Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ




Цели психологической службы образования

Для специалистов любой службы очень важно осознавать цель, а следовательно, и смысл своей деятельности. Нельзя не согласиться с известным философом и педагогом Г. Гурджиевым, что «вопрос о цели — очень важный вопрос. Пока человек не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то "делать". Как же возможно что-нибудь "делать", не имея цели?» (цит. по: Успенский П. Д. — 1992. — С. 1977).

На основании научного изучения проблемы и анализа многолетне­го опыта работы психологической службы можно утверждать, что ее главной целью является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье.

Почему?

У ребенка есть потребность в познании и понимании мира. Нераз­витые психические функции не позволяют ребенку полноправно взаимодействовать с миром, познавать и понимать его, создают депривационную ситуацию и, как следствие этого, нарушение психического здоровья (страхи, тревоги, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.) Это тормозит, искажает позитивный путь становления личности.

Но для здоровья ребенка важно, что в детском саду, школе удовлетворяются не только его познавательные, но и социальные потребно­сти — в уважении к его человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (причем не только в учебной деятельности) Забота о психологическом здоровье требует внимания

27

взрослых (родителей, воспитателей, учителей) к этому внутреннему Миру ребенка. Психолог понимает, что для обеспечения психического И психологического здоровья ребенка особое внимание следует уделить сохранению и поддержанию его эмоционального благополучия, так как Переживания, чувства детей всегда оказывают существенное влияние На любую выполняемую ими деятельность и на развитие личности.

Педагог-психолог анализирует и оценивает любую учебно-воспитательную программу, любую систему отношений и взаимоотношений в учебном учреждении с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического И психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает интересы ребенка как растущего человека, развивающейся личности и индивидуальности.

По большому счету, главная цель психологической службы созвучна по смыслу с высказыванием академика В. В Краевского на междуна­родных лихачевских научных чтениях:

«Содействие становлению человека, способного к сопереживанию, гото­вого к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивиду­альному интеллектуальному усилию и самостоятельному компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профес­сиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представлениям иных культур и национальностей, независимого в суж­дениях и открытого для другого мнения и неожиданной мысли» (2001).

Задачи психологической службы

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи пси­хологической службы образования:

• реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• подготовка и создание условий психолого-педагогической пре­емственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;

• учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их инте­ресов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплек­са субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;

• создание благоприятного для развития и самочувствия ребен­ка психологического климата (в детском саду, школе, гимназии, интернате, колледже и пр.), который определяется, с одной сто­роны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми

28

и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для нет о личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрас­том) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;

• профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подрост­ков, учащейся молодежи,

• оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;

• осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;

• приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.

Одной из центральных задач практической психологии в системе образования является привнесение в эту систему психологической культуры, в контексте которой всех взрослых субъектов образователь­ного пространства (от министра образования, от управленцев всех уров­ней до любого воспитателя, учителя, родителя) объединяют взаимное уважение, взаимная ответственность и осознание главной цели образо­вательной деятельности. А цель — ребенок, его нормальное детство и от­рочество, полноценное обучение, воспитание и развитие, подготовка его к самостоятельной достойной жизни в современном обществе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...