Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самоутверждение» подростков




Буржуазные психологи утверждали, что в результате формирования самосознания у подростков неизбежно появляется стремление к самоутверждению, связанное со свойственным им чувством исключительности, с их эгоцентризмом и эгоизмом. Считалось, что такого рода самоутверждение неизбежно сопровождается «бунтом» против окружающей действительности, против требований взрослых, который приводит к конфликтам с ними.

154

Так, Т. Циген [10] считал, что подросток «всегда эгоцентричен» и что вследствие преувеличенного представления о своей особе он требует от окружающих признания своей исключительности. Ш. Бюллер [12] полагала, что в подростковом возрасте внутренняя неудовлетворенность изживается в грубости, упрямстве, черствости, что наиболее обычными способами поведения подростка является пассивная меланхолия и агрессивная самозащита. Л. Седов [8] и В. Е. Смирнов [9] подчеркивали, что большое место в жизни подростков занимают мечты, которые имеют эгоистический характер, причем внешние впечатления являются только поводом для мечты, которая бежит от «грубой» действительности, противоречит ей и поэтому служит заменой действительности, защитой и убежищем от нее.

Перед нами стояла задача выяснить, присуще ли нашим подросткам самоутверждение, каковы его особенности и почему в отдельных случаях в их поведении появляются некоторые общественно-отрицательные черты.

Начнем с рассмотрения данных бесед о Николеньке Иртеньеве.

Шура Р., 13 лет 6 мес., VI класс

Что тебе близко в Н.? Он хотел быть взрослым, и мне хочется. Разве я маленькая? Скорей бы еще подрасти, чтобы мама меня везде одну пускала, не беспокоилась, не говорила, как себя вести: «По сторонам смотри!»
Правильно Н. обижался, когда его считали маленьким? Смотря, что говорят. Если все разговаривают, советуются и я что-нибудь скажу, а мама мне скажет: «Яйца курицу не учат!» — я обязательно надуюсь. Ведь я не маленькая, я уже большая. А потом вдруг думается ведь я маленькая, мне всего 13 лет...
Тебе нравится отношение Н. к Сереже? Он хотел был во всем подражать: и в хорошем, и в плохом. Можно учиться хорошему, а плохому зачем? Дружить, помогать надо, но не исполнять все, как раб. Если Николенька любил Сережу, то должен был бы не трепетать перед ним, как перед Троекуровым. Подумаешь, один — господин, другой — раб. У нас отношения проще и лучше. Дружат, так уж по-настоящему дружат. Я всегда сержусь, когда подруга не имеет своего мнения и только хочет сделать мне приятное.

155

Тебе нравится, что Н. стремился доказать, что он умный? Даже не знаю; можно не стараться доказывать, а просто так поговорить, чтобы другие сразу почувствовали, какой ты. Если я вижу, что кто-нибудь думает, что я что-то не понимаю или что я маленькая, говорит — «нос не дорос», — думаю, как бы ему доказать, что я тоже это понимаю и уже не маленькая. Разозлюсь: вот докажу, что дорос... Мне вообще нравится, когда уважают друг друга.
Как тебе кажется, был Н. особенный, лучше всех? Нет. Это ему так казалось. Он хотел, чтобы и другие так считали. А зачем? Если будет хорошо учиться, хорошо работать — и так все будут с него пример брать, он и будет особенным, уважаемым, все его любить будут. Какой еще «особенный»? Вот я не хочу быть особенной! Вот у нас есть одна «особенная». Она любит себя больше других, ставит себя выше других, мы ее так «единоличницей» и зовем. В ней ничего особенно плохого нет, и учится она хорошо, а у всех к ней какое-то отвращение. У нас себя никто не ставит выше других. Галя — отличница, а такая хорошая, простая девочка.
Значит, ты совсем не хочешь быть особенной? Если только отличницей, чтобы ко мне все подходили, а я бы все объясняла — тогда согласна. А если только о самой себе думать, что ты лучше всех, когда другие этого не думают, можно только краснеть за себя. В «Алых погонах» мальчик один все хотел, чтобы у него было все лучше, чем у других. Неправильно думал. Я думаю, что лучше, чтобы было как у всех. Тогда не будут отчуждаться.
Тебе мечты Н. близки? Я тоже мечтаю, как вырасту большая, как буду работать, буду известным человеком, про меня в газетах напишут. Поступлю в авиационный техникум, буду конструктором. Изобрету самолет, в газетах напишут, а люди скажут: «Это Р. сделала!» Только так, как Николенька, я никогда не мечтаю. Мне не нравится, когда он мечтает, что станет лучше других, выше всех, все будут перед ним преклоняться. Я себя так не ставлю: мне хочется, чтобы люди меня уважали, относились, как товарищ к товарищу. А он хотел, чтобы все на него смотрели, завидовали, любовались, говорили: «Вот Иртеньев... Иртеньев... Иртеньев!..» Он, один он! Он стремился к единоличной славе, только себя хотел показать. Хоть бы вместе с товарищами, все равно его фамилия

156

  будет, но вместе с товарищами. С товарищами еще лучше.
А ты мечтала о том, чтобы стать великим человеком? Даже не знаю. Если все на пользу народу делать — это хорошо. А если только для себя выхваляться — мне не нравится. Ведь можно быть просто хорошим работником — инженером или рабочим. А великим быть совсем не обязательно.
Тебе никогда не хотелось быть особенной, выделяться, как Н.? Хотелось немного. Иногда я мечтаю, какую бы задачу решить, которую никто в классе не решил, или правило знать, которое никто не знает. Учительница говорила о нем, а учить не задавала, а я запомнила. И вот она меня вдруг вызывает, а я знаю. А потом я бы всем его объяснила. Или у нас диктант — и трудное слово появилось как раз на это правило. Все его забыли, а я помню. Всем скажу, чтобы правильно написали.

Вера Д., 12 лет 11 мес., VI класс

Тебе кажется правильным, что Н. обижался на то, что его считали маленьким? Правильно. Знаете, как это обидно. Попросишь брата: «Расскажи, что было в кино?» — «Ты еще маленькая, ничего не поймешь!»; или папа скажет: «Что ты при Вере такие вещи говоришь, она еще маленькая!» Так обидно, какая же я маленькая?
Тебе нравится, как Н. вел себя на экзамене? Он всем своим видом показывал, что все знает и презирает Иконина. Лицо морщил, улыбался, на учителя смотрел: вот, мол, смотрите, он ничего не знает, а для меня это пустяки. А стали спрашивать — молчал да путал. Так ему и надо, не выхваляйся. Я не люблю таких воображал.
Тебе нравятся мечты Н.? Очень. Я тоже очень часто представляла свое будущее. Мне очень приятно думать, как я буду большая, буду работать, а мама с папой — нет. Мне очень хочется поскорей маму кормить, хочется скорей ей помогать. Я не хочу на ее шее сидеть.

Сережа Г., 14 лет 9 мес., VIII класс

Ты сочувствуешь Н. в том, что ему не хотелось быть маленьким? Николеньке хотелось быть взрослым и мне тоже. Хочется казаться более выдержанным, чтобы окружающие не смотрели на меня, как на расхлябанного мальчишку. При этом будешь иметь больше уважения со стороны окружающих.
Хорошо, что Н. подражал Сереже? Мне не нравится, что Николенька не мог выйти из-под власти Сережи. Зря. Нужно иметь чувство собственного достоинства. Зачем

157

  унижаться? Н. хотел быть не хуже Володи. У меня такое было. Мне тоже хотелось показать брату, что я не хуже его. Мне хотелось ему доказать, чтобы самому почувствовать, что я не хуже, но чувствую, что он лучше. Он взрослее, сильнее меня, умеет делать то, что я не умею.
Хорошо, что Н. стремился быть особенным? Что значит особенный!? Не походить ни на кого? Нет, в этом нет ничего хорошего. Он тогда не сможет ни с кем общаться. Быть особенным — это значит быть одному. А я не могу без товарищей. Николенька не был особенным. Он, может быть, сам себя считал особенным, а как другие посмотрят — еще неизвестно.
Тебе хотелось бы, как Н., чтобы на тебя обращали внимание? Глупость! Он был очень самолюбив, хотел быть лучше всех, чтобы все на него смотрели. Мне тоже этого хотелось, но я не думал, что я лучше и выше всех. Мне просто хотелось, чтобы и на меня тоже обратили внимание. Просто хочется, и все. А если этого не было, то становилось грустно.
Тебе не кажется, как Н., что тобой должны интересоваться люди? Это опять его самолюбие! Он сам только о себе думал, и ему казалось, что другие тоже должны только о нем думать. Я об этом не думаю. Зачем посторонние мной будут особенно интересоваться? Чем я такой особенный?
Как ты относишься к тому, что Н. дал почувствовать профессору, что он выше товарища? Зачем это делать? Если я знаю, я просто хочу хорошо ответить, почувствовать, что я не хуже других. Зачем унижать товарища? Ему и так несладко было. Оскорбился, что его с Икониным соединили! А тот был парень, как парень, только хуже учился.
Имел право Н. считать себя выше сверстников? Конечно, не имел. Он был богаче, хорошо одет, дрожки имел, ну и что же? Даже наоборот. Ведь они были его ученее, развитее, больше знали, потом они к нему по-простому отнеслись. Почему он оскорбился? Я бы на его месте ни за что так не поступил! Я даже был бы рад, что ребята ко мне так хорошо и просто первые подошли. А ему это было «дико и неприятно». Ерунда все это! Да ну его! Ничего не понимал и не чувствовал. А вы знаете, как у нас? Друг у друга на головах сидят, кричат «ура», и никто не обижается — всем хорошо и весело.
Тебе близки мечты Н. стать великим человеком? И я воображал насчет учености. По-моему, ничего в этом плохого нет, но он не только воображал, а считал других людей ниже себя, не замечал их. А я совсем не ставлю себя выше других.

158

Галя Б., 15 лет 6 мес., VIII класс

Чем похож Н. на наших ребят? У него есть очень похожая на наших ребят черта: думает и хочет другим доказать, что он уже большой.
Что тебе в Н. нравится? Нравится то, что Н. и Володя ничего не перенимали друг у друга. Николенька хотел неожиданно для всех все по-новому, по-своему сделать; правда, у него ничего не получалось.
Понравились тебе отношения Н. и Сережи? Нет, он перед Сережей унижался. Мне не нравится такое унижение себя.
Ты можешь, как Володя, обидеться, когда у тебя хозяйничают без спроса? Очень. Не люблю, когда без меня в моих ящиках копаются. У меня дневник был, я его с IV класса вела. Пришла раз домой, смотрю, у мамы очки на носу — читает дневник. Я заревела, говорю: «Мамочка! Это нельзя читать! Помру, тогда читай!» Она ужасно взъелась на меня, и неправильно. Ведь это мое личное дело!.. Дневник я бы без разрешения никогда не стала читать!
Тебе нравится отношение Н. к себе? Он все думал, что он самый умный, может поговорить, удивить всех, хотел поблистать в обществе. И обязательно поблистать!.. Серость какая-то!.. Не нравится. Неужели я могу думать, что я умнее всех, могу удивить всех умом, разговором или блистать в обществе? У него черта, присущая дворянству, выплывает. Он! Он и ему все подчиняются. Вот барин-то...

Рая И., 16 лет, IX класс

Чем похож Н. на наших ребят? С ним окружающие не разговаривали, как со взрослым, и это его угнетало. Такое сейчас тоже бывает. На иных такое отношение не действует, а на меня ужасно, особенно как только почувствую, что думают, что я маленькая, ничего не понимаю, или если прямо скажут: «Мала об этом рассуждать». Когда мать мне говорит: «Ты должна меня бояться!» — я спорю — не бояться, а уважать. Ну, и кричим друг на друга. Директор на комсомольском собрании сказал, что мы должны в школе подчиняться. Я не выдержала и стала ему доказывать, что мы должны не беспрекословно подчиняться, а исполнять то, что от нас требуют. Вообще я не люблю, когда мной командуют. Скажут резко да еще без «пожалуйста» — сейчас же ощетинишься. А если насмешка

