Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурные основы восточного рынка труда
Даже поверхностного знакомства с культурами Востока и Запада достаточно, чтобы заметить громадную разницу между ними. Обратимся к истории таких восточных стран, как Япония, Китай, Тибет, Индия, Гонконг. В ней можно обнаружить многовековые традиции, рассматривающие человека как часть Вселенной, космоса, природы и т. д. Нарушение гармонического равновесия в природе находит свой отзвук в человеческом социуме, и наоборот, негармоничная жизнь социума вредит всей «Поднебесной». Такую взаимозависимость человека и вселенной можно встретить в древних индуистских учениях — Веданте и Упанишадах, в китайских даосских трактатах, японском синтоизме и т. д. Философские воззрения Востока резко отличаются от религиозных идеологий Запада. Например, в Китае основные поведенческие стереотипыформировались под воздействием учения Конфуция и принципов даосизма. Как пишет А. Уотс, конфуцианствозанимается языковыми, этическими и ритуальными конвенциями (соглашениями), которые обеспечивают общество системой коммуникаций.Индивидуум находит себя и свое место в социуме с помощью формул Конфуция. Конфуцианство осуществляет социально-необходимую функцию. Оно вводит природную спонтанность жизни в жесткие рамки конвенций. Это — уважай и слушайся старших, родителей, начальство, учителя. Мужчина — глава семьи, он заботится о деньгах, а женщина — о доме. Родители, учителя, начальники несут ответственность за детей, учеников, подчиненных и т. д. Даосизмв противоположность конфуцианству не интересуют конвенциональные знания, а также восприятие жизни в терминах линейного дискурсивного мышления. Его область — прямое, непосредственное знание.Задача даосизма в Китае (синтоизма в Японии, брахманизма в Индии)- исправить неизбежный вред, нанесенный социальной дисциплиной, и не только восстановить, но и развить природную спонтанность.Однако на Востоке понимают, что быть свободным от конвенций — не значит отвергать их. Это значит не быть обманутым ими (быть их инструментами), а уметь пользоваться, как инструментами.15 Чтобы понять основную разницу восточного и западного менталитета,постараемся выяснить, чем ценностная основа даосизма отличается от ценностной основы христианской морали. Основные принципы даосизмаизложены в двух книгах: Дао Дэ Цзин и И Цзин (книга перемен).* Дао (Брахман, Бон, Синто в других восточных культурах) — основная категория культуры, означающая единое мировое целое; субстанция, основа; закон спонтанного бытия-космоса, человека и общества; путь, по которому полагается следовать всему обществу и каждому человеку в отдельности. Чтобы следовать по пути Дао, необходимо соблюдать принципы спонтанности и недеяния. Тогда человек (общество) будет подобен Дао — абсолютно свободен, ни от чего не зависим и следующий собственной природе. Именно тогда «человек или общество будут плыть по течению в правильном направлении», «не знать поражений и потерь» и, что особенно важно, интуитивно чувствовать первосубстанцию Ци (Чи, Ки, Прана),' наполняющую все пространство, в том числе и тело человека. Эти принципы учитываются в любой юго-восточной стране — в быту и на работе. Именно в Китае, Индии, Японии были созданы сложные системы психофизических тренировок для совершенного следования Дао. Западному человеку эти принципы кажутся иррациональными в силу иного менталитета. Как писал К. Юнг,16 Восток опирается на психическую реальность как главное и единственное условие существования. Поэтому восточная интуиция — скорее явление психического порядка, нежели результат логических операций. Речь идет о типично интровертной установке Востокав отличие от экстравертной установки Запада.Искусственно организовать интро- или экстравертность невозможно. Интроверсия — стиль Востока, экстраверсия — Запада. На Западе интроверсия рассматривается зачастую как аномальное, болезненное, непродуктивное явление. На Востоке, напротив, экстраверсия считается обольщением чувственности — недостатком, заставляющим постоянно перевоплощаться в человеческом теле, а значит, страдать. Отсюда исходит очень важное культурное различие между Западом и Востоком. Аналитический Западуверен, что Бог создал мир и человека актом творения (деяния) раз и навсегда. Интуитивный Востокполагает, что Дао создает постоянно меняющийся мир посредством акта недеяния, что соответствует слову «вырастание». Таким образом, мир, человек, общество создаются непрерывно, поскольку нет ничего постоянного, все меняется, растет, умирает, рождается... * Полный русский перевод Дао Дэ Цзин см.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учения. Л.-М., 1950; о «книге перемен» см.: ЩуцкийА. К. Китайская классическая книга перемен. СПб, 1993. Несовпадение понятий Бог и Дао приводит к тому, что христианский Запад рассматривает человека полностью зависящим от Бога или, по крайней мере, от Церкви — земного инструмента спасения. Восток же настаивает на том, что человек должен спастись сам. За любой неправедный поступок на Западе человек несет ответственность перед Богом, а на Востоке только сам перед собой, поскольку там верят в закон причинно-следственных связей (карму), по которому любое деяние засчитывается в «плюс» или «минус». От совокупности плюсов и минусов человек в следующей жизни родится с хорошей или плохой судьбой. Поэтому на Востоке почитают недеяние или непротивление происходящему, Чтобы не создавать дополнительную карму. Итак, принцип даосизма придаетвосточному национальному характеру отрешенность, нацеленность на гармонию с внешним миром, медлительность, сосредоточенность, углубленность, адаптивность к обстоятельствам. Конфуцианство культивировало дисциплинированность, трудолюбие, послушание, настойчивость, умение сдерживать эмоции, обостренное чувство «социальной лестницы». Буддизм стал официальной религией практически во всех юго- и дальневосточных странах. Однако учение Четырех Благородных Истин, или о первопричине страдания (желания; привязанности; неправильное состояние ума; неспособность следовать по пути правильного мышления, правильных действий и правильного осознания), а также Майе и Двойственности, в полном объеме было доступно только аристократии. Данная ситуация имеет сходство с российской, когда православие в «чистом виде» даже в начале XX в. было полностью понято и принято лишь «высшим светом». Простые же люди усвоили его, как нечто дополнительное к язычеству. Майя означает иллюзорность мира, вещей, поступков. То, что мы видим, не соответствует действительному положению вещей, это лишь картина мира, обусловленная воспитанием и привычкой видеть и чувствовать определенным образом. Поскольку человек находится перед постоянным выбором между злыми и добрыми поступками, прекрасным и низменным, нравственным и безнравственным и т. д., он пребывает в двойственности. На самом деле нет ни доброго, ни злого, ни прекрасного, ни низменного — все эти понятия привносятся нашим мятущимся разумом. Такое понимание обусловливает одну из основных особенностей восточного менталитета — способность к стратагемному мышлению.* На Востоке никогда хитроумные планы не считались безнравственными. Наоборот, умение пользоваться стратагемными ловушками являлось весьма почетным во всех слоях населения — среди военных, политиков, купцов и даже ученых. Широко известен каталог из 36 стратагем, который периодически выпускается огромными тиражами.17 Рассмотрим феномен стратагемности и его проявления на рынке труда восточных стран. Например, отношения между предпринимателями в период кризиса фирмы одного из них. Тот, кто находится в кризисном положении, может с полным моральным правом применить стратагему № 14: «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу». Данная линия поведения является прикрытым паразитизмом, так как сущность ее — использовать любые средства для выхода из трудного положения или * Стратагема — стратегическая хитрость, применяемая с целью обмана противника. присвоить чужое добро, чтобы на нем основать свое могущество. В русской интерпретации это эквивалентно обороту «идти по трупам», такое поведение осуждается. В данном случае не подозревающий кризисного положения предпринимателя акционер или кредитор является «трупом», аэкономический подъем бизнесмена — возвращением «души». Стратагема учит предпринимателей на стадии неудач подобрать подходящий «труп», т. е. воспользоваться всеми пригодными обстоятельствами, чтобы вновь взять инициативу в свои руки и превратить поражение в победу. Иными словами, отношения между предпринимателями можно охарактеризовать, как «кто кого». Поэтому при вступлении в деловой контакт с предпринимателями стран Востока нашим соотечественникам, а в особенности западным предпринимателям, следует тщательно ознакомиться с 36 стратагемами. В противном случае можно оказаться жертвой хитроумного маневра восточного партнера. Для характеристики отношения типично восточных предпринимателей к работающему у них персоналу рассмотрим стратагему № 17: «Бросить кирпич, чтобы получить яшму». Суть ее в том, чтобы с помощью незначительного дара или благосклонности добиться значительного выигрыша. Другими словами, отдать противоположной стороне что-либо ненужное ради того, чтобы позже получить нечто значительное. Так, в состав качеств, по которым оценивается глава восточного предприятия, входит готовность оказать любезность или даже услугу своим служащим. Чтобы им понравиться, следует изучить их стремления путем постоянных контактов. Таким образом шеф завоевывает лояльность сотрудников, чувствующих себя обязанными ему. Когда начальник постоянно протягивает подчиненным руку помощи, те готовы пойти за ним в огонь. Об отношении предпринимателя к работникам пишет тайбэйский последователь Шу Хань: «Не следует вступать в препирательства относительно распределения наград и премий в коллективе. Напротив, выделяя себе долю, лучше сделать ее меньше, чем у других. С человеком, придерживающимся этих правил, сотрудничают охотнее. Если же это принесет прибыль хотя бы трижды, умный руководитель только окажется в выигры- |ше. Ведь если бы в первый раз он выговорил себе большую, чем у других, долю, то отношения в коллективе могли бы испортиться и два других раза вообще никакой при- были, возможно, получить не удалось бы». А вот как использовалась стратагема № 17 в Китае правительством Мао в 1956 г. В то время в стране было 60 тысяч ремесленных товариществ, которые насчитывали 5 миллионов работников. Мао утверждал: «На первых порах своего существования коо- перативы экономически слабы и нуждаются в государственной помощи. Очень хорошо. что государство по пониженным ценам предоставляет кооперативам машины и помеще- ния, ставшие излишними после превращения частных предприятий в государственно- частные. Как говорится, "если хочешь взять, сначала дай". Когда кооперативы окрепнут, государство увеличит налоги и цены на сырье».18 Заметим, что стратагема № 17 является довольно мягкой по сравнению с другими. Однако такая мягкость в обращении работодателей как государственного, так и частного сектора допускается на Востоке к служащим, являющимся штатными сотрудниками предприятия. С временными же работниками (или нанятыми по контракту) отношения складываются совершенно по-иному. Срабатывают конфуцианские правила: если работник постоянный сотрудник фирмы, то работодатель чувствует за него ответственность, как за «родного». Соответственно работник, согласно этому же принципу, чувствует признательность, преданность, желание подчиняться, а также хорошо выполнять порученную ему работу. Если же работник временный, то никакой «отеческой» заботы он не испытывает и даже наоборот, его всячески эксплуатируют и надувают без угрызения совести. Заметим, что такой работник, как правило, и работает гораздо хуже, чем штатный. В такой ситуации есть нечто общее с российским патриархально-коллективистским образом мышления и поведением. И на Востоке, и в России работник чувствует себя частью какой-то группы, объединенной хозяином, работодателем, государством. Человек приучается подчиняться мнению этой группы и вести себя соответственно своему положению. Так на Востоке сохраняется семейственность, а в России — общинность. Восточный образ жизни оставляет мало места для индивидуализма. Термин «частная жизнь», так тщательно оберегаемый на Западе, здесь практически не имеет смысла. Восточные предприниматели пользуются этой особенностью своего персонала и продуманно культивируют дух патриархальной общины в фирме, сознательно поддерживая антагонизм между постоянными и внештатными работниками. Несмотря на отсутствие на Востоке свободного рынка труда в полном смысле этого слова,* западные предприниматели, приезжая туда за дешевой рабочей силой, сталкиваются с проблемой отказа людей работать на них даже за удвоенную плату. Играет роль нежелание расставаться со своей группой и теми привилегиями, которые имеются в восточной фирме (например, увеличение заработной платы за стаж, продвижение по социальной лестнице в определенном возрасте и т. п.). Есть и другие важные причины: расположение здания, соответствие предлагаемой работы и даже облика самого работодателя принципам Фэн-шуй (или гармонии) и т. п. Недаром Д. Соурд, составляя свои «заповеди для тех, кто ведет дело в Японии», третьим пунктом отметил: «Никогда не нарушайте внешнюю гармонию. Японцы считают, что сохранить гармонию важнее, чем доказать правоту или получить выгоду».19 На Востоке особое отношение к труду. Оно скорее похоже на состояние медитации. Рабочий без суеты наблюдает за снимаемой с детали стружкой, вот блеск света отразился на спиралях металла, деталь готова, она полна совершенства, пропитана состоянием, недоступным западному пониманию. Очень уместно здесь привести отрывок из труда знаменитого тибетского мыслителя Миларепы «О семи истинах» (XI в.). Он отражает суть восточного подхода к работе. Работа на ферме — лишь самонаказанье, Если работающий пренебрегает учением Будды. Для тех, кто не заботится о своей нравственности, Молитвы — лишь принятие желаемого за действительное; Для тех, кто практикует не проповедуемое, Ораторство — лишь вероломная ложь. Уберечься от неверных поступков — и грехи Убавятся сами по себе; Хорошие дела совершены — заслуга заработана. * На Востоке классификация рабочих рук происходит в основном внутри фирмы, поэтому трудящимся нелегко узнать, где именно требуется рабочая сила. Рабочие оказываются больше связанными с конкретной компанией, чем с профессией. Именно буддизм принес в мир известное изречение: «главное не результат, Из вышесказанного ясно, почему представители восточных культур являются прекрасными исполнителями очень тонких и в то же время монотонных работ— сборки микросхем, ткачества ковров и т. д. Понятно, что именно восточные люди наиболее пригодны для промышленного конвейера, сельского хозяйства, в сфере ремесленных работ и искусства. Восточные люди могут оказаться наихудшими на привычных для западного человека работах в горнодобывающей промышленности, строительстве автомобильных и железных дорог, ирригации и т. д. Это потому, что земля у восточных народов считается живым существом. Какой-нибудь горный хребет может оказаться позвоночником дракона, а поле — его брюхом. Поэтому на Востоке все работы с изменением ландшафта испокон веков ведутся после того, как свои рекомендации даст мастер Фэн-шуй (он проверяет, где можно безболезненно для дракона провести, например, дорогу), а также геоманта-астролога, который вычислит наилучшее время для проведения таких работ.20 Если же предприниматель не последует рекомендациям мастера Фэн-шуй, то он может столкнуться с ситуацией, когда все его работники будут дисциплинированно приходить на работу, но при этом сама работа будет стоять, а персонал будет почтительно отбывать время в позе сейза. Соблюдение принципов Фэн-шуй очень важно для представителя восточной культуры — работодателя, бюрократа или работника, так как они помогают достичь всего, что каждый человек может пожелать: удачного брака, здоровья, успешной карьеры, богатства, удачи, успеха в делах и т. д. Фэн-шуй учит, как наилучшим образом вписать себя и свое дело во Вселенную. Логично предположить, что исполнение принципов Фэн-шуй имело на'восточ-ном рынке труда немаловажное значение. Коллективно-патриархальное мышление налагало на выполнение этих принципов свой оттенок. Например, соблюдение правильного направления потока Ци требовало, чтобы работник как бы сливался с выпускаемым изделием с самого начала работы. При этом каждый ощущал свое единство с группой, работающей, как единый организм. В этом едином порыве группа людей чувствует, что ее действие есть часть движения Вселенной. Поэтому для восточного человека просто выпускать товар для неизвестного потребителя является нарушением общинно-патриархального Фэн-шуй: должно быть известно название изделия и потребитель — иначе нелогично свою душу, свою энергию Ци распылять на абстрактный «товар». Когда все-таки приходится смиряться с такой ситуацией (нужда, например, заставляет восточного работника наниматься к западному предпринимателю, который выпускает именно товар), то он работает, не вкладывая душу, изготавливая низкокачественный товар (который мы теперь и наблюдаем на российском рынке). Похожая ситуация наблюдается в России. А. Панченко отмечает: для русского человека большим грехом считалось сделать какую-то безымянную вещь, причем неизвестно для кого (имеется в виду абстрактный товар). Издревле на Руси считалось, что в каждое изделие работник вкладывает часть своей души. Поэтому выпускать товар, а не конкретное изделие с конкретным названием, да еще неизвестно для кого, считалось разбазариванием личной силы мастера. А так как мастер всегда являлся частью патриархальной общины, то цри выпуске просто товара он «разбазаривал» силу не только свою, но и веер общины.21 Мы затронули социокультурные аспекты взаимоотношений работник-работодатель восточного рынка труда. При этом практически не коснулись отношений государства с предпринимателями и потенциальными работниками. Данные отношения мы покажем с позиций той функции, которую несло любое государство дальне- и юго-восточное. Со времен династии Чжоу (1122-256 гг. до н. э.) императоры следили за природой для подтверждения своего права быть правителями, обладать «небесными мандатами». Такая традиция сохранилась до сих пор, так как нельзя забывать, что страны изучаемого региона и сегодня являются аграрными (кроме Японии). Императоры (ныне главы правительств) пишут ежегодные обращения к Небу от имени всей страны, прося хорошего урожая, крепкого здоровья и мира для всех подданных. Если случаются природные катаклизмы, это значит, что государство нарушило равно-| весие между Небом и Землей и, следовательно, подлежит свержению. Прямое вмеша-I тельство в социальные процессы, в частности в регулирование рынка труда, в обязанно-| сти государства не входит. Такое представление об основных функциях государства в | корне отличается от западного и российского понимания. На Западе основная функция ! государства, например, состоит в регулировании социально-экономических процессов в '< стране. Постараемся теперь выяснить, какое значение имеют для работников, работодателей и бюрократии Востока такие ценности, как власть, труд, собственность, деньги, предприимчивость. Начнем с отношения к власти.Согласно исследованиям А. С. Мартынова, для стран дальне- и юго-восточного региона власть и государство являются основными сакральными понятиями. Корни этого уходят в глубокую древность — период до возникновения буддизма. Стремление к власти не осуждается (в отличие, например, от алчности, жажды богатства и удовольствий). Способность властвовать и оказывать влияние рассматривается, как самая желаемая цель на пути этого мира. Государство, правительство, двор, бюрократия содержат харизму,* природа которой сродни религиозной. Именно поэтому государство выступает представителем сакрального в сфере земных отношений и оказывается в идеале коллективным предприятием по всеобщему спасению, а царь — внешним гарантом успеха. Отношение к труду, богатству, деньгами т. д. определяется общей экономической направленностью восточных верований и религий. Основной упор делается на степень эмоциональной зависимости и привязанности к этим факторам. Согласно восточным убеждениям, сильная привязанность тормозит развитие духа, что входит в противоречие с экзистенциальной целью существования человека. В восточной культуре нет агрессивного неприятия материальных предметов, так как в них не содержится никакой «субстанции соблазна». Если человек исключил желание обладать чем-то, то само обладание уже не опасно и не вредит совершенству. При этом материальное благополучиерасматривается как естественная награда за праведность. Удовольствия допускаются и не осуждаются, поскольку считается, что корень зла — не в них самих, а только в привязанностях к ним. Если же праведник психологически не привязан к благополучию и удовольствиям, то он их заслужил.22 Согласно концепции праведного богатства, основным принципом является идея перераспределения благ. Поэтому центр тяжести экономической концепции в этих странах падает на механизм распределения, а не производства.Попытки же оправдания частной собственности, как правило, неудачны. * Харизма — мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из массы верующих. Сама идея собственности в изучаемых странах не приветствуется, а вот богатство ценится высоко, ибо его владелец способен делать подношения монастырям и религиозным сановникам, помогать бедным соседям. Праведность — раздача собственности — отражает восточный архетип передачи и разделения заслуг между людьми. На Востоке полагают, что раздача собственности выполняет важную функцию — перераспределение кармы между всем социумом. Своеобразно на Востоке и отношение к труду. Сам он, а тем более работа, не са-крализуется. Однако считается, что с помощью труда человек может достичь особых состояний ума, способствующих совершенствованию Духа. С западной точки зрения восточный рынок труда выглядит иррациональным, поскольку его участники не приветствуют в западном понимании принцип «нарастающего производства благ». На Востоке процветает производство необходимых изделий при поддержании баланса межличностных отношений, сдерживающих индивидуальные накопления. Нерационально много производить, ибо блага индивида и общества не мыслятся в категории «успеха». Единственной целью является не личное достоинство индивидуума, а способность обменивать материальное на другие ценности — власть, связи, влияние. Предпринимательство, в отличие от западного, также не имеет особой ценности, ибо эта деятельность не только очень суетна (что мешает созерцать), но и связана с производством товара и получением прибыли, которая, возможно, будет вкладываться в расширение ненужного производства. Это может нарушить гармоническое равновесие в социуме, а следовательно, во Вселенной. Такая мысль невыносима для восточного менталитета. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |