Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наукаифилософия:проблемасоотношения.
Наука–этосферачеловеческойдеятельности,функциейкоторойявляетсятеоретическаясхематизацияивыработкаобъективныхзнанийодействительности;отраслькультуры,котораясуществоваланеувсехнародовиневовсевремена. Философияявляетсяучениемобобщихпринципахбытия,познанияиотношенийчеловекаимира. Прирассмотрениивопросаовзаимоотношениинаукиифилософииимеется,покрайнеймере,триаспектаегоинтерпретации: –являетсялифилософиянаукой; –взаимодействиефилософииичастных(конкретных)наук; –соотношениефилософииивненаучногознания.Научногохарактерафилософиинельзяотрицать,она–наукаовсеобщем,свободнаяиуниверсальнаяобластьчеловеческогознания,постоянныйпоискнового. Взаимодействиефилософииичастных(конкретных)наук–конкретныенаукиимеютсобственныйпредметисследования,своиметодыизаконы,свойуровеньобобщениязнания,уфилософиижепредметоманализаявляютсяобобщениячастныхнаук,т.е.философияимеетделосболеевысоким,вторичнымуровнемобобщения.Приэтомуровеньпервичныйприводиткформулированиюзаконовконкретныхнаук,азадачауровнявторичного–выявлениеболееобщихзакономерностейитенденций. Философиясамаоказываетвоздействиенаразвитиечастныхнаук,анетолькоиспытываетвлияниесихстороны.Этовоздействиеможетбытькакположительным,такиотрицательным. Влияниефилософииосуществляетсячерезмировоззрение,котороетакилииначевоздействует: –напервоначальныепозицииученого; –егоотношениекмируипознанию; –наегоотношениекнеобходимостиразвитиятойилиинойконкретнойобластизнания(например,ядернойфизики,геннойинженерииит.п.). Философияивненаучноезнание.Вненаучноезнаниеможноразделить: –назаблуждения,связанныесисследованиямилюдей,убежденных,чтоонисоздаютподлиннуюнауку,вкоторуювходяттакие«науки»,какастрология,оккультные«науки»,магия,колдовствоит.д.; –отношениефилософииипаранауки,некоторыеавторыпризываютиспользоватьлюбыеучения,вплотьдомистики,магии,суеверий,астрологииит.д.,лишьбыониоказывалитерапевтическоевоздействиенасовременноебольноеобщество.Онивыступаютзабеспредельныймировоззренческийплюрализм.Необходимосказать,чтонаиболеевеликовлияниепаранаукиименновкритическиемоментыразвитияобщества,потомучтопаранаукадействительновыполняетнекоторуюпсихотерапевтическуюфункцию,служитопределеннымсредствомадаптациикжизнивпериодсоциальнойииндивидуальнойнестабильности. Внаукеразличают: –эмпирическийуровеньисследования–направляетсянанепосредственноизучаемыйобъектиреализуетсяпосредствомэкспериментаинаблюдения; –теоретическийуровеньисследования–сконцентрированвокругобобщающихидей,принципов,законов,гипотез. Наукаимеетстремлениеквершинамчеловеческогознания,дороги,ведущиекэтимвершинам,составляютидеалынауки. Идеалынауки–этоэкспериментальныеитеоретическиеметодывнауке,которыепозволяютдостигнутьмаксимальнообоснованногоидоказательногознания.
Предметнаясфера,спецификаизадачифилософииобразования. Дж.Дьюиобосновалсуществованиеипредметфилософииобразованиякакдетерминированныйприродойсамойфилософии[2].Этужепозициюразделяливторойизосновоположниковангло-американскойтрадициифилософииобразованияА.Уайтхед.Ф.Смитв60-хгодахXXв.подверганализуотношениефилософиииобразованиявисториистановленияобластифилософииобразования,различаяпозиции«философиииобразования»,«философиивобразовании»,«философиидляобразования»и«философииобразования»ипредложилпониматьфилософиюобразованиякакобластьсистемныхисследований[3].Г.Браудиподчеркнулнеобходимостьдлясферыфилософииобразованиялогическойорганизации[4]. Вплотьдонастоящеговремениобсуждаетсяспецификапредметаиграницыобластифилософииобразования,—так,одинизведущихфилософовобразованияВеликобританииУ.Каррописалисториювозникновенияданнойсуб-областиврамкахакадемическойфилософиикакследствиеначавшегосявXXв.выделениядополнительныхпредметныхсфер,нарядусфилософиейсознания,философиейязыка,философиейдеятельности,икакпримерсочетаниячистойиприкладнойфилософии[5]. Современныефилософыобразованияподчеркиваютзначимостьфилософииобразованиядляпедагогов,определяяеёспецификувэтомпланекак то,чтодолжноразрешатьсомненияпедагоговвценностиобразовательныхусилий; чтоопределяетдляпедагоговместопроисходящегопроцесса«вфундаментальномпорядкевещей»,причемвгармоничномсоотношениисэтимпорядком; то,что,витоге,приводитпедагоговкпониманиювысшейцелисобственнойобразовательнойработы. Одновременносэтим,сосвоейстороны,философияобразования—этофилософскидисциплинированныеметодымышления…корпусдоказанныхтехниканализа,аргументацииитеоретическогопостроения—длярешенияпроблемобразования"[6]. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |