Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самоутверждение» подростков
Буржуазные психологи утверждали, что в результате формирования самосознания у подростков неизбежно появляется стремление к самоутверждению, связанное со свойственным им чувством исключительности, с их эгоцентризмом и эгоизмом. Считалось, что такого рода самоутверждение неизбежно сопровождается «бунтом» против окружающей действительности, против требований взрослых, который приводит к конфликтам с ними. 154 Так, Т. Циген [10] считал, что подросток «всегда эгоцентричен» и что вследствие преувеличенного представления о своей особе он требует от окружающих признания своей исключительности. Ш. Бюллер [12] полагала, что в подростковом возрасте внутренняя неудовлетворенность изживается в грубости, упрямстве, черствости, что наиболее обычными способами поведения подростка является пассивная меланхолия и агрессивная самозащита. Л. Седов [8] и В. Е. Смирнов [9] подчеркивали, что большое место в жизни подростков занимают мечты, которые имеют эгоистический характер, причем внешние впечатления являются только поводом для мечты, которая бежит от «грубой» действительности, противоречит ей и поэтому служит заменой действительности, защитой и убежищем от нее. Перед нами стояла задача выяснить, присуще ли нашим подросткам самоутверждение, каковы его особенности и почему в отдельных случаях в их поведении появляются некоторые общественно-отрицательные черты. Начнем с рассмотрения данных бесед о Николеньке Иртеньеве.
155
156
157
158
159
160
Приведенный материал показывает, что стремление к самоутверждению есть и у изучаемых нами подростков. Они сочувствуют Николеньке и другим героям-сверстникам 161 в их стремлении к взрослости, к утверждению себя. Некоторые переживания Николеньки близки и понятны нашим подросткам, например повышенная чувствительность к тому, что задевает их самолюбие, к недооценке их возможностей, к покушению на их права, на их самостоятельность. Наши подростки тоже считают себя взрослыми или почти взрослыми и требуют от окружающих (учителей, родителей, товарищей) признания этого и соответствующего отношения: уважения, учета их мнения и советов, признания определенных прав и т. д. Отношение к ним «как к маленьким» вызывает протест, который не только внутренне переживается, но и выражается ими внешне (например: «Мама мне скажет: «Яйца курицу не учат», — я обязательно надуюсь»). Изучавшиеся нами подростки считают необходимой основой взаимоотношений с людьми уважение, а в коллективе товарищей и в дружбе — равноправие. Требование подчинения, командование, проявление неуважения, а тем более унижение их личности (даже воображаемое) вызывают резкий протест. Всем исследуемым подросткам не нравятся отношения Николеньки и Сережи, потому что Николенька был «рабом» Сережи, действовал «по его указке». Подростки считают для себя немыслимым рабское подражание и беспрекословное подчинение в отношениях с товарищами, хотя в то же время считают необходимым учиться у взрослых и товарищей всему хорошему. Самоутверждение наших подростков, как правило, не приводит к возникновению таких якобы всегда ему сопутствующих черт личности, как эгоизм, чувство исключительности, пренебрежение к другим людям и т. п. Им очень не нравится в Николеньке то, что он считал себя «выше всех», «умнее всех» и стремился показать это окружающим. Наши подростки не хотят быть особенными, исключительными. Им кажется, что в результате этого их чуждались бы товарищи, они оказались бы одинокими, исключительность мешала бы их жизни и общению в коллективе, в какой-то мере выключала бы их из жизни коллектива и противопоставляла ему. Наши подростки умеют видеть достоинства товарищей, оценивать превосходство того или другого человека и не считают для себя унизительным признать это. Они осуждают Николеньку за его стремление возвыситься 162 над окружающими, вызвать по отношению к себе всеобщее внимание, удивление, преклонение. Сравнивая себя с Николенькой, подростки отмечают, что они тоже хотят быть известными, уважаемыми людьми, стремятся к этому, но ими руководят не эгоистические побуждения, а желание приносить пользу и тем самым заслужить уважение и признание их достоинств другими людьми. Вместе с тем у них есть некоторая неуверенность в отношении к ним окружающих. Они претендуют на то, чтобы взрослые больше считались с тем, что они стали уже «большими», что они умеют сами разбираться во многих вопросах, имеют собственное мнение и могут помочь советом и делом. Поэтому подростки особенно чувствительны к недооценке их «взрослости». В этих случаях у них возникает стремление доказать свою самостоятельность, добиться уважения взрослых, а иногда даже противопоставить им свое мнение и во что бы то ни стало отстаивать свою независимость. У наших подростков также