Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика зрительных функций




Основные зрительные функции: 1) центральное зрение( обеспечивает восприятие цветов и объектов малых размеров, характеризуется остротой зрения)); 2) периферическое зрение (обеспечивает восприятие окружающего фона и крупных объектов,  обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам,характеризуется полем зрения); 3) бинокулярное зрение( способность пространственного восприятия предметов ); 4) светоощущение(способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость). Различают световую и темновую адаптацию;5) цветоощущение (позволяет воспринимать и различать многообразие цветов).

Зрительные дисфункции у детей школьного возраста

Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых(Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу Слабовидящие дети - имеющие остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы.Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки.Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, нарушено бинокулярное зрение.Астигматизм -сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Нистагм-самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Амблиопия-понижение зрения без видимых причин.

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушением зрения характерно: 1.эмоциональные расстройства; 2.нарушения непроизвольного и произвольного внимания;3.снижение объема долговременной памяти и скорости запоминания ;4.высокий объем кратковременной слуховой памяти;5.восприятие у слабовидящих -зрительное ,у. детей с остаточным зрением- осязательно-двигательное или зрительно-осязательное ;у тотально незрячих- осязательно-двигательно-слуховое.

Особенности физического развития и двигательных нарушений

У детей с нарушением зрения отмечается отставание в физическом развитии, обусловленное трудностями формирования физических качеств вследствие ограничения возможностей зрительного подражания.Характерны нарушения правильной позы при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушения координации и точности движений.Среди вторичных отклонений в физическом развитии детей с нарушением зрения наиболее часто встречаются  плоскостопие и нарушение осанки .

Цели,задачи и средства адаптивного физического воспитания

Основной целью адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения является нормализация двигательных функций,сочетающаяся оказывающая положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.Общие задачи адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников.К специальным задачам относятся:1.охрана и развитие остаточного зрения;2.развитие навыков пространственной ориентировки;3.развитие и использование сохранных анализаторов;4.развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения;5.укрепление мышечной системы глаза;6.коррекция недостатков физического развития, 7.коррекционно-компенсаторное развитие мышечно-суставного чувства;8.активизация функций сердечно-сосудистой системы;9.укрепление опорно-двигательного аппарата;10.коррекция координационных способностей, согласованности движений;11.развитие межпредметных знаний;12.развитие коммуникативной и познавательной деятельности.Используются следующие физические упражнения:1.передвижения: ходьба, бег, подскоки;2.общеразвивающие упражнения(без предметов;с предметами ,на снарядах;3.упражнения на формирование навыка правильной осанки;4.упражнения для укрепления сводов стопы;5.упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата;6.упражнения на развитие кардиореспираторной системы;7.упражнения на развитие равновесия;8.упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий;9.лазанье и перелазание;10.упражнения на расслабление;11.специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние);12.упражнения для развития мелкой моторики руки;14.специальные упражнения для зрительного тренинга;15.плавание;16.лыжная подготовка.Используются также гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки); естественные силы природы.( солнце, воздух и вода), оказывающие благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников.

Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания

К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относится :1.необходимость учитывать сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся ; 2.индивидуальный и дифференцированный подход к регулированию физической нагрузки,к оценке уровня физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, с учетом эмоциональной насыщенности;3.необходимость обучить дифференцировке звуковых, осязательных, обонятельных ориентиров и их применению в повседневной жизни;4.начало процесса адаптивного физического воспитания с ознакомления с окружающими предметами,с коррекции зрительного восприятия и освоения навыков пространственной ориентировки.5.включение в урок специальных упражнений( для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления гла).

Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития

При организации и осуществлении педагогического процесса детей со зрительной патологией необходимо: 1.учитывать специфические особенности психического и физического развития;2.соблюдать принципы специальной педагогики; 3.проводить врачебно-педагогический контроль;4.учитывать офтальмологические и сопутствующие заболевания ребенка;5.уделять особое внимание увеличению двигательной активности детей.Содержание, формы и методы адаптивного физического воспитания зависят от клинических форм, характера и тяжести нарушения зрительных функций, сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов,от уровня развития высших форм психической деятельности и личности в целом, от возраста, в котором нарушено зрение.Используются следующие методы обучения:метод практических упражнений, метод слова:,метод дистанционного управления метод упражнения по применению знаний,метод наглядности,метод стимулирования двигательной активности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 681.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...