Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учащиеся с адекватной реакцией на успех и неуспех
(группа «А») Больше половины наших испытуемых, 24 человека из 43, после решенной задачи выбирают более трудную, после нерешенной — более легкую. Такую реакцию на успех и неуспех мы называем адекватной. Все эти испытуемые либо решают трудную задачу, либо переходят к более легкой. При столкновении с трудной для них задачей эти ученики не обнаруживают ясно выраженной эмоциональной реакции или же обнаруживают адекватную реакцию огорчения при неудаче, выражают удовольствие при успешном решении. 292 Как показали полученные данные, в эту группу входят дети с различным уровнем самооценки. Проиллюстрируем это протоколом экспериментов и графиками выбора и решений задач нескольких представителей этой группы. Лариса Р. Хорошая ученица, почти отличница. Некоторое время Лариса, раздумывая, смотрит на задачи. Потом берет № 4: «Возьму сначала эту» (см. рис. 2).
Решила задачу за 5 мин. Улыбнулась, взяла № 6. Решила ее за 8 мин. Взяла № 7. Решила ее за 12 мин. Больше брать не хотела, но по моей просьбе взяла еще одну задачу № 8. Решила за 14 мин. Решила неправильно. Я сказала ей, что задача решена неправильно. Лариса подошла ко мне и пыталась доказать, что ее решение верно. Убедившись, что она все-таки решила неправильно, не оставила задачу, а стала решать ее снова. Через 5 мин. отказалась от нее, так и не решив, и выбрала № 7 (2-й вариант). Решала долго и вначале безуспешно, но ни за что не хотела прекратить работу, не справившись с задачей. Когда я сказал, что время ее истекло, Лариса неохотно оставила задачу и, вежливо попрощавшись со мной, ушла, спросив, надо ли ей приходить еще раз. — А ты хочешь еще раз прийти?— спросила я. — Хочу, — ответила Лариса. Саша С. Слабый ученик, особенно слаб по арифметике. Решив задачу № 2, обрадовался, заулыбался и взял № 3 (см. рис. 3). Взял № 4. Прочел, начал было решать, потом смущенно улыбнулся и сказал: «Эта, пожалуй, трудновата». Взял № 3 (2-й вариант). «Эту, может быть, решу». Не решив и эту, сказал: «Надо же. Не решил!» Взял № 2 (2-й вариант) «Ну, уж эту решу!» Эту он действительно решил и довольный ушел. Надо отметить, что Саша не проявил никакого упорства при 293 решении задач, при первом же затруднении отказывался от решения и переходил к более легкой. Оля К. Слабая ученица. Робко, неуверенно Оля берет задачу № 3. (см. рис. 4). Читает, думает, смотрит по сторонам. Начинает решать на черновике.
Потом берет чистый лист бумаги и очень старательно, аккуратно переписывает все и подает листок. Решено неверно. Оля снова начала писать на черновике, потом опять так же долго и старательно переписывала. Опять неверно. Оля покраснела, посмотрела на задачи и взяла № 2. Очень долго писала, переписывала, зачеркивала, снова переписывала и, наконец, показала мне. Задача была решена правильно. Я сказала ей об этом. Оля быстро взяла № 4. Прочла, чуть-чуть подумала: «Нет, это трудная очень». Она положила задачу, не решив, и, попрощавшись, ушла. Сережа Т. Средний ученик. Сережа задачи выбирает быстро, не задумываясь. Решив задачу, радуется, не решив, огорчается, притихает, становится рассеянным, зевает, смотрит по сторонам.Не решив задачу, очень быстро оставляет попытки и берется за легкую (см. рис. 5). Из этих четырех примеров видно, что адекватная реакция на успех и неуспех наблюдается у детей с разной самооценкой — с высокой и низкой, устойчивой и неустойчивой, но всегда с адекватной. Таким образом, самооценка учащихся этой группы бывает разная с точки зрения устойчивости и высоты, но одинаковая с точки зрения адекватности (за исключением одного ученика). Точно так же в этой группе есть ученики с разной успеваемостью — сильные, слабые, средние. В этой группе всего один ученик (из 24) обнаружил завышенную неадекватную самооценку. Но мы отнесли его к этой группе потому, что после неуспеха он переходил 294 к более легким задачам, а не к трудным, т. е. реагировал на неуспех адекватно с точки зрения выбора задач. Но этот переход был у него очень осторожным и незначительным. Сколько-нибудь выраженной эмоциональной реакции на неуспех этот ученик не обнаружил. График выбора и решений этого ученика представлен на рис. 6. Рис. 6 Кроме этого испытуемого, больше ни одного с неадекватной самооценкой в этой группе не оказалось. Таким образом, можно сказать, что адекватность реакций на успех и неуспех определенным образом связана с адекватностью самооценки, а такие признаки самооценки, как высота и устойчивость, оказываются в этом случае несущественными. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |