Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задачи и методика исследования
Задачей данного исследования является изучение особенностей оценки поступков подростками. Поступок — это акт поведения, который имеет нравственную мотивацию и общественный результат; в нем проявляется отношение человека к действительности, к окружающим людям и к самому себе. В силу этого поступок всегда выражает (с большей или меньшей полнотой) нравственную сущность личности, а оценка поступка раскрывает нравственную сторону личности того, кто дает оценку. Поэтому изучение отношения подростков к тем или иным поступкам может раскрыть их нравственные представления и их отношение к тем качествам личности человека, которые проявились в поступке, и к тем мотивам, намерениям, нравственным нормам, по которым действовал человек, совершая данный поступок. Следовательно, изучение оценки подростками поступков должно позволить глубже проникнуть в сферу переживаний и отношений подростка и тем самым углубить наши знания о психологических особенностях данного возраста. Таким образом, изучение отношения подростков к поступкам другого человека являлось для нас средством изучения психологических особенностей самих подростков, 171 при этом мы ограничили свою задачу изучением особенностей оценки подростками поступков сверстника. В ранее проведенном нами исследовании1 мы уже применили в качестве способа изучения особенностей подростков выявление их отношения к другому человеку, использовав для этого литературный образ их сверстника. В настоящем исследовании, в отличие от предыдущего, нас интересовали как психологические особенности детей подросткового возраста, так и нравственные оценки, выражающие нравственные представления и требования в этом возрасте. Мы стремились глубже проникнуть в те особенности, которые характеризуют именно нравственную сторону личности подростка. Вопрос об особенностях оценки поступков в зависимости от возраста детей в психологии почти не исследован. Наиболее непосредственно относящимся к этому вопросу является исследование К. Д. Радиной [5], посвященное изучению мотивов детских школьных проступков, а также исследование И. М. Подберезина [3] по вопросу о нравственной мотивации поведения детей школьного возраста. В исследовании К. Д. Радиной ставился вопрос о выделении и изучении «основных» мотивов поведения подростков. На основе собранного материала исследователь приходит к заключению, что основным мотивом поведения подростков является стремление быть и казаться взрослым, стремление к самостоятельности, причем автор справедливо считает, что в этом выражается одна из основных возрастных особенностей подростков. К. Д. Радина приходит к интересному и важному, с нашей точки зрения, выводу о том, что у подростков оценка поступков другого человека и даже отношение к этому человеку зависит от того, как подросток оценивает отношение этого человека к себе, насколько он считает это отношение справедливым. В исследовании И. М. Подберезина рассматривается вопрос о становлении у школьников внутренних критериев в оценке поступков. Автор приходит к выводу, что постепенно нравственные критерии становятся из внешних 172 внутренними. Этот процесс он ставит в зависимость от умения детей проникнуть в мотивационную сторону поступка и от степени обобщения соответствующего нравственного опыта ребенка. В некоторых других исследованиях (Б. Д. Прайсман [4], Т. В. Рубцовой [6], Н. В. Яшковой [7] и др.) изучался вопрос об особенностях понимания школьниками младшего и среднего возраста поступков литературных героев и образа героя в целом, а также осознания школьниками моральных свойств личности героя. Вывод из этих исследований, имеющий наиболее непосредственное отношение к нашему исследованию, заключается в том, что с возрастом дети все глубже и полнее раскрывают мотивы поступков героев, больше проникают во внутренний мир и переживания героя, выделяют в произведении и в образе наиболее существенные моменты, анализируют факты поведения в их взаимосвязи и оценивают их не только с точки зрения общественного результата, но и тех мотивов, по которым действовал герой произведения. Таким образом, вопрос об особенностях оценки подростками поступков другого человека освещается в ряде работ советских психологов, но наименее исследованным остается вопрос о зависимости оценки поступков от возрастных особенностей детей, в то время как этот вопрос нам представляется одним из наиболее важных и поэтому требующим дальнейших исследований. Именно этот вопрос и явился предметом нашего изучения. Свое исследование мы проводили не только на подростках, но и на детях младшего школьного возраста (для того чтобы иметь возможность сравнения и выяснения специфических особенностей, характеризующих оценку поступков у подростков). Методом исследования, как и в предыдущей нашей работе, была беседа по специально подобранному литературному тексту, позволяющему выявить отношение детей к различным поступкам героя. В связи с задачами данного исследования этот текст должен был удовлетворять следующим требованиям: в описанных поступках должны были проявляться некоторые интересующие нас психологические особенности детей подросткового возраста, а также особенности взаимоотношений героя-сверстника с теми людьми, поведение которых имеет 173 непосредственное отношение к данным поступкам героя. В ранее проведенном исследовании мы использовали в качестве экспериментального материала повесть Л. Н. Толстого «Детство, отрочество и юность» и нам было известно, что, несмотря на то что подростки относятся к главному герою повести (Николеньке) в целом как к чуждому им, все же они находят много общего в его отдельных поступках и переживаниях. Кроме того, в образе Николеньки раскрыты особенности, характерные вообще для детей подросткового возраста, а не только связанные с общественно-историческими условиями его жизни и воспитания. Учитывая это, мы составили из четырех глав данной повести1 (с соответствующими сокращениями) текст, содержащий описание нескольких поступков Николеньки Иртеньева, в которых проявились некоторые общие особенности его, как подростка, не специфические для конкретных условий его жизни и воспитания. В тексте по существу остается только один чуждый для наших детей момент — это то, что у Николеньки был гувернер и он учился дома. Выбор упомянутых выше глав повести Л. Н. Толстого был обусловлен также следующими соображениями: 1. В этих главах имеется описание нескольких поступков Николеньки и его брата Володи, которые касаются основных отношений ребенка: отношения к своим обязанностям, к взрослым, к сверстникам и к себе. 2. Герой повести Николенька совершает ряд поступков, с которыми дети постоянно сталкиваются в повседневной жизни, общении с товарищами и взрослыми. 3. Каждый из поступков Николеньки дан не изолированно, а в сложных связях с другими поступками. Это порождает довольно сложные и даже конфликтные внутренние ситуации; они могут быть поняты и оценены по-разному, в зависимости от учета детьми разных моментов и от характера имеющихся у них критериев оценки поступков и личности. 4. Поскольку каждый из поступков Николеньки связан с другими поступками, это дает возможность исследовать 174 не только особенности анализа и оценки нашими подростками отдельных поступков, но и характер более общей оценки поведения и личности, основанной на обобщении нескольких поступков. В связи с задачами исследования мы были вынуждены при составлении текста несколько сократить главы повести, однако при этом мы старались по мере возможности не вносить в текст никаких других изменений1. Предварительные опыты показали, что предлагавшийся детям текст оказался вполне доступным учащимся IV и даже III класса, но для более младших детей он был труден. В связи с этим мы переработали основной текст с целью облегчения его понимания для учащихся I и II классов. Мы несколько изменили первую часть текста, но полностью сохранили описание всех поступков Николеньки, мотивы поступков и его переживания. Таким образом оказалось возможным получить материал, относящийся к детям разных возрастов, но в то же время сравнимый, поскольку в эксперименте использовался один и тот же текст. Эксперимент проводился следующим образом: перед чтением текста мы рассказывали детям, когда и в какой семье жил Николенька, говорили, что он не ходил в школу, а учился дома, а также объясняли некоторые слова, которые могли быть неизвестны детям. Затем читался текст, а после этого с ребенком проводилась беседа. В беседе мы ставили перед собой задачу выяснить, с какой точки зрения дети оценивают поступки Николеньки, какие моменты при этом являются для них наиболее существенными, что в поступках, мотивах и переживаниях Николеньки им близко и понятно и в какой мере это влияет на отношение детей и к самому Николеньке, и к его поступкам. В связи с этим мы спрашивали ребенка, как он относится к Николеньке, в чем он ему сочувствует, а за что осуждает, что ему нравится и не нравится в его поступках, чем Николенька похож и непохож на наших ребят, спрашивали, как бы ребенок поступил на месте Николеньки, и пр. Все эксперименты проводились индивидуально с каждым ребенком. 175 Предварительные эксперименты по этому тексту показали, что если младшие школьники чувствуют себя свободно и отвечают на вопросы откровенно, то необходимым условием работы с подростками является предварительное установление с ними тесного контакта. При его отсутствии сбор материала был затруднен и даже невозможен, поскольку в этом случае подростки о многих очень существенных для нас моментах умалчивали или отвечали коротко и формально. Поэтому нашей первой задачей было установление контакта с подростками. Когда у нас налаживались дружеские отношения с подростком, создавались необходимые условия для работы, подростки очень серьезно относились к беседам, были очень откровенны, не стремились что-либо скрыть от нас и свободно рассказывали о своем отношении и своих собственных переживаниях. Общее количество детей, с которыми проводилось исследование, — 14 младших школьников и 10 подростков. При обработке материала мы проводили детальный качественный анализ каждого протокола по определенным, интересующим нас вопросам; полученные данные сравнивались с данными таких же бесед с другими детьми, в результате чего устанавливалось общее и отличное у разных детей. Обобщение всего материала позволило сделать выводы относительно направления изменений, происходящих с возрастом, и тех особенностей, которые специфичны для подростков. При изложении материала после приведения протокола беседы следует его анализ. При анализе последующих протоколов мы отмечаем их сходство и отличие от предыдущих протоколов, особенно выделяя то новое, что выступило в данном протоколе беседы. Мы приводим не весь материал, а только некоторые протоколы бесед с детьми младшего школьного возраста (II—IV классы) и подростками, учащимися VII—VIII классов. Протоколы бесед с учащимися V—VI классов не представлены в статье потому, что по своему содержанию они являются «переходными»; их исключение позволяет наиболее ярко и отчетливо показать основное различие в оценке поступков у младших школьников и подростков. 176 2. Особенности оценки поступков младшими
177
178
В содержании бесед с Любой и Таней имеется очень много общих моментов, поэтому мы будем анализировать оба протокола вместе. Обе девочки выделяют все основные поступки Николеньки (он не выучил урок и получил плохую отметку; не сказал правду гувернеру, когда тот его спросил об отметке; открыл без разрешения портфель и сломал ключик; нарочно оборвал платье; нагрубил воспитателю и ударил его). Каждый поступок они оценивают отрицательно, потому что Николенька поступил так, как поступать нельзя. Обеим девочкам Николенька абсолютно ничем не 179 нравится, и они ему ни в чем не сочувствуют. Ни Таня, ни Люба самостоятельно не выделяют ни одного мотива поступков Николеньки, и вообще ни о мотивах поступков, ни о переживаниях Николеньки они не говорят. Девочки отмечают только факт поступка и его несоответствие нормам поведения. Переживание Николенькой стыда перед гостями Люба связывает с тем, что он якобы осознает плохое поведение и недобросовестность в учении (а не связывает эти переживания с обидным для него отношением гувернера). Поступок гувернера девочки считают правильным, а наказание Николеньки — заслуженным и справедливым. Поступок Володи обе девочки осуждают, так как он сказал неправду; но сам Володя им нравится, потому что он хорошо учился («учился на пять», «двоек не получал») и хорошо вел себя; именно эти факты выступают как наиболее существенные для положительной оценки Володи. Для оценки Николеньки слабые успехи в учении тоже очень важны для девочек. Так, Таня говорит, что она не стала бы дружить с Николенькой, и в качестве одной из причин этого указывает на то, что он получает единицы.
180
181
182
183
Сережа и Оля, так же как Таня и Люба, осуждают поступки Николеньки, он им ничем не нравится и они ему не сочувствуют. С их точки зрения, он все делает не так, как нужно («Он старших должен слушаться, не должен их бить», «Надо сказать правду», «Надо было сказать, что он получил единицу и сломал ключик»). Поэтому к наказанию Николеньки Сережа и Оля относятся как к справедливому и заслуженному и считают, что Николенька не должен был бы обижаться, что его наказали. Оля и Сережа утверждают, что, будучи на месте Николеньки, они бы поступили совсем иначе, и предвидят свое поведение как полностью отвечающее 184 известным им требованиям и не допускают возможности их нарушения. Говоря о поступках Николеньки, и Оля и Сережа в основном констатируют факты поведения, а не учитывают их психологическую сторону. Наиболее отчетливо это проявляется, когда они пытаются установить сходство Николеньки с их товарищами. Сравнение с ними идет по линии установления сходства не в мотивах, стремлениях и переживаниях, а в определенных фактах поведения (балуется, не слушается, говорит неправду, получает плохие отметки). Однако, в отличие от предыдущих детей, Оля и Сережа все же раскрывают некоторые мотивы поступков Николеньки и говорят о его переживаниях (связанных с ожиданием наказания, осуждением себя в истории с ключиком, желанием «похвалиться»). Кроме того, они наделяют его своими собственными переживаниями, причем именно такими, которые связаны с нарушением соответствующих норм. Это прежде всего относится к утверждению, что Николенька «переживал из-за плохих отметок». То же самое в известной мере касается их утверждения, что Николеньке было стыдно перед гостями главным образом из-за его собственных плохих поступков. Как и первые двое детей, Сережа и Оля придают очень большое значение тому, что Николенька получил единицу; на этом основании они говорят, что он вообще плохо учился, не готовил уроков и получал плохие отметки. В оценке Володи и Николеньки эти моменты имеют для них существенное значение. Важно отметить, что характер высказываний Оли и Сережи свидетельствует о том, что они уже начинают понимать поступки Николеньки не как изолированные, а как связанные друг с другом и ставят их в зависимость от отношения окружающих к Николеньке. Так, Оля первопричину всех бед Николеньки видит в том, что ему «никто не помог». Кроме того, она связывает между собой его поступки («он не вытерпел уже») и видит в отношении гувернера к Николеньке нечто неправильное. Володю Оля и Сережа оценивают так же, как другие дети этого возраста, и по тем же основаниям, но в этих протоколах яснее выступает то, что этим детям нравится отношение Володи к брату. 185
186
Беседа с Петей имеет много сходных моментов с предыдущими беседами, но и во многом от них отличается. Во-первых, Петя меньше, чем другие дети, говорит об отдельных фактах поведения Николеньки и значительно больше о его взаимоотношениях с другими людьми, мотивах его поступков и переживаниях. Он отмечает моменты, на которые дети более младшего возраста не обращали внимания и которых не выделяли. Сравнивая 187 Николеньку со своими товарищами, Петя устанавливает сходство между ними в стремлениях и некоторых качествах личности («хочет показать, что он герой», «настойчивый», «настырный»). Во-вторых, хотя Петя считает поступки Николеньки неправильными и осуждает его, он прямо говорит о том, что «кое в чем сочувствует» Николеньке. Петя сочувствует Николеньке в его переживаниях, связанных с отношением к нему сверстников («его никто не выбирал, он получался остающимся»), учителя («ничего не сказал, не поправлял его») и гувернера («ничего не говорил, не объяснял, не помогал, а только розгами учил»). Петя считает это отношение неправильным и обидным. Он связывает поступки Николеньки с отношением к нему других людей, а также видит связь между отдельными поступками Николеньки. По существу он начинает анализировать всю ситуацию и взаимоотношения Николеньки с людьми. Виноватыми в поступках Николеньки оказываются не только он сам, но и другие люди. Именно поэтому, по-видимому, он затрудняется ответить на вопрос, какой Николенька мальчик — хороший или плохой. В данном случае намечается зависимость оценки Николеньки от отношения к нему со стороны других людей. Однако, с точки зрения Пети, факт неправильного отношения к Николеньке хотя и смягчает его вину, но не оправдывает его поступков. Петя считает, что гувернер унизил Николеньку, но при этом он все же полагает, что Николенька не имеет права устраивать «бунт», так как он совершил много неправильных поступков и сам был виноват перед гувернером. Кроме того, Петя не допускает мысли о возможности активного сопротивления взрослым по этому поводу и в подобной ситуации. Свое собственное поведение в сходных ситуациях Петя предвидит, как отвечающее тем нормам, с точки зрения которых он осудил поступки Николеньки Иртеньева. Следует отметить, что для Пети, как и для других детей, в оценке Николеньки и Володи большое значение имеет отношение к учению этих мальчиков и то, как они учились. 188
189
190
Беседа с Юлей отличается отпредыдущей только большей определенностью и ясностью наметившихся ранее моментов. Николенька Юле не нравится, и она его осуждает за то же, за что его осудили и другие дети; однако она ему сочувствует и даже больше, чем Петя. Юля выделяет почти все мотивы поступков Николеньки, его переживания, связанные с этими поступками и отношением к нему окружающих людей, общее состояние, возникшее у него после того, как он сломал ключик. Так же как и Петя, Юля уже по существу анализирует всю ситуацию и рассматривает поступки Николеньки на фоне отношений Николеньки с людьми и причин, обусловивших его поступки. Юля считает обидным 191 и неправильным отношение к Николеньке со стороны сверстников, Сонечки, учителя и гувернера и сочувствует Николеньке в его переживаниях по этому поводу. Например, она сочувствует Николеньке в том, что с ним «никто не водился, не играл», в том, что ему не помог учитель, а гувернер поступил совсем не так, как было нужно («надо было сказать тихонечко, отвести в сторону» и т. д.). Однако факту унижения Николеньки и его переживаниям по этому поводу Юля не придает большого значения; она даже отбрасывает возникшую у нее мысль о возможности сопротивления со стороны Николеньки и считает такое поведение неправильным и недопустимым по отношению к взрослому. Она не сочувствует Николеньке в его переживаниях по поводу его унижения, хотя считает, что Николеньке было все это неприятно и обидно. Несмотря на то что Юля видит много неправильного в отношении окружающих к Николеньке, однако это не является для нее оправданием его поступков и не меняет ее оценку Николеньки и отношение к нему. Так же как и другие дети, Юля считает, что, будучи на месте Николеньки, она бы поступала правильно и делала все так, как нужно. Следует отметить, что и Володю, и его поступок Юля оценивает так же, как и другие дети: поступок — отрицательно, а самого Володю — положительно. ** Обобщая все данные, полученные в беседах с детьми младшего школьного возраста, можно сказать следующее: все младшие школьники оценивают поступки Николеньки отрицательно и дают отрицательную оценку ему самому. Основанием такой оценки является факт нарушения Николенькой определенных норм поведения. Только в конце младшего школьного возраста (IV класс) у некоторых детей исчезает категоричность в отрицательной оценке Николеньки при наличии отрицательной оценки его поступков. Самые младшие из изучавшихся нами детей (второклассники), выражая свое отношение, просто перечисляют поступки Николеньки, в которых он нарушал нормы поведения. О мотивах его поступков и переживаниях 192 сами они не говорят и по этому поводу на вопросы даже не всегда могут ответить. С возрастом положение меняется. Третьеклассники не просто перечисляют поступки Николеньки, а выделяют уже мотивы его поступков и говорят о некоторых его переживаниях (это — переживания, связанные с получением единицы и ожиданием наказания за нее, самоосуждение Николеньки в истории с ключиком, а также желание «похвалиться», переживание стыда перед гостями, которое дети истолковывают как стыд за то, что он себя плохо вел и плохо учился). Четвероклассники, кроме этих моментов, выделяют и другие мотивы и переживания, причем именно такие, которые связаны с несправедливым отношением к Николеньке сверстников, учителя и гувернера. Следовательно, до IV класса дети в основном говорят о фактах поведения и высказывают свое отношение к ним, но не раскрывают причины поступков и связанные с ними переживания. Это проявилось также и в том, на что дети обращают внимание при сравнении Николеньки с их товарищами. Очень важно отметить, что младшие школьники особенно выделяют и обращают наибольшее внимание на факт получения Николенькой единицы и его поведение на уроке. Для младших школьников очень существенным основанием оценки (и Николеньки, и Володи) являются моменты, связанные с учением и отметкой. То, что Николенька «плохо учился», «получил единицу», «плохо вел себя», а Володя, наоборот, «хорошо учился», «получил пятерку» и «хорошо вел себя», выступает для второклассников как главное основание общей оценки Николеньки и Володи. Для третьеклассников и четвероклассников эти моменты также продолжают оставаться очень существенными. Иначе говоря, для оценки, которую дают младшие школьники Володе и Николеньке, наиболее важными являются моменты, относящиеся к выполнению основных требований, предъявляемых детям этого возраста в школе и дома — это хорошо учиться и хорошо вести себя. Кроме того, в тех случаях, когда дети уже начинают выделять переживания Николеньки, они в первую очередь отмечают именно переживания, связанные с получением плохой отметки. Только в этих переживаниях они находят свое сходство с Николенькой. 193 Интересно, что некоторые дети не только раскрывают подлинные переживания Николеньки, связанные с отметкой, но и приписывают ему переживания, которые он, с их точки зрения, должен был бы при этом испытывать, т. е. наделяют его своими собственными переживаниями; например, утверждают, что Николенька «переживал из-за плохих отметок» и по поводу того, что ему «никто не помог». Все эти факты могут быть объяснены на основе результатов исследований Л. И. Божович, Л. С. Славиной [1], М. Н. Волокитиной [2] и др., в которых было показано, что для детей школьного возраста учение составляет основное содержание их жизни и все связанное с учением и отметкой является для них очень существенным. По-видимому, именно поэтому все указанные моменты являются для младших школьников очень важным основанием как их оценки поступков Николеньки, так и отношения к нему. Существенным изменением, происходящим при переходе от младшего возраста к более старшему, является то, что дети все больше обращают внимание на переживания Николеньки и мотивы его поступков, связанные с отношением к нему окружающих людей. Более того, постепенно в центре внимания детей оказываются взаимоотношения Николеньки с людьми и именно в связи с этим дети переходят от констатации и перечисления отдельных поступков Николеньки к анализу всей ситуации, в которой он эти поступки совершил, и тех условий, которые оказывали на них влияние. Если второклассники рассматривали поступки Николеньки изолированно один от другого, то в дальнейшем появляется и возрастает тенденция связать между собой отдельные его поступки и понять обусловившие их причины внешнего и внутреннего порядка. С каждым классом эта особенность проявляется все отчетливее. При этом с возрастом дети все больше связывают мотивы поступков Николеньки и его переживания с отношением к нему окружающих. По-видимому, это свидетельствует о том, что для младших школьников взаимоотношения со взрослыми и товарищами постепенно становятся все более важными, а к концу младшего школьного возраста они выделяются как более или менее самостоятельная область действительности, которая является предметом их внимания 194 и размышления. Тот установленный в исследовании факт, что детьми все больше выделяется характер взаимоотношений Николеньки с окружающими людьми, является следствием накопления ими на протяжении младшего школьного возраста значительного опыта взаимоотношений с учителем, товарищами, коллективом и связанных с этими взаимоотношениями переживаний. По мере накопления такого опыта у детей растет понимание соответствующих переживаний Николеньки и сочувствие им. Сочувствие младших школьников Николеньке, как мы видели из анализа материала, непосредственно связано с выделением ими фактов обидного для Николеньки отношения к нему со стороны окружающих. Однако ни выделение этих фактов, ни появление сочувствия Николеньке не изменяет у младших школьников их отрицательной оценки как отдельных его поступков, так и его самого. На протяжении младшего школьного возраста дети все полнее раскрывают мотивы поступков Николеньки и его переживания, тем не менее даже четвероклассники не выделяют некоторых чрезвычайно существенных моментов в его взаимоотношениях и переживаниях. Это прежде всего относится к переживаниям Николеньки, связанным с отношением окружающих к его личности и его отношением к себе. Только некоторые школьники III и IV класса понимают, что Николенька стремился «показать себя», но этому они не сочувствуют. Ни один младший школьник не придает особого значения факту унижения Николеньки; дети не понимают подлинных причин обиды и протеста Николеньки, не сочувствуют ему в его переживаниях, связанных с оскорбительным отношением к нему гувернера. Мысль о том, что оскорбление и унижение могут быть основанием для активного протеста со стороны униженного, даже не возникает у них, наоборот, они считают такой протест недопустимым и неправильным, особенно по отношению к взрослому. Иначе говоря, вся гамма переживаний Николеньки, связанных с оскорбительным отношением к нему окружающих, с унижением его личности и с его собственным отношением к себе, остается вне сферы внимания младших школьников, не вызывает у них понимания и сочувствия. Во всех беседах обращает на себя внимание также 195 тот факт, что младшие школьники не сравнивают себя с Николенькой, не пытаются стать на его место даже в тех случаях, когда они говорят о некоторых моментах сходства с ним. Они относятся к его поступкам как бы со стороны, хотя в некоторых случаях ему сочувствуют. Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, тем, что у младших школьников еще нет особого интереса к своим собственным качествам и особенностям (хотя, конечно, у них есть какое-то представление о них); во-вторых, по-видимому, тем, что Николенька нарушает очень существенные нормы поведения и требования, и это в сознании детей тесно связано с представлением не только о «плохом поведении», но и вообще «плохом» мальчике или девочке. Понятно, что дети не хотят быть такими, и это мешает им ставить себя на место Николеньки. Правильность этого объяснения подтверждается тем, что все младшие школьники, отвечая на наш вопрос о том, как бы они поступали на месте Николеньки, говорят, что во всех случаях они поступали бы иначе, чем он: свое поведение в сходных ситуациях они предвидят как полностью отвечающее нормам поведения и предъявляемым им требованиям. Подводя итог рассмотрению данных, полученных в беседах с младшими школьниками, мы должны констатировать, что наиболее существенным основанием оценки поступков детьми этого возраста является соответствие этих поступков определенным нормам поведения и требованиям, которые предъявляются детям этого возраста в школе и семье. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |