Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
Профессиональная экспертиза деятельности педагога-психолога и психологических служб образовательных учреждений занимает важное место в целостной системе управления деятельностью психологической службы образования. Экспертиза является одним из наиболее действенных способов повышения качества работы практических психологов, так как экспертной деятельности сопутствуют: • поддержка специалистов высокого класса, творческой администрации, инновационных разработок и т. п.; • консультирование по сложным вопросам; 321 • психологическое просвещение и профилактика по профессиональным проблемам; • стимулирование специалистов недостаточной квалификации к повышению профессионального уровня и др. Процедура экспертизы предполагает комплексную оценку уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и деятельности психологической службы на основе критериев, определенных с учетом типа и вида учреждения, в котором работает специалист, психологическая служба. Целью экспертной оценки является оптимизация и совершенствование подходов к организации Службы практической психологии образования с ориентацией на развитие личности и ее индивидуальности; создание гибкой системы управления качеством деятельности психологической службы и педагога-психолога для наиболее полного удовлетворения личностных и образовательных запросов. Задачами экспертной оценки являются целенаправленное повышение профессионального уровня педагогов-психологов; повышение эффективности их деятельности как специалистов, так и Службы в целом, создание условий для самореализации, раскрытия творческого потенциала; поддержка всех специалистов Службы. Экспертная комиссия, ее состав. Требования к эксперту, осуществляющему профессиональную экспертизу Состав и сроки деятельности экспертной комиссии закрепляются в приказе вышестоящей организации. Для проведения экспертизы создается экспертная комиссия из высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт проведения экспертизы. В состав экспертной комиссии входят: • председатель экспертной комиссии; • заместитель председателя; • секретарь; • члены комиссии (методисты-психологи). При необходимости в состав экспертной комиссии приглашается дополнительный состав (членство) в зависимости от его профессиональной специализации. Следует учитывать, что, кроме высокой квалификации эксперт должен обладать специальными навыками проведения дани вида работы. 322 Анкета эксперта
323 Критерии экспертизы профессиональной деятельности педагога-психолога, психологической службы образовательных учреждений всех типов и видов1 Критерии профессиональной экспертизы и оценки профессиональной деятельности педагога-психолога и психологической службы, являясь принципиально общими для образовательных учреждений всех типов и видов, конкретизируются применительно к специфике того учреждения образования, в котором проводится экспертиза. Экспертная комиссия оценивает, с одной стороны, деятельность психологической службы данного образовательного учреждения, а с другой — профессиональную деятельность педагога-психолога (или педагогов-психологов в случае, если в состав службы входят несколько специалистов). Необходимость такого подхода обусловлена тем, что эффективность деятельности психологической службы в целом и отдельного педагога-психолога не находятся в прямой зависимости друг от друга. Например, в хорошо структурированной и эффективной психологической службе конкретного учреждения может работать недостаточно квалифицированный специалист. Возможна и обратная ситуация: высокий профессиональный уровень педагога-психолога оказывается невостребованным данной психологической службой. В такого рода случаях рекомендации экспертной комиссии носят дифференцированный характер. Таким образом, процедура профессиональной экспертизы деятельности педагога-психолога и психологической службы образовательных учреждений включает в себя дифференцированный анализ и оценивание, с одной стороны, деятельности службы в целом, а с другой — отдельных педагогов-психологов, работающих в рамках данной службы. Это обусловливает необходимость использования двух соответствующих критериальных блоков: 1) критерии профессиональной экспертизы деятельности психологической службы образовательных учреждений; 2) критерии профессиональной экспертизы деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. Более подробно содержание основных критериев представлено в «Разъяснениях к критериям экспертизы». 324 1. Критерии профессиональной экспертизы деятельности психологической службы образовательных учреждений 1.1. Соответствие деятельности психологической службы образовательного учреждения Положению опсихологической службе образования. 1.2. Место и роль психологической службы в общей концепции общеобразовательного учреждения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) представленность места и роли психологической службы в документации, отражающей концепцию и деятельность данного образовательного учреждения; 2) соответствие отраженных в документах направлений деятельности службы (их содержания, разнообразия) концепции образовательного учреждения; 3) соответствие реальной деятельности психологической службы концепции образовательного учреждения. 1.3. Структура психологической службы образовательного учреждения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) кадровый состав; 2) квалификационные характеристики (базовое образование, разряд, повышение квалификации); 3) функциональные обязанности сотрудников психологической службы; 4) взаимодействие педагогов-психологов с другими специалистами (логопед, социальный педагог, медицинская служба, омбудсмен и др.). 1.4. Документация психологической службы образовательного учреждения. Экспертной оценке подлежит наличие нормативно-правовой документации (Закон об образовании, Положение о психологической службе образования, должностные инструкции) и состояние рабочей документации (план работы службы, журнал обращений, аналитические отчеты и т. п.). 1.5. Кабинет психологической службы образовательного учреждения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) наличие необходимого оборудования для разных видов психологической работы; 2) организация рабочего пространства кабинета, отвечающая целям и задачам работы службы; 3) оформление кабинета; 4) наличие информации о режиме работы психологической службы данного учреждения; 5) эффективность использования кабинета психологической службы. 1.6. Методическая оснащенность деятельности службы. 1.7. Оценка эффективности деятельности психологической службы образовательного учреждения. 325 Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) «внутренняя экспертиза» (оценка деятельности службы администрацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.); 2) востребованность службы (число и разнообразие обращений, участие психологов в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психологов во внеучебную жизнь школьников). 1.8. Научно-методическая деятельность психологической службы образовательного учреждения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) сотрудничество с научными, научно-методическими и образовательными учреждениями; 2) участие в реализации экспериментальных и инновационных программ; 3) методическая работа на муниципальном, окружном, городском и пр. уровнях (проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, участие в конференциях и профессиональных конкурсах). 2. Критерии профессиональной экспертизы деятельности педагога-психолога образовательного учреждения 2.1. Понимание педагогом-психологом своих профессиональных целей и задач в контексте общей концепции образовательного учреждения. 2.2. Документация педагога-психолога. Экспертной оценке подлежит наличие нормативно-правовой документации (Закон об образовании, Положение о психологической службе образования, должностные инструкции) и состояние рабочей документации (план работы службы, индивидуальный план работы, журнал обращений, аналитические отчеты и т. п.). 2.3. Уровень профессиональной подготовки. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) базовое образование; 2) квалификационная категория, разряд по ETC; 3) повышение квалификации. 2.4. Реальный уровень профессионального мастерства педагога-психолога образовательного учебного заведения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) умение точно определять цель работы, прогнозировать промежуточные и окончательные результаты; 2) умение выделить психологическую составляющую решаемых практических проблем; 3) владение навыками психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и развивающей работы; 4) умение четко определять границы своей профессиональной компетентности; 326 5) умение решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей (педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами и пр.). 2.5. Эффективность работы педагога-психолога среднего общеобразовательного учебного заведения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) «внутренняя экспертиза» (оценка деятельности педагога-психолога администрацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.); 2) востребованность деятельности педагога-психолога (число и разнообразие обращений, участие психолога в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психолога во внеучебную жизнь школьников). 2.6. Инновационная деятельность педагога-психолога. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) участие в экспериментальных и инновационных проектах; 2) наличие авторских программ и методических разработок; 3) научные и научно-популярные публикации. Схемы экспертной оценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |