,принципов,законов,гипотез.

Наукаимеетстремлениеквершинамчеловеческогознания,дороги,ведущиекэтимвершинам,составляютидеалынауки.

Идеалынауки–этоэкспериментальныеитеоретическиеметодывнауке,которыепозволяютдостигнутьмаксимальнообоснованногоидоказательногознания.

 

Предметнаясфера,спецификаизадачифилософииобразования.

Дж.Дьюиобосновалсуществованиеипредметфилософииобразованиякакдетерминированныйприродойсамойфилософии[2].Этужепозициюразделяливторойизосновоположниковангло-американскойтрадициифилософииобразованияА.Уайтхед.Ф.Смитв60-хгодахXXв.подверганализуотношениефилософиииобразованиявисториистановленияобластифилософииобразования,различаяпозиции«философиииобразования»,«философиивобразовании»,«философиидляобразования»и«философииобразования»ипредложилпониматьфилософиюобразованиякакобластьсистемныхисследований[3].Г.Браудиподчеркнулнеобходимостьдлясферыфилософииобразованиялогическойорганизации[4].

Вплотьдонастоящеговремениобсуждаетсяспецификапредметаиграницыобластифилософииобразования,—так,одинизведущихфилософовобразованияВеликобританииУ.Каррописалисториювозникновенияданнойсуб-областиврамкахакадемическойфилософиикакследствиеначавшегосявXXв.выделениядополнительныхпредметныхсфер,нарядусфилософиейсознания,философиейязыка,философиейдеятельности,икакпримерсочетаниячистойиприкладнойфилософии[5].

Современныефилософыобразованияподчеркиваютзначимостьфилософииобразованиядляпедагогов,определяяеёспецификувэтомпланекак

то,чтодолжноразрешатьсомненияпедагоговвценностиобразовательныхусилий;

чтоопределяетдляпедагоговместопроисходящегопроцесса«вфундаментальномпорядкевещей»,причемвгармоничномсоотношениисэтимпорядком;

то,что,витоге,приводитпедагоговкпониманиювысшейцелисобственнойобразовательнойработы.

Одновременносэтим,сосвоейстороны,философияобразования—этофилософскидисциплинированныеметодымышления…корпусдоказанныхтехниканализа,аргументацииитеоретическогопостроения—длярешенияпроблемобразования"[6].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...