Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что учащимся нравится в занятиях по труду
(количество ответов каждой категории дается в %)
В некоторых сочинениях мальчики пишут: «Мне, как и всем ребятам нашего класса, больше всего нравится работать на станке». Во всех возрастах подобные мотивировки положительного отношения к занятиям по труду встречаются довольно часто; по сравнению с VIII классом в IX классе уменьшается количество таких ответов школьников, но при этом важно отметить, что именно в IX классе имеется наибольшее количество указаний на то, что учащиеся хотят работать на станках, но не работают (см. табл. 6). Рассмотрение содержания высказываний учащихся показывает, что многим пятиклассникам в работе с деревом и металлом нравится выполнение различных операций по их обработке: детям нравится просто пилить, строгать, резать и обтачивать металл или дерево. В VI классе интерес к труду такого рода уменьшается, а в более старших классах учащиеся на это совсем не указывают. Следовательно в V и даже в VI классах для учащихся является привлекательной процессуальная сторона труда, выполнение отдельных операций. 40 В работе с металлом и деревом и в работе на станке школьников привлекает изготовление вещи собственными руками, а также то, что они при этом овладевают соответствующим мастерством, определенными умениями и приобретают специальность. Начиная с VIII класса приобретение специальности выступает как один из основных моментов положительного отношения к занятиям по труду; если в V—VII классах на это указывается в 12,1—12,9% ответов школьников, то в VIII и IX классах таких ответов соответственно 19% и 30,3%. Часть школьников (8,2—16,6% ответов) указывает на то, что в занятиях по труду им нравится общественная полезность их труда, т. е. то, что сделанные ими предметы используются на производстве, в школе, при работе на пришкольном участке, в мастерских. Обращает на себя внимание факт, что девочкам V, VI и VII классов нравятся занятия по домоводству, особенно занятия по кройке и шитью (соответственно 30,1%; 28,7% и 32,5% ответов). В отдельных классах некоторых школ количество таких ответов учащихся доходит до 62—69%. Следует отметить, что многие девочки старших классов считают неправильным отсутствие у них домоводства и говорят о необходимости его введения как безусловно нужного и полезного. В таблице 6 представлены данные по вопросу о том, что учащихся не удовлетворяет в занятиях по труду1. На первом месте по значению и количеству стоят указания школьников на то, что им не дают «настоящей работы», причем в большинстве случаев они прямо пишут о том, что им нравится и хочется работать на станках, но такой работы они не получают или им ее не доверяют. С возрастом подобных высказываний становится все больше: в V—VII классах об этом пишут лишь отдельные учащиеся, а в VIII и IX классах на это указывается соответственно в 14,3% и 18% ответов школьников. Некоторых учащихся занятия по труду не удовлетворяют потому, что они, с их точки зрения, не приносят пользы, т. е. в процессе этих занятий они не приобретают 41 Таблица 6 Что учащихся не удовлетворяет в занятиях по труду (количество ответов каждой категории дается в %)
полезных и необходимых им в дальнейшем умений, навыков, не приобретают специальности. До VIII класса об этом пишут немногие школьники (до 0,6% ответов); в VIII—IX классах подобных указаний значительно больше (соответственно 7,5% и 10,9% ответов). Часть учащихся объясняет свою неудовлетворенность занятиями по труду тем, что их работа однообразна, неинтересна, неудачно организована во времени, ей уделяют недостаточно внимания на производстве и т. п. Таким образом, наш материал показал, что в организации труда учащихся, особенно в старших классах, имеются недостатки, некоторые из которых связаны с неучетом тех требований, которые имеются у учащихся того или иного возраста в отношении этих занятий. ** Обработка данных по вопросу о том, что́ учащиеся собираются делать после окончания школы, показала, что в разных классах от 59,9% до 71,5% школьников хотят учиться дальше; некоторые учащиеся думают после окончания 42 школы одновременно работать и учиться (в VIII классе таких учащихся больше всего); от 12,2% до 21% школьников — собираются только работать. Более детальный анализ материала обнаружил, что из числа учащихся, думающих после окончания школы учиться, больше половины собираются поступить в высшие учебные заведения. Некоторая часть учащихся, которые хотят после окончания школы работать, имеют целью, проработав два года, получить производственный стаж, чтобы после этого учиться дальше (количество таких школьников с возрастом увеличивается). Следовательно, значительная часть учащихся желает в будущем получить высшее образование. Большинство учащихся, которые собираются после окончания школы работать, думают получать рабочие профессии и идти на производство; небольшая группа девочек выражает желание работать в швейном производстве. Важно отметить, что почти во всех школах, в которых мы собирали материал, имеются отдельные VI, VII и VIII классы, где количество учащихся, выражающих желание работать после окончания школы, доходит до 40%, 50% и даже 60% (соответственно уменьшается количество учащихся, которые хотят учиться). С другой стороны, в некоторых, хотя и очень немногих, старших классах таких учащихся очень мало (один-два человека). В связи с этим возникает вопрос о причинах подобных фактов. В рамках данной статьи мы не можем всесторонне осветить эти причины, однако наш материал показал известную зависимость между характером организации занятий по труду и выбором учащимися пути после окончания школы1. А именно: в случаях, когда школьники работают на производстве (а в некоторых случаях — в мастерских), оценивают свою работу как продуктивную, считают, что они помогают производству в выполнении плана, работают на станках и овладевают при этом специальностью, значительно большее количество учащихся, чем при другой организации занятий по труду, хотят после окончания школы работать на производстве. 43 ** Анализ ответов школьников на вопрос: «Хорошо ли тебя школа готовит к жизни и что ты предлагаешь, чтобы улучшить эту подготовку?» показал наличие двух групп классов: в V—VII классах положительно оценивают получаемую в школе подготовку 71—81,3% учащихся; в VIII—IX классах таких школьников меньше: 57— 59,2% (см. табл. 7). Таблица 7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |