Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Региональная структура России




Экономическое районирование представляет собой процесс определения границ объективно существующих хозяйственно целостных частей страны. Эти хозяйственно целостные части отличаются друг от друга историческими, природными, этнодемографическими, социальными, экономическими особенностями. Задача науки состоит в объективном обосновании границ районов.

Экономическое районирование, являясь составной частью региональной экономики, носит исторический характер вследствие изменения значения во времени районообразующих факторов, динамичности развития производительных сил, усложнения и углубления территориального разделения труда [10].

В последние годы практическое использование получила трехчленная таксономия экономических районов, и современное экономическое районирование России включает три основных звена: крупные экономические районы (макрорегионы); районы среднего звена – национальные и административные экономические районы (мезорегионы); низовые экономические районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы (микрорегионы) [7].

Наиболее крупными из макрорегионов являются экономические зоны, представляющие собой группы укрупненных районов, предназначенные для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений. Укрупненные районы формируются в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

В России выделяют две экономические зоны: Западную и Восточную.В Западной зоне выделяются четыре укрупненных района: Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района: Сибирь и Дальний Восток. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Восточная зона как основная ресурсно-энергетическая база страны и в перспективе сохранит приоритет в разработке лесных ресурсов, дальнейшем развитии энерго- и водоемких отраслей промышленности. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс.

Основным звеном в системе макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых представляет собой целостную территориальную часть хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. Рассматривается 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградская область. Крым не включен в состав ни одного экономического района.

Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский). На базе экономических районов сегодня образовано восемь региональных ассоциаций, фактически представляющих новую форму экономической интеграции: Северо-Запад, Центральная Россия, Черноземье, ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, Большая Волга, Уральская, Сибирское соглашение, Дальневосточная ассоциация.

Мезорегионы представляют собой республики, края, об-ласти. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченным составом отраслей и экономическими связями. Эти республики, края и области образованы с учетом не только национального единства, но и целостности как хозяйственных комплексов в системе общественного территориального разделения труда. На практике среди мезорегионов выделяют экономические подрайоны (группы небольших республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями.

Микрорайоны – это сельские и городские административные районы (всего их порядка 4 тыс.), города, небольшие автономии, представляющие собой первичные территориальные звенья региональной структуре хозяйства страны.

Россия – уникальная страна во многих отношениях. Сохранение этой уникальности, дальнейшее развитие России по пути строительства рыночной экономики, сохранение и укрепление страны как единого федеративного государства требуют проведения соответствующей региональной политики. Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны.

Региональная политика – это комплекс законодательных, административных, экономических, социальных и природоохранных мероприятий, направленных на более рациональное размещение производительных сил и выравнивание уровней жизни людей, это взаимоотношения центральной власти с регионами на различных этапах развития страны.

Главными задачами региональной политики в стране в настоящее время являются стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России на мировой арене и ее роли в международном разделении труда.

С целью реализации этих задач необходимо осуществить следующие мероприятия:

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;

- формирование во всех регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала;

- сокращение глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

- создание социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов;

- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом;

- оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, депрессивным регионам, субъектам РФ высоким уровнем безработицы и демографических проблем;

- разработка и реализация политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования (Север, Арктика, Дальний Восток).

В результате совокупного действия исторической региональной дифференциации в настоящее время большая часть территории России представляет собой проблемные регионы. Выделяют следующие основные типы проблемных регионов: 1) слаборазвитые (традиционно отсталые) регионы, хронически отстающие от среднероссийского уровня (больше половины всех республик – Тыва, Мордовия, Марий Эл, Алтай, се-верокавказские республики), ряд областей европейской части; 2) депрессивные – характеризуются наиболее глубоким спадом производства. Сюда относятся, в частности, регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие инвестиционный спрос; 3) экологически опасные – регионы, испытывающие последствия различных природных и техногенных катастроф: Мурманская, Кемеровская, Челябинская области и др.; 4) приграничные (новые) регионы, в которых необходимо создать пограничную и таможенную инфраструктуру (субъекты РФ, граничащие со странами СНГ, а также свободные экономические зоны).

Главной задачей современной региональной политики является недопущение социальных конфликтов в аграрных регионах с перенаселением и экономической депрессивностью. Такими отсталыми регионами являются в первую очередь национальные образования – Республики Калмыкия, Дагестан, Тыва, Бурятия, Ингушетия, а также районы Крайнего Севера, отличающиеся экстремальными природными условиями.

При исследовании регионов важной задачей является понимание современной экономической ситуации в них. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в социально-экономическом развитии страны, развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Вместе с тем при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, укрепление общероссийского рынка вместе с развитием региональных рынков.

Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. Это относится в первую очередь к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к наиболее экономически отсталым регионам и регионам с экстремальными природными условиями.

Государственное регулирование хозяйства дает возможность частично устранить возникающие диспропорции в экономической и социальной структуре регионов. Предпосылкой совершенствования территориального развития и регионального управления экономикой служит экономическое районирование. Наделение собственностью регионов, а также гарантия единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, населения, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности являются важнейшими предпосылками развития регионов, повышения уровня жизни проживающего на их территории населения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...