Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка учащимися подготовки, которую дает им школа




(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
Считают подготовку хорошей 71,8 81,3 71,0 59,2 57,0
Считают подготовку недостаточной 4,3 7,3 11,8 19,3 19,1
Считают подготовку плохой 2,6 2,9 6,9 13,7 9,1
Ответили, что в настоящее время они этого еще „не знают“ 8,4 0,5 5,1 1,1 6,1
Не ответили на вопрос 12,9 8,0 6,0 6,7 8,7

В V—VI классах очень мало детей, которые в той или иной степени недовольны подготовкой к жизни, которую дает им школа. В VIII—IX классах таких учащихся около одной трети. Рост критического отношения школьников к даваемой им в школе подготовке, по-видимому, свидетельствует об изменении с возрастом требований учащихся к тому, как школа должна готовить к жизни, а тем самым указывает на наличие некоторых недостатков в подготовке старшеклассников.

44

Наш материал не позволяет достаточно полно ответить на вопрос, чем же именно довольны учащиеся и какие недостатки они видят в подготовке к жизни, которую дает им школа.

Полученные нами данные позволяют только высказать некоторые предположения относительно тех тенденций, которые здесь имеют место1.

Прежде всего следует отметить, что учащиеся чаще разъясняют, в чем они видят недостатки той подготовки, которую дает им школа, чем обосновывают положительную оценку этой подготовки. Объяснений первого рода — 59,1%, а второго рода — 40,9%. На недостаточность теоретической подготовки указывают только учащиеся VIII и IX классов (18% всех критических замечаний), причем в половине сочинений прямо говорится, что подготовка недостаточна именно для поступления в высшие учебные заведения.

Большинство учащихся отмечает недостаточность практической подготовки (56% всех критических замечаний). С возрастом количество замечаний такого рода увеличивается. В основном школьники пишут о том, что на занятия в мастерских и на производственную практику отведено мало времени, что они не получают действительно серьезной практической подготовки и, работая на производстве или в школьных мастерских, не овладевают специальностью: некоторые школьники добавляют при этом: «специальностью, которая бы мне нравилась». Часть школьников, работающих в мастерских, видит недостаточность подготовки в отсутствии производственной практики, а девочки старших классов — в отсутствии домоводства.

Когда учащиеся оценивали подготовку к жизни, которую им дает школа, то 22,8% из них высказывали предложения к улучшению как практической, так и теоретической подготовки.

45

С возрастом количество учащихся, вносящих такие предложения, увеличивается. Приводим соответствующие данные1 (см. табл. 8).

Таблица 8

Класс V VI VII VIII IX
Количество предложений (в %) 3,8 20,8 29,3 39,6 45,6

Конкретные предложения школьников мы разбили на две категории: 1) предложения по улучшению теоретической подготовки. Таких предложений оказалось 2% (11 предложений); 2) предложения по улучшению практической подготовки. Такого рода предложений оказалось 98% (524 предложения).

Материал по классам мы представляем более детально, выделяя во второй категории предложений отдельные моменты, на которые указывают школьники (табл. 9)2.

Данные таблицы показывают, что учащиеся (девочки) всех классов вносят довольно много предложений об увеличении времени на домоводство, а в старших классах имеется много пожеланий о его введении.

С возрастом увеличивается количество предложений, касающихся введения производственной практики и увеличения времени на нее, а также создания условий для овладения специальностью и подготовки к выбору профессии.

46

Таблица 9

Предложения учащихся V—IX классов к улучшению подготовки, которую
дает им школа (в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
I. Предложения по улучшению теоретической подготовки 0,9 6,3 1,5
II. Предложения по улучшению практической подготовки:          
1. Общие предложения, а также предложения об увеличении времени и улучшении организации занятий по труду 78,3 45,7 40,0 15,7 31,8
2. Предложения о введении производственной практики или увеличении времени на нее 4,3 15,9 19,1 22,1 30,3
3. Предложения об увеличении времени на домоводство (V—VII классы) или его введении (VIII—IX классы) 17,4 36,2 34,8 48,0 16,7
4. Предложения, касающиеся получения специальности и подготовки к выбору профессии 2,2 5,2 7,9 19,7

47

Таким образом, можно сказать, что большинство предложений учащихся к улучшению их подготовки к жизни идет по линии улучшения именно практической подготовки: увеличения времени на занятия по труду (в мастерских и на производстве), более широкого введения производственной практики и домоводства, подготовки к выбору профессий и возможности получить специальность во время работы на производстве и в школьных мастерских.

Наконец, остановимся еще на одном вопросе, а именно: существует ли зависимость между оценкой учащимися подготовки, которую дает им школа, и их отношением к занятиям по труду. Ответ на этот вопрос может быть получен из анализа этого соотношения по отдельным школам. Эти данные представлены в табл. 10.

Таблица 10

Зависимость между отношением учащихся к занятиям
по труду и их оценкой той подготовки к жизни,
которую дает им школа

(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Школы

1 2 3 4 5 6 7 8
Занятия по труду нравятся 84,3 88,4 92,0 80,3 93,0 85,0 68,5 93,0
Подготовку считают хорошей 78,5 72,6 80,0 56,2 80,5 56,5 44,5 82,8

В трех обследованных нами школах (3, 5 и 8) наибольшее количество учащихся, по сравнению с другими школами, считают, что школа их хорошо готовит к жизни (соответственно 80%, 80,5% и 82,8% школьников). Именно в этих школах мы имеем наиболее высокий процент учащихся, которым занятия по труду нравятся (92%, 93%, 95% школьников).

С другой стороны, в одной из школ (7), только 44,5% детей положительно оценивают ту подготовку к жизни,

48

которую дает им школа. В той же школе наименьшему количеству учащихся, по сравнению с другими школами, нравятся занятия по труду (68,5%).

Эти данные свидетельствуют о том, что оценка учащимися подготовки к жизни, которую дает им школа, по-видимому, относится главным образом к их трудовой подготовке в школе и связана с их отношением к занятиям по труду. В школах, где большее количество учащихся довольны даваемой им подготовкой в школе, большему числу детей нравятся эти занятия. И наоборот, в тех школах, где имеется больше детей, неудовлетворенных получаемой ими в школе подготовкой к жизни, мы видим больше школьников, которых не удовлетворяют занятия по труду.

II

Существенно важным является выяснение вопроса, какова связь между отношением учащихся к занятиям по труду и организацией этих занятий. Выяснение этого вопроса позволит получить данные о том, какая организация занятий по труду дает больший и какая — меньший воспитательный эффект, поскольку формирование положительного отношения к труду является важнейшей воспитательной задачей, которую должны выполнять организуемые школой занятия учащихся по труду.

Поскольку в различных классах (от V до IX) обнаружились некоторые особенности зависимости отношения учащихся к занятиям по труду от различной их организации, материал будет излагаться по классам.

Пятые классы (596 человек). В тех классах, где мы собирали материал, все пятиклассники работали в школьных мастерских (столярной и слесарной). В одних классах и мальчики, и девочки работали в мастерских, в других — девочки работали в этих мастерских и занимались швейным мастерством, в третьих — девочки в столярной и слесарной мастерских не работали, а только обучались шитью. В двух школах пятиклассники работали еще на пришкольном участке.

В мастерских все учащиеся работали с различными столярными и слесарными инструментами, а часть школьников работала на станках.

49

На занятиях по кройке и шитью девочки учились делать швы, а также шили вещи различной сложности (платочки, салфетки и даже кофточки и халаты).

На пришкольном участке школьники занимались посадкой овощей, цветов и деревьев, прополкой, а также подсобными работами (копали землю, таскали воду и песок).

Обзор материала показал, что между отдельными пятыми классами оказались некоторые различия в использовании результатов труда учащихся. В одних классах (назовем их I группой) сделанные учащимися вещи (подставки для цветов, ящики, вешалки, указки и пр.) использовались в школе. В других классах (II группа) одна часть вещей использовалась в школе, другая (штакетник, зубила, молотки, совки и пр.) поступала в торгующие организации, а на полученные деньги школа покупала оборудование для школьных кабинетов, спортинвентарь, музыкальные инструменты и пр. На пришкольном участке работали учащиеся именно тех классов, которые мы отнесли в I и II группы; их труд также приносил пользу.

Следовательно, в этих группах учащиеся видели общественную полезность своего труда.

В некоторых классах, которые мы выделили в III группу, учащиеся отдавали учителю сделанные ими вещи (части табуреток, стульев, гаечные ключи, отвертки и др.), и большинство из них либо не знали, что произошло с этими вещами, либо прямо указывали на то, что вещи не используются, а вероятно, где-нибудь «валяются». Из 140 учащихся тех классов, которые мы отнесли в III группу, об этом написали 46% детей; 26% школьников написали, что сделанные ими вещи идут на выставку, 11% детей на вопрос не ответили и только 17% школьников указали на то, что результаты их труда используются, причем об этом написали и некоторые девочки, которые делали платки и салфетки для себя.

На пришкольном участке учащиеся этих классов не работали.

В связи с этим возникает вопрос, влияет ли на отношение учащихся к занятиям по труду (и труду как учебному предмету) различная степень общественной полезности их труда и знание детьми того, как используются продукты этого труда.

50

Данные табл. 11 показывают, что почти всем пятиклассникам занятия по труду нравятся, однако в классах, где сделанные учащимися вещи находят более широкое общественное применение, большее количество детей называют труд в числе своих самых любимых предметов.

Наш материал не обнаружил влияния различной организации труда пятиклассников на выбор ими дальнейшего пути после окончания школы. Подавляющее, причем приблизительно одинаковое во всех группах, количество учащихся выражают желание учиться дальше. Количество детей, которые хотят после школы работать или одновременно работать и учиться, в разных группах приблизительно одно и то же.

Вне зависимости от того, как организован труд учащихся, многим пятиклассникам нравится самое выполнение трудовых операций (по обработке металла и дерева) (см. табл. 12). Однако такая важнейшая сторона отношения учащихся к труду, как удовлетворение от сознания того, что их труд является общественно полезным, лучше формируется в совершенно определенных условиях: когда труд учащихся объективно является общественно

Таблица 11

Зависимость отношения учащихся к занятиям по труду
от различной организации этих занятий в пятых классах

(количество ответов каждой категории дается в %)

Группы

Особенности организации труда учащихся

Категории ответов учащихся

занятия нравятся называют труд в числе наиболее любимых предметов
I (74 чел.) Сделанные вещи используются в школе 99,0 30,0
II (382 чел.) Сделанные вещи идут на продажу и используются в школе 94,0 34,6
III (140 чел.) Около половины сделанных вещей не используется 93,5 15,0

51

полезным, и они не только знают, но и видят, как используются вещи, которые они сделали. Именно в I группе классов, т. е. в тех классах, в которых сделанные учащимися на уроках труда вещи использовались в школе и дети видели, что результаты их труда приносят пользу, в 44% их ответов указывается на то, что в занятиях по труду им нравится то, что они приносят пользу школе.

Таблица 12

Высказывания пятиклассников о том, что им нравится
в занятиях по труду
(в %)

Категории ответов учащихся

Группы классов

I II III
Нравится выполнение отдельных операций или работа на станке 10,6 24,2 33,7
Нравится общественная полезность труда 44,0 5,6 9,9
Нравится, что приобретают полезные умения, навыки, знания 7,6 12,1 13,9
Общие ответы (нравится работа в мастерских, на участке и т. п.) 37,8 58,1 42,5

Таким образом, на основе анализа нашего материала можно сказать, что различия в организации труда пятиклассников не оказывают существенного влияния на их общее положительное отношение к занятиям. Однако наиболее эффективной в воспитательном отношении является такая организация занятий пятиклассников по труду, при которой они не только знают, но и видят общественную полезность результатов своего труда. При этих условиях им не только нравятся занятия по труду, но и значительно увеличивается количество учащихся, которые называют труд в числе самых любимых предметов. Кроме того, при этих условиях у учащихся воспитывается такая важнейшая сторона правильного отношения к труду, как переживание удовлетворения от сознания общественной полезности своего труда.

52

Шестые классы (620 человек). В шестых классах, как показывает наш материал, практикуются несколько более разнообразные формы организации занятий учащихся по труду, чем в пятых классах. Поэтому пришлось разбить шестые классы на несколько групп1.

В I группу были выделены два класса (61 человек), в которых учащиеся работали и в школьных мастерских, и на производстве (причем один класс только начал работать на производстве); 89% учащихся этих классов написали о том, что их труд помогает заводу в выполнении производственного плана. Во II, III и IV группы мы отнесли классы, работающие только в школьных мастерских. Различия между этими группами были такими же, как между группами в пятых классах, т. е. эти группы различались по характеру использования сделанных учащимися вещей и в связи с этим по тому, как осознается школьниками общественная полезность их труда. Во II группу (253 человека) мы отнесли классы, в которых на занятиях по труду учащиеся делали вещи для школы и большинство школьников (от 75 до 100%) указывали на полезность их труда.

III группа (154 человека) состояла из классов, в которых учащиеся делали вещи либо только для торгующих организаций, либо частично для них, а частично для школы, и, по отзывам большинства учащихся, сделанные ими вещи использовались.

Несколько классов мы объединили в IV группу (107 человек). В этих классах около 30% учащихся прямо указывали на то, что сделанные ими вещи не используются, а 60% школьников написали о том, что они делают их для выставки. Таким образом, оказалось, что в этих классах вещи, сделанные учащимися на занятиях по труду, практически не использовались и не приобретали в глазах учащихся общественного значения.

Результаты обработки материала в указанных направлениях представлены на графиках (см. рис. 1, 2, 3).

Первое, что необходимо отметить, это наличие наиболее высоких показателей почти по всем вопросам при

53

Рис. 1. Отношение шестиклассников к занятиям по труду

Рис. 2. Планы шестиклассников, касающиеся выбора ими пути после окончания школы

54

условии, когда учащиеся работают не только в мастерских, но и на производстве. Это прежде всего выражается в том, что всем без исключения (100%) учащимся занятия по труду нравятся; половина школьников (49,2%) называет труд одним из самых любимых предметов. В этих классах нет ни одного школьника, который был бы недоволен той подготовкой к жизни, которую ему дает школа. И, наконец, половина учащихся (50,8%) выражают желание после окончания школы работать, а треть (31,2%) — учиться.

Рис. 3. Оценка шестиклассниками той подготовки к жизни, которую им дает школа

Остановимся более подробно на анализе организации занятий учащихся по труду в одном из классов этой первой группы, в котором данные по отдельным вопросам даже выше средних данных по двум классам.

Учащиеся этого класса в слесарной мастерской работали на станках, занимались обработкой металла и делали различные вещи (зубила, ножницы, лопатки, совки). Все школьники указали на то, что сделанные ими вещи используются в школе.

На производстве учащиеся на станках не работали, а в основном участвовали в сборке отдельных узлов для велосипедов и мотоциклов, в выполнении некоторых

55

производственных процессов и операций (в штамповке, намагничивании деталей), а также выполняли мелкие операции (завертывали гайки, смазывали детали) и подсобные работы (упаковка и погрузка готовой продукции).

В работе учащихся на производстве важно отметить два момента: во-первых, многие из них в процессе работы знакомились с некоторыми важными этапами в изготовлении продукции и сами в большей или меньшей степени участвовали в ее изготовлении; во-вторых, многие учащиеся выполняли мелкие операции, а также подсобную работу, и эта работа им нравилась. Большинство учащихся этого класса написали, что их работа приносит заводу пользу и помогает выполнению плана. Следовательно, сами учащиеся осознавали свою работу на производстве (в том числе и подсобную) как общественно полезную и важную.

В этом классе абсолютно всем учащимся нравятся занятия по труду, причем около половины учащихся написали о том, что им нравится работать на станках и обрабатывать металл (в мастерской), а 26% детей прямо указали на то, что им нравится работа на заводе.

Очень многие учащиеся (60%) назвали труд одним из самых любимых предметов.

Большинство учащихся этого класса (60%) выразили желание после окончания школы работать, причем 43% школьников хотели работать на заводе, а некоторые — даже на том заводе, где они работают сейчас. Треть учащихся (37%) написала о том, что они хотят учиться.

За исключением шести человек, которые не ответили на вопрос, все остальные дети считали подготовку к жизни, которую дает им школа, хорошей. Пожелания учащихся к улучшению их подготовки в школе в основном шли по линии предложений увеличить время на занятия по труду в мастерских и на заводе. Такие пожелания высказали 55,5% школьников.

Мы полагаем, что все полученные по этому классу данные являются показателем хорошей организации труда учащихся на производстве и в мастерских и свидетельствуют о ее эффективности в воспитательном отношении.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед школой, заключается в воспитании у учащихся интереса и

56

любви к производительному, общественно полезному труду, понимания того, что он должен занимать в жизни каждого человека существенное место. Работа учащихся в школьных мастерских и на производстве является важнейшим средством формирования у детей правильного отношения к труду. В связи с этим очень интересными и показательными являются данные по вопросу о том, что собираются делать учащиеся после окончания школы, поскольку в ответах детей на этот вопрос проявляется их отношение к производительному труду как к деятельности, которая займет в их будущей жизни то или иное место.

Описанная выше организация занятий по труду оказалась по шестым классам наиболее эффективной не только в рассмотренных выше, но и в этом отношении.

Мы полагаем, что это явилось следствием того, что в данном классе организация труда учащихся на производстве и в мастерских отвечала некоторым общим требованиям, а также возрастным стремлениям и интересам самих детей подросткового возраста: стремлению к взрослости и участию в общественно полезном труде взрослых, интересу к общественной жизни, производству и технике, стремлению сделать полезную вещь своими руками и приобрести новые полезные умения, навыки и знания.

Обобщая весь материал по этому классу, можно отметить следующие положительные моменты в организации труда учащихся.

1. Труд учащихся на производстве и в мастерских был общественно полезным.

2. Результаты труда учащихся (изготовление полезных вещей, характер работы на производстве) были такого рода, что дети сами видели полезность своего труда, т. е. для самих школьников их труд выступал как общественно полезный.

3. Было найдено удачное сочетание особенностей работы учащихся на производстве и в школьных мастерских. На производстве школьники чувствовали общественную (в широком смысле) полезность своего труда, ощущали себя участниками производственного процесса, выполнения государственного плана и к тому же выполняли интересную для них работу. В мастерских они работали на станках, овладевали операциями по обработке

57

металла, приобретали новые умения и навыки и делали полезные вещи своими руками. Как показывают все наши материалы, именно это является для учащихся одним из самых привлекательных моментов в занятиях по труду.

Перейдем к характеристике условий организации труда шестиклассников, работающих только в школьных мастерских.

Как показывают материалы, приведенные в графиках, различий между II и III группами классов (т. е. классов, где сделанные учащимися вещи использовались в школе, и классов, где они шли и на продажу) почти нет.

Как мы видели, в пятых классах в этом отношении также не было никаких существенных различий, поэтому мы не будем анализировать отдельно II и III группы шестых классов, а выделим те общие моменты в организации труда учащихся в школьных мастерских, при которых занятия нравятся почти всем учащимся класса (95—100%).

Это — овладение слесарным и столярным делом (в процессе работы на станках), швейным мастерством (а не только обучение отдельным швам), приобретение новых полезных умений и навыков в процессе изготовления общественно полезных вещей, которые потом используются по назначению (или школой или поступают в торгующие организации, а на деньги от их реализации школа приобретает вещи, нужные для учебного процесса или для детского коллектива). Неучет в работе с учащимися этого возраста какого-либо из перечисленных моментов приводит, как показывает наш материал, к уменьшению педагогической эффективности занятий учащихся по труду. Это видно на примере классов, объединенных в IV группу. IV группа отличалась от других тем, что значительная часть сделанных учащимися вещей вообще не использовалась (на что указало около 30% детей), а остальные вещи шли главным образом на выставку. Таким образом, делая объективно полезные вещи, многие учащиеся не видели общественной полезности своего труда. При этом никто из этих учащихся не написал, что он работает на станках. По-видимому, это также явилось причиной того, что некоторые показатели отношения к труду в этой группе классов несколько ниже, чем в других.

58

Седьмые классы (352 человека). Учащиеся всех седьмых классов (за исключением одного1) работали только в школьных мастерских.

В результате анализа особенностей организации занятий по труду в разных седьмых классах и сопоставления их с данными, характеризующими отношение учащихся к труду, нам не удалось обнаружить каких-либо новых фактов и зависимостей.

Материал, приведенный в табл. 13, подтверждает вывод, сделанный по отношению к учащимся V и VI классов о том, что даже если труд учащихся является объективно продуктивным (т. е. они делают полезные вещи), но сделанные ими вещи в значительной степени не используются и для школьников результаты их труда не выступают как общественно полезные, то в этом случае занятия по труду нравятся меньше, чем тогда, когда сами учащиеся считают свой труд общественно полезным.

Восьмые классы (270 человек). В первой части статьи уже было указано на тот факт, что начиная с VIII класса постепенно уменьшается количество учащихся, которым нравятся занятия по труду (см. табл. 3), и возрастает количество школьников, которые считают подготовку в школе недостаточной или плохой (см. табл. 7). Однако не все восьмые классы одинаковы в этом отношении. В одних классах занятия по труду нравятся всем учащимся, а в других — не нравятся половине школьников. Этот факт является существенным, и на анализе особенностей организации труда в этих различных классах мы остановимся более подробно.

Ниже мы даем краткие характеристики нескольких классов, в которых учащиеся по-разному относятся к занятиям по труду.

Класс (33 человека) работает на заводе. Учащиеся занимаются сборкой генераторов и отдельных узлов к ним; часть учащихся обрабатывает на станках различные детали. 90% состава класса считают, что их труд приносит пользу заводу, и объясняют это тем, что продукция,

59

в изготовлении которой они участвуют, идет во все концы нашей страны. За исключением шести человек, все остальные учащиеся считают, что они помогают заводу в выполнении производственного плана.

Таблица 13

Влияние различной организации занятий по труду
на отношение семиклассников к этим занятиям и к труду
как учебному предмету

(количество ответов каждой категории дается в %)

Группы классов

Особенности организации труда учащихся

Категории ответов учащихся

занятия нравятся называют труд одним из самых любимых предметов
I (86 чел.) Сделанные вещи используются в школе 94,1 31,4
II (164 чел.) Сделанные вещи идут на продажу и используются в школе 94,4 27,4
III (77 чел.) Значительная часть сделанных учащимися полезных вещей не используется 79,2 19,5

Большинству учащихся этого класса (85%) занятия по труду нравятся, причем треть детей (33%) написали о том, что в этих занятиях им больше всего нравится работать на станке.

Одним из самых любимых предметов труд называет четвертая часть школьников.

В этом классе большее, чем в других классах, количество учащихся говорят о желании после окончания школы работать (43%).

Больше половины (64%) учащихся довольны подготовкой к жизни, которую им дает школа. В целях улучшения подготовки 6 человек предлагают увеличить практику на заводе, 7 девочек — ввести занятия по кройке и шитью или домоводство.

60

В этом классе можно отметить следующие особенности в организации труда учащихся:

1) школьники, работая на производстве, участвуют в изготовлении основной продукции производства;

2) в сознании учащихся их труд выступает как общественно полезный, и они чувствуют себя участниками производства;

3) учащиеся не только изготовляют детали, но и участвуют в сборке готовой продукции, в связи с чем они видят результаты своего труда;

4) учащиеся работают на станках, а это является для школьников одним из самых привлекательных моментов в работе на производстве и в мастерских.

В двух других классах учащиеся работают в школьных мастерских, работают на станках и овладевают специальностью. Изготовленные ими вещи используются в школе (их товарищами и ими самими). В этих обоих классах всем учащимся нравятся занятия по труду, причем большинство из них указывает как на положительные на одни и те же моменты, а именно на то, что они работают на станках и приобретают специальность. Некоторые учащиеся указывают также на то, что в занятиях их привлекает общественная полезность их труда. В одном из сочинений очень точно выражено самое главное из того, что нравится учащимся этих классов в занятиях по труду: «Занятия мне нравятся потому, что получаешь профессию (токаря) и интересно, как под твоими руками детали становятся чистыми и красивыми, а главное — полезными делу».

В одном из этих классов почти половина учащихся (47%) называет труд любимым предметом, в другом — любимым предметом труд называли больше половины школьников (67%). В обоих классах подавляющее большинство школьников считает получаемую в школе подготовку — хорошей. Некоторые для улучшения подготовки предлагают увеличить время, которое отводится в школе на занятия по труду.

Для того чтобы отчетливее выяснить значение рассмотренных положительных условий в организации занятий учащихся по труду, необходимо проанализировать особенности организации труда учащихся и в тех классах, где занятия по труду не нравятся многим школьникам.

61

В одном из таких классов (40 человек) учащиеся работают и на заводе, и в школьной мастерской. В мастерской одна группа учащихся делает отвертки, ключи, гайки, другая группа — измерительные приборы и модели электрических и паровых машин, но учащиеся не знают, как используются и используются ли вообще продукты их труда. Только 27% учеников написали о том, что сделанные ими вещи используются в школе.

На заводе школьники работают в различных лабораториях и цехах. Большинство написало о том, что на заводе они либо ничего не делают, либо выполняют подсобную работу, стоят у станков и смотрят, как работает мастер (изредка им дают поработать на станке), большинство школьников считает, что их работа или совсем не приносит пользы заводу, или очень маленькую и что они не помогают заводу в выполнении производственного плана.

В этом классе занятия по труду не нравятся 58% школьников; 43% учащихся мотивируют свое отношение тем, что им не дают «настоящей работы», причем многие учащиеся (35%) выражают недовольство тем, что они не получают возможности работать на станках; часть школьников недовольна занятиями потому, что они не приносят им никакой пользы, что труд их однообразен и плохо организован.

Только один школьник из всего класса при перечислении самых любимых предметов назвал труд.

В этом классе только 15% школьников довольны подготовкой, которую им дает школа. Высказываемые учащимися пожелания к улучшению подготовки идут по трем линиям: трое мальчиков предлагают больше уделять внимания и времени труду на производстве; шесть человек — создать в школе условия, обеспечивающие поступление в вуз; четырнадцать девочек предлагают ввести домоводство, причем половина из них — заменить производственную практику домоводством.

В этом классе особенности организации занятий учащихся по труду следующие: вещи, сделанные учащимися в мастерских, используются очень мало; на производстве учащиеся либо совсем не участвуют в изготовлении продукции, либо участвуют очень мало. В основном они «пассивно учатся» или выполняют подсобную работу. Вследствие этого, во-первых, для сознания большинства

62

учащихся их труд не выступает как общественно полезный; во-вторых, учебная ценность этого труда очень незначительна.

Другой класс (19 человек) также работает и на производстве, и в школьной мастерской.

Мальчики проходят производственную практику на компрессорном заводе. Очень многие указывают на то, что в основном они наблюдают за работой мастера, сами на станках не работают, часто ничего не делают и бывают предоставлены самим себе. Девочки работают в трикотажном ателье, где выполняют только различную мелкую работу (пришивают пуговицы, вдевают резинки, подшивают готовые изделия); кроить и шить они не учатся, на машинах не работают; лишь изредка, от нечего делать, когда машина свободна, они сшивают отдельные кусочки материала.

В мастерской и мальчики, и девочки делают части для рубанков, которые потом идут на продажу.

Треть учащихся вообще сомневается в полезности своей работы и в том, что сделанные ими вещи используются. Подавляющее большинство учащихся (84%) считает, что их работа почти не помогает ателье и заводу в выполнении производственного плана, а если и помогает, то в очень незначительной степени. О работе в мастерской только немного больше половины учащихся (58%) написали о том, что сделанные там детали используются.

В этом классе занятия по труду не нравятся трети учащихся. Больше половины всех школьников (68%) выразили недовольство тем, что они занимаются только подсобной, неинтересной, легкой и малополезной для них работой, которую большинство из них не считает «настоящей работой» (некоторые мальчики мотивируют свое отношение также и тем, что им не приходится работать на станках).

Половина учащихся (53%) недовольны той подготовкой, которую дает им школа, причем главным образом практической подготовкой: тем, что они не получают в школе специальности и не приобретают необходимых им в будущем полезных умений и знаний.

В отношении класса можно отметить следующие важные моменты: несмотря на то что труд девочек является общественно полезным и они участвуют в изготовлении основной продукции, их не удовлетворяет степень

63

этого участия и мера полезности их труда. Сами они расценивают свою работу как подсобную и не считают ее соответствующей их силам, интересам и возможностям. Мальчиков не удовлетворяет то, что они «пассивно учатся», не овладевают специальностью, не участвуют в изготовлении основной продукции производства.

Таким образом, с точки зрения самих учащихся, и общественная, и учебная ценность их труда является чрезвычайно маленькой. Многие учащиеся считают свою работу «не настоящей», не соответствующей их возможностям и интересам; они не получают удовлетворения ни от процесса, ни от результатов труда.

Анализ организации труда восьмиклассников, из которых многим занятия по труду не нравятся, показал, что это наблюдается в случаях, когда, во-первых, работа учащихся на производстве имеет по преимуществу подсобный характер или когда сами они почти не работают, а только наблюдают за работой мастера и помогают ему в выполнении отдельных операций (подают инструмент, подготавливают детали, чистят станок). В этих условиях школьники не овладевают рабочей специальностью, чего в этом возрасте хотят многие из них; во-вторых, работа не удовлетворяет в том случае, если ее результаты не приносят реальной пользы в изготовлении продукции (например, если в отделе технического контроля школьники проверяют уже забракованные детали; в лабораториях делают анализы, результаты которых уже известны), когда работа учащихся на производстве носит только учебный характер, причем с теоретическим, а не практическим уклоном (описание устройства станков, составление схем, разборка и сборка отдельных узлов машин).

Таким образом, анализ материала показал, что отношение восьмиклассников к занятиям по труду в очень большой степени определяется характером организации их труда на производстве и в мастерских.

Значение имеет также бо́льшая или меньшая привлекательность для школьников самого процесса труда. Им нравится труд, соответствующий их возможностям, интересам и стремлениям. Полярными в этом отношении являются подсобная работа и работа на станке. Выполнение только подсобной работы или той, которую учащиеся оценивают как очень легкую для них, не удовлетворяет

64

их и даже вызывает протест. Работа на станках, особенно если при этом они овладевают специальностью, для подавляющего большинства учащихся является наиболее привлекательной. Это, мы полагаем, можно объяснить тем, что работа на станке не только является непосредственно интересной для школьников, но, по сравнению с выполнением какой-либо другой работы, содержит в наибольшей мере и другие положительные моменты, которые отвечают требованиям учащихся как в отношении общественной полезности труда, так и возможности приобретать умения и навыки, связанные с овладением более высокой техникой.

Общее рассмотрение всего материала по восьмым классам, представленного на рис. 4—5, позволяет отметить следующее. Если труд учащихся является продуктивным и общественно полезным, то вне зависимости от того, работают школьники на производстве или в мастерских, подавляющему большинству из них (85% и 92%) занятия по труду нравятся. И наоборот, значительной части учащихся занятия по труду не нравятся, если они сами не считают свой труд продуктивным и общественно полезным. Важно отметить, что по сравнению с шестыми классами (см. рис. 1—3) в восьмых классах степень общественной полезности и продуктивности труда учащихся имеет еще большее значение и это выражается в уменьшении количества учащихся восьмых классов, которым нравятся занятия по труду в том случае, если они не считают свой труд общественно полезным.

Данные, представленные на рис. 2 (VI класс) и 5 (VIII класс), свидетельствуют о том, что в условиях общественно полезного труда учащихся на производстве большее количество и шестиклассников и восьмиклассников (по сравнению с классами, работающими тоже в условиях общественно полезного труда, но только в школьных мастерских) собираются после окончания школы работать и выбирают рабочие профессии.

Подводя итог сказанному о восьмых классах, можно в известной мере ответить на вопрос, почему в этом возрасте, по сравнению с более младшими классами, значительно уменьшается количество учащихся, которым занятия по труду нравятся и которые считают подготовку в школе хорошей.

65

По сравнению с более младшими классами, в восьмых классах вдвое больше учащихся не считают свой труд общественно полезным. Это в значительной степени отражает объективное положение вещей, поскольку труд учащихся восьмых классов, особенно на производстве, часто действительно не является достаточно продуктивным и общественно полезным; следовательно, в этом отношении он организован хуже, чем в более младших классах. С другой стороны, у старших школьников повышаются требования и к общественному значению своего труда, и к его учебному результату. Недостаточное соответствие организации их труда этим требованиям и вызывает у многих из них неудовлетворенность занятиями по труду.

Девятые классы (252 человека). Все девятые классы работают на производстве.

Рис. 4. Отношение восьмиклассников к занятиям по труду

Примечание. На оси абсцисс цифрой I мы обозначили группу классов, работающих только на производстве, цифрой II — работающих на производстве и в мастерских, цифрой III — работающих только в мастерских. Знак «плюс» («+») обозначает, что подавляющее большинство учащихся считает свой труд продуктивным и общественно полезным; знак «минус» («—») указывает на то, что в этой группе классов более 30% учащихся не считают свой труд общественно полезным.

Анализ материала показал, что в девятых классах в

66

основном обнаруживаются те же, что и в восьмых классах, зависимости между организацией труда учащихся и их отношением к занятиям по труду. Однако некоторое отличие заключается в том, что для девятиклассников учебная и жизненная ценность занятий по труду (получение специальности, приобретение практических умений и пр.) имеет еще большее значение. В частности, это выражается в том, что именно эти моменты занимают одно из основных мест (большее по сравнению с более младшими и даже восьмыми классами) в высказываниях учащихся девятых классов относительно того, что́ им нравится или не нравится в занятиях по труду, какие они отмечают недостатки и достоинства в подготовке, даваемой им школой, а также в характере их пожеланий к улучшению этой подготовки.

Рис. 5. Планы восьмиклассников, касающиеся выбора ими пути после окончания школы.

Кроме того, в девятых классах довольно ярко обнаружилось влияние того факта (о чем мы упоминали и раньше), что в одном и том же классе труд мальчиков и девочек нередко организован по-разному, причем часто даже в тех случаях, когда учащиеся работают на одном

67

и том же производстве. Труд мальчиков организован лучше, а работа девочек часто является либо только подсобной и слишком легкой, либо тяжелой для них физически; общественная же полезность и учебная ценность этой работы не только с точки зрения самих девочек, но и объективно является очень незначительной. Именно в связи с этим в некоторых классах имеются две группы учащихся: мальчики, которым занятия нравятся, и девочки, которым они не нравятся.

Приведем в качестве примера описание организации труда учащихся и характеристику их отношения к своему труду в двух из девятых классов.

В классе 25 учащихся — 11 мальчиков и 14 девочек. Все работают на электромеханическом заводе. Мальчики работают в различных цехах на токарных и фрезерных станках и овладевают специальностью; 8 девочек работают в отделе технического контроля; остальные девочки работают намотчицами (3 человека) или выполняют отдельные поручения и различную подсобную работу (3 человека).

Мальчики пишут о том, что им нравится работа на станке, нравится то, что они приносят пользу; некоторые говорят о том, что им очень приятно чувствовать себя «равными рабочим».

А вот что пишут о своей работе девочки:

«Я проверяю давно проверенные инструменты и только отвлекаю своего инструктора. Работа, сделанная мною, никакой пользы не приносит. Занятия по труду мне не нравятся. Теория с практикой совершенно не связаны. Чем коптиться в безделье, лучше бы для девочек ввели домоводство».

«Когда мы пришли на завод, нам дали подсобную работу. Это, конечно, не странно, но такую работу можно делать полгода, ну год, а потом хочется делать что-нибудь существенное. А мы и в этом году делаем то же, что и в прошлом. Я почти ничему не научилась за эти два года. Мне хотелось бы, чтобы я с самого начала сделала какую-нибудь работу и сама кончила ее; например, разобрала и собрала мотор. Я много раз их разбирала, но ведь они испорчены. Мы их просто очищаем от перегоревшего провода, а вот самой намотать мотор — так нет, не дают. Теория у нас совсем не связана с практикой. На теории нам рассказывают про электромоторы,

68

а в цеху мы только их видим, смотрим на них».

«Я не знаю, помогает ли наша работа выполнению производственного плана. Рабочие смеются, когда мы их об этом спрашиваем. Работая один раз в неделю, мы никому не приносим пользы. Занятия по труду мне не нравятся. Я ничему не научилась. Я хочу сама видеть плоды своего труда, хочу, чтобы они приносили бо́льшую пользу, чем сейчас».

Такое различие в организации труда учащихся одного класса, работающих на одном и том же производстве, приводит к тому, что 40% учащихся (всем мальчикам и одной девочке) занятия нравятся, а 60% учащихся — не нравятся (всем девочкам, кроме одной). Если большинство мальчиков указывает на учебную и общественную полезность их труда, то девочки главным образом пишут о том, что их труд не приносит пользы ни им, ни заводу.

В соответствии с этим, многие мальчики считают подготовку, которую им дает школа, хорошей и отмечают как положительный момент возможность получить специальность, в то время как большинство девочек (11 человек) недовольны подготовкой именно потому, что они либо не получают на производстве специальности, либо потому, что получаемая специальность им не нравится.

Пожелания учащихся этого класса в отношении улучшения их подготовки также двоякого рода: некоторые мальчики предлагают увеличить время, отведенное на производственную практику, а девочки — изменить характер их производственной практики: организовать ее с бо́льшим учетом их интересов.

Следует отметить, что в этом классе 32% учащихся не решили вопроса о том, что они будут делать после окончания школы. В этом отношении этот класс очень отличается от других девятых классов. Мы полагаем, что одной из причин этого является неудовлетворяющая учащихся организация их труда на производстве. Отрицательный опыт, который они получили на производстве, по-видимому, дезориентировал их в отношении будущего.

В другом IX классе 21 человек — 6 мальчиков и 15 девочек. Мальчики работают на заводе, на токарных станках, овладевают специальностью токаря. Девочки — на швейной фабрике. Все учащиеся говорят о том, что их

69

работа используется на производстве, а 19 учащихся (90,5%) считают, что они помогают выполнять производственный план.

Однако в этом классе занятия по труду не нравятся 13 учащимся (62%), из них — 12 девочкам. Только одному мальчику занятия по труду не нравятся, да и то потому, что мастер дает ему мало работы на станке. Остальным мальчикам (5 человек) занятия очень нравятся, причем трое из них объясняют это тем, что они овладевают специальностью, а два других — тем, что им приятно помогать заводу в выполнении государственного плана.

«Мне нравится помогать государству в выполнении годового плана. По-моему, это хорошо. Я предлагаю увеличить часы труда на заводе, чтобы еще лучше овладеть специальностью».

«Мне очень нравится работа на заводе, особенно токарное дело. Работая на станке, я приобретаю профессию».

Что же не нравится в занятиях большинству девочек? Сами они по этому поводу пишут следующее:

«Занятия мне не нравятся. За два года на швейной фабрике мы ничему не научились. Мне кажется, что мы только зря теряем время. Я думаю, что я не подготовлена к жизни. Мне не хватает производственной практики, потому что после окончания школы я хочу поступить на производство».

«Занятия по труду мне не нравятся, так как я больше сижу без дела, чем работаю. А пришивать пуговицы тоже не очень интересно, так как я это умела и раньше».

«Занятия по труду мне совершенно не нравятся. За два года мы ничему не научились, а только гладим, подшиваем и пришиваем пуговицы. Дома я шью самостоятельно и это мне больше помогает, чем на швейной фабрике. Я думаю, что в школьной мастерской было бы работать гораздо полезнее».

Следует отметить, что все 12 девочек, которым не нравятся занятия по труду, указывают на одни и те же моменты: им не нравятся занятия потому, что они ничему не научились. Еще один важный момент: большинство девочек пишет о том, что в общем их работа полезна и они помогают фабрике в выполнении производственного плана. Однако этого уже оказывается недостаточно,

70

поскольку их не удовлетворяет характер той работы, которую они выполняют, а главное — степень ее учебной и практической ценности.

Важно отметить, что в той же школе, в которой учатся учащиеся этого класса, есть пятые классы, в которых девочки научились шить и кроить несложные вещи, а ученицы шестых классов гордятся тем, что они уже научились шить такие сложные вещи, как юбки, кофточки и даже платья. Конечно, описанное выше положение с организацией по труду старших девочек является неправильным.

Приведенные нами примеры показывают, что для учащихся девятых классов очень большое значение имеет учебная и практическая ценность их занятий по труду. В том случае, когда в процессе общественно полезного труда учащиеся овладевают специальностью, приобретают полезные и необходимые им, с их точки зрения, умения и навыки, занятия по труду учащимся нравятся. Если на занятиях по труду (даже при условии, что учащиеся осознают свой труд как общественно полезный) они не приобретают специальности и необходимых им умений и опыта, то занятия такого рода им не нравятся.

Далее наш материал показывает, что в организации труда учащихся даже в одном и том же классе могут быть существенные различия, причем чаще в худшем положении (в отношении труда на производстве) оказываются девочки. Они, как правило, на станках не работают, а организация их труда на швейном производстве, в лабораториях, в отделах технического контроля и в цехах часто имеет существенные недостатки.

Таким образом, в девятых классах повышаются требования учащихся к учебной и практической ценности (для них самих) их занятий по труду. Это понятно: для девятиклассников окончание школы — это близкая перспектива, а впереди у них — трудовая жизнь и, естественно, что учащиеся больше, чем раньше, думают о том, как они подготовлены к этой жизни.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, анализ всего нашего материала показывает, что в организации труда учащихся V—IX классов имеются как общие, так и своеобразные моменты, наличие которых

71

в значительной степени определяет ту или иную эффективность занятий учащихся по труду в воспитательном отношении.

С возрастом для учащихся становится все более важным, чтобы их труд был продуктивным, полезным как общественно, так и для них лично. Если пятиклассникам нравится просто строгать, пилить и т. д., то старшеклассников уже не удовлетворяют долго продолжающиеся занятия только учебного характера. Они признают их необходимость, но рассматривают лишь как первый этап, за которым должен следовать второй — самостоятельная работа по изготовлению продукта.

С другой стороны, старшеклассников удовлетворяет не всякая общественно полезная работа. Им хочется, чтобы их работа соответствовала их возможностям, силам, интересам и была для них полезна. С их точки зрения, таким трудом прежде всего является работа на станках (токарном, фрезерном, строгальном и др.), так как в процессе и в результате такой работы они не только приносят общественную пользу, но и овладевают полезными для них умениями, навыками, знаниями, приобретают специальность, что пригодится им в жизни, после окончания школы.

Стремление школьников участвовать именно в общественно полезном труде особенно велико в подростковом и юношеском возрасте. В этом выражается их стремление занять определенное место в жизни и колективе, участвовать в жизни взрослых и их труде, выражается их стремление к взрослости и самостоятельности. Некоторые учащиеся пишут о том, что им очень приятно осознавать себя «равными настоящим рабочим», видеть, что результаты их труда не отличаются от продукции взрослых и получают высокую оценку. Именно при условии продуктивности и общественной полезности труда для школьников открываются возможности заслужить уважение взрослых и товарищей, признание их взрослости и серьезности их труда, что для школьников подросткового и юношеского возраста очень важно.

С другой стороны, зависимость отношения старшеклассников к занятиям по труду от того, считают ли они эти занятия полезными для своей будущей жизни, свидетельствует о том, что с возрастом учащиеся все больше думают о перспективах своей жизни после окончания

72

школы и о своей подготовленности к ней. Больше всего этот вопрос волнует учащихся старших классов. Именно поэтому для них приобретение специальности, полезных умений и навыков выступает как одно из важнейших требований, которым должна удовлетворять организация их производственной практики.

Таким образом, мы можем ответить на поставленный ранее вопрос, почему в старших классах школ, в которых мы собирали материал, уменьшается количество школьников, которых занятия по труду удовлетворяют. Важнейшей причиной этого является наличие недостатков в организации их труда, связанных с неучетом новых требований учащихся этого возраста к содержанию и результатам их трудовой деятельности на производстве и практических занятий в школе.

Итак, на основе нашего материала можно сделать следующие выводы:

1. Подавляющему большинству учащихся занятия по труду нравятся. Больше половины учащихся предлагает увеличить время на занятия по труду в школе. Пожелания учащихся к улучшению их подготовки к жизни в школе идут в основном в направлении увеличения времени и улучшения организации именно практической подготовки (работы в мастерских, производственной практики).

2. Отношение школьников к занятиям по труду зависит от характера организации этих занятий. Чем старше класс, тем эта зависимость больше.

3. С возрастом изменяются требования, которые предъявляют учащиеся к занятиям по труду. Для учащихся всех классов важно, чтобы их труд был общественно полезным. Чем младше дети, тем более необходимо, чтобы они не только знали, но и сами видели общественную полезность результатов своего труда. С возрастом, особенно в VIII—IX классах, повышаются требования учащихся к учебной и практической ценности (для них самих) их занятий по труду. Это связано с близкой перспективой окончания школы и необходимостью определить свой дальнейший путь и место в жизни.

————

Сноски

Сноски к стр. 35

1 Материалы, касающиеся одного из вопросов, — вопроса о самых любимых предметах, мы будем рассматривать ниже, во второй части статьи, в связи с анализом организации занятий по труду в школе.

Сноски к стр. 37

1 В связи с тем что некоторые учащиеся указывали на несколько положительных или отрицательных моментов в занятиях, при обработке материала каждый из этих моментов рассматривался нами как самостоятельная единица, которая относилась в соответствующую категорию ответов. Всего указаний по этому вопросу мы получили от 1512 учащихся (72,3% всех охваченных нашим изучением); в сумме они указали 1716 положительных или отрицательных моментов в занятиях по труду. В дальнейшем для удобства изложения материала каждый «момент» мы будем обозначать и рассматривать как «ответ».

Сноски к стр. 38

1 В таблице 5 все вычисления сделаны к общему количеству указаний школьников на положительные моменты (1469 ответов).

Сноски к стр. 40

1 В таблице 6 все вычисления сделаны к общему количеству высказываний учащихся о том, что им нравится и не нравится в занятиях по труду (1716 ответов).

Сноски к стр. 42

1 Эта зависимость наиболее отчетливо выявилась в VI и VIII классах.

Сноски к стр. 44

1 Данные по этому вопросу мы получили от 204 школьников. Но поскольку некоторые из них указывали на 2 или 3 положительных или отрицательных момента в подготовке, которую дает им школа, число отмеченных учащимися достоинств и недостатков оказалось больше количества учащихся, указавших на них. Всего мы получили 269 указаний на те или иные положительные или отрицательные моменты. При количественной обработке соответствующих данных мы исходили из этого общего числа указаний.

Сноски к стр. 45

1 Высказывая пожелания, некоторые учащиеся вносили не одно, а два или три конкретных предложения, в результате чего число предложений (535) превышает количество учащихся, которые их вносили. При обработке материала мы, как и в других случаях, исходили из общего количества пожеланий.

Сноски к стр. 45

2 При ответе на вопрос: «Достаточно ли времени отведено на труд», от 12 до 17,5% школьников говорили о необходимости увеличить время на занятия по труду. Этот материал не учитывался при обработке предложений школьников к улучшению их подготовки в школе, так как у нас не было достаточных оснований рассматривать эти предложения, как относящиеся к оценке школьниками подготовки к жизни, которую им дает школа. Однако общее количество предложений об увеличении времени на труд значительно больше того, которое указано в табл. 9.

Сноски к стр. 52

1 Два VI класса одной из школ (45 человек) мы исключили при анализе материала с указанной точки зрения, так как в организации занятий в этих классах имелись существенные недостатки, связанные с отсутствием необходимого оборудования, инструментов.

Сноски к стр. 58

1 Данные по этому VII классу (25 человек) мы не анализируем, и в таблице они отсутствуют, так как в организации труда учащихся этого класса имелись недостатки, о которых было сказано выше и которые заставили нас исключить этот класс при рассмотрении полученных данных.

 

73

Л. С. Славина

К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРУДА
ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Настоящее исследование мы посвятили изучению бытового труда школьника в семье.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении самообслуживания в школах имеет непосредственное отношение и к бытовому труду школьников в семье.

Бытовой труд, являясь одним из видов трудовой деятельности школьников, имеет очень большое значение для формирования их личности, в первую очередь ее нравственной стороны. Но этот труд выполняет и некоторую специальную воспитательную задачу.

Ребенок живет и воспитывается в семье, однако для того чтобы семья могла хорошо воспитать ребенка, нужно, чтобы она представляла собой дружный советский коллектив, в трудовой жизни которого школьник принимает определенное участие.

Как известно, на решающее значение организации жизни ребенка в коллективе для его воспитания указывал в свое время М. И. Калинин: «Не требуется особо доказывать, — писал он, — что внедрение коллективности должно занимать видное место в коммунистическом воспитании. Я имею в виду здесь не теоретические основы коллективизма, а внедрение в производство, в быт, в жизнь общественных навыков, создание таких условий, при которых коллективность составляла бы неотъемлемую часть наших привычек, норм поведения, чтобы действия

74

эти совершались не только обдуманно, сознательно, а вытекали инстинктивно, органически» [2; 241—242].

А. С. Макаренко указывает, что достичь намеченных целей воспитания ребенка в нашем обществе может только такая семья, которая действительно представляет собой советский коллектив, ибо вообще в нашей стране имеется только один путь воспитания — через коллектив. «Мы должны только хорошо понять, — пишет Макаренко, — положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности» [3; 38].

Для того чтобы семья могла представлять собой коллектив, необходимо, чтобы каждый член семьи принимал участие в общем семейном труде. С этой точки зрения участие ребенка в домашнем труде и приобретает то специфическое значение, о котором мы говорили выше. Выполняя не только работу для себя лично, а также обязанности по дому, которые направлены на обслуживание и других, ребенок легче всего может почувствовать себя членом коллектива. Если каждый член семьи, в том числе и школьник, помимо своих личных интересов и забот, имеет также интересы и заботы, общие с другими членами семьи, если каждый принимает участие в общей жизни семьи, имеет определенные обязанности по отношению к другим и разделяет общие трудности, то в этих случаях школьник становится действительно членом семейного коллектива, что имеет очень большое воспитательное значение. Отсутствие такой общей работы в семье или освобождение от нее школьника, перекладывание всей работы в семье на кого-нибудь одного неизбежно должно сказаться отрицательно на формировании отношения школьника и к близким людям, и к труду.

Несмотря на большое значение организации домашнего труда и участия в нем школьников, мы в настоящее время не располагаем соответствующими фактическими данными. Мы не знаем, каково участие школьников в бытовом труде, какие имеются виды этого труда, как он организован в семье и, наконец, как сами школьники относятся к выполняемым ими трудовым обязанностям.

Поэтому наше исследование и было направлено на выяснение этих вопросов с тем, чтобы попытаться проанализировать фактически имеющиеся условия труда

75

школьников в семье с точки зрения их влияния на формирование личности.

Задача нашей работы требовала получения количественно значительного материала. Для сбора этого материала были проведены сочинения со школьниками с III по X класс (по 6 классов каждой параллели) на тему «Мое участие в домашнем труде». Всего получено 1313 сочинений. Сбор материала проводился в различных школах Москвы, работающих по старой учебной программе. Школьникам был предложен определенный план сочинения, который был разработан на основании анализа материалов, полученных путем предварительно проведенных наблюдений в семье и бесед с родителями и детьми.

1. Фактическое участие школьников в домашнем
труде

В психологической и педагогической литературе почти нет данных, характеризующих занятость наших школьников домашним трудом.

В немногочисленных статьях, посвященных этому вопросу, авторы излагают материал, касающийся либо отдельных семей, либо небольшой группы школьников в 25—30 человек (1). Поэтому нам необходимо было прежде всего выяснить вопрос о том, насколько широко вовлечены наши школьники в домашний труд, насколько они загружены, какую именно работу они выполняют и есть ли в этом отношении возрастные различия.

Полученный нами материал показывает, что 96% учеников, писавших сочинения, выполняют дома ту или иную работу. Следует отметить, что в этом отношении нет сколько-нибудь существенного различия ни между мальчиками и девочками, ни между учениками различных классов. Однако наш материал обнаруживает большие различия как в степени нагрузки, так и в видах выполняемой школьниками работы.

Приведем данные о нагрузке школьников домашней работой (см. табл. 1).

Мы видим, что только небольшая часть школьников (5%) имеет очень большую нагрузку, выполняя всю или почти всю работу по дому. Это те учащиеся, которые либо не имеют матери, либо являются старшими в многодетной семье, в тех случаях, когда мать работает.

76

Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...