159

  прозвучит в голосе или приказание, буду ссориться, да еще как! Если подшучивают надо мною — или не отвечу, или нагрублю.
Тебе нравятся отношения Сережи и Н.? Сережа был над Николенькой командиром. Это плохо. Унизительно подчинятся. Надо уважать друг друга, а не подчиняться. Всякие отношения должны быть построены на уважении. Я из-за этого с мамой много спорю и ссорюсь. Надо помогать, делать все, но не из страха или безропотного подчинения. Такие слова, как «бояться», «подчиняться», меня в ярость приводят. Я бы ни за что никому этого по отношению к себе не позволила. Бывало так: дай книгу! дай тетрадь! принеси! подвинь! — я сейчас же взрываюсь: «Не командуй». Я от боли никогда не заплачу, а от обиды — моментально. Не люблю, когда в мои вещи влезают. Прихожу, сразу вижу, когда рылись. Требую, чтобы в мои вещи без разрешения не лазили; если возьмут без спроса — буря! Я мечтаю, что у меня будет своя комната, чтобы мама не входила, не вмешивалась, когда я занята или читаю.
Что еще не нравится в Н.? То, что он подражал Сереже. Я ни за что не буду подражать. Обязательно свое. Как это подражать?! Мне никогда никто не говорил, что я кому-нибудь подражаю.
Даже таким героям, как Зоя, Олег, не подражаешь? Это совсем другое дело! Это уже не подражание. У них учишься. А учиться и подражать — разные вещи. Хочется быть лучше, многое черпаешь из книги, из жизни, без этого нельзя. Можно учиться и вкладывать в это свое. А подражать — это не иметь своего «я».
Правильно Н. относился к себе? Нет, он без основания думал, что он лучше других, выше; он был богаче, но по знаниям не выше.
Тебе нравится стремление Н. к оригинальности? Быть исключением? Быть оригинальной в учебе? Учиться лучше всех — хорошо. Но считать себя выше других, показывать свой ум перед людьми — нехорошо. Мне хочется быть действительно умной. Мне не нравится его презрительное отношение к людям. Можно быть сверхособенным, сверхумным, но не ставить себя выше других. И ниже тоже ставить не нужно. Я высказываю всегда то мнение, которое у меня есть; если оно противоречит остальным, я не отступлю. Не люблю думать и поступать по чужой указке. Самолюбие у человека мне нравится, и я самолюбивая. Но умнее всех я

160

  себя не считаю. Быть уверенной в себе — это одно, но считать, что я умнее всех, все «я», «я» — это другое. И в других меня это «яканье» бесит. У Н. был страшный эгоизм, он о себе только и думал. Он был не только самолюбивый, но и себялюбивый — все делал только для своего благополучия, думал и любил только себя, а остальных считал перед собой за ничто. Конечно, я не такая. Иногда хочется показать, что я тоже не глупая, особенно если вокруг есть люди умнее меня. Но я не думаю, что я лучше, умнее всех. Мне иногда кажется, что я очень способная, стоит мне только захотеть, по-настоящему взяться за уроки, я могу не только все знать, но и быть специалистом в этих областях: в математике, в истории, астрономии. Но я все-таки ленюсь, хотя очень люблю работать.
Инициативные люди тебе нравятся? Если стремятся сами выделиться — нет. И класс обычно с такими ссорится. Я, наоборот, хочу быть и казаться проще, внимательнее. В спорах иногда получается так, что я покрикиваю на девочек, подчеркиваю свой ум, личные качества, но это нечаянно, когда очень рассердишься. Я ценю людей и не люблю людей, равнодушных к другим.
Тебе самостоятельность нравится в людях? Очень. Я очень люблю, когда трудно. Все равно сделаю, все равно добьюсь своего. Трудность подбадривает. Спрашивать не люблю, лучше сама в книгах покопаюсь, подумаю. Приятно! Ни на кого не надеешься!.. Я люблю все сама. И сейчас как бы ни было трудно, если я решила, обязательно сделаю.
Мечтать любишь? Очень люблю. Вот, например, вызовут меня в райком комсомола: «Вам важное задание, ответственное поручение — вам надо для Родины сделать большое дело!» Я ведь в доску расшибусь, а сделаю. Иногда мечтаю быть известной, героиней, изобретателем, писательницей. Мне очень нравится Сергей Тюленин — он мечтал о подвиге, геройстве, сил не жалел для Родины, а ведь простой был мальчишка. Я очень люблю таких.

Приведенный материал показывает, что стремление к самоутверждению есть и у изучаемых нами подростков. Они сочувствуют Николеньке и другим героям-сверстникам

161

в их стремлении к взрослости, к утверждению себя. Некоторые переживания Николеньки близки и понятны нашим подросткам, например повышенная чувствительность к тому, что задевает их самолюбие, к недооценке их возможностей, к покушению на их права, на их самостоятельность. Наши подростки тоже считают себя взрослыми или почти взрослыми и требуют от окружающих (учителей, родителей, товарищей) признания этого и соответствующего отношения: уважения, учета их мнения и советов, признания определенных прав и т. д. Отношение к ним «как к маленьким» вызывает протест, который не только внутренне переживается, но и выражается ими внешне (например: «Мама мне скажет: «Яйца курицу не учат», — я обязательно надуюсь»).

Изучавшиеся нами подростки считают необходимой основой взаимоотношений с людьми уважение, а в коллективе товарищей и в дружбе — равноправие. Требование подчинения, командование, проявление неуважения, а тем более унижение их личности (даже воображаемое) вызывают резкий протест.

Всем исследуемым подросткам не нравятся отношения Николеньки и Сережи, потому что Николенька был «рабом» Сережи, действовал «по его указке». Подростки считают для себя немыслимым рабское подражание и беспрекословное подчинение в отношениях с товарищами, хотя в то же время считают необходимым учиться у взрослых и товарищей всему хорошему.

Самоутверждение наших подростков, как правило, не приводит к возникновению таких якобы всегда ему сопутствующих черт личности, как эгоизм, чувство исключительности, пренебрежение к другим людям и т. п. Им очень не нравится в Николеньке то, что он считал себя «выше всех», «умнее всех» и стремился показать это окружающим. Наши подростки не хотят быть особенными, исключительными. Им кажется, что в результате этого их чуждались бы товарищи, они оказались бы одинокими, исключительность мешала бы их жизни и общению в коллективе, в какой-то мере выключала бы их из жизни коллектива и противопоставляла ему.

Наши подростки умеют видеть достоинства товарищей, оценивать превосходство того или другого человека и не считают для себя унизительным признать это. Они осуждают Николеньку за его стремление возвыситься

162

над окружающими, вызвать по отношению к себе всеобщее внимание, удивление, преклонение.

Сравнивая себя с Николенькой, подростки отмечают, что они тоже хотят быть известными, уважаемыми людьми, стремятся к этому, но ими руководят не эгоистические побуждения, а желание приносить пользу и тем самым заслужить уважение и признание их достоинств другими людьми.

Вместе с тем у них есть некоторая неуверенность в отношении к ним окружающих. Они претендуют на то, чтобы взрослые больше считались с тем, что они стали уже «большими», что они умеют сами разбираться во многих вопросах, имеют собственное мнение и могут помочь советом и делом. Поэтому подростки особенно чувствительны к недооценке их «взрослости». В этих случаях у них возникает стремление доказать свою самостоятельность, добиться уважения взрослых, а иногда даже противопоставить им свое мнение и во что бы то ни стало отстаивать свою независимость.

У наших подростков также есть стремление утвердить себя не только в настоящем, но и в будущем; они мечтают о необыкновенных открытиях, изобретениях, подвигах. Однако, сравнивая свои мечты с мечтами Николеньки, они прямо говорят, что мечтают не так. Им не нравится, что Николенька, мечтая о будущем, думает только о «единоличной славе» и совсем не думает о самом важном — о том, как ему стать «полезным Родине человеком».

Факты, полученные на основе анализа отношения подростков к образу Николеньки, подтвердились в сочинениях подростков на тему «Мой любимый литературный герой», а также в их отзывах о произведениях русской классической и советской литературы.

Главным мерилом ценности человеческой личности, как показывают эти материалы, для наших подростков является отношение человека к Родине, народу, общественному долгу. В 44 из 58 сочинений указывается на то, что А. Мересьев, А. Григорьев, У. Громова и другие стали любимыми героями подростков именно потому, что они были не только смелыми, настойчивыми, сильными и решительными людьми, но и (что самое главное) умели подчинять свои личные интересы интересам общественным.

163

В этих материалах, так же как и в беседах о Николеньке, обнаруживается, что пути личного самоутверждения наши подростки видят в основном в том, чтобы участвовать в великих делах своей страны, приносить пользу обществу. «Я не мыслю, чтобы могла жить, не принося пользы. И я хочу, чтобы слух обо мне прошел по всей Руси великой... Я часто думаю, что́ надо делать и как работать, чтобы принести всем, всем пользу, чтобы страна мною гордилась не зря» (VIII класс).

**
*

Таким образом, на основании полученных нами данных мы можем прийти к следующим положениям.

У советских подростков в период от 12 до 15 лет можно отметить наличие активного стремления утвердить себя в мнении окружающих, добиться среди взрослых и товарищей того положения, на которое благодаря своим возросшим возможностям они действительно имеют право.

У подростков возникает потребность утвердить себя не только по отношению к близким им людям, как это бывает в более младшем возрасте. Это стремление имеет у них более широкую общественную направленность: они стремятся утвердить себя в коллективе, в обществе (и не только сейчас, но и в будущем).

Возникновение самоутверждения подростков связано с формированием их личности и свидетельствует о новом этапе в этом процессе; оно связано, во-первых, с тем, что подростки фактически становятся уже способными занять новое место в жизни: выполнять более ответственные поручения, вступать в новые, более равноправные отношения с окружающими взрослыми; во-вторых, с возникновением у них нового представления о себе и своих возможностях, т. е. с развитием их самосознания. В подростковом возрасте происходят большие изменения в физическом развитии. В первую очередь надо отметить роль полового созревания. В психологии известны попытки истолковать самоутверждение подростка в свете только этого факта (напомним хотя бы положение Ш. Бюллер о том, что самоутверждение подростков вызывается стремлением показать свое превосходство перед представителями другого пола в борьбе с соперниками).

164

Такого рода попытки являются, безусловно, неправильными, хотя факт полового созревания не остается безразличным. Его роль с психологической точки зрения, по-видимому, заключается в том, что происходящие при этом многообразные изменения в организме дают подростку дополнительные основания осознавать себя взрослым человеком.

Однако основным моментом, обусловливающим самоутверждение в этом возрасте, является чувство взрослости, связанное не столько с фактом полового созревания, сколько с возросшими возможностями подростка, его опытом, знаниями, умениями и пр. Эти возможности порождают у него сознание своих прав и стремление занять новое место в жизни, в системе его отношений с окружающими людьми.

Следовательно, возникновение самоутверждения в подростковом возрасте является результатом логики развития и формирования личности ребенка и не зависит от характера общественных условий, в которых он живет.

Однако на основании наших материалов мы можем сделать также и другой вывод, а именно, что специфика самоутверждения определяется общественно-историческими условиями жизни, деятельности и воспитания подростков.

Сравнивая полученные нами данные, характеризующие особенности самоутверждения советских подростков с данными о самоутверждении подростков, принадлежащих к привилегированным слоям классового общества (с особенностями самоутверждения Николеньки в изображении Л. Н. Толстого с данными, собранными Ш. Бюллер, Т. Цигеном и другими авторами), необходимо отметить глубокое различие в содержании и формах самоутверждения тех и других.

Самоутверждение у советских подростков, как правило, не приводит к возникновению индивидуализма, чувства исключительности, стремления к завоеванию господствующего положения, пренебрежению к другим людям и т. п. Эти черты порождаются условиями жизни и воспитания в буржуазном обществе.

Система советского воспитания, приводящая к тому, что наши подростки живут общими интересами коллектива, постоянно сравнивают себя с другими людьми, главным образом с товарищами, испытывают на себе

165

влияние общественного мнения, создает условия для формирования у них правильного суждения о своей личности и ее правильной оценки.

