Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТА НА ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ




Уважаемый коллега!

Аттестация на высшую квалификационную категорию включает несколько этапов, к каждому из которых Вам необходимо подготовиться.

I этап.

Анализ документов

В соответствии с нормативно-правовыми требованиями в экспертную комиссию необходимо представить следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) аттестационный лист установленного образца;

3) диплом о высшем психологическом образовании (базовом или втором высшем);

4) документы о повышении квалификации по основным направле­ниям работы аттестуемого. Принимаются во внимание в первую очередь свидетельства об окончании курсов повышения квалификации, непосредственно связанных с содержанием работы ат­тестуемого. Общее количество пройденных курсов повышения квалификации не оказывает решающего влияния на прохождение аттестации;

5) характеристика-представление (от школы или от окружного ме­тодического центра).

 

II этап.

Посещение членами экспертной группы рабочего места претендента

Для прохождения этого этапа подготовиться к проведению открыто­го занятия или устному представлению (не более 10 мин) конкретного вида своей работы (по собственному выбору) и представить следующие материалы.

План работы на учебный год, в котором должны быть отражены следу­ющие вопросы: с кем проводится работа, вид работы, даты проведения. В плане должно быть отражено участие педагога-психолога в общешкольных мероприятиях (консилиумы, педсоветы, родительские собрания, конференции, методические совещания и т. п.).

Журнал обращений и учета проведенной работы включает запись всех заявок, поступающих к педагогу-психологу, и отмечаются сроки их вы­полнения.

Аналитический отчет, включающий количественные данные о про­веденной в течение года работе; краткий анализ основных проблем, по которым обращались к педагогу-психологу, в соответствующее под­разделение психологической службы; обеспеченность их решения на­учными, методическими средствами; основные проблемы и трудности в работе, что необходимо для их решения; перспективные направления

работы.

Авторские программы и другие материалы (по желанию аттестуемого).

Нормативно-правовая документация службы.

Материалы представляются за последние три года. Они должны быть заверены администрацией образовательного учреждения или уч­реждения службы.

 

Ill этап.

Квалификационное собеседование

Собеседование включает обсуждение таких тем, как основные на­правления и виды работы, профессиональные обязанности, наличие авторских разработок, их научное обоснование; основные формы взаи­модействия с родителями, педагогическим коллективом, проблемы эффективности деятельности педагога-психолога в школе, самооценка профессиональных достижений, основные проблемы и трудности про­фессиональной деятельности.

Аттестация проводится для того, чтобы способствовать Вашему про­фессиональному росту, помочь Вам понять сильные стороны Вашей деятельности, открыть пути и способы ее совершенствования.

Ваша работа оценивается по двухбалльной системе «удовлетворяет — не удовлетворяет».

Оценка «удовлетворяет» свидетельствует о соответствии деятель­ности педагога-психолога квалификационным требованиям, предъяв­ляемым к специалисту высшей категории. Оценка «не удовлетворяет» означает, что профессиональные качества специалиста соответствуют уровню I либо II квалификационной категории.

Наличие ученой степени и публикаций не имеет решающего значе­ния для присвоения высшей квалификационной категории педагога-психолога.

312

Оценку, полученную Вами в процессе аттестации, Вы обсуждаете совместно с экспертами. Если эта оценка по какой-либо причине Вас не удовлетворит, то процедуру аттестации можно повторить по обоюдному согласию с экспертами.

В случае возникновения спорной ситуации Вы имеете право требовать повторной экспертизы, проводимой другим составом экспертной комиссии.

Желаем удачи!

Примечание 2

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Аттестуемому предлагаются конкретные случаи для краткого анализа проблемы и определения способов работы. Для этих целей долям и быть разработан специальный сборник ситуационных задач для педагогов-психологов, аттестуемых на разные категории. Примеры ситуационных задач.

1. Юра (6 лет 2 месяца) пришел записываться в школу с мамой. Пер вое же задание, в котором требовалось нарисовать фигуру мужчины а затем срисовать два предложенных образца, выполнил крайне неохотно, все время говоря, что ему не нравится рисовать и он не хочет этого делать. Выполняя задание «Узор», в котором требуется по определенному правилу соединять нарисованные геометрические фигуры в предложенном взрослым порядке, он все время говорил, что уже устал и не хочет больше рисовать, но тут же вскакивал из-за стола, подбегал к доске, хватал мел и хотел рисовать на доске корабли. От выполнения следующих заданий пытался уклониться, ссылаясь на боль в животе, но его мать, находившаяся все время рядом с ним, сказала, что он всегда так говорит, когда не хочет что-то делать Мальчик не мог справиться практически ни с одним заданием: все они вызывали у него отрицательные эмоции и нежелание что-либо делать. Как может быть определена психологическая проблема данного ребенка? Какими должны быть действия психолога? (Я работа к) психологом... / Под ред. И. В. Дубровиной. — М, 1999. — С. 97).

2. К педагогу-психологу обратился классный руководитель, который увидел на улице 15-летнюю ученицу своего класса в компании подростков, многие из которых, как ему было хорошо известно, употребляют наркотики. Раньше девочка не была замечена ни в чем подобном. Учитель заподозрил неладное и высказал свои опасения девочке. Во время их разговора девочка все отрицала, но при этом упорно избегала его взгляда, смотрела в пол, что только укрепили тревогу и сомнения взрослого. Что должен сделать педагог-психолог в этой ситуации?

313

3. Учитель обратился к педагогу-психологу в связи с тем, что родители его класса недовольны им, обсуждают между собой недостатки и про­махи в его работе, несправедливое, с их точки зрения, отношение к отдельным детям. Как педагог-психолог может помочь учителю в этой ситуации?

Примечание 3 ОБРАЗЦЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Заключение

Образец 1

по итогам экспертной оценки профессиональной деятельности

педагога-психолога ГОУ №......административного округа

Ивановой Натальи Михайловны на высшую квалификационную категорию

 

Иванова Наталья Михайловна работает в должности педагога-пси­холога в ГОУ № ... с 1997 г.

Общий стаж работы — 23 года, педагогический стаж работы — 23 года, стаж работы педагогом-психологом — 5 лет. В 1999 г. присвоена первая квалификационная категория.

Образование высшее, окончила в 1988 г. МГУ им. В. И. Ломоносова по специальности «психология». Присвоена квалификация «психолог, преподаватель психологии».

Иванова Н. М. постоянно повышает свой профессиональный уро­вень: в 1998 г. прошла профессиональную переподготовку в МИПКРО по программе дополнительного профессионального образования «Пси­хология» по специальности «практический психолог» с присвоением соответствующей квалификации; в 1999 г. прошла краткосрочное обу­чение в МИПКРО по теме «Психолого-педагогическая работа с подро­стками»; в 2000 г. прошла курс обучения в Институте коррекционной педагогики РАО по программе «Организация системы коррекционно-развивающего образования детей с трудностями в обучении дошколь­ного и младшего школьного возраста» со специализацией — специа­лист-психолог коррекционно-развивающего обучения.

Квалификационные испытания проводились в форме собеседования с аттестуемой. Программа аттестации включала: ознакомление с доку­ментацией, планом работы, отчетом, диагностическими материалами, коррекционно-развивающими программами, журналами групповых

314

занятий, индивидуальными картами детей и аналитическими материа­лами педагога-психолога.

Проведенная экспертиза показала, что работа Ивановой Н. М. на­правлена на осуществление комплексной психолого-педагогической поддержки всем ученикам школы, их родителям и учителям. Большое внимание она уделяет психологической готовности первоклассники! к школе, выявлению адекватных адаптационных механизмов, слабых сторон мотивационной, познавательной и эмоциональной сфер их развития. Существенное место в ее деятельности занимает коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-4 классов с различными речевыми нарушениями.

Круг профессиональных обязанностей Ивановой Н. М. включает работу с учащимися разных возрастов: психологическую диагностику, психологическое развитие и коррекцию, психологическую профилак­тику, а также коррекционно-развивающую работу с детьми 1—4 классов с различными речевыми нарушениями.

Начиная с 1999 г. Иванова Н. М. сотрудничает с кафедрой возраст» ной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. В результате сотрудничества разработан пакет развиваю­щих мышление занятий для младших школьников с общим недоразвитием речи, а также опубликованы 2 статьи.

В 2000-2001 уч. г. Иванова Н. М. принимала активное участие в экс­периментальной работе по обучению учащихся 1 класса работе с компь­ютерами. Работа педагога-психолога в этом эксперименте способствова­ла резкому повышению уровня учебной мотивации первоклассников.

В 2000-2001 уч. г. Иванова Н. М. выступала с сообщениями на семинарах-практикумах для учителей начальных классов округа по темам; «Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников. Пути коррекции нарушений» и «Психологические аспекты современ­ного урока».

В 2000 г. Иванова Н. М. была награждена почетной грамотой ГОУ № ... за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания детей.

Деятельность Ивановой Н. М. высоко оценивается администрацией ГОУ, а ее профессионализм и личностные качества вызывают уважение коллег, учащихся и их родителей.

На основании вышеизложенного, учитывая ходатайство администрации ГОУ, экспертная группа предлагает присвоить высшую квалификационную категорию педагога-психолога Ивановой Н. М.

Председатель экспертной группы:________________________

Члены экспертной группы:________________________

 

315

 

Образец 2

Заключение

по итогам экспертной оценки профессиональной деятельности

педагога-психолога средней школы № ... административного округа

г. Москвы

Сергеева Михаила Николаевича

на высшую квалификационную категорию

 

Сергеев Михаил Николаевич работает в должности педагога-психо­лога в средней школе № ... АО с 1996 г.

Общий трудовой стаж Сергеева М. Н. — 11 лет, стаж педагогической работы — 6 лет, стаж работы в должности педагога-психолога — 6 лет, стаж работы в данном учреждении - 6 лет. В 2001 г. присвоена первая квалификационная категория.

Образование высшее, окончил в 1995 г. Рязанский государственный педагогический университет по специальности педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов. Проходил переподго­товку на факультете профессиональной переподготовки по программе «Психология» в МИПКРО с присвоением квалификации «Практиче­ский психолог».

Сергеев М. Н. ежегодно проходит обучение на различных курсах по­вышения квалификации. За период 1995-2001 гг. он закончил 7 про­грамм обучения по следующим темам: «Основы психологического кон­сультирования», «Детская нейропсихология и обучение детей в школе», «Психология бытия современной женщины» и др. в МГУ им. М. В. Ло­моносова, МПШИ, Университете Российской Академии образования. Квалификационные испытания проводились в форме собеседования с аттестуемым. Программа аттестации включала ознакомление с планом работы, отчетом, аналитическими материалами педагога-психолога.

Проведенная экспертиза показала следующее. За год, прошедший с предыдущей аттестации, в работе Сергеева М. Н. не произошло ка­чественных изменений. В настоящее время уровень его деятельности соответствует первой квалификационной категории. У аттестуемого пока еще нет серьезных авторских разработок, подходов, системного ви­дения проблем своей профессиональной деятельности. Выполняемые им виды работы разнообразны, по фрагментарны и разрозненны.

На основании вышеизложенного экспертная группа рекомендует отсрочить присвоение высшей квалификационной категории педагогу-психологу Сергееву М. Н.

Председатель экспертной группы:________________________

Члены экспертной группы:________________________

 

 

316

Примечание 4

АНКЕТА АЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Образовательное учреждение Педагог-психолог

Вопросы Место для ответов
1 Для чего вашему образовательному учреждению нужен педагог-психо­лог?  
2 Каковы обязанности аттестуемого психолога в вашем учреждении?  
3 Как организовано рабочее место педагога-психолога (кабинет, обору­дование, диагностические, методиче­ские материалы и т. п.)  
4 В каких формах сотрудничают пе­дагог-психолог и педагоги (детского сада, школы и др.)?  
5 Как организовано сотрудничество педагога-психолога со специалиста­ми смежных областей (дефектолог, логопед, психоневролог, социальный педагог, инспектор по делам несо­вершеннолетних и др.)?  
6 Ваши пожелания к деятельности аттестуемого педагога-психолога, организации его рабочего места  

Подпись М.П. Анкета заполняется представителем руководства образовательного учреждении (ДИ ректором, его заместителями).

 

Документ 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...