Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 10. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС




Общая характеристика транспортного комплекса

Транспорт – это особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Транспорт удовлетворяет потребности хозяйства и населения в перевозках. Как отрасль материального производства транспорт отличается двумя особенностями.

Первая особенность транспорта состоит в том, что он продолжает по существу процесс производства в сфере общения. Производство транспортной продукции заканчивается доставкой ее к потребителю. Транспорт осуществляет многообразную связь между отраслями народного хозяйства, между регионами страны, между производством и потреблением, он связывает воедино отдельные части страны. Велика роль транспорта в развитии производительных сил, освоении новых районов, в размещении населения.

Вторая особенность связана с характером технологического процесса, с особенностями его продукции. В результате транспортного производственного процесса (перевозок) не создается нового продукта в виде особой вещи. Продукция транспорта – это само перемещение. Перемещая массу грузов, транспорт увеличивает стоимость конечного продукта на величину транспортных затрат. Отношение суммарных транспортных затрат (издержек) к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей.

Экономический потенциал транспортного комплекса определяется довольно развитой инфраструктурой, величиной фондов, долей занятых в этой отрасли и долей в ВВП, величиной транспортной работы и другими показателями. Транспортная сеть страны насчитывает свыше 87 тыс. км железных дорог общего пользования, 754 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 102 тыс. км судоходных внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний, около 1 млн. км судоходных морских линий, более 220 тыс. км магистральных нефтепроводов и газовых магистралей.

Транспортная сеть формируется в основном под влиянием социально-экономических факторов: развития и размещения хозяйства, размещения населения, людности городов, направления и мощности основных внутрирегиональных и межрегиональных транспортно-экономических связей, размещения курортных районов и крупных объектов туризма и т.д.

В транспортном комплексе занято более 4 млн человек. На его долю приходится более 11% всех основных фондов экономики, удельный вес в валовом внутреннем продукте страны составляет порядка 10%. На долю пассажирского транспорта приходится 28% общего объема услуг, оказываемых населению.

Работа транспорта измеряется величиной грузооборота (т/км) и пассажирооборота (произведение перевезенных грузов или пассажиров на расстояние), объемом перевозок грузов и пассажиров. На величину и структуру грузооборота оказывают влияние уровень развития экономики, размещение производства и потребления, уровень концентрации производства, освоение новых природных ресурсов, специализация регионов, размещение сырьевых и металлургических баз и т.д. Величина пассажирооборота в основном зависит от уровня жизни населения, дальности поездок, подвижности и структуры населения и т.д.

Определенному типу района соответствует своя структура грузовых перевозок, а географические особенности районов определяют преобладающие виды транспорта.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный, электронный. Каждый вид транспорта имеет свою специфику, но для обеспечения работы народного хозяйства страны они должны быть взаимосвязаны, работать согласованно. Согласованная работа различных видов транспорта обеспечивается общими технологическими устройствами, организацией и развитием смешанных перевозок, их контейнеризацией..

Соотношение между различными видами транспорта складывается исторически и зависит от условий развития страны и ее регионов, природных и экономических условий.

 

Основные виды транспорта

Важнейшим видом транспорта в России является железнодорожный.

Преимущественное развитие железнодорожного транспорта связано с особенностями географического положения страны (большая протяженность с запада на восток), технико-экономическими преимуществами этого вида, характером экономических связей между регионами, своеобразием направления речных систем, регулярностью и постоянностью движения.

Железнодорожный транспорт в России начал фактически развиваться с середины XIX в., когда была построена (в 1851 г.) дорога Санкт-Петербург – Москва (до этого с 1837 г. существовала небольшая дорога Санкт-Петербург – Павловск, не имевшая хозяйственного значения). В формировании железнодорожной сети в России выделяется несколько этапов. В XIX в. строительство осуществлялось по радиальным направлениям от Москвы на Нижний Новгород, Саратов, Ярославль, Воронеж. Для обеспечения хлебом Центра и связи его с Югом была построена линия Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Запорожье – Симферополь – Севастополь. Для вывоза хлеба за границу через порты Балтийского, а затем и Черного моря были построены ряд магистралей с Поволжья (Сызрань – Пенза – Ряжск – Калуга – Вязьма; Рига – Смоленск – Брянск – Орел – Грязи – Поворино – Волгоград и др.), важное значение имело соединение Центра с Уралом.

Позже железнодорожная сеть связала европейскую часть России с Кавказом, Сибирью, Средней Азией. В 1906 г. было создано сплошное соединение Транссибирской магистрали. К началу Первой мировой войны в России была создана железнодорожная сеть длиной в 70,2 тыс. км (в границах дореволюционной России). В советский период железнодорожное строительство приобрело большой размах. Еще во время Великой Отечественной войны (1942 г.) вступила в строй Северо-Печорская магистраль (Котлас – Воркута) для выхода углей Печорского бассейна.

С целью разгрузки Транссибирской магистрали и улучшения связей в послевоенный период были построены Южносибирская магистраль (Магнитогорск – Астана (Целиноград) – Павлодар – Барнаул – Новокузнецк – Абакан) и Среднесибирская магистраль (Челябинск – Кустанай – Кокчетав – Камень-на-Оби) [6].

Освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири вызвало строительство железнодорожной линии Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) дала новый выход к Тихому океану (по линии Усть-Кут – Тында – Комсомольск-на-Амуре). Ответвление от Тынды идет на Якутск. За советский период были построены многочисленные линии, создающие дополнительные выходы, исправляющие ряд направлений и сокращающие расстояния.

В последние годы железнодорожное строительство продолжилось. В Астраханской области вступила в строй железнодорожная ветка до порта Оля, которая замкнула российскую часть Международного транспортного коридора (Европа – Россия – Иран – Индия). Ведется строительство важных небольших веток Чара – Чина, Улаг – Эльга (Забайкальский край и Амурская область) к месторождениям полезных ископаемых.

Для интенсивного природо- и недропользования Крайнего Севера, обеспечения доступа к новым запасам углеводородного сырья строятся линии:

Обская-Бованенково. Предназначена для освоения месторождений углеводородного сырья, расположенных на полуострове Ямал. В дальнейшем предстоит построить здесь несколько ответвлений – на Новый Порт и Харасавай, позволяющих обеспечить выход к портам Северного морского пути.

– Обская-Полуночное. Новая железная дорога предназначена для транспортного обеспечения промышленного освоения и эксплуатации рудных, угольных месторождений и месторождений углеводородов Полярного и Приполярного Урала и прилегающих к ним территорий.

– Достройка и восстановление участка железной дороги Обская – Салехард – Надым (400 км). Предназначается для транспортного обеспечения промышленного освоения и эксплуатации месторождений углеводородов ЯНАО и Приполярного Урала и в перспективе рудных, угольных месторождений Севера Красноярского края.

– Достройка и восстановление железнодорожной линии Коротчаево – Игарка (500 км). Предназначена для освоения рудных, угольных и углеводородных месторождений северо-восточной части Уральского федерального округа с перспективой выхода на Дудинку и Норильск.

В настоящее время значительная часть железных дорог электрифицирована.

Железнодорожный транспорт занимает первое место в перевозке грузов и второе – в грузообороте. Доля железнодорожного транспорта в перевозках составляет 41%, в грузообороте – 42%. Из нескольких сот видов грузов основную работу транспорт осуществляет по перевозке нескольких видов: угля, нефти, нефтепродуктов, лесных, хлебных, минеральных строительных материалов, руд и черных металлов [1].

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Для перевозок внутри страны он используется незначительно. Исключение составляет поставка грузов северным районам Северным морским путем. На долю морского транспорта приходится 1% всего грузооборота.

Черноморско-Азовский бассейн до распада СССР занимал первое место по размеру грузооборота и перевозкам пассажиров. В настоящее время наиболее крупным портом в этом бассейне является Новороссийск, который специализируется на следующих видах грузов: цемент, удобрения, прокат, чугун, трубы, нефть, зерно и т.д. В порту Новороссийск построены контейнерно-зерновой комплекс, глубоководный нефтепричал и другие объекты. Другими портами бассейна являются нефтепорт Туапсе, Геленджик, Сочи, Темрюк, Таганрог, крымские порты, где проведены работы по пропускной способности. Создается новый порт Кавказ.

Дальневосточный бассейн – самый большой по площади и по грузообороту. Морские пути для многих районов Дальнего Востока являются основным видом сообщения. Каботажные перевозки осуществляются портами Приморья, Камчатки, Охотского и Чукотского побережий. Порты бассейна ориентированы на перевозки и связи со странами Юго-Восточной, Восточной Азии, США, Канады, Австралии. Наиболее крупными портами являются Владивосток, Восточный, Находка, Ванино, Посьет, специализирующиеся на генеральных грузах, металлах, лесе, угле, пиломатериалах и т.д. В портах бассейна ведется большая работа по их модернизации, строительству новых объектов. В их числе в порту Восточный комплекс для отгрузки на экспорт калийной соли, минеральных грузов; лесных и контейнерных терминалов. На Сахалине (порт Корсаков) построен угольный и первый в стране причал для отгрузки сжиженного газа; построен нефтепорт Де-Кастри.

Балтийский бассейн. Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлена как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

В порту Санкт-Петербург построен контейнерный терминал мощностью 1,5 млн т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала: образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей, реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5 млн т нефтепродуктов в год.

Основной порт на Балтийском море – Санкт-Петербург – технически хорошо оснащен. В последние годы расширены портовые сооружения для увеличения пропускной способности. Через Санкт-Петербургский порт идут в основном прокат, сталь, различное оборудование. Калининград и Выборг – многопрофильные порты.

Выполнены технико-экономические проработки развития порта Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн т.

Однако самыми крупными объектами в Балтийском бассейне являются три новых порта на побережье Финского залива: порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн т).

Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Причальный фронт составляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью 16,5–40 тыс. т.

Построен новый морской порт в районе Усть-Луги, расположенного в юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.

Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга.

Перегрузка сырой нефти через этот порт осуществляется по единой Балтийской трубопроводной системе от поселка Харьяга (Республика Коми) до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов в направлении Уса – Ухта – Ярославль – Кириши, вновь строящихся участков этой системы и нефтеналивного терминала портового комплекса.

В Северный бассейн входят Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря. Условия мореплавания суровые, большую часть года восточные моря покрыты льдом, исключение составляет юго-запад Баренцева моря. С Северным бассейном связан Северный морской путь, служащий важной транспортной артерией для снабжения районов Крайнего Севера. Основными портами бассейна являются незамерзающий порт Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Дудинка, Игарка, Тикси и другие, специализирующиеся на лесных грузах, апатитовых и железорудных концентратах, оборудовании и других разнообразных, необходимых для жизнедеятельности населения и развития районов Крайнего Севера грузах.

Каспийский бассейн осуществляет связи России с бывшими республиками СССР (Казахстан, Туркмения, Азербайджан) и Ираном. Основные виды грузов – лес, хлопок, нефтяные грузы и т.д. Основные порты – Махачкала, Астрахань и новый порт в поселке Оля.

Для технического переоснащения морского флота в стране принята Федеральная программа «Возрождение торгового флота России». В результате реализации этой программы морской торговый флот будет существенно обновлен и пополнен.

Речной транспорт – один из самых старых по времени. В настоящее время на него приходится 1,6% общего грузооборота. Главные недостатки речного транспорта – сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, низкая скорость движения. Основная часть грузов речного транспорта состоит из минерально-строительных материалов, леса, нефти, а также сезонных грузов – зерна, овощей, фруктов, бахчевых.

За советские годы были построены гидротехнические сооружения (Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донской, канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь и др.), позволяющие соединить речные системы европейской части России в единую речную систему.

Наибольшее транспортное значение имеет Волго-Камский речной бассейн, на него приходится 2/3 грузооборота речного транспорта. Вторым по грузообороту речным бассейном является бассейн рек Северного и Северно-Западного районов. Реки Северная Двина, Печора с притоками, Нева, Свирь связаны с водными путями Волжского бассейна.

Особенно велика роль речного транспорта в восточных районах страны, где недостаточно развит сухопутный транспорт. Сибирские и дальневосточные реки – Обь с Иртышом, Енисей, Лена с притоками Яна, Индигирка, Колыма, Амур, о. Байкал – играют важное значение в снабжении развивающихся районов и населения народно-хозяйственными и потребительскими грузами. Их роль возросла с освоением Северного морского пути.

Автомобильный транспорт начал развиваться в послереволюционный период. В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится около 1% грузооборота и значительная часть перевозки грузов. Автомобильный транспорт отличается большой маневренностью, возможностью быстрой доставки грузов «от двери до двери», то есть непосредственно от производителя к потребителю. Среднее расстояние перевозок автомобильным транспортом в последние годы уменьшилось и составило 30 км.

