Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учащиеся с неадекватной реакцией на успех
(группа «В») Следующая группа детей обнаружила прямо противоположную тенденцию: эти дети неадекватно реагировали именно на успех. Они после успеха не повышали, а понижали свои притязания. После каждой решенной задачи они выбирали еще более легкую. (После неуспеха они также, как правило, выбирали более легкие задачи.) Эмоциональная разрядка этих детей также очень своеобразна. Они бурно радовались успеху, приходя при этом в сильное возбуждение. Становились болтливыми, несдержанными. При неуспехе они терялись, становились 298 подавленными и начинали сразу упрекать и обвинять себя, сожалеть о своих действиях и ошибках. Таким образом, относительно этих учащихся можно предположить, что они во что бы то ни стало стремились сохранить успех, пусть даже на самом низком уровне. Как видно из приводимых ниже данных, это предположение подтверждается поведением этих учащихся во время эксперимента. Таких оказалось 6 человек. Приведем соответствующие протоколы и графики. Алеша Г. Средний ученик. Рис. 10 Алеша долго не решался выбрать задачу. Интересовался, какие номера брали другие. Наконец, взял № 5 (см. рис. 10). Решал очень неспокойно: оглядывался, теребил чуб, все время что-то бормотал. Иногда вслух говорил: «Неужели не решу?» Спрашивал, решали ли эту задачу другие и решили ли. Через 15 мин. Алеша решил ее. Очень радовался, громко смеялся, несколько раз с удовольствием перечитал задачу, потом ответ. Обвел ответ рамочкой и только после этого взял задачу № 4. Опять нервничал и волновался. Говорил: «Очень гадостная задача какая-то. Да ну! Что за задача! А другие ее решили? Наверное, решили! Наверное, это я один такой дурак, не могу решить!» — но продолжал решать. Через 15 мин. неуверенно протянул листок с решением. Задача была решена правильно. Алеша невероятно обрадовался, запрыгал, схватил задачу № 3, потом в избытке чувств побежал к двери и, высунувшись в коридор, закричал: «Я уже две задачи решил: четвертую и пятую!» После этого Алеша обрел уверенность. Третью задачу решал уже значительно спокойнее, покрикивал на ребят, которые пытались заглянуть в дверь. Задачу № 3 решил быстро, за 7 минут. Хотел взять задачу № 2, но мне нужно было проверить, как Алеша будет реагировать на неуспех, поэтому я предложила ему взять задачу потруднее1. Алеша покраснел от волнения и взял № 6. Эта задача оказалась для него трудной. Сначала он ее напряженно решал, а потом сник, стал приговаривать грустно: «Видите, я какой, зачем вы только меня взяли. Я вам все опыты испорчу». Через 10 мин. Алеша сказал: «Нет, я не решу, можно я возьму вторую?» Я сказала, что больше не надо, но Алеша, чуть не плача, стал просить задачу № 2. Решил ее очень быстро и успокоенный, но все-таки еще немного грустный ушел, сказав на прощанье: «А все-таки интересно было, правда? Если бы только не шестая задача. И зачем только я ее брал...» 299 Витя Р. Хороший ученик. Рис. 11 Выбирая задачи, волновался, краснел, говорил, что у него голова перестала соображать, что он теперь плохо решает (на самом деле Витя имеет по арифметике «5», изредка «4»). На первую и вторую задачу махнул рукой. Выбрал № 3 (см. рис. 11). Решил за 5 мин., очень обрадовался. «Вот хорошо, что решил! Еще надо брать?» Очень не хотел брать еще. Когда я сказала, что надо продолжать, взял задачу № 2. Решил сразу. Я предложила ему взять задачу потруднее, раз он так хорошо решает. Он опять заволновался, хотел было взять задачу № 4 или 5 и вдруг, отчаянно махнув рукой, взял № 6. Как бы удивляясь сам себе, сказал: «Ой, какую взял!» Решил ее быстро, очень воодушевился, разволновался. Посмотрел на меня вопросительно: «Теперь я возьму пятую?» Я предложила: «А что если седьмую?» Он взял седьмую. Через 5 минут сказал: «Нет, не решу, я уже сразу вижу, что не решу. Я совсем перестал соображать. Такая трудная задача, мне не решить». Он сразу сник, отложил задачу № 7 и взял № 2: «Я лучше эту решу, ладно?»1 Неудача настолько деморализовала Витю, что он, решив вторую задачу в два действия, не заметил, что она уже решена, и продолжал делать дальше какие-то бесполезные действия, запутываясь все больше и больше и чуть не плача. Я сказала ему: «Витя, проверь задачу, мне кажется, что ты давно уж ее решил». Витя проверил, увидел, что действительно задача решена, облегченно вздохнул и зачеркнул все лишнее. Витя производит впечатление очень неуверенного в себе мальчика, неуспех его парализует, в успех он не верит, хотя учится хорошо. Учительница говорит, что ей всегда приходится уговаривать Витю, что он все знает. Иначе он так волнуется и теряется, что может не ответить урока, прекрасно зная его. Из-за каждой отметки Витя волнуется, после контрольной иногда плачет, боясь, что у него будет двойка, а потом огорчается, получив четверку. Рис. 12 Можно предполагать, что у Вити за такой совершенно неоправданной неуверенностью где-то в глубине кроются очень большие притязания. 300 Леня К. Средний ученик. Поведение во время эксперимента спокойнее, чем у Вити и Алеши, но тоже волнуется, радуется успеху. Решив задачи № 4 и 3, берет № 1 (см. рис. 12). После этого на мое предложение взять задачу потруднее Леня берет № 6, но тут же пугается своей смелости, смотрит выжидательно и не приступает к решению. Я подбадриваю его. Леня берется за решение, но через 10 мин. отрицательно мотает головой, тихо отодвигает от себя задачу и грустно смотрит на меня. В характеристике учительницы отмечено, что Леня очень любит такую работу, которая ему легко дается. Делает ее с удовольствием, очень тщательно и старательно, но того, что трудно для него, не любит. Остальные трое учащихся этой группы дают примерно такую же картину. Таким образом, у этой группы учащихся эмоциональная реакция на успех и неуспех совсем другого рода, чем у предыдущей. Эти дети очень волнуются при выборе задачи, долго колеблются, выбирая задачу, не сразу решаются прочесть ее. Решив задачу, они очень радуются, иногда даже как будто не верят, что решили. Громко выражают свою радость. Создается впечатление, что после успеха они выбирают задачи более легкие, для того чтобы сохранить успех, удержать его во что бы то ни стало, безразлично, на каком уровне, в то время как предыдущая группа, наоборот, стремится сохранить высокий уровень трудности выбираемых задач независимо от успеха или неуспеха. В случае неуспеха эти учащиеся теряют интерес к эксперименту, становятся подавленными и, в отличие от детей группы «Б» («агрессивных»), обвиняют в неуспехе только себя: «Вот я какой бестолковый, совсем не соображаю» и т. п. Один из представителей этой группы после третьего неуспеха стал выбирать самые трудные задачи, но при этом не делал никакой попытки их решить. Это выглядело как жест отчаяния. После успеха этот ученик, как и все остальные дети этой группы, выбирал задачи более легкие. Таким образом, для эмоциональных реакций детей этой группы характерна очень яркая и положительная реакция на успех, приводящая даже к некоторому перевозбуждению, и реакция растерянности, подавленности в связи с неуспехом. 301 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |