Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что учащимся нравится в занятиях по труду




(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
1. Нравится работа на станках или выполнение различных операций 24,3 17,6 21,8 59,5 24,8
2. Нравится приобретение специальности, умений, навыков 12,1 12,7 12,9 19,0 30,3
3. Нравится общественная полезность труда 12,8 9,1 8,2 13,3 16,6
4. Общие ответы, без конкретного обоснования отношения:          
а) нравится работа в мастерских, на пришкольном участке и т. п. 18,3 28,9 22,1 7,0 20,0
б) нравится домоводство 30,1 28,7 32,5
5. Прочие ответы 2,4 3,0 2,5 1,2 8,3

В некоторых сочинениях мальчики пишут: «Мне, как и всем ребятам нашего класса, больше всего нравится работать на станке». Во всех возрастах подобные мотивировки положительного отношения к занятиям по труду встречаются довольно часто; по сравнению с VIII классом в IX классе уменьшается количество таких ответов школьников, но при этом важно отметить, что именно в IX классе имеется наибольшее количество указаний на то, что учащиеся хотят работать на станках, но не работают (см. табл. 6).

Рассмотрение содержания высказываний учащихся показывает, что многим пятиклассникам в работе с деревом и металлом нравится выполнение различных операций по их обработке: детям нравится просто пилить, строгать, резать и обтачивать металл или дерево. В VI классе интерес к труду такого рода уменьшается, а в более старших классах учащиеся на это совсем не указывают. Следовательно в V и даже в VI классах для учащихся является привлекательной процессуальная сторона труда, выполнение отдельных операций.

40

В работе с металлом и деревом и в работе на станке школьников привлекает изготовление вещи собственными руками, а также то, что они при этом овладевают соответствующим мастерством, определенными умениями и приобретают специальность.

Начиная с VIII класса приобретение специальности выступает как один из основных моментов положительного отношения к занятиям по труду; если в V—VII классах на это указывается в 12,1—12,9% ответов школьников, то в VIII и IX классах таких ответов соответственно 19% и 30,3%.

Часть школьников (8,2—16,6% ответов) указывает на то, что в занятиях по труду им нравится общественная полезность их труда, т. е. то, что сделанные ими предметы используются на производстве, в школе, при работе на пришкольном участке, в мастерских.

Обращает на себя внимание факт, что девочкам V, VI и VII классов нравятся занятия по домоводству, особенно занятия по кройке и шитью (соответственно 30,1%; 28,7% и 32,5% ответов). В отдельных классах некоторых школ количество таких ответов учащихся доходит до 62—69%. Следует отметить, что многие девочки старших классов считают неправильным отсутствие у них домоводства и говорят о необходимости его введения как безусловно нужного и полезного.

В таблице 6 представлены данные по вопросу о том, что учащихся не удовлетворяет в занятиях по труду1.

На первом месте по значению и количеству стоят указания школьников на то, что им не дают «настоящей работы», причем в большинстве случаев они прямо пишут о том, что им нравится и хочется работать на станках, но такой работы они не получают или им ее не доверяют.

С возрастом подобных высказываний становится все больше: в V—VII классах об этом пишут лишь отдельные учащиеся, а в VIII и IX классах на это указывается соответственно в 14,3% и 18% ответов школьников.

Некоторых учащихся занятия по труду не удовлетворяют потому, что они, с их точки зрения, не приносят пользы, т. е. в процессе этих занятий они не приобретают

41

Таблица 6

Что учащихся не удовлетворяет в занятиях по труду

(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
1. Не удовлетворяет отсутствие работы на станках или „настоящей работы“ 0,2 0,8 0,9 14,3 18,0
2. Занятия не приносят пользы (не дают специальности, умений и т. п.) 0,2 0,6 7,5 10,9
3. Наличие других недостатков: однообразные работы, отсутствие внимания к работе учащихся и т. п. 1,2 1,4 7,3 10,7 7,4
4. Общие ответы (без конкретного обоснования отношения (не нравится работа в мастерских, автодело и т. п.) 3,2 2,2 4,8 0,4

полезных и необходимых им в дальнейшем умений, навыков, не приобретают специальности. До VIII класса об этом пишут немногие школьники (до 0,6% ответов); в VIII—IX классах подобных указаний значительно больше (соответственно 7,5% и 10,9% ответов).

Часть учащихся объясняет свою неудовлетворенность занятиями по труду тем, что их работа однообразна, неинтересна, неудачно организована во времени, ей уделяют недостаточно внимания на производстве и т. п.

Таким образом, наш материал показал, что в организации труда учащихся, особенно в старших классах, имеются недостатки, некоторые из которых связаны с неучетом тех требований, которые имеются у учащихся того или иного возраста в отношении этих занятий.

**
*

Обработка данных по вопросу о том, что́ учащиеся собираются делать после окончания школы, показала, что в разных классах от 59,9% до 71,5% школьников хотят учиться дальше; некоторые учащиеся думают после окончания

42

школы одновременно работать и учиться (в VIII классе таких учащихся больше всего); от 12,2% до 21% школьников — собираются только работать.

Более детальный анализ материала обнаружил, что из числа учащихся, думающих после окончания школы учиться, больше половины собираются поступить в высшие учебные заведения. Некоторая часть учащихся, которые хотят после окончания школы работать, имеют целью, проработав два года, получить производственный стаж, чтобы после этого учиться дальше (количество таких школьников с возрастом увеличивается). Следовательно, значительная часть учащихся желает в будущем получить высшее образование.

Большинство учащихся, которые собираются после окончания школы работать, думают получать рабочие профессии и идти на производство; небольшая группа девочек выражает желание работать в швейном производстве.

Важно отметить, что почти во всех школах, в которых мы собирали материал, имеются отдельные VI, VII и VIII классы, где количество учащихся, выражающих желание работать после окончания школы, доходит до 40%, 50% и даже 60% (соответственно уменьшается количество учащихся, которые хотят учиться). С другой стороны, в некоторых, хотя и очень немногих, старших классах таких учащихся очень мало (один-два человека).

В связи с этим возникает вопрос о причинах подобных фактов. В рамках данной статьи мы не можем всесторонне осветить эти причины, однако наш материал показал известную зависимость между характером организации занятий по труду и выбором учащимися пути после окончания школы1. А именно: в случаях, когда школьники работают на производстве (а в некоторых случаях — в мастерских), оценивают свою работу как продуктивную, считают, что они помогают производству в выполнении плана, работают на станках и овладевают при этом специальностью, значительно большее количество учащихся, чем при другой организации занятий по труду, хотят после окончания школы работать на производстве.

43

**
*

Анализ ответов школьников на вопрос: «Хорошо ли тебя школа готовит к жизни и что ты предлагаешь, чтобы улучшить эту подготовку?» показал наличие двух групп классов: в V—VII классах положительно оценивают получаемую в школе подготовку 71—81,3% учащихся; в VIII—IX классах таких школьников меньше: 57— 59,2% (см. табл. 7).

Таблица 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...