Велика роль автомобильного транспорта в местных перевозках сельскохозяйственных, строительных, потребительских грузов, перевозках пассажиров. Автомобильные дороги с твердым покрытием в настоящее время связывают между собой практически все регионы России, за исключением отдельных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Наиболее густая автомобильная сеть сформировалась в европейской части страны. Важнейшие автомобильные дороги отходят от Москвы: Москва – Смоленск – Минск; Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Воронеж – Ростов; Москва – Орел – Курск – Белгород; Москва – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Забайкальск; Москва – Тамбов – Волгоград; Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа и др. В восточных районах страны важнейшей автомобильной дорогой является Якутск – Нерюнгри – Невер, связывающая Якутию с БАМ и Транссибирской магистралью Якутск – Магадан, играющая исключительно важную роль в перевозке грузов с побережья во внутренние районы Магаданской области и Якутии. Продолжаетсястроительство автомобильных дорог с твердым покрытием Чита – Владивосток, Тюмень – Урай – Агириш – Салехард и Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Томск.

Трубопроводный транспорт по величине грузооборота занимает первое место. Протяженность магистральных трубопроводов составляет 220 тыс. км. Основная их часть приходится на газопроводы. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ.

Основная сеть нефте- и газопроводов сформировалась в советский период из районов добычи в основном в европейскую часть страны и за рубеж.

Наиболее крупные нефтепроводы «Дружба» из Поволжья (Альметьевск) в Восточную Европу; Сургут – Иркутск. В 2006 г. построена Балтийская трубопроводная система (Коми – Приморск), строится Восточный нефтепровод (Тайшет – Сковородино – Находка) с ответвлением на китайский город Дацин.

Наиболее крупными газопроводами являются: Уренгой – Ухта – Москва – Псков – Рига, Новгород – Санкт-Петербург – Таллин – Смоленск – Минск – Брест; Уренгой – Помары – Ужгород – Европа; Уренгой – Пермь – Нижний Новгород – Москва и др. В ноябре 2005 г. торжественно открыт газопровод «Голубой поток» Ямал – Джугба – Черное море – Самсун (Турция). Закончено строительство газопровода из Западной Сибири по дну Балтийского моря – «Северный поток».

Авиационный транспорт перевозит срочные, скоропортящиеся грузы, но основная его специализация состоит в перевозке пассажиров на дальние расстояния. Авиалинии охватывают перевозками почти все районы страны и значительные международные сообщения.

Авиационный транспорт России имеет разветвленную сеть международных, внутренних – транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Моск­ва, на долю которой приходится более 30% всех отправ­лений пассажиров воздушным транспортом страны. Мос­ква соединена более чем с 80 государствами мира, со сто­лицами всех стран СНГ, административными центрами и крупными городами республик, краев и областей Россий­ской Федерации [1].

На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно основным направлениям же­лезных дорог) особенно крупномасштабны перевозки пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, в восточном на­правлении – в Сибирь и на Дальний Восток (Москва – Иркутск – Хабаровск – Владивосток) и на курорты юга (Москва – Адлер, Москва – Минеральные Воды).

Кроме Москвы крупными авиатранспортными узла­ми являются Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатерин­бург, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сочи, Тюмень, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Ха­баровск, Владивосток. Они имеют воздушные сообще­ния со многими районами и центрами страны. Большое число пассажиров перевозится на местных воз­душных линиях, особенно в районах со слабым развитием других видов транспорта – в Сибирь и на Дальний Восток.

За последние годы перевозки авиационным транспортом значительно снизились из-за высоких тарифов, низкой покупательной способности населения. Авиационный транспорт нуждается в обновлении парка воздушных судов, реконструкции и технологическом переоснащении федеральных и местных

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем состоят особенности транспорта как отрасли материального производства?

2. Каковы основные технико-экономические особенности сухопутных (железнодорожного и автомобильного), водных (морского и речного), трубопроводного и воздушного видов транспорта?

4. Почему в перевозках грузов первое место занимает железнодорожный, а в грузообороте трубопроводный транспорт?

5. Почему в настоящее время по величине грузооборота первое место занимает Дальневосточный морской бассейн?

6. Почему Москву называют портом пяти морей?

7. Какие виды грузов преобладают на авиационном транспорте?

8. Где расположены крупнейшие авиационные узлы страны?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...