Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношение учащихся к занятиям по труду




(количество ответов каждой категории дается в %)

Категории ответов учащихся

Классы

V VI VII VIII IX
Занятия нравятся 94,4 92,5 90,3 72,3 70,2
Занятия не совсем удовлетворяют 0,7 2,7 3,7 6,7 7,5
Занятия не удовлетворяют 1,2 2,6 4,3 19,2 19,5
Нет ответа на вопрос 3,7 2,2 1,7 1,8 2,8

Это объясняется не ослаблением интереса к занятиям по труду, а тем, что с возрастом повышается уровень требований учащихся к этим занятиям.

Наш материал показывает, что в некоторых VIII и IX классах занятия по труду нравятся 87—91% школьников, в то время как в других классах — 50—60%. Наличие подобных колебаний прямо ставит вопрос о зависимости отношения учащихся к занятиям по труду от организации этих занятий. Организация занятий по труду в некоторых старших классах тех школ, в которых мы собирали материал, имеет недостатки. Уменьшение в старших классах количества учащихся, удовлетворенных занятиями по труду, является следствием изменения с

37

возрастом требований учащихся к этим занятиям, которые не всегда учитываются при организации труда старшеклассников. Это подтверждается тем фактом, что с возрастом увеличивается количество указаний школьников на недостатки и неудовлетворяющие их моменты в занятиях по труду. Соответствующие данные представлены в таблице 4 (количество ответов дается в %).

Таблица 4

Классы V VI VII VIII IX
Указания на моменты в занятиях, неудовлетворяющие учащихся 0,8 4,3 5,4 27,0 25,0

Что же именно школьникам нравится и что не нравится в занятиях по труду?1

Ответы школьников, в которых они указывали, что им нравится в занятиях по труду (или почему нравятся занятия), были разбиты на пять категорий.

1. Ответы, в которых положительное отношение учащихся к занятиям по труду мотивировалось тем, что им нравится работать на станках (по слесарному и столярному делу), нравится выполнять различные операции по обработке металла и дерева; например, нравится работа на токарном станке, нравится обтачивать металл.

2. Ответы, в которых как положительное отмечалось то, что занятия приносят пользу, например, нравится то, что на занятиях по труду получают специальность, приобретают полезные умения, навыки, знания.

3. Ответы с указанием на общественную полезность труда, выступающую для школьников как привлекательное

38

в занятиях; например, нравится то, что изготовляемые изделия используются в школе, сделанные детали помогают заводу в выполнении производственного плана.

4. Ответы, в которых имелось только общее указание на то, какая работа нравится; например, указывалось, что нравится работа в школьных мастерских, на пришкольном участке, автодело и т. п. Внутри этой категории выделены ответы девочек, которым нравятся занятия по домоводству.

5. Прочие ответы.

Ответы школьников, в которых указывалось, что́ их не удовлетворяет в занятиях по труду, были разбиты на четыре категории.

1. Ответы с указанием на то, что на занятиях учащимся не дают «настоящей» работы, не доверяют работы на станках или же занятия организованы так, что они не работают на станках.

2. Ответы, в которых школьники объясняют свое отношение тем, что занятия не приносят им пользы; например, не нравится то, что они не получают специальности или не овладевают полезными умениями и навыками.

3. Ответы с указанием на другие различные недостатки в организации занятий: однообразие работы, отсутствие связи между теоретическим и практическим курсом, отсутствие внимания к их работе, плохое преподавание, нехватка инструментов и т. п.

4. Ответы без конкретного обоснования того, что не нравится в работе; например, просто указывается, что не нравится работа в столярной или слесарной мастерской, не нравится автодело и т. п.

Прежде всего остановимся на выяснении того, что учащимся нравится в занятиях по труду. Материал по этому вопросу представлен в таблице 51. Рассмотрим полученные данные с точки зрения их различий в разных возрастах.

Материал показывает, что во всех классах учащихся (в основном мальчиков) привлекает работа на станках и операции, связанные с обработкой металла и дерева.

39

Таблица 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...