Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ




Рабочая книга

Под ред И В Дубровиной

Рецензенты

Ю М Забродин, доктор психологических наук, профессор,

А А Маргопис, кандидат психологических наук, профессор,

3 Г Фадеева, заслуженный учитель школы Российской Федерации

Авторский коллектив

И В Дубровина, доктор психологических наук, профессор Введение Часть I Заключение

Приложение

А Д Андреева, кандидат психологических наук Часть II, раздел 1 Приложение

Е Е Данилова, кандидат психологических наук Часть II, раздел 1, главы 1, 2 Приложение

А М Прихожан, доктор психологических наук Часть II, раздел 2, глава 3 Приложение

Н Н Толстых кандидат психологических наук Часть II раздел 2, главы 3, 4 Приложение

В Э Пахальян, кандидат психологических наук Часть II, раздел 2, глава 5 Приложение

Т Калинина

Е Паникаровская

Н. Кулагина

В Пахальян

С Маликова

В Арон, О Жвирко

Д. Коршук

Заведующая редакцией (Москва)

Руководитель проекта

Ведущий редактор

Литературный редактор

Художник

Корректоры

Верстка

ББК 88 840

УДК 37 015 3

П86

Психологическая служба в современном образовании Рабочая книга / Под ред И В Дубровиной — СПб Питер, 2009 — 400 с ил — (Серия «Практическая психология»)

ISBN 978-5-388-00476-5

В книге освещаются вопросы организации и структуры психологической службы образования на примере г Москвы Подробно рассматриваются функции и особенности деятельности каждого m звеньев структурного управления психологической службы, представлены содержание и специфика пси хологической службы в образовательных учреждениях разного типа Особое внимание уделяется экспер­тизе и аттестации педагогов-психологов и психологических служб Впервые проблемы психологической службы рассматриваются в контексте формирования психологической культуры в образовательном про­странстве школы В приложении представлены проекты материалов и документов по обеспечению систе мы управления психологической службой образования, в том числе программы подготовки и переподго товки специалистов, работающих в различных звеньях >той системы

Издание адресовано работникам системы управления образованием и организаторам психо логической службы, а также школьным психологам, студентам психологических и педагогических вузов

Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

ISBN 978-5-388-00476-5

© ООО «Питер Пресс», 2009

ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе 73, лит А29

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 том 2 95 3005 -литература учебная Подписано в печать 28 08 08 Формат 60x90/16 Уел п л 25 Тираж 3000 )аказ169

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга» 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр , д 29



Оглавление

Введение.

Часть первая

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

.14

Раздел I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Научные основы психологической службы

образования................................................................................ 15

Глава2. Цели, задачи и средства психологической службы образования                 26

Цели психологической службы образования.............................. 26

Задачи психологической службы............................................. 27

Основные средства решения задач психологической службы          28

Глава 3. Основные направления деятельности психологической службы образования 31

Глава 4. Компоненты психологической службы

и их единство.............................................................................. 36

Литература.................................................................................. 39

Раздел П. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ........................41

Глава 1. Система управления психологической службой

города................................................................................... 41

Глава2. Высшее звено управленческой структуры

психологической службы города.................................. 44

Функции высшего звена управления

психологической службой....................................................... 45

Аттестация педагогов-психологов............................................. 46

Экспертиза деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений ...48

Повышение квалификации работников

психологической службы образования...................................... 51

Глава 3.Среднее звено управленческой структуры

психологической службы города................................................... 53

Структура управления психологической

службой округа..................................................................... 53

Функции окружного отдела психологической службы 55

Организации ншимодейетния психологических служб

округи со нссмм еубычпамн образовательного процесса 57

Эксперт.«I и ;н ичтпин психологических служб

и ПСИХОЛО1 ПЧС1 ■ к.11х кадром.................. 59

Глава 4. Первичное звено с грук i уры психологической

службы города................................................................... 61

Общая характерце гика и задачи............................ 61

Основные виды деятельноеги педагога-психолога 67

Психологическая культура и обра.чопателыюм
пространстве школы................................................................ 70

Литература ........................................................................................ 74

Часть вторая

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РАЗНОГО ТИПА

Раздел I. ПСИХОЛОГ В ДОШКОЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ................................................................ 78

Вступление.......................................................................... 78

Глава 1. Задачи и функции психолога в детском "

дошкольном учреждении................................................. 80

Глава 2. Социальное развитие детей дошкольного возраста. 83

Проблема социализации

в раннем и дошкольном возрасте............................. 85

Работа с детьми и их родителями............................ 90

Что такое «хороший воспитатель»?........................ 94

Глава 3. Развивающая работа в детском дошкольном

учреждении.......................................................................... 98

Программа развивающих занятий в детском саду 108

Работа с воспитателями и родителями................ 111

Игры и занятия для подготовки к обучению чтению           ИЗ

Глава 4. Диагностическая работа в детском саду.................... 116

Работа с родителями и воспитателями................ 122

Заключение........................................................................ 126

Литература........................................................................ 127

Раздел П. Психолог в общеобразовательной школе ...............129

Глава 1. Общеобразовательная школа как место работы

педагога-психолога......................................................... 129

Адаптация психолога в школе 130

Что за школа предо мною?...................................... 131

Психолог и администрация школы....................... 134

Психолог и учителя. Вхождение в педагогический

коллектив...................................................................... 137

Изначальная установка на взаимодействие с педагогом ...138

Профессиональные ожидания педагогов

по отношению к психологу..................................... 139

Глава 2. Работа психолога в начальных классах

общеобразовательной школы...................................... 142

Знакомство со школой и учителями..................... 143

Посещение уроков,

или Как завоевать доверие учителя...................... 145

Наблюдения с последней парты, или Дети на уроке        147

Психодиагностическая работа в начальной школе          148

Кто должен «дополнять» школьного психолога..... 151

Психологическое просвещение.............................. 152

Психолог и родители................................................. 153

Материалы к проведению родительских собраний

в начальной школе..................................................... 154

Литература.................................................................. 179

Глава 3. Работа психолога в средних и старших классах

общеобразовательной школы...................................... 180

Социально-психологическая характеристика школы

как образовательного учреждения....................... 181

Диагностическая работа психолога с подростками

и старшеклассниками................................................ 184

Специфика развивающей

и психокоррекционной работы.............................. 188

Психолог и педагог, особенности взаимодействия

в средних и старших классах школы................... 209

Работа с родителями подростков.......................... 211

Материалы к проведению родительских собраний

в средней и старшей школе...................................... 215

Литература................................................................... 246

Глава 4. Психолог в общеобразовательной

негосударственной школе............................................. 247

Литература................................................................... 265

Глава 5. Общение учащихся со сверстниками и взрослыми

в контексте профессиональных задач

педагога-психолога......................................................... 266

Основные источники изменений характера и роли общения на этапе подросткового

и юношеского детства............................................... 266

Особенности общения у подростков

и старшеклассников................................................... 271

Литература      285

Часть третья ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ

УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Документ 1.Примерная программа подготовки

специалистов высшего и среднего звена
управления психологической службы
образования................................................................................... 288

1............................................................................................. Квалификационные требования к уровню
подготовки специалиста по управлению в системе
психологической службы образования................................. 288

Основные виды профессиональной деятельности 289

2.  Структура программы подготовки специалиста

в системе психологической службы образования.. 290

Тематический план.................................................... 291

3............................................................................................ Содержание программы    292

Модуль практической психологии образования (1) 292

Модуль управления (2)............................................. 295

Модуль управленческих умений и навыков (3). 298

Итоговая аттестация.................................................. 299

Свидетельство о квалификации.............................. 300

Рекомендуемая литература.......................................... 300

Документ 2.Примерное положение об аттестации
педагогов-психологов на высшую
квалификационную категорию................................................ 301

1. Формирование экспертной комиссии.................... 302

2. Процедура аттестации.............................................. 302

I........................................................................................ этап. Изучение представленных документов 303

II...................................................................................... этап. Посещение экспертной комиссией образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагог-психолог 303

III этап. Оценка деятельности аттестуемого...... 306

IV этап. Заключение экспертной комиссии......... 309

Примечание 1.Памятка для претендента на высшую

квалификационную категорию.................................... 310

I........................................................................................ этап. Анализ документов   310

II....................................................................................... этап. Посещение членами экспертной группы
рабочего места претендента................................................ 310

III.................................................................................... этап. Квалификационное собеседование      311

Примечание2. Решение ситуационных задач    312

Примечание 3.Образцы заключений............................... 313

Примечание 4.Анкета для администрации

образовательного учреждения..................... 316

Документ 3.Права и обязанности педагога-психолога 317

Документ 4.Примерное положение

о проведении профессиональной
экспертизы деятельности педагогов-
психологов ипсихологических служб
образовательных учреждений
всех видов и типов.................................................. 320

Экспертная комиссия, ее состав. Требования к эксперту, осуществляющему

профессиональную экспертизу.................... 321

Анкета эксперта............................................ 322

Критерии экспертизы профессиональной деятельности педагога-психолога, психологической службы образовательных учреждений всех типов и видов 323

Схемы экспертной оценки............................ 326

Экспертная оценка деятельности педагога-психолога 326

Экспертная оценка деятельности психологической службы 328

Экспертный лист оценки деятельности педагога-психолога образовательного учреждения...................................................................... 329

Экспертный лист оценки деятельности психологической службы

образовательного учреждения................ 331

Заключение экспертной комиссии........ 333

Документ 5.Памятка для педагога-психолога,

проходящего экспертизу.............................. 334

I...................................................................... этап.Изучение представленных документов 334

II..................................................................... этап. Посещение экспертной комиссией
образовательного учреждения.............................. 335

Документ 6.Примерное положение о профессиональной
экспертизе деятельности педагога-психолога
и психологической службы дошкольных
образовательных учреждений    339

Примечание 1.Примерный план экспертного собеседования

с педагогом-психологом дошкольного учреждения 352

Примечание 2.Примеры ситуационных задач.................. 352

Примечание 3.Экспертный лист оценки деятельности

педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения............................................................. 353

