Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наукавкультуресовременнойцивилизации




Экзаменационныевопросыпофилософииобразования

1. Наукавкультуресовременнойцивилизации.

2. Понятиесоциальногопознанияиегоспецифическиечерты.

3. Наукаифилософия:проблемасоотношения.

4. Предметнаясфера,спецификаизадачифилософииобразования.

5. Понятиенаукиинаучногомировоззрения.

6. Структуранаучногознания.

7. Местоирольнаукивдуховномосвоениидействительности.

8. Основаниянауки.Научнаякартинамира.

9. Наукакакспецифическаядеятельность.

10. Научнаякартинамиравсоциально-гуманитарныхнауках.

11. Наукакаксистемазнаний.

12. Античнаянаука.

13. Наукакаксоциальныйинститут.

14. Наукавсредниевека.

15. Наукакакфеноменкультуры.

16. Классическаянаука.

17. Предметиосновныезадачифилософиинауки.

18. Неклассическаянаука.

19. Особенностинаучногопознания.Критериинаучности.

20. Наукаиценности.Аксиологическаянагрузкасоциально-гуманитарногознания.

21. Методологиянаучногопознания.

22. Проблемаистинывсоциальныхнауках.

23. Возникновениенауки.Наукаипреднаука.

24. Научноеисследованиекакдеятельность.

25. Проблемаклассификациинаук.

26. Научнаяпрофессияиеёособенности.

27. Понятиезнания.Знаниеинезнание.

28. Наукаиинформационнаяреволюция.

29. Особенностипостнеклассическойнауки.

30. Социальнаяответственностьученых.

31. Основныеформынаучногопознания.

32. Этиканауки.

33. Проблемаистинывнаучномпознании.

34. Социальныенауки:генезис,логикаразвития,специфика.

35. Динамиканаучногознания.«Научныереволюции»,сменапарадигмипериоды«нормального»развитиянауки.

36. Наукиоприродеинаукиобобществе:общееиособенное.

37. Антропологиянауки.

38. Текститекстологиявсоциальныхнауках.

39. Наукакакспецифическийтипзнания.Типынаучнойрациональности.

40. Постмодернизмисоциальныенауки.

41. Наукакакединствоестественных,социогуманитарныхитехническихнаук.

42. Современнаянаучнаякартинамира.

43. Идеалыинормынаучногоисследования,ихвлияниенапроцесснаучногопознанияиоценкуегорезультатов.

44. Знание,вера,сомнениевсоциально-гуманитарномпознании.

45. Наукаиценности.Когнитивныеценности:рациональность,истина,доказательство,обоснование,определенность,непротиворечивость.

46. Объяснениеипониманиевсоциальныхнауках.

47. Общиезакономерностиразвитиянауки.Традициииновации.Кумулятивнаяинекумулятивнаямоделиразвитиянауки.

48. Историяфилософииобразования:основныеидеииподходы.

49. Социальныеигуманитарныенауки:проблемасоотношения.

50. Феноменнаучно-техническогопрогрессаиглобальныепроблемысовременности.

51. Эмпирическийуровеньнаучногознания.

52. Плюрализмистинилогикасоциальныхнаук.

53. Теоретическийуровеньнаучногознания.

54. Доказательствоиопровержениевсоциальныхнауках.

55. Организацияисамоорганизациявнауке.

56. Пространство,времяидействиевсоциальныхнауках.

57. Формальныеинеформальныенаучныеорганизации.

58. Онтологияобразования:школа–личность–среда.

59. Проблемапериодизацииисториинауки.

60. Релятивизм,психологизм,историзмвсоциальныхнаукахипроблемаистины.

61. Моральноесамосознаниеучёного.

62. Антропологияиаксиологияобразования.Педагогиценностныйпафособразования.


 


Наукавкультуресовременнойцивилизации

Наука–особыйвидпознавательнойдеятельности,направленнойнавыработкуобъективных,системноорганизованныхиобоснованныхзнанийомире.Взаимодействуетсдругимивидамипознавательнойдеятельности:обыденным,художественным,религиозным,мифологическим,философскимпостижениеммира.

Культурахранит,транслируетотпоколениякпоколению,генерируетпрограммыдеятельности,поведенияиобщениялюдей.

Наука-это,преждевсего,специфическаяформакультуры,порождающаяособую,агрессивнуюформурациональности,развивающуюсявсложномисторическомсоциокультурномконтексте.

Ссамогоначаласвоеговозникновениянаукаиспытывалавоздействиесостороныкультурыобщества.Неследуеттакжезабывать,чтовсвоемразвитиинаукавзаимодействуетисдругимиформамиобщественногосознания(искусство,мораль,философия,религия),атакжеиссоциальнымиинститутамиобщества.

Поэтомуправильноепредставлениеоролииместенаукивобщейсистемекультурыможнополучитьтолькотогда,когдабудутучитываться,во-первых,многообразныееесвязиивзаимодействиясдругимикомпонентамикультуры,во-вторых,раскрытыспецифическиеособенности,отличающиеееотдругихформкультуры,способовпознанияисоциальныхинститутов.

Многиеисследователиотмечают,чтовсебольшеезначениевсистемекультурыприобретаетнаукаисфераеевлияниярасширяется.Системаобразования,экономическаядеятельность,социальноеиполитическоепрогнозирование,разработкафундаментальныхпроблеммировоззрениявнастоящеевремянемыслимыбезнауки.

Носледуетотличатьнауку,какорганичнуючастькультуры,взаимодействующуюсовсемидругимиеечастями,безкоторыхнемыслимоееразвитие,оттого,какинаосновекакихпредпосылокиспользуетсянаука.

Наукакакчастькультурызанимаетсвоеместососвоимиособенностямиифункциями.Онанемыслимабездругихсоставныхчастейкультуры.Наука,нарядусфилософией,религией,нравственностью,искусствомотноситсяккорнямкультуры,особенноэтокасаетсянаучногомировоззрения.

Взаимоотношениянаукиикультуры,местонаукивкультурецелесообразнорассмотретьвконтекстесравнениядвухтиповцивилизационногоразвитиятрадиционногообществаитехногеннойцивилизации.

1)Традиционныецивилизации.Особенности-крайнемедленныетемпыразвитияпроизводительныхсилимноговековоесохранениесуществующихсоциальныхпорядковвобществе.Еслиибылиновыевиды,тотолькоте,которыенепротиворечилитрадиционным.Всеподчиненотрадиции,всеосвященоавторитетоммудрыхстарейшин,либорелигии.Ходвремениимеетциклический,повторяющийсяхарактер.

Человекподчиненсудьбе,традиции,непроявляетинициативы,созерцаетприроду.

Ценностьпрошлого,которомунадоподражать.Природа–живойорганизм,малойчастицейкоторогоявляетсячеловек.Подавлениеинноваций,которыеограничивалисьтрадицией,медленныйтемпразвития;консерватизм.

Религияиобычай–вышезнанийхарактеризуютсязамедленнымитемпамисоциальныхизменений.Инновационнаядеятельностьневоспринимаетсяздеськаквысшаяценность.

2)Техногенныецивилизации.СталиформироватьсявзападнойЕвропев17-18веках.Темпыразвитияпроизводительныхсилисоциальныхизмененийгораздоинтенсивнеетрадиционныхцивилизаций.Человек-деятельноесущество,котороепротивостоитприроде,преобразуетее,подчиняетсвоейвласти.Ценностьпреобразующей,творческойдеятельности;Природа–неограниченныйисточникматериаловиресурсовчеловеческойдеятельности.

Особенности1)Ориентациянасовершенствованиетехникипроизводства.2)Помереростапроизводительныхсилитехническогопрогрессанепрерывновозрастаетприменениедостиженийнаукивматериальномпроизводстве.3)развитиематериальногопроизводства,обусловленноенаучно-техническимпрогрессом,радикальноизменилосоциально-экономическиеотношениявобществе,егокультуруидуховныйоблик.Ослаблениерелигии,переходкраннемукапитализму.4)Возрастаетзначениенаукиивматериальномпроизводстве,ивдуховнойжизниобщества.Открытыобъективныезаконыреальногомираиихприменениепомоглонаукезанятьдоминирующееположениевсовременнойкультуре.

Отличиятрадиционнойоттехногеннойцивилизаций.1.Есливтех.цив.важнейшейценностьюсчитаетсяпоискиоткрытиеновыхнаучныхзаконовиистин,созданиеновыхметодов,образцовиспособовдеятельности,товтрадиц.всеусилиянаправленынасохранениевнеизменномвидевсегонакопленногопрежнегоопыта,способовивидовдеятельности.2.ВТехн.цив.ориентацияненаздравыйсмыслобыденногопознания,ананаучнуюрациональность.

Согласноконцепции,вначалесуществуеттрадиционноеобщество.ТехногеннаяцивилизациясXVIIвекапроходиттристадии:а)прединдустриальную,б)индустриальную,в)постиндустриальную.Важнейшаяосноватехногеннойцивилизации(вееиндустриальнойипостиндустриальнойстадиях)-эторазвитиетехники,технологиипритомзасчетгенерациивсеновыхнаучныхзнанийиихвнедрениявтехнологическиепроцессы.Иэтоповлеклозасобойускорениетемпасоциальныхизменений.Оченьважноотметить,чтовозникаетноваясистемаценностей:инновации,оригинальностьидей,свободаличности.Научно-техническийпрогрессимеетсвоисоциальныепоследствия.Именновэтомчеловекреализуетсвоепредначертаниетворцаипреобразователямира.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...