Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Особенности оценки поступков подростками 1 страница
Вера П., 13 лет 4 мес., VII класс
| Понравился рассказ?
| Понравился.
| Что тебе понравилось?
| Все понравилось. Мальчик понравился, очень симпатичный.
| Чем понравился Н.?
| Просто настоящий мальчишка.
| Сочувствуешь ему или осуждаешь его?
| Сочувствую, все у него как-то складывалось неудачно в этот день.
| Чему сочувствуешь?
| На него никто не обращал внимания, а ему очень хотелось показать себя, особенно перед девочками. Ему было обидно, что он
| 196
| незаметный и даже в игре лишний. Потом его гувернер очень сильно обидел. Он даже оскорбил его, унизил.
| Правильно Н. вел себя?
| Он все делал не так, неправильно, но я ему сочувствую. Ведь ему за все надо было потом расплачиваться. Он уже после портфеля и думать даже перестал. Юбку оборвал, язык показал, ударил.
| Чему ты сочувствуешь?
| Ему было обидно.
| Что?
| Что на него никто не обращает внимания, что его должны наказать. А потом еще гувернер ему при всех пригрозил. Это стыдно и неудобно.
| Что тебе близко и понятно в Н.?
| Когда историю не выучил, потому что не любил этот предмет; когда получил единицу; потом оказался в кабинете папы, ему было любопытно во всем порыться, узнать. Он уже не отдавал отчета, что потом делал. У меня тоже так бывает. Иногда что-нибудь сделаешь плохое, а потом уже все равно, что будет.
| Что тебе понравилось в Н.?
| Все понравилось, почти все.
| Что?
| Понравилось, что он ударил гувернера.
| Почему это понравилось?
| Он защищал свое самолюбие.
| Ты оправдываешь этот его поступок?
| Оправдываю. Если бы у меня был похожий случай, я бы тоже так сделала. Ну, может быть, не ударила, а сказала что-нибудь резкое. Если бы меня так обидели, я бы тоже что-нибудь выкинула, полезла бы...
| Но ведь это нехорошо?
| Ну и что же. Но я бы тоже защищала свое самолюбие.
| Считала бы ты свой поступок правильным?
| Да... Не знаю. Вообще-то неправильный, но я все равно так сделала бы.
| А что тебе не нравится в Н.?
| Только то, что он не выучил урок истории, а все остальное понятно. Я бы тоже, наверное, не сказала, что получила единицу.
| А в эпизоде с портфелем?
| Нельзя сказать, что он плохо поступил. С юбкой ужасно смешно. Ему хотелось обратить на себя внимание. Он не знал как, ну и оборвал. Сонечка ему очень нравилась, а она не обращала на него внимания, так он поэтому и старался. А потом рассердился на нее, а здесь еще гувернер с выговором. Вот он и не выдержал.
| Но ведь это все
плохо?
| Да, это плохо; но все-таки, по-моему, не плохо. Я понимаю, почему он так поступил.
| 197
| Я бы так тоже поступила. Он поступил, как и всякий другой на его месте.
| Чем Н. похож на наших ребят?
| Всем. Хотел обратить на себя внимание, хотел совершить какой-нибудь поступок, стукнул гувернера, юбку оборвал.
| Еще чем?
| Тем, что ему было обидно, что на него никто не обращает внимания. Обидно было, что гувернер его хочет увести с бала и наказать.
| Правильно, что гувернер наказал Н.?
| Правильно. Он заслужил наказание, но, конечно, розгами его нельзя было сечь. Ведь он не маленький. Можно было по-другому наказать и потом не говорить об этом при всех. Он его унизил перед всеми.
| Что более всего было обидно Н.?
| То, что он хотел его высечь и сказал об этом при гостях.
| Почему это?
| Он его унизил. Николенька провинился, но у него тоже ведь есть свое самолюбие. Ему, конечно, было обидно, что его хотели увести, когда все веселились. Сонечка здесь была. А гувернер ему при Сонечке, при всех такое сказал.
| В отличие от младших школьников Вере нравится Николенька, и она сочувствует его поступкам, хотя и не считает их правильными, она не раз говорит, что «он делал все не так, неправильно». Вера выделяет все истинные мотивы и цели его поступков, всю гамму переживаний Николеньки в их самых существенных моментах и, наконец, говорит о его общем эмоциональном состоянии, с которым связаны отдельные его поступки. Мотивы поступков Николеньки Вера ставит в связь с определенным отношением к нему окружающих людей. Она осуждает поведение гувернера, считает, что он унижает Николеньку, и сочувствует Николеньке в его стремлении «защитить свое самолюбие», хотя и полагает, что можно было поступить иначе. Поступки и все поведение Николеньки Вера анализирует и оценивает с точки зрения его конкретных взаимоотношений с окружающими людьми.
Важным моментом в этом протоколе является то, что Вера все время соотносит переживания Николеньки со своими. Она почти по каждому поводу говорит: «я это понимаю», «я ему сочувствую», «у меня тоже так бывает», «я бы тоже так поступила», «я бы тоже что-нибудь выкинула», «он поступил, как и всякий другой на его месте». Вера оправдывает его бурную реакцию на то, что было оскорбительным для его самолюбия. Более того,
198
она считает, что на месте Николеньки она поступила бы подобным же образом, хотя понимает, что такое поведение ведет к наказанию, и она сама считает наказание за это справедливым.
Олег Н., 14 лет 3 мес., VIII класс
| Как относишься к поступкам Н.: осуждаешь или сочувствуешь?
| В некоторых случаях осуждаю, в некоторых — сочувствую. Он, конечно, все плохо делал: получил двойку — надо было сознаться и попросить прощения; потом при гостях разошелся и решил, что все равно потом отвечать за все. Семь бед — один ответ. Зря сделал это.
| Осуждаешь?
| Осуждаю, конечно.
| А вообще как относишься?
| Больше, пожалуй, сочувствую.
| Почему?
| Потому что все-таки гувернер обошелся с ним жестоко. Как в то время расправлялись! Розги всякие!.. Потом, конечно, жалко его, потому что он так опозорился при всех.
| Какой он был, по-твоему, мальчик?
| Он был вообще неплохой мальчик. Он ничего особенного не сделал. Конечно, его нужно осуждать, но в то же время он не плохой, а просто, можно сказать, пошалил.
| Почему неплохой?
| Потому что он делал все без умысла, не как какой-нибудь преступник. С ключиком — это можно понять как простое любопытство, а не как умысел узнать то, что нельзя. Ему было просто любопытно узнать, что там лежит. А потом он начал платье обрывать — тоже шалость. Теперь уж он думал: все равно накажут. Здесь еще гувернер стал грозить, он уж совсем расстроился. Конечно, все это плохо.
| Осуждаешь его?
| Особенно осуждать не за что. Наказать за баловство надо, но нельзя сказать, что он плохой мальчик. Просто на него так подействовало влияние окружающего. Ведь можно сказать, что гувернер унизил, оскорбил его. Гувернер хотел показать ему, что ты передо мной, как пепел под ногами. По сравнению со мной ты ничтожество, что хочу, то и делаю. У него было такое плохое состояние, на душе было неприятно. Он осознавал, что гувернер может с ним все сделать. И так как гувернер та́кк нему отнесся, он тоже подумал: «Я же тоже человек» — и стал буянить. Я бы тоже так поступил. Он понимал, что гувернер имел большую силу и позволял себе многое. Конечно,
| 199
| ему не надо было особенно буянить, но он правильно поступил.
| Что тебе в Н. близко, понятно?
| Его отношение к гувернеру, я бы на его месте так же поступил. Когда он не выучил урок, конечно, не надо было нести чепуху. Надо было сознаться. Зря так сделал, еще хуже для себя.
| Чем же тогда это тебе понятно?
| У меня тоже так бывает иногда. Когда я совсем не учил, я не буду выходить и по своему соображению рассказывать. А когда учил и знаешь почти все, а спросят и немного не помнишь, ну и начинаешь привирать, свое придумывать. Обидно, что учил, знаешь и получишь плохую отметку. Конечно, хочется вывернуться, ну и начинаешь свое придумывать, вспоминать, где, что читал, чего в учебнике не было.
| Еще что тебе понятно?
| Есть у нас ребята, которые хотят себя показать, например: я сильнее, я умнее всех. У меня приятель есть; он все хочет показать, что он знает больше, всех называет «болванами», говорит: «ты ничего не знаешь, не понимаешь, я сильнее, выше, а ты пониже». Он бы мог хорошо учиться, а сам только хвалится. Он, говорят, одаренный… Вот бабушка и дедушка все говорят: «Одаренный...» Я та́к, как он, никогда не говорю. Я, конечно, по-английски знаю больше. Если сравнить меня с ним, то это как меня с учительницей, но я не хвалюсь. Силой своей я тоже не хвалюсь, а у меня бицепсы-то побольше, чем у него. Он говорит: «Я сильный, одни мускулы», а когда разденется — шкелет.
| Что тебе нравится в Н.?
| Нравится, что у него вроде какая-то смелость есть. Вот с гувернером. Он сознает, что у гувернера есть превосходство, но хочет показать, что он тоже человек, сопротивляется, говорит, что с ним тоже надо считаться в жизни, а не то, что он маленький и ничего не понимает.
| Еще что?
| Потом еще, когда залез в портфель, он про себя рассуждал, что он плохо поступил — открыл чужую тайну. Самое главное было не то, что он сломал ключик, а что лазил без спроса и знал, что за это ему попадет. Кроме того, у него было сознание, что он сделал плохо, что полез в чужую тайну. Ему было стыдно, он понимал, что этого не надо было делать.
| Что тебе в Н. не нравится?
| То, что он наступил гувернантке на платье, нарочно оборвал его. Он хотел просто показать себя, девочек рассмешить, обратить на себя внимание. Конечно, он это зря
| 200
| делал. Поставил гувернантку в неловкое положение.
| Еще?
| Кажется, все. Любопытство нельзя осуждать. Конечно, этого не надо делать, но особенно сильного осуждения он не заслуживает. Это просто любопытство, а не умысел. Конечно, он неправильно сделал, зря, но это должно не в такой степени осуждаться.
| Чем Н. похож на наших ребят?
| Ведь ему было лет 12? В таком возрасте все ребята стараются себя показать, не смиряются ни с чем и в то же время любопытны. Это очень похоже. Не побоялся вступить вроде как бы в драку с гувернером. Некоторые ребята, не все, конечно, но большинство, не боятся, если другой придирается, даже если тот и посильнее, даже взрослый. Не смиряются, а отвечают за обиду. Потом стремятся показать себя перед всеми, выделиться среди своих товарищей, показать: он сильнее, умнее, лучше умеет делать...
| Как поступил В.?
| С одной стороны, со строго педагогической, он поступил неправильно — надо было открыть истину, от нее никуда не уйдешь, а с другой стороны, правильно, что не выдает своего брата, не хочет испортить ему вечер. У него было чувство товарищества, он не выдает друга в беде.
| Как ты оцениваешь поступок В.?
| Даже трудно сказать.
| Как бы ребята оценили?
| Хорошо бы оценили. У нас бы никто его не осуждал, кроме тех, кто подлизывается к учителям. Некоторые ребята сказали бы, что он поступил неправильно, а все ребята скажут — правильно. Все бы так поступили. Никто бы не сказал, что он получил два. Когда я в младших классах учился, то бабушка за мной приходила и всегда спрашивала, какие я отметки получил. Если я получал когда плохую отметку, так товарищи говорили: я не слышал, что он получил. Никто бы не сказал, что я получил два.
| А как бы ты поступил на месте В.?
| Я бы сказал: «Я не слышал, что поставили».
| Сказал бы неправду?
| (Мнется.) Ведь это такая ложь, это серьезная ложь. В глазах воспитателя это серьезная ложь. Правда, гувернер не знал, что́ правда.
| Сказал бы?
| Не знаю.
| Правильно гувернер наказал Н.?
| Он наказал его не по проступку, а хотел показать свое превосходство. Мне кажется, что он хотел показать: «Я сильнее тебя, я все могу; захочу, тебе попадет. Пади
| 201
| ниц передо мной!» Он его не за поступок наказывал, а за то, что Николенька непокорный.
| Правильно, что его так наказали?
| Пожалуй, нельзя так наказывать. Он заслуживает наказания, но не такого, чтоб сечь, бить. Его надо было лишить удовольствия быть на празднике, увести его, лишить вкусного, но не такое. А гувернер не наказывал его, а унижал, даже оскорблял. Гувернер хотел ему назло сделать, растоптать его. Настоящий человек так бы не сделал. Если хорошему человеку сделали бы какую-нибудь неприятность, нанесли оскорбление, он вряд ли бы стал так мстить.
| На что Н. обиделся?
| Потому что он чувствовал, что гувернер не считает его человеком и хочет показать, что он может сделать с ним все, как с вещью: и приказывать, и распоряжаться, увести, насмеяться. Он сознавал, что он ничего против этого не может сделать. Поэтому он и ударил. Он, конечно, не сделал себе лучше, но он уже больше ничего не мог сделать. Он чувствовал, что гувернера никто не остановит, а он — беззащитный. У него злоба накопилась.
| Как ты думаешь, правильно ли Н. поступил?
| Правильно вообще-то. Хотя ничего не вышло, не стало лучше, но он это правильно сделал. Он показал, что он не будет перед ним пресмыкаться и считает себя тоже человеком.
| Из беседы видно, что все поступки Николеньки Олег разделяет как бы на три категории (по степени их серьезности). Безоговорочно он осуждает Николеньку за то, что он не сознался, что получил двойку. Однако это Олег не считает «особым» проступком.
Ряд поступков Олег в основном рассматривает как «шалость» и «баловство» (когда Николенька из-за любопытства открыл портфель; оборвал гувернантке платье, чтобы насмешить девочек; не зная урока, говорил учителю все, что придет в голову). Олег считает, что за эти поступки Николенька не может особенно осуждаться. Самым серьезным нарушением Олег считает поступок по отношению к гувернеру, но именно этот поступок он оправдывает и говорит, что, будучи на месте Николеньки, он поступил бы так же. Следовательно, в каждом поступке Николеньки Олег видит нечто отрицательное (нарушение некоторых норм поведения и требований), но мера его осуждения поступков
202
Николеньки не находится в прямой зависимости от «степени их серьезности».
Олег абсолютно правильно выделяет мотивы поступков Николеньки и всю гамму его переживаний по поводу этих поступков, их последствий и взаимоотношений с людьми, которых эти поступки касаются.
Олег, так же как и Вера, понимает, почему Николенька поступал именно таким образом, и во многом ему сочувствует.
Он постоянно сравнивает Николеньку с собой и приводит аналогичные примеры своего поведения и поведения товарищей в сходных ситуациях. Эти примеры говорят о том, что во многих случаях он поступал или поступил бы так же, как и Николенька.
Общее отношение Олега к Николеньке сочувственное, хотя он и считает некоторые поступки Николеньки неправильными с точки зрения норм поведения.
В центре внимания Олега находятся взаимоотношения Николеньки и гувернера и их поступки по отношению друг к другу. Он как бы полностью входит в эту ситуацию и постоянно сравнивает мотивы поступков Николеньки, его переживания и реакцию на отношение гувернера с тем, как он представляет себе свое поведение и отношение к человеку в подобной ситуации. Он очень сочувствует Николеньке и оправдывает его поступки, вызванные проявлением неуважения к нему, отношением как к «маленькому», с которым можно не считаться, и сочувствует стремлению Николеньки защитить свое достоинство и показать, что он «тоже человек». Олег считает такое поведение правильным и предполагает, что он поступил бы так же. Олег категорически осуждает отношение взрослого к подростку, в котором проявляется нечуткость, отсутствие уважения и стремление одержать над ним верх, не считаясь с ним и безнаказанно оскорбляя его.
Проявление такого отношения Олег считает основанием для самого бурного протеста со стороны сверстника и оправдывает этот протест.
Олег осознает, что такое поведение может быть связано с нарушением некоторых норм поведения и должно повлечь за собой наказание. Тем не менее он считает допустимым и даже необходимым нарушение этих норм, если подросток вынужден защищать свое достоинство.
203
При этом он считает наказание заслуженным и, представляя себя на месте Николеньки, соглашается быть наказанным.
В Николеньке Олегу нравятся такие черты, как смелость, умение постоять за себя, чувство собственного достоинства, «непокорность» и др. Даже в тех случаях, когда при этом он нарушает некоторые нормы общественного поведения, Олег как бы отделяет эти качества от отрицательного поступка и относится к ним положительно.
Сеня Д., 14 лет 7 мес., VIII класс
| Как ты оцениваешь поведение Н.?
| Правильно он взбунтовался; гувернер над ним издевался, унижал его душу, как человека. У Николеньки тоже было чувство собственного достоинства. Пускай бы учитель попробовал поступить со мной так, я бы не знаю что сделал! За единицу можно получить наказание, я бы не возражал против этого. А он не наказывал, а унижал, да еще на балу!
| Как ты относишься к Н.?
| Я очень сочувствую Николеньке, я его очень понимаю.
| Ты больше сочувствуешь ему или осуждаешь?
| Умом осуждаю, а чувством нет, хотя знаю, что надо было сдержаться. Поступал он неправильно, но я ему сочувствую, так как сам это испытывал.
| В чем же сходство?
| На празднике мы были с одним товарищем на Красной площади. Народу — тьма, яблоку негде упасть. Интересно! Мне так хотелось буянить. Со стороны наше поведение можно было назвать хулиганством. Мы приставали ко всем, все нас боялись, от нас шарахались. А народу — жутко! Мы идем, хулиганим, локтями народ распихиваем — праздничное настроение... Или на катке. Подъедешь к девчонке — раз ее боком. Она: «Мама!» Ну, ей с другой стороны подбавишь — и хорошо.
| Откуда такое настроение?
| От избытка радости, восторга. Все мне трын-трава. Вот, думаю, докажу сейчас всем… И все делаю так, чтобы всем было и весело, и плакать, и смеяться хотелось. Не то что плакать, а чтобы на душе было так хорошо и чтобы всем было завидно, что умею так делать: собираю вокруг себя ребят, целую ватагу — все вокруг меня.
| А в это время думаешь, что будет потом?
| Нет, не думаю об этом. Мелькнет — плохо делаю, ну и ладно; будет дома нагоняй, попадет — пусть будет! Много не будет!
| 204
Совсем не думаешь?
| Нет, почему? Перед тем как делать — подумаю. Нет, вернее, так: сделаю, а потом подумаю: «Ах, неправильно сделал!..» Ну и ладно, что неправильно, ну и пусть... И еще неправильно сделаю, все равно уж теперь!.. И еще поддашь!..
| Прав был Николенька?
| Да и гувернер неправ. Поставил его в такое нехорошее положение. Коля танцевал с девочкой, он к нему подходит... По существу гувернер прав, но надо знать время, когда можно что делать, а когда нельзя. Ведь Коле было так горестно, стыдно и неудобно.
| Перед кем? Что же было самое обидное?
| Неудобно и стыдно перед всеми. Гувернер хотел сделать ему больно, унизить. Ему на человека было наплевать, ему было все равно, поможет ли Коле наказание. Он просто сам себе доставлял удовольствие. Коля взбунтовался потому, что он унижал его душу. Он бы не ударил человека, если бы знал, что тот его любит.
| Значит, самое обидное — это унижение при всех?
| Конечно. Пускай бы меня завуч попробовал унизить во время школьного вечера!.. Я бы ему показал!..
| Это почему?
| Я ведь не мог бы никуда глаза показать. Ведь после этого он будет один, не сможет никому в глаза смотреть.
| Что бы ты сделал в таком случае?
| Если бы знал, что он плохой человек, хотел меня не наказывать, а унизить, я бы думал, как ему отомстить.
| Ну и что же бы ты придумал?
| Не знаю. Что-нибудь уж наверняка бы придумал. Во всяком случае, не спустил бы такое. Он бы меня помнил.
| Тебе жалко Николеньку?
| Это не то слово. Я ему просто очень сочувствую. Весь день у него был неудачным; все как-то складывалось плохо. Он даже чувствовал себя несчастным. У меня тоже иногда такое бывало.
| Когда, например?
| Например, получу от директора выговор. Побежал в класс — на лестнице завучу в живот угодил, опоздал на урок — учительница сделала замечание, я ей нагрубил — она записку написала, а дома — от отца влетело, на следующий день в школу пришел — опять учительнице нагрубил. Было после всего такое ощущение, что я какой-то несчастный, что ко мне все плохо относятся.
| Содержание беседы с Сеней в принципе не отличается от предыдущих двух бесед, хотя некоторые моменты здесь проявились еще более отчетливо. Это касается прежде всего понимания Сеней внутреннего состояния Николеньки, его стремления «показать себя», чтобы обратить
205
на себя внимание окружающих. Он сравнивает Николеньку с собой и находит большое сходство («Вот, думаю, докажу сейчас всем...И все делаю так, чтобы всем было завидно, что я так буяню, что я умею так делать...»). Сеня говорит, что он при этом может совершать поступки, которые сам считает неправильными. Он понимает общее состояние, порожденное, с одной стороны, рядом неудач, а с другой, — как он выражается, рассказывая о себе, «избытком радости», восторга, желанием удивить окружающих. Он сам переживал состояние, при котором почти полностью теряется контроль над своим поведением и способность им управлять.
Сене очень понятны и близки мотивы последнего поступка Николеньки. Отношение гувернера он расценивает как унижающее человеческое достоинство Николеньки (гувернер над ним издевался, унижал его душу, как человека, у Николеньки тоже было чувство собственного достоинства). Такое отношение гувернера Сеня переживает как оскорбление и поэтому оправдывает возможность самой бурной и резкой реакции на него. У мальчика возникает представление о том, что он сам может оказаться в подобной ситуации (на школьном вечере), и собственное поведение он представляет себе как сходное с реакцией Николеньки на отношение гувернера.
Из беседы ясно выступил факт наличия у Сени двойственной оценки поступков Николеньки. Он прямо говорит: «Умом осуждаю, а чувством нет», — причем указывает на очень важный момент: «так как сам это испытывал». Иначе говоря, Сеня оценивает поступки Николеньки не только с точки зрения их соответствия нормам поведения, но и на основе собственного опыта отношений и переживаний.
Лена И., 15 лет 5 мес., VIII класс
| Как ты относишься к Н.?
| У меня у самой так часто бывает. Ведь гувернер его унизил. Лучше уж за ухо, чем как он... Ведь гувернер Николеньке при всех розгами угрожал. Ужас!
| Сочувствуешь Н. или осуждаешь его?
| Я понимаю его, так бывает. Обидят сильно и оскорбят, думаешь: взять бы и стукнуть. Он не сознавал, что делал. У него тогда было состояние «была — не была». Ведь на него обрушились все несчастья. Он уже голову потерял. Очень его гувернер оскорбил.
| 206
| В общем его поступок мне понятен бывает так, что уже ничего не чувствуешь, ничего не думаешь. Раз одно плохо — и пошло... И у него так было: кол получил, ключик сломал, платье оборвал, сказал дерзость, язык показал...
| Правильно он поступил?
| Нет, надо было сдержаться. Хотя у него и было состояние «была — не была», но все равно надо было сдержаться. Ведь тот, кто хочет унизить другого, унижает только себя.
| А ты бы сдержалась?
| Смотря в каком состоянии. Если как у Николеньки — внутреннее волнение, отсутствие размышления, у меня так же получилось бы. Такое вполне возможно, да еще часто так случается. Чуть что — истерика. Вот «пожалуйста» не скажут, я уже кричу: «Иди сама, я тебе не слуга!»
| Мы привели часть беседы с Леной ради того, чтобы подчеркнуть некоторые моменты.
Так же как и Сеня, Лена большое значение при оценке поведения Николеньки придает его состоянию, порожденному рядом неудач и фактом его публичного унижения гувернером. Она понимает состояние Николеньки, сопереживает ему и говорит, что подобное состояние ей очень знакомо. К унижению Николеньки и его реакции на отношение гувернера она относится так же, как и другие подростки: не осуждает Николеньку за его поступок и говорит, что если бы у нее было такое же состояние, то она поступила бы так же. Она даже говорит, что в подобных ситуациях ее первое побуждение очень похоже на реакцию Николеньки.
Наряду с пониманием переживаний Николеньки и сочувствием к нему, что является общим для всех подростков, важно отметить следующее различие, касающееся отношения подростков к форме реакции Николеньки. В отличие от Веры и Олега Сеня уже говорит о том, что надо было Николеньке сдержаться, а Лена дважды повторяет эту мысль. Мы считаем этот факт очень важным. Он говорит о том, что, хотя ситуация, в которой был совершен последний поступок Николеньки, всеми подростками переживается в достаточной мере аффективно, у старших из них намечается уже нечто новое в отношении к поведению Николеньки. Они стремятся как бы отвлечься от непосредственного воздействия этой ситуации и оценить его поведение
207
со стороны. Они считают, что Николеньке было необходимо овладеть своим поведением, несмотря на его переживания, очень понятные подросткам и вызывающие их сочувствие.
Таким образом, старшие подростки в своей оценке как бы снова возвращаются к признанию обязательности определенных общественных норм поведения, но уже на другом уровне, чем это было у младших школьников. Несмотря на полное понимание Николеньки и сопереживание ему, они принимают обязательность этих норм как высшего регулятора поведения, который требует от человека подчинения им своих непосредственных реакций. Особенно отчетливо это выступило у Лены, которая по возрасту старше остальных наших испытуемых и которая находится на пути перехода от подросткового к юношескому возрасту.
** *
Обобщая данные, полученные нами в беседах с подростками, можно сказать следующее.
В отличие от младших школьников подростки относятся к Николеньке очень сочувственно. Важно отметить, что почти в каждом из его поступков они видят нечто неправильное с точки зрения определенных норм поведения, однако это не оказывает существенного влияния на отношение подростков к Николеньке.
В отличие от младших школьников подростки абсолютно правильно выделяют всю систему мотивов поступков Николеньки, всю гамму его переживаний в самых ее существенных моментах.
Наибольшее понимание и сочувствие подростки проявляют к факту унижения и оскорбления Николеньки. Они сочувствуют переживаниям Николеньки, связанным с отношением к нему, как к «маленькому», с которым можно не считаться, проявлять бестактность и грубость. Подростки безусловно понимают и сочувствуют Николеньке в его стремлении защитить свое «самолюбие», достоинство и право на уважение его как человека.
Всем подросткам также очень понятно и близко стремление Николеньки показать себя, проявить свои качества, выкинуть какую-нибудь «штуку», чтобы обратить на себя внимание и завоевать симпатии окружающих.
208
Некоторые подростки прямо указывают на наличие этого стремления у них самих и их сверстников.
Всем подросткам также очень понятно общее состояние Николеньки, его возбуждение и «отсутствие размышления», порожденное рядом неудач. Подростки сами отмечают, что в таком состоянии может осознаваться объективная неправильность поступков и возможность неприятных последствий, однако доминирующими оказываются не трезвые соображения, а собственные переживания, в результате чего теряется способность контроля и управления своим поведением.
Таким образом, подросткам более всего понятна и близка система переживаний Николеньки и мотивы его поступков, связанные с его осознанием себя как личности, с отношением к себе и стремлением занимать определенное место в отношениях с окружающими. Тот факт, что подростки более всего сочувствуют Николеньке именно в этом отношении, говорит о том, что для подростков эта система переживаний имеет особое значение.
Из нашего материала отчетливо видно, что, говоря о поступках Николеньки и его переживаниях, подростки постоянно сравнивают себя с ним и устанавливают сходство в своих и его переживаниях и реакциях на отношение окружающих людей. Сравнение себя с Николенькой как бы пронизывает у подростков весь процесс анализа его поступков и поведения. Это и выступает как специфическая особенность и существенный компонент всего процесса анализа поступков у подростков.
|