Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НаукавкультуресовременнойцивилизацииСтр 1 из 29Следующая ⇒
Экзаменационныевопросыпофилософииобразования 1. Наукавкультуресовременнойцивилизации. 2. Понятиесоциальногопознанияиегоспецифическиечерты. 3. Наукаифилософия:проблемасоотношения. 4. Предметнаясфера,спецификаизадачифилософииобразования. 5. Понятиенаукиинаучногомировоззрения. 6. Структуранаучногознания. 7. Местоирольнаукивдуховномосвоениидействительности. 8. Основаниянауки.Научнаякартинамира. 9. Наукакакспецифическаядеятельность. 10. Научнаякартинамиравсоциально-гуманитарныхнауках. 11. Наукакаксистемазнаний. 12. Античнаянаука. 13. Наукакаксоциальныйинститут. 14. Наукавсредниевека. 15. Наукакакфеноменкультуры. 16. Классическаянаука. 17. Предметиосновныезадачифилософиинауки. 18. Неклассическаянаука. 19. Особенностинаучногопознания.Критериинаучности. 20. Наукаиценности.Аксиологическаянагрузкасоциально-гуманитарногознания. 21. Методологиянаучногопознания. 22. Проблемаистинывсоциальныхнауках. 23. Возникновениенауки.Наукаипреднаука. 24. Научноеисследованиекакдеятельность. 25. Проблемаклассификациинаук. 26. Научнаяпрофессияиеёособенности. 27. Понятиезнания.Знаниеинезнание. 28. Наукаиинформационнаяреволюция. 29. Особенностипостнеклассическойнауки. 30. Социальнаяответственностьученых. 31. Основныеформынаучногопознания. 32. Этиканауки. 33. Проблемаистинывнаучномпознании. 34. Социальныенауки:генезис,логикаразвития,специфика. 35. Динамиканаучногознания.«Научныереволюции»,сменапарадигмипериоды«нормального»развитиянауки. 36. Наукиоприродеинаукиобобществе:общееиособенное. 37. Антропологиянауки. 38. Текститекстологиявсоциальныхнауках. 39. Наукакакспецифическийтипзнания.Типынаучнойрациональности. 40. Постмодернизмисоциальныенауки. 41. Наукакакединствоестественных,социогуманитарныхитехническихнаук. 42. Современнаянаучнаякартинамира. 43. Идеалыинормынаучногоисследования,ихвлияниенапроцесснаучногопознанияиоценкуегорезультатов. 44. Знание,вера,сомнениевсоциально-гуманитарномпознании. 45. Наукаиценности.Когнитивныеценности:рациональность,истина,доказательство,обоснование,определенность,непротиворечивость. 46. Объяснениеипониманиевсоциальныхнауках. 47. Общиезакономерностиразвитиянауки.Традициииновации.Кумулятивнаяинекумулятивнаямоделиразвитиянауки. 48. Историяфилософииобразования:основныеидеииподходы. 49. Социальныеигуманитарныенауки:проблемасоотношения. 50. Феноменнаучно-техническогопрогрессаиглобальныепроблемысовременности. 51. Эмпирическийуровеньнаучногознания. 52. Плюрализмистинилогикасоциальныхнаук. 53. Теоретическийуровеньнаучногознания. 54. Доказательствоиопровержениевсоциальныхнауках. 55. Организацияисамоорганизациявнауке. 56. Пространство,времяидействиевсоциальныхнауках. 57. Формальныеинеформальныенаучныеорганизации. 58. Онтологияобразования:школа–личность–среда. 59. Проблемапериодизацииисториинауки. 60. Релятивизм,психологизм,историзмвсоциальныхнаукахипроблемаистины. 61. Моральноесамосознаниеучёного. 62. Антропологияиаксиологияобразования.Педагогиценностныйпафособразования.
Наукавкультуресовременнойцивилизации Наука–особыйвидпознавательнойдеятельности,направленнойнавыработкуобъективных,системноорганизованныхиобоснованныхзнанийомире.Взаимодействуетсдругимивидамипознавательнойдеятельности:обыденным,художественным,религиозным,мифологическим,философскимпостижениеммира. Культурахранит,транслируетотпоколениякпоколению,генерируетпрограммыдеятельности,поведенияиобщениялюдей. Наука-это,преждевсего,специфическаяформакультуры,порождающаяособую,агрессивнуюформурациональности,развивающуюсявсложномисторическомсоциокультурномконтексте. Ссамогоначаласвоеговозникновениянаукаиспытывалавоздействиесостороныкультурыобщества.Неследуеттакжезабывать,чтовсвоемразвитиинаукавзаимодействуетисдругимиформамиобщественногосознания(искусство,мораль,философия,религия),атакжеиссоциальнымиинститутамиобщества. Поэтомуправильноепредставлениеоролииместенаукивобщейсистемекультурыможнополучитьтолькотогда,когдабудутучитываться,во-первых,многообразныееесвязиивзаимодействиясдругимикомпонентамикультуры,во-вторых,раскрытыспецифическиеособенности,отличающиеееотдругихформкультуры,способовпознанияисоциальныхинститутов. Многиеисследователиотмечают,чтовсебольшеезначениевсистемекультурыприобретаетнаукаисфераеевлияниярасширяется.Системаобразования,экономическаядеятельность,социальноеиполитическоепрогнозирование,разработкафундаментальныхпроблеммировоззрениявнастоящеевремянемыслимыбезнауки. Носледуетотличатьнауку,какорганичнуючастькультуры,взаимодействующуюсовсемидругимиеечастями,безкоторыхнемыслимоееразвитие,оттого,какинаосновекакихпредпосылокиспользуетсянаука. Наукакакчастькультурызанимаетсвоеместососвоимиособенностямиифункциями.Онанемыслимабездругихсоставныхчастейкультуры.Наука,нарядусфилософией,религией,нравственностью,искусствомотноситсяккорнямкультуры,особенноэтокасаетсянаучногомировоззрения. Взаимоотношениянаукиикультуры,местонаукивкультурецелесообразнорассмотретьвконтекстесравнениядвухтиповцивилизационногоразвития–традиционногообществаитехногеннойцивилизации. 1)Традиционныецивилизации.Особенности-крайнемедленныетемпыразвитияпроизводительныхсилимноговековоесохранениесуществующихсоциальныхпорядковвобществе.Еслиибылиновыевиды,тотолькоте,которыенепротиворечилитрадиционным.Всеподчиненотрадиции,всеосвященоавторитетоммудрыхстарейшин,либорелигии.Ходвремениимеетциклический,повторяющийсяхарактер. Человекподчиненсудьбе,традиции,непроявляетинициативы,созерцаетприроду. Ценностьпрошлого,которомунадоподражать.Природа–живойорганизм,малойчастицейкоторогоявляетсячеловек.Подавлениеинноваций,которыеограничивалисьтрадицией,медленныйтемпразвития;консерватизм. Религияиобычай–вышезнанийхарактеризуютсязамедленнымитемпамисоциальныхизменений.Инновационнаядеятельностьневоспринимаетсяздеськаквысшаяценность. 2)Техногенныецивилизации.СталиформироватьсявзападнойЕвропев17-18веках.Темпыразвитияпроизводительныхсилисоциальныхизмененийгораздоинтенсивнеетрадиционныхцивилизаций.Человек-деятельноесущество,котороепротивостоитприроде,преобразуетее,подчиняетсвоейвласти.Ценностьпреобразующей,творческойдеятельности;Природа–неограниченныйисточникматериаловиресурсовчеловеческойдеятельности. Особенности1)Ориентациянасовершенствованиетехникипроизводства.2)Помереростапроизводительныхсилитехническогопрогрессанепрерывновозрастаетприменениедостиженийнаукивматериальномпроизводстве.3)развитиематериальногопроизводства,обусловленноенаучно-техническимпрогрессом,радикальноизменилосоциально-экономическиеотношениявобществе,егокультуруидуховныйоблик.Ослаблениерелигии,переходкраннемукапитализму.4)Возрастаетзначениенаукиивматериальномпроизводстве,ивдуховнойжизниобщества.Открытыобъективныезаконыреальногомираиихприменениепомоглонаукезанятьдоминирующееположениевсовременнойкультуре. Отличиятрадиционнойоттехногеннойцивилизаций.1.Есливтех.цив.важнейшейценностьюсчитаетсяпоискиоткрытиеновыхнаучныхзаконовиистин,созданиеновыхметодов,образцовиспособовдеятельности,товтрадиц.всеусилиянаправленынасохранениевнеизменномвидевсегонакопленногопрежнегоопыта,способовивидовдеятельности.2.ВТехн.цив.ориентацияненаздравыйсмыслобыденногопознания,ананаучнуюрациональность. Согласноконцепции,вначалесуществуеттрадиционноеобщество.ТехногеннаяцивилизациясXVIIвекапроходиттристадии:а)прединдустриальную,б)индустриальную,в)постиндустриальную.Важнейшаяосноватехногеннойцивилизации(вееиндустриальнойипостиндустриальнойстадиях)-эторазвитиетехники,технологиипритомзасчетгенерациивсеновыхнаучныхзнанийиихвнедрениявтехнологическиепроцессы.Иэтоповлеклозасобойускорениетемпасоциальныхизменений.Оченьважноотметить,чтовозникаетноваясистемаценностей:инновации,оригинальностьидей,свободаличности.Научно-техническийпрогрессимеетсвоисоциальныепоследствия.Именновэтомчеловекреализуетсвоепредначертаниетворцаипреобразователямира.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |