Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные средства решения задач психологической службы




Достижение главной цели и решение задач психологической службы обеспечиваются созданием и соблюдением в образовательном учреждении психологических, социально-психологических и психолого-педагогических условий, гарантирующих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка

При определении оптимальных условий развития необходимо учитывать возраст ребенка Ранее уже обращалось внимание на то, что тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных

29

Психических процессов и свойств, психологических качеств личности, Я потому и к определенному типу воздействий. Каждый возраст является сензитивным, а потому и благоприятным для определенных пси­хологических образований, которые служат опорой, базой, стартовым Плацдармом для последующего развития.

Тот или иной возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе социальных отноше­ний.

Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность, в целом вся жизнь детей на всех этих возрастных этапах должна быть наполнена особым содержанием:

• особыми взаимоотношениями с окружающими — взрослыми, сверстниками;

• особыми способами познания окружающего мира;

• ведущей деятельностью (игровой, учебной, общением), в наибольшей степени способствующей психическому и личностному раз­витию именно на данном возрастном этапе,

• особым соотношением осознания прошлого, настоящего и будущего;

• особой системой прав и обязанностей ребенка, которые он должен знать, понимать и выполнять, и многим другим.

Однако возраст не определяет стандарта психического развития ребенка. Мы уже отмечали, что возрастные особенности существуют • единстве с особенностями индивидуальными. В практической работе с ребенком любого возраста возрастной подход неотделим от подхода индивидуального. Человек в принципе «нестандартен». Внутренний мир каждого человека имеет огромное количество неповторимо свое­образных вариантов, признаков, различных проявлений, которые зависят от возраста, пола, типа нервной системы, особенностей среды и условий воспитания, накопленного опыта, конкретной жизненной ситуации и пр. Поэтому педагогу-психологу необходимо уметь распознавать и учитывать индивидуальные варианты возрастного развития, индивидуальные пути и темпы взросления ребенка

Нарушение выше обозначенных условий мешает своевременной реа­лизации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость Коррекционной или специальной развивающей работы с ними.

Педагог-психолог осуществляет психологический анализ образова­тельных программ (программ обучения и воспитания) и вносит в них

30

совместно с педагогом те или иные коррективы с целью соотнесения содержания этих программ и способов освоения с интеллектуальными и личностными возможностями и особенностями детей и учащихся раз­ного возраста. Психолог содействует решению центральной задачи обу­чения и воспитания как единого процесса образования человека. Эта задача заключается в том, чтобы сформировать и развивать у ребенка, школьника те психические особенности, свойства и качества, которые, с одной стороны, характеризуют высокий уровень развития на данном возрастном этапе, а с другой — подготавливают закономерный переход к следующей возрастной стадии, более высокому уровню психического и личностного развития.

Психолог должен уметь производить анализ психолого-педагоги­ческих условий в контексте возрастных задач культурного развития ребенка в детстве, отрочестве, ранней юности.

Необходимо понимать и помнить, что в условия нормального раз­вития ребенка дошкольного и школьного возраста непременно вхо­дит культурное взаимодействие воспитателей и родителей, учителей и родителей. При этом приоритетом взаимодействия образовательного учреждения и родителей должны стать не дисциплина и успеваемость детей, а развитие и укрепление общей и нравственной (психологиче­ской) культуры взрослых. Ведь образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию фор­мирующейся личности ребенка; профессионализм и культура педагогов являются условием развития и формирования позитивных способно­стей и личностных качеств воспитанников.

Педагог-психолог может реализовать сущностный смысл такого взаимодействия. Именно психолог принимает каждого ребенка не только как воспитанника данного детского сада или ученика данной школы, конкретного класса, но и как сына (или дочь) определенной семьи, члена этой семьи. Не зная семьи, ничего понять о ребенке нельзя. Ребенок растет, переходит из одного социального института в другой. Его жизнь начинается в семье, затем подключаются детский сад, школа, улица, группа сверстников, СМИ, учреждения дополнительного обра­зования, колледж, вуз и пр. Но семья как базовый социальный институт неизменно присутствует на всех жизненных этапах ребенка, оказывает на него свое влияние, не учитывать этого нельзя.

Наверное, самое ценное, что получает ребенок в семье, — ощущение себя нужным, любимым. Это дает ему спокойствие и уверенность в от­ношениях с окружающим миром, он к нему тоже относится с любовью. Можно сказать, что ребенок вырастает из наших к нему отношений,

31

изнашей любви к нему. Он самостоятельно чувствует, думает, любит, если мы всему этому научили его. К сожалению, в жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отно­шений между людьми. Отсутствие в жизни ребенка любви, ощущение Ненужности взывают соответствующие душевные качества — ложь, Грубость, лицемерие, хулиганство, агрессию, неумение вести себя, не­уважение и оскорбление другого человека, бесчувственность и пр., что Проявляется в отношении ребенка к миру и людям, его окружающим. Эти симптомы Ю. М. Лотман назвал симптомами социально-психо­логической болезни. Он писал: «За этими симптомами — психология Человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому» (2001, с. 475).

Поэтому психологу очень важно суметь пробудить или укрепить у педагогов и родителей желание сотрудничать друг с другом, найти пути и способы организации такого сотрудничества. Именно это помо­жет воспитателям и учителям успешно взаимодействовать с ребенком • процессе его воспитания и обучения. Важно не дать угаснуть, поддер­жать эмоциональную предрасположенность к миру и людям у одних детей и окружить любовью других, дав им возможность соприкоснуться С абсолютной ценностью человеческих отношений как любовных отно­шений в широком смысле слова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...