Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Центрально-Черноземный экономический район




Состав:Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

Экономико-географическое положение. Район имеет небольшую территорию 167 тыс. км2 и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским экономическими районами и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, тaк и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП. Наличие крупных месторождений полезных ископаемых (железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Природные условия и природные ресурсы. Климат – умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Рельеф – равнинный. Здесь сосредоточены значительные массивы черноземных почв. Но большая часть территории испытывает недостаток водных ресурсов. Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) – около 40 млрд т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа достигает 60%. Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных ресурсов нет.

Население.Средняя плотность населения – 47 человек на 1 км2. Район складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации – 62%. Район мононационален.

Хозяйство.Главные черты хозяйства обусловлены удобным ЭГП, наличием трудовых ресурсов, богатством рудных месторождений, благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. Специализация района определяется преимущественным развитием металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а также высокоразвитым сельским хозяйством.

Горнорудная промышленность (добыча железной руды – Курская магнитная аномалия) служит базой для развития черной металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и комбинат бездоменного производства металла в Старом Осколе. Машиностроение района специализируется на производстве горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой, цементной промышленности.

Промышленные предприятия размещаются в крупных городах – Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске сосредоточено точное машиностроение; в Белгороде – металлоемкое машиностроение, производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод.

Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы (отходы черной металлургии) используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.

Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине.

Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы.

Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращивают преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами.

Животноводство имеет, главным образом, мясомолочное направление. Разводят крупнорогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство.

Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса. Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС – Курская и Нововоронежская.

Транспорт.Транспортная система достаточно развита. Она представлена как железнодорожным, автомобильным, воздушным, так и трубопроводным транспортом. Основная часть железных дорог входит в состав Юго-Восточной железной дороги, небольшие участки – в Куйбышевскую и Приволжскую. По территории региона проходит автострада общероссийского значения Москва–Волгоград–Астрахань (Москва–«Каспий»), Москва–Новороссийск. По территории региона проходят четыре газопровода: Саратов–Москва, Средняя Азия–Центр, Уренгой– Елец, и Уренгой–Помары–Ужгород [4].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...