Представление о своей исключительности, стремление противопоставить себя окружающим они рассматривают как то, что может привести к разрыву с коллективом, а это расценивается и переживается ими как крайне нежелательное. Подростки сознают свою связь с коллективом, дорожат ею и стремятся ее укреплять. Вследствие этого специфической особенностью самоутверждения советских подростков является стремление к утверждению себя через коллектив, через помощь коллективу, участие в общественной жизни, в общественно полезной деятельности. Эта особенность проявляется в повседневной жизни и деятельности подростков и ярко выражена в их мечтах. Мечты их отнюдь не являются аутистическими. В своих мечтах они как бы «проектируют» свою будущую жизнь и деятельность, «проектируют» свою личность.

В противовес утверждениям буржуазных авторов можно сказать, что у советских подростков не наблюдается противоположности между мечтой и действительностью, мечта не отодвигает для них окружающий мир и не служит средством ухода от действительности.

Все наши материалы опровергают положение буржуазных психологов о том, что самоутверждение подростков неизбежно приводит к конфликтам с окружающими и к пренебрежению со стороны подростков моральными нормами поведения.

На основе всех имеющихся у нас данных мы можем утверждать, что и протест против норм общественной морали, и конфликты с окружающими являются исключительно результатом неправильной организации жизни и воспитания подростков. Протест против требований морали возникает лишь в том случае, если подростки сталкиваются с расхождением между этими требованиями и практикой поведения окружающих, которую они также в известной мере усваивают. В этих случаях получается расхождение между личным опытом подростка и предъявленными ему моральными требованиями.

Что касается конфликтов с окружающими, то они могут порождаться, с одной стороны, указанным расхождением, с другой — неправильным подходом к подростку

166

со стороны взрослых, если взрослые в своем отношении к нему не учитывают изменений, происходящих в этом возрасте.

Содержание и форма предъявления требований к подростку должны соответствовать уровню его развития и не быть ни заниженными, ни чрезмерными. В противном случае они вызывают сопротивление подростка, что и приводит к конфликтам. Подростки требуют от окружающих признания их возросших возможностей, человеческого достоинства, определенной самостоятельности в поступках и убеждениях, уважения и т. п., а в отношениях с товарищами — равноправия.

Если окружающие не учитывают этого, подростки становятся резкими до грубости, упрямыми, противопоставляют себя взрослым и т. д.

Как показывают полученные нами данные, в основном конфликты возникают при следующих обстоятельствах:

1. При требовании от подростка беспрекословного подчинения и повиновения; при предъявлении требований в категорической форме, особенно в том случае, когда подростку неясны основания этих требований.

2. При неучете взрослыми советов подростка, отказе от его помощи, при отношении к нему, как к маленькому, при чрезмерном контроле, опеке, недооценке его самостоятельности, сознательности, знаний, умений и пр.— это не только обижает подростков и внутренне ими глубоко переживается, но может стать основой для возникновения у них неуверенности в себе, в своих возможностях.

3. При стремлении взрослых не убедить подростка, а навязать ему чуждое убеждение, не соответствующее уже сформировавшимся его собственным убеждениям.

4. И наконец, в тех случаях, когда взрослые без достаточных оснований вмешиваются в личные дела подростков: их личные записи, дневники, письма, первые «пробы пера» и т. д.

Таким образом, конфликты в подростковом возрасте не являются роковыми и неизбежными, а возникают как следствие неправильного воспитания, неправильного подхода к подростку, при котором не учитываются психологические особенности детей этого возраста.

Если непонимание подростка, неумение подойти к нему

167

являются постоянными, они могут стать причиной глубокого конфликта подростка со взрослым и формировать у него не только стойкое отрицательное отношение к данному лицу, но и соответствующие отрицательные черты личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было сказано в начале статьи, целью данного исследования было получение ответа на следующие два вопроса: какие изменения и новообразования появляются в подростковом возрасте и какие черты характеризуют советских подростков в отличие от подростков, развивающихся в иных общественных условиях?

В результате мы можем выдвинуть некоторые положения, отвечающие на эти вопросы.

1. Подростковый возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания.

Специфическую черту этого уровня самосознания составляет появление у подростков размышлений о себе, как самостоятельного внутреннего процесса и потребности в них. В центре размышлений подростков о себе находится поступок как акт общественного поведения человека. К размышлению о себе подростки обращаются как к средству, необходимому им для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Осознание подростками качеств с точки зрения предъявляемых общественных требований приводит у них к возникновению потребности в самовоспитании.

2. С развитием самосознания в подростковом возрасте связано появление и других новых по сравнению с младшими школьниками черт: интереса к внутреннему миру своему и других людей, стремления к самоутверждению и т. д.

3. Однако черты, специфические для подросткового возраста вообще, по своему содержанию и характеру проявления, оказываются существенно различными у подростков, живущих и воспитывающихся в различных общественных условиях.

Наиболее отчетливо эти различия выступают в особенностях самоутверждения подростка и в тех чертах, которые непосредственно с ним связаны. У советских подростков самоутверждение не вступает в противоречие

168

с общественной направленностью их личности и не противопоставляется интересам и целям коллектива. Наши подростки хотят утвердить себя через общественно важные дела, через служение народу. Поэтому их самоутверждение не связано со стремлением к личному превосходству, с чувством исключительности и пренебрежительным отношением к другим людям.

Достаточно выразительно указанные различия выступают в мечтах, которые у советских подростков не имеют аутистического характера, а, напротив, выражают их связь с действительностью и представляют собой как бы проекцию жизни подростков в будущем.

4. Специфические условия жизни и воспитания в советском обществе не дают оснований для возникновения у подростков отрицательных черт, присущих буржуазным подросткам, и это прежде всего такие черты, как самоуглубление и стремление к одиночеству («к уходу от внешнего мира в мир внутренних переживаний»), чувство одиночества, как доминирующее жизнеощущение, пессимизм, противопоставление себя окружающим и «бунт» против правил общественного поведения и требований морали.

Таким образом, полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что возрастные особенности, возникающие в ходе развития ребенка, в своем конкретном содержании и формах проявления определяются прежде всего общественными условиями его жизни и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин Е. А., Переходный возраст и школа, «Советская педагогика», 1939, № 2.

2. Арямов И. А., Особенности детского возраста, Очерки, М., Учпедгиз, 1953.

3. Арямов И. А., Возрастные особенности школьника, М., 1940.

4. Рубинштейн М. М. и Игнатьев В. Е., Психология, педагогика и гигиена юности, М., «Мир», 1926.

5. Рубинштейн М. М., Воспитание читательских интересов у школьников, М., Учпедгиз, 1950.

6. Рыбников Н. А., Интересы современного школьника, М., 1926.

7. Рыбников Н. А., Деревенский школьник и его идеалы, М., 1916.

169

8. Седов Л. Д., Психология юношеского возраста, «Вестник воспитания», 1897, № 6—7.

9. Смирнов В. Е., Психология юношеского возраста, Л., 1929.

10. Циген Т., Душевная и половая жизнь юношества, М., «Современные проблемы», 1924.

11. Шнирман А. Л., Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школьников, «Известия АПН РСФСР», вып. 18, 1948.

12. Bühler Ch., Das Seelenleben des Jugendlichen, Jena, 1927.

13. Busemann A., Handbuch der pädagogischenMileukunde, Halle, 1932.

14. Busemann A., Die JugendimeigenenUrteil, Langensalza, 1926.

15. Gross K., Das Seelenleben des Kindes. 1920.

16. Hetzer H., SystematischeDauerbeobachtungen am Jugendlichenüber den Verlauf der negativen Phase, «Zeitschr. f. Päd. Ps.», 1927, № 2.

17. Mead M., Coming of age in Samoa, N-Y, Morrow, 1928.

18. Mead M., Growing up in New Guinea (A study of adolescence and sex in primitive societies), Middlesex, England, Penquin books, 1942.

19. Schmëing K., Der Sinn der Reifungsstufen. DritteAuflage, Leipzig, 1950.

20. Spranger E., Psychologie des Jugendalters, Leipzig, 1925.

21. Stern E., Jugendpsychologie. (JedermannsBücherei, Breslau, 1928, 2 Aufb.)

————

Сноски

Сноски к стр. 128

1 Н — сокращенно — Николенька Иртеньев.

Сноски к стр. 129

1 «Будников младший».

170

Т. В. Драгунова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ
ПОСТУПКОВ ПОДРОСТКАМИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...