есть стремление утвердить себя не только в настоящем, но и в будущем; они мечтают о необыкновенных открытиях, изобретениях, подвигах. Однако, сравнивая свои мечты с мечтами Николеньки, они прямо говорят, что мечтают не так. Им не нравится, что Николенька, мечтая о будущем, думает только о «единоличной славе» и совсем не думает о самом важном — о том, как ему стать «полезным Родине человеком». Факты, полученные на основе анализа отношения подростков к образу Николеньки, подтвердились в сочинениях подростков на тему «Мой любимый литературный герой», а также в их отзывах о произведениях русской классической и советской литературы. Главным мерилом ценности человеческой личности, как показывают эти материалы, для наших подростков является отношение человека к Родине, народу, общественному долгу. В 44 из 58 сочинений указывается на то, что А. Мересьев, А. Григорьев, У. Громова и другие стали любимыми героями подростков именно потому, что они были не только смелыми, настойчивыми, сильными и решительными людьми, но и (что самое главное) умели подчинять свои личные интересы интересам общественным. 163 В этих материалах, так же как и в беседах о Николеньке, обнаруживается, что пути личного самоутверждения наши подростки видят в основном в том, чтобы участвовать в великих делах своей страны, приносить пользу обществу. «Я не мыслю, чтобы могла жить, не принося пользы. И я хочу, чтобы слух обо мне прошел по всей Руси великой... Я часто думаю, что́ надо делать и как работать, чтобы принести всем, всем пользу, чтобы страна мною гордилась не зря» (VIII класс). ** Таким образом, на основании полученных нами данных мы можем прийти к следующим положениям. У советских подростков в период от 12 до 15 лет можно отметить наличие активного стремления утвердить себя в мнении окружающих, добиться среди взрослых и товарищей того положения, на которое благодаря своим возросшим возможностям они действительно имеют право. У подростков возникает потребность утвердить себя не только по отношению к близким им людям, как это бывает в более младшем возрасте. Это стремление имеет у них более широкую общественную направленность: они стремятся утвердить себя в коллективе, в обществе (и не только сейчас, но и в будущем). Возникновение самоутверждения подростков связано с формированием их личности и свидетельствует о новом этапе в этом процессе; оно связано, во-первых, с тем, что подростки фактически становятся уже способными занять новое место в жизни: выполнять более ответственные поручения, вступать в новые, более равноправные отношения с окружающими взрослыми; во-вторых, с возникновением у них нового представления о себе и своих возможностях, т. е. с развитием их самосознания. В подростковом возрасте происходят большие изменения в физическом развитии. В первую очередь надо отметить роль полового созревания. В психологии известны попытки истолковать самоутверждение подростка в свете только этого факта (напомним хотя бы положение Ш. Бюллер о том, что самоутверждение подростков вызывается стремлением показать свое превосходство перед представителями другого пола в борьбе с соперниками). 164 Такого рода попытки являются, безусловно, неправильными, хотя факт полового созревания не остается безразличным. Его роль с психологической точки зрения, по-видимому, заключается в том, что происходящие при этом многообразные изменения в организме дают подростку дополнительные основания осознавать себя взрослым человеком. Однако основным моментом, обусловливающим самоутверждение в этом возрасте, является чувство взрослости, связанное не столько с фактом полового созревания, сколько с возросшими возможностями подростка, его опытом, знаниями, умениями и пр. Эти возможности порождают у него сознание своих прав и стремление занять новое место в жизни, в системе его отношений с окружающими людьми. Следовательно, возникновение самоутверждения в подростковом возрасте является результатом логики развития и формирования личности ребенка и не зависит от характера общественных условий, в которых он живет. Однако на основании наших материалов мы можем сделать также и другой вывод, а именно, что специфика самоутверждения определяется общественно-историческими условиями жизни, деятельности и воспитания подростков. Сравнивая полученные нами данные, характеризующие особенности самоутверждения советских подростков с данными о самоутверждении подростков, принадлежащих к привилегированным слоям классового общества (с особенностями самоутверждения Николеньки в изображении Л. Н. Толстого с данными, собранными Ш. Бюллер, Т. Цигеном и другими авторами), необходимо отметить глубокое различие в содержании и формах самоутверждения тех и других. Самоутверждение у советских подростков, как правило, не приводит к возникновению индивидуализма, чувства исключительности, стремления к завоеванию господствующего положения, пренебрежению к другим людям и т. п. Эти черты порождаются условиями жизни и воспитания в буржуазном обществе. Система советского воспитания, приводящая к тому, что наши подростки живут общими интересами коллектива, постоянно сравнивают себя с другими людьми, главным образом с товарищами, испытывают на себе 165 влияние общественного мнения, создает условия для формирования у них правильного суждения о своей личности и ее правильной оценки. Представление о своей исключительности, стремление противопоставить себя окружающим они рассматривают как то, что может привести к разрыву с коллективом, а это расценивается и переживается ими как крайне нежелательное. Подростки сознают свою связь с коллективом, дорожат ею и стремятся ее укреплять. Вследствие этого специфической особенностью самоутверждения советских подростков является стремление к утверждению себя через коллектив, через помощь коллективу, участие в общественной жизни, в общественно полезной деятельности. Эта особенность проявляется в повседневной жизни и деятельности подростков и ярко выражена в их мечтах. Мечты их отнюдь не являются аутистическими. В своих мечтах они как бы «проектируют» свою будущую жизнь и деятельность, «проектируют» свою личность. В противовес утверждениям буржуазных авторов можно сказать, что у советских подростков не наблюдается противоположности между мечтой и действительностью, мечта не отодвигает для них окружающий мир и не служит средством ухода от действительности. Все наши материалы опровергают положение буржуазных психологов о том, что самоутверждение подростков неизбежно приводит к конфликтам с окружающими и к пренебрежению со стороны подростков моральными нормами поведения. На основе всех имеющихся у нас данных мы можем утверждать, что и протест против норм общественной морали, и конфликты с окружающими являются исключительно результатом неправильной организации жизни и воспитания подростков. Протест против требований морали возникает лишь в том случае, если подростки сталкиваются с расхождением между этими требованиями и практикой поведения окружающих, которую они также в известной мере усваивают. В этих случаях получается расхождение между личным опытом подростка и предъявленными ему моральными требованиями. Что касается конфликтов с окружающими, то они могут порождаться, с одной стороны, указанным расхождением, с другой — неправильным подходом к подростку 166 со стороны взрослых, если взрослые в своем отношении к нему не учитывают изменений, происходящих в этом возрасте. Содержание и форма предъявления требований к подростку должны соответствовать уровню его развития и не быть ни заниженными, ни чрезмерными. В противном случае они вызывают сопротивление подростка, что и приводит к конфликтам. Подростки требуют от окружающих признания их возросших возможностей, человеческого достоинства, определенной самостоятельности в поступках и убеждениях, уважения и т. п., а в отношениях с товарищами — равноправия. Если окружающие не учитывают этого, подростки становятся резкими до грубости, упрямыми, противопоставляют себя взрослым и т. д. Как показывают полученные нами данные, в основном конфликты возникают при следующих обстоятельствах: 1. При требовании от подростка беспрекословного подчинения и повиновения; при предъявлении требований в категорической форме, особенно в том случае, когда подростку неясны основания этих требований. 2. При неучете взрослыми советов подростка, отказе от его помощи, при отношении к нему, как к маленькому, при чрезмерном контроле, опеке, недооценке его самостоятельности, сознательности, знаний, умений и пр.— это не только обижает подростков и внутренне ими глубоко переживается, но может стать основой для возникновения у них неуверенности в себе, в своих возможностях. 3. При стремлении взрослых не убедить подростка, а навязать ему чуждое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся его собственным убеждениям. 4. И наконец, в тех случаях, когда взрослые без достаточных оснований вмешиваются в личные дела подростков: их личные записи, дневники, письма, первые «пробы пера» и т. д. Таким образом, конфликты в подростковом возрасте не являются роковыми и неизбежными, а возникают как следствие неправильного воспитания, неправильного подхода к подростку, при котором не учитываются психологические особенности детей этого возраста. Если непонимание подростка, неумение подойти к нему 167 являются постоянными, они могут стать причиной глубокого конфликта подростка со взрослым и формировать у него не только стойкое отрицательное отношение к данному лицу, но и соответствующие отрицательные черты личности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как было сказано в начале статьи, целью данного исследования было получение ответа на следующие два вопроса: какие изменения и новообразования появляются в подростковом возрасте и какие черты характеризуют советских подростков в отличие от подростков, развивающихся в иных общественных условиях? В результате мы можем выдвинуть некоторые положения, отвечающие на эти вопросы. 1. Подростковый возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания. Специфическую черту этого уровня самосознания составляет появление у подростков размышлений о себе, как самостоятельного внутреннего процесса и потребности в них. В центре размышлений подростков о себе находится поступок как акт общественного поведения человека. К размышлению о себе подростки обращаются как к средству, необходимому им для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Осознание подростками качеств с точки зрения предъявляемых общественных требований приводит у них к возникновению потребности в самовоспитании. 2. С развитием самосознания в подростковом возрасте связано появление и других новых по сравнению с младшими школьниками черт: интереса к внутреннему миру своему и других людей, стремления к самоутверждению и т. д. 3. Однако черты, специфические для подросткового возраста вообще, по своему содержанию и характеру проявления, оказываются существенно различными у подростков, живущих и воспитывающихся в различных общественных условиях. Наиболее отчетливо эти различия выступают в особенностях самоутверждения подростка и в тех чертах, которые непосредственно с ним связаны. У советских подростков самоутверждение не вступает в противоречие 168 с общественной направленностью их личности и не противопоставляется интересам и целям коллектива. Наши подростки хотят утвердить себя через общественно важные дела, через служение народу. Поэтому их самоутверждение не связано со стремлением к личному превосходству, с чувством исключительности и пренебрежительным отношением к другим людям. Достаточно выразительно указанные различия выступают в мечтах, которые у советских подростков не имеют аутистического характера, а, напротив, выражают их связь с действительностью и представляют собой как бы проекцию жизни подростков в будущем. 4. Специфические условия жизни и воспитания в советском обществе не дают оснований для возникновения у подростков отрицательных черт, присущих буржуазным подросткам, и это прежде всего такие черты, как самоуглубление и стремление к одиночеству («к уходу от внешнего мира в мир внутренних переживаний»), чувство одиночества, как доминирующее жизнеощущение, пессимизм, противопоставление себя окружающим и «бунт» против правил общественного поведения и требований морали. Таким образом, полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что возрастные особенности, возникающие в ходе развития ребенка, в своем конкретном содержании и формах проявления определяются прежде всего общественными условиями его жизни и воспитания. ЛИТЕРАТУРА 1. Аркин Е. А., Переходный возраст и школа, «Советская педагогика», 1939, № 2. 2. Арямов И. А., Особенности детского возраста, Очерки, М., Учпедгиз, 1953. 3. Арямов И. А., Возрастные особенности школьника, М., 1940. 4. Рубинштейн М. М. и Игнатьев В. Е., Психология, педагогика и гигиена юности, М., «Мир», 1926. 5. Рубинштейн М. М., Воспитание читательских интересов у школьников, М., Учпедгиз, 1950. 6. Рыбников Н. А., Интересы современного школьника, М., 1926. 7. Рыбников Н. А., Деревенский школьник и его идеалы, М., 1916. 169 8. Седов Л. Д., Психология юношеского возраста, «Вестник воспитания», 1897, № 6—7. 9. Смирнов В. Е., Психология юношеского возраста, Л., 1929. 10. Циген Т., Душевная и половая жизнь юношества, М., «Современные проблемы», 1924. 11. Шнирман А. Л., Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школьников, «Известия АПН РСФСР», вып. 18, 1948. 12. Bühler Ch., Das Seelenleben des Jugendlichen, Jena, 1927. 13. Busemann A., Handbuch der pädagogischenMileukunde, Halle, 1932. 14. Busemann A., Die JugendimeigenenUrteil, Langensalza, 1926. 15. Gross K., Das Seelenleben des Kindes. 1920. 16. Hetzer H., SystematischeDauerbeobachtungen am Jugendlichenüber den Verlauf der negativen Phase, «Zeitschr. f. Päd. Ps.», 1927, № 2. 17. Mead M., Coming of age in Samoa, N-Y, Morrow, 1928. 18. Mead M., Growing up in New Guinea (A study of adolescence and sex in primitive societies), Middlesex, England, Penquin books, 1942. 19. Schmëing K., Der Sinn der Reifungsstufen. DritteAuflage, Leipzig, 1950. 20. Spranger E., Psychologie des Jugendalters, Leipzig, 1925. 21. Stern E., Jugendpsychologie. (JedermannsBücherei, Breslau, 1928, 2 Aufb.) ———— Сноски Сноски к стр. 128 1 Н — сокращенно — Николенька Иртеньев. Сноски к стр. 129 1 «Будников младший». 170 Т. В. Драгунова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |