Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика адаптивной физической культуры детей различного возраста.




 На ранних этапах реабилитационного процесса применение физических упражнений в основном связано с оперативным вмешательством и протезированием. На более поздних этапах-с профилактикой вторичных нарушений со стороны различных систем и органов, оптимизацией психомоторного развития ребенка, повышением его двигательных возможностей.Применение физических упражнений направлено на решение следующих задач:1.уменьшение выраженности и предупреждение прогрессирования вторичных деформаций и атрофии со стороны опорно-двигательной системы;2.уменьшение отставания в психомоторном развитии;3.формирование двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными нормами;4.подготовка к протезированию и обучение пользованию протезно-ортопедическими изделиями.

Средствами двигательной реабилитации являются:1.специальные упражнения для подготовки культи к протезированию,для обучения пользованию протезом, коррекции деформаций опорно-двигательной системы и предупреждения их прогрессирования;2.лечебно-восстановительные, коррекционные и профилактические упражнения;3.игровые упражнения и подвижные игры;4.основные локомоции-ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки,метания, передвижения на самокате, на велосипеде, ходьба на лыжах.В раннем возрасте (до 2-х лет) рекомендуется использование упражнений, стимулирующих переход детей в положение сидя, стоя на коленях;упражнения для предупреждения или коррекции контрактур суставов.Занятия с детьми раннего возраста должны проводиться на специальном столе, три-четыре раза в день. Используются пассивные, рефлекторные, пассивно-активные и активные движения. На начальном этапе периода обучения пользованию протезом он надевается на короткое время, когда ребенок играет. После привыкания протез надевается на время занятий лечебной гимнастикой. В возрасте, приближающемся к 1-1,5 годам, протез надевается по мере возможности на время самостоятельных игр и бодрствования ребенка. Первое вставание и первые шаги на протезах осуществляются с помощью взрослых. В последующем используется имитационно-игровая методика обучения ходьбе. По мере овладения ходьбой на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку основными движениями в лазании, подлезании и перелезании При врожденных и ампутационных дефектах верхних конечностей физические упражнения используются с целью увеличения объема движений в сохранившихся суставах пораженной конечности, укрепления мышц плечевого пояса, максимального вовлечения культи в различные движения; формирования компенсаторных захватов и перемещения различных предметов и игрушек с помощью культей; совершенствования ползания, изменения положения тела в пространстве.Занятия проводятся индивидуально. Вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные. Большинство упражнений носит имитационный или игровой характер.После каждых двух-трех упражнений целесообразно использовать массажные движения.

Для развития моторики здоровых детей старшего дошкольного возраста(4-7лет) наиболее характерно совершенствование основных движений и овладение простейшими спортивными навыками.При врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностейв период подготовки к протезированию применяются упражнения для развития силы мышц и уменьшения контрактур суставов;для подготовки культи к давлению гильзы протеза;для коррекции положений таза, позвоночника и плечевого пояса;акробатические упражнения;упражнения, направленные на сохранение устойчивости вертикальной позы;для профилактики плоскостопия здоровой конечности; обучение пользованию костылями.Овладение протезом начинается с обучения его надеванию и привыкания к нему. Ребенок пробует ходить на протезе с поддержкой ;совершенствование ходьбы ребенка осуществляется при помощи упражнений, обеспечивающих ее ритмичность и «мягкость». В обучении ходьбе выделяются три этапа: I этап-обучение сохранению вертикальной позы ,переходу от положения стоя у неподвижной опоры к положению стоя без дополнительной опоры; II этап (переходный от стояния к ходьбе)-формирование равновесия в двух- и одноопорной фазе шага; обучение управлению протезом;на III этапе совершенствуется техника ходьбы и отрабатываются элементы шага;корректируются дефекты ходьбы.Используются также упражнения в ходьбе, беге, прыжках, обучение падениям и вставанию . Боль­шинство основных движений выполняется в игровой форме и в соревновательных условиях.Используются индивидуалные,индивидуально-групповые и групповые занятия. Применяются упражнения с сопротивлением; фантомно-импульсивная гимнастика (с изометрическим напряжением мышц);упражнения для устранения контрактур суставов(в сочетании с использованием укладок мешочками теплого песка);для развития координационных способностей движения культей выполняются в сочетании с движениями туловища, таза и верхних конечностей;используют­ся упражнения, направленные на развитие силы мышц туловища и формирование «мышечного корсета». При односторонних дефектах применяются упражнения с целью профилактики плоскостопия здоровой конечности. Из общеразвивающих применяются упражнения без предметов и с предметами для мышц верхних конечностей, туловища и здоровой ноги.Среди основных задач двигательной реабилитации при дефектах верхних конечностей  можно выде­лить:1.развитие силы мышц культи и плечевого пояса;2.мобилизация максимальной амплитуды движений в суставах совершенствование мышечно-суставной чувствительности;3.коррекция вторичных деформаций опорно-двигательного ап­парата;4. формирование у детей «чувства протеза» как составной частитела и потребности к постоянному ношению и пользованию протезом;5.формирование необходимых навыков самообслуживания.Формы проведения занятий: индивидуально-групповые и групповые занятия.

В старшем школьном возрасте в первичном протезировании нуждаются дети, перенесшие посттравматические ампутации.В послеоперационномпериоде после ампутации верхних конечностей  главной задачей является профилак­тика застойных явлений в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы . Ос­новной формой занятий является лечебная гимна­стика в виде дыхательных упражнений, которые применяются с первого дня после операции. Со 2—3-го дня дыхательные упражне­ния сопровождаются движениями конечностей, исключая опериро­ванную. С 3—5-го дня применяются общеразвивающие упражне­ния в медленном темпе, без статического напряжения. При неосложненном послеоперационном течении допу­стимы осторожные движения в суставах оперированной конечности. На 8—10-й день общеразвивающие упражнения выполняются с уча­стием культи.В период подготовки к протезированиюиспользование физических упражнений направлено на формирование адаптационно-компенсаторных процессов за счет активизации сохран­ных функций: 1.упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности;2.упражнения для развития силы мышц культи и мышц, окружающих локтевой и плечевой суставы;3.упражнения для развития силы мышц надплечий. Основной задачей периода обучения пользованию протезами верхних конеч­ностей является выработка нового динамического стереотипа.

В послеоперационном периодепосле ампутации нижних конечностей занятия физическими упражнениями начинаются на следующий день после операции. Выполняются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, элементарные движения в суставах сохраненных конечностей и позвоночника.После снятия швов выполнение физических упражнений должно способствовать:1.восстановлению оптимальной подвижности во всех сохраненных суставах усеченной конечности, мобилизации максимальной подвижности в суставах сохраненной конечности и позвоночника;2.развитию динамической и статической силы мышц, мышечно-суставной чувствительности усеченной конечности, совершенствованию равновесия, координации движений конечностей; 3.формированию навыка ходьбы с опорой на костыли и правильной осанки, под­готовке к предстоящему протезированию.В период подготовки к протезированию используются: 1.упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности;для профилактики формирования контрактур.Одновременно с гимнастическими упражнениями проводится устранение контрактур суставов методом ручной редрессации -разработка движений в суставах методом пассивного увеличения эластичности мышц. 2.Упражнения для улучшения функционального состояния мышц культи, развития ее динамической и статической силы.3. Фантомно-импульсивная гимнастика( упражнения с изометрическим напряжением мышц мышечной группы). 4.Упражнения для мышц сохранившейся нижней конечнсти.5.Упражнения для развития координационных способно­стей.6. Упражнения для коррекции нарушений осанки.

Обучение пользованию искусственной конечностью начинается после комплекса подготовительных мероприятий и изго­товления протеза. Основная задача этого периода — освоение элементов шага, выработка координированной, устойчивой походки. Цель первого этапа-сформировать умение удерживать вертикальную позу и переходить из положения сидя в положение стоя.Критерием перехода ко второму этапу обучения ходьбе является способность удерживать равновесие на протезированной конечности при сохранении правильной осанки в течение 2—3 с. Цель этапа -сформировать умение ритмичной ходьбы в двухопорной фазе шага.На третьем этапе основной целью является совершенствование техники ходьбы. Обучение ходьбе считается законченным, когда ребенок может пройти на протезе без отдыха достаточно большое расстояние, без выраженных признаков утомления и каких-либо изменений со стороны культи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...