Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отраслевой состав машиностроительного комплекса




Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением тепла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, другого оборудования. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

1. Урал (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Орск и др.).

2. Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске).

3. Санкт-Петербург – исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод «Электросила», выпускающий турбогенераторы); новые центры, связанные с производством оборудования для АЭС (Подольск, Волгодонск и др.).

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются
на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей.

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится  в  Центральном районе  (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань), литейные машины – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.

Производство крупного энергетическогооборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дает Северо-Западный район. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции – Санкт-Петербург. В этом районе и центрах сложилась специализация по выпуску определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС [11].

Энергетическое оборудование производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул), мощные дизели для судов выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций – в Балаково, Пензе, Коломне. Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Сибири (Новосибирск), Центре (Коломна, Иваново, Воронеж) и других регионах.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны (Западно-Сибирский – Прокопьевск; Уральский – Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский – Черемхово). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, локомотиво- и вагоностроение, судостроение и авиастроение.

На размещение автомобильной промышленности повлияли квалифицированные кадры и научно-техническая инфраструктура, удобство организации связей по кооперированию.

В России автомобильная промышленность стала развиваться со строительством заводов в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле. В настоящее время основными центрами автомобилестроения выступают Тольятти («ВАЗ»), в котором производится подавляющая часть легковых автомобилей («Жигули» различных модификаций), Нижний Новгород, Москва (производятся и легковые, и грузовые автомобили), Набережные Челны, Ижевск, Миасс, Ульяновск. Производство автобусов сосредоточено в Ликино-Дулево (Московская область), Кургане. Центрами автомобильной промышленности становятся Серпухов, Санкт-Петербург, Елабуга, Калуга, Нальчик и другие города.

Авиационная промышленность производит различные типы и классы летательных аппаратов. Несмотря на имеющиеся сложности, авиапромышленность России не утратила своего лидирующего положения в мире. Отрасль опережает другие развитые страны в разработке многих моделей, в технических решениях. В России созданы и ставятся на поток самолеты и вертолеты, аналогов которым в мире нет. Особенно это относится к боевой технике. Фирмы «Миля» и «Камова» создали замечательные боевые вертолеты «МИ-28», «МИ-24», «К-50» («Черная акула»), К-52 («Аллигатор»). В России разработаны и производятся самолеты различного гражданского назначения. К их числу относится самолет-амфибия «Б-200» для МЧС, ТУ-204, ТУ-334 и др.

В авиапромышленности и на рынке данной продукции ведущее положение занимает авиастроительная корпорация.

Основные центры авиационной промышленности – Москва, Смоленск, Воронеж, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Ульяновск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск, Омск, Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев.

Локомотивостроение исторически возникло в Центральном районе, где начала складываться железнодорожная сеть. Впоследствии оно продвинулось в другие районы. Основными центрами производства тепловозов являются Брянск, Коломна, Людиново, Калуга, Муром, электровозов – Новочеркасск, Коломна.

Вагоностроение в зависимости от назначения вагонов ориентируется на металлургические базы, лесные районы, квалифицированные кадры. Грузовые вагоны производят в Нижнем Тагиле, Усть-Катаве, Новоалтайске, Абакане, пассажирские
вагоны выпускают в Санкт-Петербурге, Твери, Мытищах,
Брянске, Демехово.

Судостроение – одна из старейших отраслей машиностроения. Предприятия судостроения размещаются на побережьях морей, на крупных реках. Крупнейшим центром судостроения является Санкт-Петербург, на предприятиях которого строят как гражданские суда, включая ледоколы с атомными двигателями, так и военные. Крупными центрами речного судостроения выступают Нижний Новгород, Рыбинск, Тюмень, Пермь, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Морское судостроение, кроме Санкт-Петербурга, развито в Мурманске, Архангельске. Аналогично авиастроительной создана судостроительная корпорация.

При размещении предприятий сельскохозяйственного машиностроения учитывается специализация сельского хозяйства, удаленность от металлургических баз.

Тракторостроение тяготеет к основным сельскохозяйственным районам и металлургическим центрам. Первые тракторные заводы были построены в Челябинске и Волгограде, а затем в Липецке, Владимире, Рубцовске (Алтайский край). Производство мощных тракторов на колесном ходу было организовано в Санкт-Петербурге. Тракторные заводы имеются в Петрозаводске (для лесной промышленности) и в Чебоксарах.

Наиболее крупным центром по производству зерноуборочных комбайнов является Ростов-на-Дону. Зерноуборочные комбайны производят также в Красноярске, Таганроге, Туле, Орле, картофелеуборочные – в Рязани, льноуборочные – в Бежецке (Тверская область). Другая сельскохозяйственная техника производится в различных центрах (Ростов-на-Дону, Воронеж, Курган, Омск и др.) с учетом природных условий и специализации сельского хозяйства.

Станкостроение и инструментальная промышленность.С развитием частной собственности, фермерского хозяйства перед машиностроением стоит задача производства новых видов техники для сравнительно небольших хозяйств.

Производство станков, кузнечно-прессового оборудования и инструментов является одной из важных подотраслей машиностроения. Станкостроение размещено по территории страны относительно равномерно. Практически в каждом регионе осуществляется выпуск тех или иных видов изделий данной подотрасли. Вместе с тем большим развитием станкостроения выделяются Центральный, Поволжский, Уральский, Центрально-Черноземный районы. Крупными центрами станкостроения являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск, Самара и др.

Электротехническая промышленность.Приборостроение, производство средств связи, электроника в основном ориентируются на районы высокой технологической культуры.

В современном мире практически в любой области жизни необходимы быстрота, точность, надежность. Состояние этих качеств определяет экономическое развитие страны, которое невозможно без быстрого и надежного обмена информацией. Этому помогают электронные системы.

В России в начале 60-х гг. была создана сеть НИИ и экспериментальных заводов электроники. В настоящее время, несмотря на сложности, работают признанные научные центры и порядка тысячи предприятий. Номенклатура изделий электронной промышленности чрезвычайно обширна.

Ведущее место в разработке и производстве продукции электроники принадлежит Центральному району. Развита эта отрасль в Северо-Западном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском районах.

К числу важнейших отраслей относится производство товаров народного потребления длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины, магнитофоны, видеомагнитофоны, швейные бытовые машины, радиоприемные устройства, часы, мотоциклы, пылесосы, кухонная техника и т.д.). Номенклатура изделий товаров длительного пользования, связанная с машиностроительным комплексом, чрезвычайно обширна. В размещении их производства наблюдается особенность. Эта особенность состоит в том, что многие изделия производятся в отраслях тяжелой индустрии и на предприятиях ВПК. Производство товаров длительного пользования отличается также высокой территориальной концентрацией.

Основными центрами их производства являются Липецк, Орск, Красноярск, Рязань, Смоленск, Саратов.

 




Контрольные вопросы

 

1. Каково значение машиностроения для современной экономики и каковы его межотраслевые связи?

2. Каким образом специализация и кооперирование производства оказывают влияния на размещение предприятий машиностроительного комплекса?

3. Каким образом классифицируют отрасли машиностроения в зависимости от особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса?

4. Какие отрасли входят в состав тяжелого машиностроения? Каковы основные факторы их размещения?

5. Каковы особенности сельскохозяйственного машиностроения?

6. К какой группе отраслей в составе машиностроения относится локомотиво- и вагоностроение?

7. С чем связано размещение автомобильных и авиационных предприятий в основном в Поволжье и Центральном Федеральном округе?

8. Какие из отраслей машиностроения являются наиболее материалоемкими, а какие отрасли относятся к наукоемким?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...