Примечание4. Экспертный лист оценки деятельности
психологической службы дошкольного
образовательного учреждения.............................. 355

Примечание 5. Форма бланка для оценивания деятельности
педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения............................................................. 357

Примечание 6.Форма бланка для оценивания деятельности
психологической службы дошкольного
образовательного учреждения.............................. 358

Примечание 7.Итоговое заключение экспертной комиссии 359

Документ 7.Примерное положение о профессиональной
экспертизе деятельности педагога-
психолога и психологической службы
общеобразовательной школы............................. 360

Примечание 1.Примерный план экспертного собеседования

с педагогом-психологом школы.................. 370

Примечание 2.Примеры ситуационных задач.................. 371

Примечание 3.Экспертный лист оценки деятельности

педагога-психолога общеобразовательной школы   371

Примечание 4.Экспертный лист оценки деятельности

психологической службы общеобразовательной

школы............................................................ 373

Примечание 5. Форма бланка для оценивания деятельности
педагога-психолога средней общеобразовательной
школы....................................................................... 375

Примечание 6. Форма бланка для оценивания

деятельности психологической службы средней
общеобразовательной школы................................ 376

Примечание 7.Итоговое заключение экспертной комиссии 377

Документ 8.Примерная программа повышения

квалификации педагогов-психологов.......... 378

Аннотация курса........................................... 378

Содержание курса  380

Вводное занятие    380

Тема 1. Адаптационный период работы психолога

в учреждениях образования................... 380

Тема 2. Рабочее место практического психолога.

Документация практического психолога      381

Тема 3. Специфика взаимодействия практического психолога с разными субъектами образовательного

пространства............................................ 381

Тема 4. Мера допустимого вмешательства психолога при работе с детьми разных возрастов,

их родителями и педагогами.................. 382

Тема 5. Психическое и психологическое здоровье

детей и подростков.................................. 383

Тема 6. Единство диагностической и развивающей

работы в деятельности практического психолога   384

Тема 7. Специфика консультативной работы

практического психолога....................... 385

Тема 8. Психологическая профилактика       386

Тема 9. Эмоциональные состояния детей

и подростков в условиях образовательного учреждения...386

Тема 10. Ученик как субъект учебной деятельности 387

Тема 11. Личностное самоопределение психолога

в профессиональной деятельности........ 388

Тема 12. Психологическая культура..... 389

Тема 13. Психолог как преподаватель психологии

в общеобразовательной средней школе 389

Тема 14. Тренинг профессионального и личностного

роста специалиста................................... 390

Вопросы к зачету......................................... 390





























Заключение  392


Введение

В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология, и психологическая служба стала весьма значимым компонентом этой системы.

В своей деятельности психологическая служба образования руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Фе­дерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями региональных ми­нистерств, городских департаментов и управлений образования и другими необходимыми документами.

Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на гуманистическом характере обра­ования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адекватности образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Сравнительно недавно возникшая новая специальность — практический психолог образования (или педагог-психолог) становится массо­вой профессией. Работа педагога-психолога — это новая форма общест­венно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творче­ского и нравственного потенциала молодого поколения страны.

В настоящее время психологи работают в детских садах, в общеоб­разовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи. В круг основных задач таких специалистов входят:

• профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства;

максимальное содействие администрации учреждений образования, педагогам и родителям в деле создания таких условий;

оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, пережива­ний и пр.

Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности.

Постоянно возрастающая востребованность в таких специалистах со стороны педагогической практики, расширение профессионального поля их деятельности, включение в орбиту их взаимодействия все более широких слоев субъектов образовательного процесса требуют большего внимания к решению организационно-управленческих вопросов, регламентирующих деятельность как отдельных психологов, так и психологической службы в целом.

Поэтому в числе важнейших задач дальнейшего развития психоло­гической службы образования выступают преодоление разрозненности отдельных подразделений службы, обеспечение их координации и созда­ние единой системы психологической службы образования в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Система — это единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого.

Все более очевидным становится тот факт, что если существует це­лостная система образования страны, должна быть и целостная система психологической службы, на нее работающей.

Целостность единой системы психологической службы обеспечива­ется тем, что на всех своих уровнях она опирается на следующее:

• четко понимаемые единые смысл, цели и задачи деятельности;

• примерное, осмысленно вариативное определение содержания деятельности;

• правовое и финансовое обеспечение реализации этих целей и содержания деятельности;

• взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных и учрежденческих подразделений.

Гарантией эффективности деятельности единой системы психоло­гической службы выступает последовательное и четкое профессио­нальное взаимодействие всех ее подразделений (звеньев) при условии, что каждое подразделение (звено) имеет свои четко определенные функции.

В этой книге мы рассмотрим возможность создания целостной системы психологической службы образования на примере такого мегаполиса, как Москва1.

Предлагаемая модель (или управленческая вертикаль) психологической службы города определяет содержание, структуру и порядок управления службой практической психологии в системе образования города и может служить правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации ее деятельности в других регионах страны.

Данная организационная модель психологической службы города ориентирована на эффективную реализацию целей, задач и основных направлений деятельности психологической службы образования.


Часть первая










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...