Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями.




Тема 2.

Методика адаптивной физической культуры детей-инвалидов с нарушением интеллекта.

Понятие, причины и формы умственной отсталости.

Термином «умственная отсталость» (олигофрения) обозначают аномалию личности,характеризующуюся общим психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности,обусловленную наследственной или врожденной неполноценностью мозга или его поражением,наступившим до 3-х лет. Дальнейшее физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе. Главные признаки олигофрении: 1.наличие врожденной интеллектуальной недостаточности человека либо приобретенной в раннем детстве;2.отсутствие прогредиентного течения.

Основные причины олигофрении:хромосомные абберации;воздействие патогенных факторов в период внутриутробной жизни плода;органическое поражение мозга в возрасте до 3-х лет(асфиксия, ЧМТ, менингиты, менингоэнцефалиты).

Выделяют 3 степени олигофрении:дебильность(легкая степень олигофрении),,имбецильность(средняя степень),идиотия(глубокая степень).Для дебильности характерно крайне медленное формирование специальных знаний.усвоенное удерживается с трудом,При имбецильности дети могут усвоить небольшой запас слов.понимают простую,конкретно ориентированную речь.При идиотии фразовая речь отсутствует,нет логически-ассоциативных представлений.

При анализе возможностей адаптации детей , страдающих олигофренией, следует оценивать не только степень олигофрении, но и тип так назы­ваемого олигофренического дефекта.Под типом дефекта следует понимать формирование механизмов компенсации интеллектуальной недостаточности через иные структуры личности—темперамент, характер, моти-вационную сферу.Тот или иной тип олигофренического дефекта может как расширять адаптивные возможности олигофрена, так и еще более их ограничивать..Для оценки абилитационных возможностей представляется целесообразным выделять тип олигофренического дефект- основной ,психопатоподобный,сложный(осложненный).Основной тип характеризуется отсутствием расстройств в сфере темперамента и характера. Больные добродушны, доброжелательны, общительны, покладисты, без значительных аффективных вспышек. Мотивационная сфера социально ориентирована — на помощь другим, характерна трудонаправленность и стремление найти место в социальной группе; самооценка не высока.Психопатоподобный тип олигофренического дефекта включает в себя два варианта: эксплозивный и астено-апатический.Эксплозивный вариан-помимо интеллектуального дефекта имеются нарушения в сфере темперамента и характера. Такие лица возбудимы, агрессивно-злобны, склонны к жестокости, иногда к самоистязанию, эмоционально ситуативно неадекватны; при социальных контактах без чувства дистанции, двигательно рас-торможенны, неадекватно общительны, назойливы, требуют повышенного внимания, постороннего контроля за поведением и деятельностью.Астено-апатический вариант-интеллектуальная недостаточность сочетается с апатией, вялостью, равнодушием ко всем формам деятельности; легко астенизируются, обидчивы, плаксивы; в деятельность социальной группы не «вписываютс»я, склонны к реакциям «ухода»; подобный рисунок поведения и эмоциональные реакции также приводят к необходимости постороннего надзора и ухода.Сложный тип олигофренического дефекта характеризуется сочетанием значительной интеллектуальной недостаточности с грубыми соматоневрологическими нарушениями(эпиприпадки,параличи,слепота,глухота,пороки сердца,недоразвитие конечностей).

Особенности психического развития детей

Для психики умственно отсталых детей характерно:1.нарушение познавательной деятельности;2.замедленный темп и объем,восприятия; 3. недостаточное развитие речевой деятельности;4.низкий уровень запоминания;5. малая устойчивость, замедленностью переключения внимания;6.безвольность;7.эмоциональная незрелость.

Особенности физического развития и двигательных способностей детей.

У детей с умственной отсталостью обнаруживаются:нарушения физического развития:отставания в массе и длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы,грудной клетки; парезы конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии;нарушения в развитии двигательных способностей:нарушение координационных способностей ;отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств; нарушения основных движений:неточность движений в пространстве и времени; ошибки при дифференцировании мышечных усилий;отсутствие ловкости и плавности движений;излишняя скованность и напряженность;ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках,метании.

Основные и специфические задачи, средства адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.

Основные задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников:1.укрепление здоровья, закаливание организма;2.обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;3.развитие физических способностей;4.формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;5.воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;6.воспитание нравственных и волевых качеств.

К специальным задачам относятся:1.коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках;компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;2.коррекция и развитие координационных способностей:3.коррекция и развитие физической качеств;4.коррекция и профилактика соматических нарушений:5.коррекция и развитие психических способностей:6.развитие познавательной деятельности:7.воспитание личности умственно отсталого ребенка. Средствами адаптивной физической культуры являются различные группы физических упражнений(упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;общеразвивающие упражнения;упражнения на развитие физических качеств; упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей;упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы;упражнения лечебного и профилактического воздействия;упражнения на развитие мелкой моторики рук;художественно-музыкальные упражнения;упражнения с речитативами,стихами),естественно-средовые факторы(вода,воздушные и солнечные ванны) и гигиенические факторы(правила общественной и личной гигиены).

Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:методы формирования знаний;методы обучения двигательным действиям;методы развития физических способностей;методы воспитания личности;методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;методы регулирования психического состояния детей.В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...