Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯСтр 1 из 47Следующая ⇒
Рабочая книга Под ред И В Дубровиной Рецензенты Ю М Забродин, доктор психологических наук, профессор, А А Маргопис, кандидат психологических наук, профессор, 3 Г Фадеева, заслуженный учитель школы Российской Федерации Авторский коллектив И В Дубровина, доктор психологических наук, профессор Введение Часть I Заключение Приложение А Д Андреева, кандидат психологических наук Часть II, раздел 1 Приложение Е Е Данилова, кандидат психологических наук Часть II, раздел 1, главы 1, 2 Приложение А М Прихожан, доктор психологических наук Часть II, раздел 2, глава 3 Приложение Н Н Толстых кандидат психологических наук Часть II раздел 2, главы 3, 4 Приложение В Э Пахальян, кандидат психологических наук Часть II, раздел 2, глава 5 Приложение
Заведующая редакцией (Москва) Руководитель проекта Ведущий редактор Литературный редактор Художник Корректоры Верстка
УДК 37 015 3 П86 Психологическая служба в современном образовании Рабочая книга / Под ред И В Дубровиной — СПб Питер, 2009 — 400 с ил — (Серия «Практическая психология») ISBN 978-5-388-00476-5 В книге освещаются вопросы организации и структуры психологической службы образования на примере г Москвы Подробно рассматриваются функции и особенности деятельности каждого m звеньев структурного управления психологической службы, представлены содержание и специфика пси хологической службы в образовательных учреждениях разного типа Особое внимание уделяется экспертизе и аттестации педагогов-психологов и психологических служб Впервые проблемы психологической службы рассматриваются в контексте формирования психологической культуры в образовательном пространстве школы В приложении представлены проекты материалов и документов по обеспечению систе мы управления психологической службой образования, в том числе программы подготовки и переподго товки специалистов, работающих в различных звеньях >той системы Издание адресовано работникам системы управления образованием и организаторам психо логической службы, а также школьным психологам, студентам психологических и педагогических вузов Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав
© ООО «Питер Пресс», 2009 ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе 73, лит А29 Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 том 2 95 3005 -литература учебная Подписано в печать 28 08 08 Формат 60x90/16 Уел п л 25 Тираж 3000 )аказ169 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга» 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр , д 29 Оглавление Введение. Часть первая СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Раздел I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1. Научные основы психологической службы образования................................................................................ 15 Глава2. Цели, задачи и средства психологической службы образования 26 Цели психологической службы образования.............................. 26 Задачи психологической службы............................................. 27 Основные средства решения задач психологической службы 28 Глава 3. Основные направления деятельности психологической службы образования 31 Глава 4. Компоненты психологической службы и их единство.............................................................................. 36 Литература.................................................................................. 39 Раздел П. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ........................41 Глава 1. Система управления психологической службой города................................................................................... 41 Глава2. Высшее звено управленческой структуры психологической службы города.................................. 44 Функции высшего звена управления психологической службой....................................................... 45 Аттестация педагогов-психологов............................................. 46 Экспертиза деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений ...48 Повышение квалификации работников психологической службы образования...................................... 51 Глава 3.Среднее звено управленческой структуры психологической службы города................................................... 53 Структура управления психологической службой округа..................................................................... 53 Функции окружного отдела психологической службы 55 Организации ншимодейетния психологических служб округи со нссмм еубычпамн образовательного процесса 57 Эксперт.«I и ;н ичтпин психологических служб и ПСИХОЛО1 ПЧС1 ■ к.11х кадром.................. 59 Глава 4. Первичное звено с грук i уры психологической службы города................................................................... 61 Общая характерце гика и задачи............................ 61 Основные виды деятельноеги педагога-психолога 67 Психологическая культура и обра.чопателыюм Литература ........................................................................................ 74 Часть вторая СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА Раздел I. ПСИХОЛОГ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ................................................................ 78 Вступление.......................................................................... 78 Глава 1. Задачи и функции психолога в детском " дошкольном учреждении................................................. 80 Глава 2. Социальное развитие детей дошкольного возраста. 83 Проблема социализации в раннем и дошкольном возрасте............................. 85 Работа с детьми и их родителями............................ 90 Что такое «хороший воспитатель»?........................ 94 Глава 3. Развивающая работа в детском дошкольном учреждении.......................................................................... 98 Программа развивающих занятий в детском саду 108 Работа с воспитателями и родителями................ 111 Игры и занятия для подготовки к обучению чтению ИЗ Глава 4. Диагностическая работа в детском саду.................... 116 Работа с родителями и воспитателями................ 122 Заключение........................................................................ 126 Литература........................................................................ 127 Раздел П. Психолог в общеобразовательной школе ...............129 Глава 1. Общеобразовательная школа как место работы педагога-психолога......................................................... 129 Адаптация психолога в школе 130 Что за школа предо мною?...................................... 131 Психолог и администрация школы....................... 134 Психолог и учителя. Вхождение в педагогический коллектив...................................................................... 137 Изначальная установка на взаимодействие с педагогом ...138 Профессиональные ожидания педагогов по отношению к психологу..................................... 139 Глава 2. Работа психолога в начальных классах общеобразовательной школы...................................... 142 Знакомство со школой и учителями..................... 143 Посещение уроков, или Как завоевать доверие учителя...................... 145 Наблюдения с последней парты, или Дети на уроке 147 Психодиагностическая работа в начальной школе 148 Кто должен «дополнять» школьного психолога..... 151 Психологическое просвещение.............................. 152 Психолог и родители................................................. 153 Материалы к проведению родительских собраний в начальной школе..................................................... 154 Литература.................................................................. 179 Глава 3. Работа психолога в средних и старших классах общеобразовательной школы...................................... 180 Социально-психологическая характеристика школы как образовательного учреждения....................... 181 Диагностическая работа психолога с подростками и старшеклассниками................................................ 184 Специфика развивающей и психокоррекционной работы.............................. 188 Психолог и педагог, особенности взаимодействия в средних и старших классах школы................... 209 Работа с родителями подростков.......................... 211 Материалы к проведению родительских собраний в средней и старшей школе...................................... 215 Литература................................................................... 246 Глава 4. Психолог в общеобразовательной негосударственной школе............................................. 247 Литература................................................................... 265 Глава 5. Общение учащихся со сверстниками и взрослыми в контексте профессиональных задач педагога-психолога......................................................... 266 Основные источники изменений характера и роли общения на этапе подросткового и юношеского детства............................................... 266 Особенности общения у подростков и старшеклассников................................................... 271 Литература 285 Часть третья ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ Документ 1.Примерная программа подготовки специалистов высшего и среднего звена 1............................................................................................. Квалификационные требования к уровню Основные виды профессиональной деятельности 289 2. Структура программы подготовки специалиста в системе психологической службы образования.. 290 Тематический план.................................................... 291 3............................................................................................ Содержание программы 292 Модуль практической психологии образования (1) 292 Модуль управления (2)............................................. 295 Модуль управленческих умений и навыков (3). 298 Итоговая аттестация.................................................. 299 Свидетельство о квалификации.............................. 300 Рекомендуемая литература.......................................... 300 Документ 2.Примерное положение об аттестации 1. Формирование экспертной комиссии.................... 302 2. Процедура аттестации.............................................. 302 I........................................................................................ этап. Изучение представленных документов 303 II...................................................................................... этап. Посещение экспертной комиссией образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагог-психолог 303 III этап. Оценка деятельности аттестуемого...... 306 IV этап. Заключение экспертной комиссии......... 309 Примечание 1.Памятка для претендента на высшую квалификационную категорию.................................... 310 I........................................................................................ этап. Анализ документов 310 II....................................................................................... этап. Посещение членами экспертной группы III.................................................................................... этап. Квалификационное собеседование 311 Примечание2. Решение ситуационных задач 312 Примечание 3.Образцы заключений............................... 313 Примечание 4.Анкета для администрации образовательного учреждения..................... 316 Документ 3.Права и обязанности педагога-психолога 317 Документ 4.Примерное положение о проведении профессиональной Экспертная комиссия, ее состав. Требования к эксперту, осуществляющему профессиональную экспертизу.................... 321 Анкета эксперта............................................ 322 Критерии экспертизы профессиональной деятельности педагога-психолога, психологической службы образовательных учреждений всех типов и видов 323 Схемы экспертной оценки............................ 326 Экспертная оценка деятельности педагога-психолога 326 Экспертная оценка деятельности психологической службы 328 Экспертный лист оценки деятельности педагога-психолога образовательного учреждения...................................................................... 329 Экспертный лист оценки деятельности психологической службы образовательного учреждения................ 331 Заключение экспертной комиссии........ 333 Документ 5.Памятка для педагога-психолога, проходящего экспертизу.............................. 334 I...................................................................... этап.Изучение представленных документов 334 II..................................................................... этап. Посещение экспертной комиссией Документ 6.Примерное положение о профессиональной Примечание 1.Примерный план экспертного собеседования с педагогом-психологом дошкольного учреждения 352 Примечание 2.Примеры ситуационных задач.................. 352 Примечание 3.Экспертный лист оценки деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного Примечание4. Экспертный лист оценки деятельности Примечание 5. Форма бланка для оценивания деятельности Примечание 6.Форма бланка для оценивания деятельности Примечание 7.Итоговое заключение экспертной комиссии 359 Документ 7.Примерное положение о профессиональной Примечание 1.Примерный план экспертного собеседования с педагогом-психологом школы.................. 370 Примечание 2.Примеры ситуационных задач.................. 371 Примечание 3.Экспертный лист оценки деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы 371 Примечание 4.Экспертный лист оценки деятельности психологической службы общеобразовательной школы............................................................ 373 Примечание 5. Форма бланка для оценивания деятельности Примечание 6. Форма бланка для оценивания деятельности психологической службы средней Примечание 7.Итоговое заключение экспертной комиссии 377 Документ 8.Примерная программа повышения квалификации педагогов-психологов.......... 378 Аннотация курса........................................... 378 Содержание курса 380 Вводное занятие 380 Тема 1. Адаптационный период работы психолога в учреждениях образования................... 380 Тема 2. Рабочее место практического психолога. Документация практического психолога 381 Тема 3. Специфика взаимодействия практического психолога с разными субъектами образовательного пространства............................................ 381 Тема 4. Мера допустимого вмешательства психолога при работе с детьми разных возрастов, их родителями и педагогами.................. 382 Тема 5. Психическое и психологическое здоровье детей и подростков.................................. 383 Тема 6. Единство диагностической и развивающей работы в деятельности практического психолога 384 Тема 7. Специфика консультативной работы практического психолога....................... 385 Тема 8. Психологическая профилактика 386 Тема 9. Эмоциональные состояния детей и подростков в условиях образовательного учреждения...386 Тема 10. Ученик как субъект учебной деятельности 387 Тема 11. Личностное самоопределение психолога в профессиональной деятельности........ 388 Тема 12. Психологическая культура..... 389 Тема 13. Психолог как преподаватель психологии в общеобразовательной средней школе 389 Тема 14. Тренинг профессионального и личностного роста специалиста................................... 390 Вопросы к зачету......................................... 390 Заключение 392 Введение В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология, и психологическая служба стала весьма значимым компонентом этой системы. В своей деятельности психологическая служба образования руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования и другими необходимыми документами. Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на гуманистическом характере обраования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адекватности образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Сравнительно недавно возникшая новая специальность — практический психолог образования (или педагог-психолог) становится массовой профессией. Работа педагога-психолога — это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны. В настоящее время психологи работают в детских садах, в общеобразовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи. В круг основных задач таких специалистов входят: • профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства; максимальное содействие администрации учреждений образования, педагогам и родителям в деле создания таких условий; • оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр. Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности. Постоянно возрастающая востребованность в таких специалистах со стороны педагогической практики, расширение профессионального поля их деятельности, включение в орбиту их взаимодействия все более широких слоев субъектов образовательного процесса требуют большего внимания к решению организационно-управленческих вопросов, регламентирующих деятельность как отдельных психологов, так и психологической службы в целом. Поэтому в числе важнейших задач дальнейшего развития психологической службы образования выступают преодоление разрозненности отдельных подразделений службы, обеспечение их координации и создание единой системы психологической службы образования в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Система — это единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого. Все более очевидным становится тот факт, что если существует целостная система образования страны, должна быть и целостная система психологической службы, на нее работающей. Целостность единой системы психологической службы обеспечивается тем, что на всех своих уровнях она опирается на следующее: • четко понимаемые единые смысл, цели и задачи деятельности; • примерное, осмысленно вариативное определение содержания деятельности; • правовое и финансовое обеспечение реализации этих целей и содержания деятельности; • взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных и учрежденческих подразделений. Гарантией эффективности деятельности единой системы психологической службы выступает последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех ее подразделений (звеньев) при условии, что каждое подразделение (звено) имеет свои четко определенные функции. В этой книге мы рассмотрим возможность создания целостной системы психологической службы образования на примере такого мегаполиса, как Москва1. Предлагаемая модель (или управленческая вертикаль) психологической службы города определяет содержание, структуру и порядок управления службой практической психологии в системе образования города и может служить правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации ее деятельности в других регионах страны. Данная организационная модель психологической службы города ориентирована на эффективную реализацию целей, задач и основных направлений деятельности психологической службы образования. Часть первая |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |