Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ




Профессиональная экспертиза деятельности педагога-психолога и психологических служб образовательных учреждений занимает важное место в целостной системе управления деятельностью психологической службы образования.

Экспертиза является одним из наиболее действенных способов повышения качества работы практических психологов, так как экспертной деятельности сопутствуют:

• поддержка специалистов высокого класса, творческой администрации, инновационных разработок и т. п.;

• консультирование по сложным вопросам;

321

• психологическое просвещение и профилактика по профессио­нальным проблемам;

• стимулирование специалистов недостаточной квалификации к по­вышению профессионального уровня и др.

Процедура экспертизы предполагает комплексную оценку уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и деятельности пси­хологической службы на основе критериев, определенных с учетом типа и вида учреждения, в котором работает специалист, психологи­ческая служба.

Целью экспертной оценки является оптимизация и совершенст­вование подходов к организации Службы практической психологии образования с ориентацией на развитие личности и ее индивидуаль­ности; создание гибкой системы управления качеством деятельности психологической службы и педагога-психолога для наиболее полного удовлетворения личностных и образовательных запросов.

Задачами экспертной оценки являются целенаправленное повы­шение профессионального уровня педагогов-психологов; повышение эффективности их деятельности как специалистов, так и Службы в це­лом, создание условий для самореализации, раскрытия творческого потенциала; поддержка всех специалистов Службы.

Экспертная комиссия, ее состав. Требования к эксперту, осуществляющему профессиональную экспертизу

Состав и сроки деятельности экспертной комиссии закрепляются в приказе вышестоящей организации. Для проведения экспертизы соз­дается экспертная комиссия из высококвалифицированных специали­стов, имеющих опыт проведения экспертизы.

В состав экспертной комиссии входят:

• председатель экспертной комиссии;

• заместитель председателя;

• секретарь;

• члены комиссии (методисты-психологи).

При необходимости в состав экспертной комиссии приглашается до­полнительный состав (членство) в зависимости от его профессиональной специализации. Следует учитывать, что, кроме высокой квалификации эксперт должен обладать специальными навыками проведения дани вида работы.

322

Анкета эксперта

Фамилия  
Имя  
Отчество  
Дата рождения  
Образование, специальность  
Место работы, должность  
Ученая степень, ученое звание  
Область деятельности  
Адрес (с указанием индекса)  
Телефон: — служебный; — домашний; — мобильный  
Факс  
Электронная почта  
Паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, код подразделения). Данные карточки пенсионного страхования. ИНН  
Возможное участие в экспертизе по направлениям (отметить «Да»)  
Психологическая служба дошкольных образовательных учреждений  
Психологическая служба средних общеобразовательных учреждений  
Психологическая служба кадетских школ  
Психологическая служба школ-интернатов для детей-сирот  
Психологическая экспертиза деятельности педагога-психолога ПМПК  

323

Критерии экспертизы профессиональной деятельности педагога-психолога, психологической службы образовательных учреждений всех типов и видов1

Критерии профессиональной экспертизы и оценки профессиональ­ной деятельности педагога-психолога и психологической службы, яв­ляясь принципиально общими для образовательных учреждений всех типов и видов, конкретизируются применительно к специфике того учреждения образования, в котором проводится экспертиза.

Экспертная комиссия оценивает, с одной стороны, деятельность пси­хологической службы данного образовательного учреждения, а с дру­гой — профессиональную деятельность педагога-психолога (или пе­дагогов-психологов в случае, если в состав службы входят несколько специалистов). Необходимость такого подхода обусловлена тем, что эффективность деятельности психологической службы в целом и от­дельного педагога-психолога не находятся в прямой зависимости друг от друга. Например, в хорошо структурированной и эффективной пси­хологической службе конкретного учреждения может работать недоста­точно квалифицированный специалист. Возможна и обратная ситуация: высокий профессиональный уровень педагога-психолога оказывается невостребованным данной психологической службой. В такого рода случаях рекомендации экспертной комиссии носят дифференцирован­ный характер.

Таким образом, процедура профессиональной экспертизы деятель­ности педагога-психолога и психологической службы образовательных учреждений включает в себя дифференцированный анализ и оценива­ние, с одной стороны, деятельности службы в целом, а с другой — от­дельных педагогов-психологов, работающих в рамках данной службы. Это обусловливает необходимость использования двух соответству­ющих критериальных блоков:

1) критерии профессиональной экспертизы деятельности психоло­гической службы образовательных учреждений;

2) критерии профессиональной экспертизы деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

Более подробно содержание основных критериев представлено в «Разъяснениях к кри­териям экспертизы».

324

1. Критерии профессиональной экспертизы деятельности психоло­гической службы образовательных учреждений

1.1. Соответствие деятельности психологической службы образовательного учреждения Положению опсихологической службе образования.

1.2. Место и роль психологической службы в общей концепции обще­образовательного учреждения.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) представленность места и роли психологической службы в документации, отражающей концепцию и деятельность данного образовательного учреждения;

2) соответствие отраженных в документах направлений деятельности службы (их содержания, разнообразия) концепции образовательного учреждения;

3) соответствие реальной деятельности психологической службы кон­цепции образовательного учреждения.

1.3. Структура психологической службы образовательного учрежде­ния.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) кадровый состав;

2) квалификационные характеристики (базовое образование, разряд, повышение квалификации);

3) функциональные обязанности сотрудников психологической службы;

4) взаимодействие педагогов-психологов с другими специалистами (логопед, социальный педагог, медицинская служба, омбудсмен и др.).

1.4. Документация психологической службы образовательного учре­ждения.

Экспертной оценке подлежит наличие нормативно-правовой докумен­тации (Закон об образовании, Положение о психологической службе обра­зования, должностные инструкции) и состояние рабочей документации (план работы службы, журнал обращений, аналитические отчеты и т. п.).

1.5. Кабинет психологической службы образовательного учреждения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) наличие необходимого оборудования для разных видов психологи­ческой работы;

2) организация рабочего пространства кабинета, отвечающая целям и задачам работы службы;

3) оформление кабинета;

4) наличие информации о режиме работы психологической службы данного учреждения;

5) эффективность использования кабинета психологической службы.

1.6. Методическая оснащенность деятельности службы.

1.7. Оценка эффективности деятельности психологической службы образовательного учреждения.

325

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) «внутренняя экспертиза» (оценка деятельности службы админист­рацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.);

2) востребованность службы (число и разнообразие обращений, уча­стие психологов в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включен­ность психологов во внеучебную жизнь школьников).

1.8. Научно-методическая деятельность психологической службы об­разовательного учреждения.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) сотрудничество с научными, научно-методическими и образователь­ными учреждениями;

2) участие в реализации экспериментальных и инновационных про­грамм;

3) методическая работа на муниципальном, окружном, городском и пр. уровнях (проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, участие в конференциях и профессиональных конкурсах).

2. Критерии профессиональной экспертизы деятельности педагога-психолога образовательного учреждения

2.1. Понимание педагогом-психологом своих профессиональных целей и задач в контексте общей концепции образовательного учреждения.

2.2. Документация педагога-психолога.

Экспертной оценке подлежит наличие нормативно-правовой доку­ментации (Закон об образовании, Положение о психологической службе образования, должностные инструкции) и состояние рабочей документа­ции (план работы службы, индивидуальный план работы, журнал обра­щений, аналитические отчеты и т. п.).

2.3. Уровень профессиональной подготовки.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) базовое образование;

2) квалификационная категория, разряд по ETC;

3) повышение квалификации.

2.4. Реальный уровень профессионального мастерства педагога-психо­лога образовательного учебного заведения.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) умение точно определять цель работы, прогнозировать промежуточ­ные и окончательные результаты;

2) умение выделить психологическую составляющую решаемых прак­тических проблем;

3) владение навыками психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и развивающей работы;

4) умение четко определять границы своей профессиональной компе­тентности;

326

5) умение решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей (педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами и пр.).

2.5. Эффективность работы педагога-психолога среднего общеобразо­вательного учебного заведения.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) «внутренняя экспертиза» (оценка деятельности педагога-психолога администрацией, педагогическим коллективом, родительской обществен­ностью, учащимися и др.);

2) востребованность деятельности педагога-психолога (число и раз­нообразие обращений, участие психолога в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психолога во внеучебную жизнь школь­ников).

2.6. Инновационная деятельность педагога-психолога. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) участие в экспериментальных и инновационных проектах;

2) наличие авторских программ и методических разработок;

3) научные и научно-популярные публикации.

Схемы экспертной оценки










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...